КРАУЗЕ КАРЛ ФРИДРИХ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КРАУЗЕ КАРЛ ФРИДРИХ

6.5.1781 Айзенберг, Тюрингия - 27.9.1832, Мюнхен), нем. философ-идеалист. Учился в Йенском ун-те (1797-1802) у Фихте и Шеллинга. Пытался объединить теизм и пантеизм в системе т. н. панентеизма (К. впервые ввел этот термин): мир покоится в боге, к-рый, однако, не сливается с ним, а есть изначальная сущность всего; мир - создание бога, способ его проявления. Значит. известность получило также учение К. о естеств. праве, основанном на нравственности, и его призыв к всемирному союзу народов. В Испании и Лат. Америке возникла школа последователей К. (исп. краусизм; Сане дель Рио, Хинер де лос Риос и др.).

Источник: Советский философский словарь

КРАУЗЕ КАРЛ ФРИДРИХ

род. 6 мая 1781, Эйзенберг, Тюрингия - ум. 27 сент. 1832, Мюнхен) нем. философ, ученик Фихте и Шеллинга, представитель панентеизма (этот термин ввел он сам), продолжатель учения Канта. Дух и тело, по Краузе, находятся в противоречии и взаимодействии друг с другом; стоящее над этим целое есть Бог как сущность, абсолютное, действительное. Поэтому началом всякой философии должно быть рассмотрение сущности. Цель развития человечества - союз народов. Краузе приобрел большую популярность в Бельгии, Испании и Южной Америке. Осн. произв.: "Das Urbild der Menschheit", 1811; "AbriЯ des Systems der Philosophie", 3 Bde., 1825-1828; "Vorlesungen ьber das System der Philosophie", 1828; "Vorlesungen ьber die Grundwahrheiten der Wissenschaft", 1829.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КРАУЗЕ КАРЛ ФРИДРИХ

6 мая 1781, Айзенберг, Тюрингия, — 27^сентября 1832, Мюнхен) — немецкий философ. Учился в Йенском университете (1797—1802) у Фихте и Шеллинга. Пытался объединить теизм и пантеизм в системе т. н. панентеизма (Краузе впервые ввел этот термин): мир покоится в Боге, который, однако, не сливается с ним, а есть изначальная сущность всего; мир — создание Бога, способ его проявления. Значительную известность получило также его учение о естественном праве, основанном на нравственности, и его призыв к всемирному союзу народов. В Испании и Латинской Америке возникла школа его последователей (исп. краусизм; Сане дель Рио, Хинер де лос Риос и др.). Соч.: System der Sittenlehre, Bd l. Lpz., 1810; Vorlesungen uber das System der Philosophie. Gott., 1828; Abriss des Systems der Philosophie des Rechts oder Naturrechts. Gott., 1828; Das Urbild der Menschheit. Lpz., 1903.
Лит.: Leonhardi H. v. K. Ch. F. Krauses Leben und Lehre. Lpz., 1902; Morillas J. L. El Krausismo espanol. Мех., 1956.

Источник: Новая философская энциклопедия

КРАУЗЕ Карл Фридрих (1781— 1832)
нем. философ-идеалист, близок к масонству. “Плоскую банальную мудрость”, по словам Маркса, этого течения К. дополнял системой т. наз. панентеизна (греч. pan en theo — все в боге), претендующей на преодоление “крайностей” материализма и идеализма. Согласно К., мир создан богом и покоится в боге, не сливаясь, однако, с ним. Наиболее совершенная часть мира — человек, соединяющий природное и разумное начала. Индивид является основой и частью семьи, народа и человечества. Жизнь этих общностей регулируется естественным правом, движущим принципом к-рого является нравственный прогресс человечества. Отсюда К. выводил необходимость всемирного союза народов. Философия К., не пользовавшаяся известностью на родине, получила широкое распространение в Бельгии, Испании, в ряде латиноамер. стран, где представители т. наз. краузизма боролись против католической церкви, выступали за развитие просвещения. Соч.: “Прообраз человечества” (1811), “Очерк системы философии права или естественного права” (1828) и др.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КРАУЗЕ КАРЛ ФРИДРИХ

(6 мая 1781 – 27 сент. 1832) – нем. философ-идеалист. Получил филос. образование в ун-те в Иене (1797–1802), где слушал лекции Фихте и Шеллинга. С 1802 жил в Иене, с 1814 в Берлине и с 1824 в Геттингене, где преподавал в ун-те (1824–31). Используя идеи Фихте и Шеллинга, К. развил мистич. учение о бытии как боге, к-рое выдавал за преодоление "крайностей" материализма и идеализма, а также мистическое и космополитическое учение о праве. На родине К. его учение не пользовалось известностью. Благодаря Аренсу, ученику К., оно получило распространение в Бельгии и Голландии; в Испании крупнейшими пропагандистами учения К. были Санс дель Рио, к-рый перевел книгу К. "Прообраз человечества" ("Das Urbild der Menschheit", 1811, 3 Ausg., 1904) на исп. яз. ("El ideal de la humidad, trad. J. Sanz del R?o, 1860) и Хинер де лос Риос ["Философия и социология" (F. Giner de los R?os, Filosof?a y sociolog?a, 1904) ]. Соч.: Entwurf des Systems der Philosophie, Jena, 1804; System der Sittenlehre, Bd 1, Lpz., 1810; Abriss des Systemes der Logik als philosophischer Wissenschaft, 2 Ausg., G?tt., 1828; Vorlesungen ?ber das System der Philosophie, G?tt., 1828; Abriss des Systemes der Philosophie des Rechtes oder Naturrechtes, G?tt., 1828; Vorlesungen ?ber die Grundwahrheiten der Wissenschaft, G?tt., 1829; Handschriftlicher Nachlass, Abt. 1–4, G?tt., 1834–74; Abriss der Aesthetik oder der Philosophie des Sch?nen und der sch?nen Kunst, G?tt., 1837; Lebenlehre oder Philosophie der Geschichte zur Begr?ndung der Lebenkunstwissenschaft, 2 Aufl., Lpz., 1904. Лит.: История философии, т. 3, M., 1959, с. 560–61; Mаrtin В. R., К. Ch. F. Krause‘s Leben, Lehre und Bedeutung, M?nch., 1885; Leonhardi H. von, Karl Christian Friedrich Krause als philosophischer Denker gew?rdigt, Lpz., 1905; Sсhurda G., Aesthetik und Musiktheorie des Philosophen К. Ch. F. Krause, M?nster in Westf., 1932; Sсhwarz Т., Die Lehre vom Naturrecht bei K. Ch. F. K., Bern, 1941; G?ssl M., Untersuchungen zum Verh?ltnis von Recht und Sittlichkeit bei I. Kant und K. Ch. F. K., M?nch., 1961. M. Бур. ГДР.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Похожие термины:

  • КРАУЗЕ Карл Христиан Фридрих

    философ; р. 6.5.1781 (Эйзенберг, Тюрингия) — ум. 27.9.1832 (Мюнхен); ученик Фихте и Шеллинга. Он был представителем панентеизма и ввел этот термин; продолжатель учения Канта. Дух и тело находятся в противореч