КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ
один из догматов вероучения пятидесятников. к-рые придают особое значение девяти н.-з. «пятидесятническим дарам» (см. 1 Кор. 12: 8-10). Эти дары могут якобы быть получены каждым верующим во время К. д. на т. н. рев-нительных молитв, собраниях, к-рым предшествует длительный и строгий пост. Лицо, испытавшее К. д., по учению пятидесятников, становится равным Христу в своих сверхъестеств. способностях и получает вечное блаженство за гробом. Внешним проявлением сошествия духа считается «говорение на иноязыках» (глоссолалии) . С т. зр. психиатрии такое «говорение» не что иное, как бессмысленные выкрики и бормотание в состоянии помрачения сознания, наступающего у верующего вследствие исступленной молитвы. Оно сопровождается дрожанием, рук, всего тела и т. п., за что пятидесятников прозвали в народе «трясунами».

Источник: Атеистический словарь

КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ
по вероучению баптистов, молокан и пятидесятников - сошествие «божеств, духа» на человека, приобщение к богу, вследствие к-рого человек будто бы начинает жить в особом мире религ. чувств, не свойственных окружающим. Понятие К. д. направлено против ортодоксально-правосл. и католич. обряда «водного» крещения и является формой протеста против внешней» обрядности правосл. и католич. церквей. В условиях царской России, где правосл. церковь стояла на страже эксплуатат. классов, учение о К. д. в какой-то мере было и формой протеста части верующих против господств. эксплуатат. строя. Вместе с тем сектантские руководители вкладывают в понятие К. д. прямое противопоставление жизни сектантов задачам и целям «мирского» общества. Баптист Павлов писал, напр., что К. д. включает «смерть всему мирскому». Т. о., учение о К. д. уводит людей от классовой борьбы, активного участия в строительстве социализма и коммунизма в мир религ. иллюзий. В этом глубоко реакц. смысл учения о К. д., важный для характеристики сектантства. Толкования К. д., даваемые каждой из указ. сект, сходясь в основном, в нек-рых чертах отличаются одно от другого. Молокане полагают, что люди, принявшие их учение, уже «крестились духом». Баптисты и пятидесятники видят в К. д. процесс уверования и покаяния, предшествующий водному крещению. Пятидесятники учат к тому же, что К. д. может получить не каждый, а лишь тот, кто посвящает себя «божеств, труду» - изнуряет себя молитвами и постом. Внешним проявлением К. д. они считают «говорение на языках», т. е. доведение человека до религ. экстаза, при к-ром начинаются бессмысл. выкрики. Нередко за «истинное» К. д. пятидесятники выдают состояние полного физ. и психич. расстройства человека. 9. я. Боград

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.