КРАУС Оскар

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

КРАУС (Kraus) Оскар
род. 24 июня 1872, Прага - ум. 1942, Лондон) - чеш. философ; сторонник философии Франца Брентано, труды которого он издавал. С 1916 по 1938 - профессор в Праге. В своем учении о праве и ценностях он различает эмоциональные оценки и следующие за ними интеллектуальные суждения о ценности. Ценность существует лишь в связи с сознанием. Самостоятельного царства ценности нет. Осн. произв.: "Zur Theorie des Wertes", 1901; "Franz Brentano", 1919; "Wege und Abwege der Philosophie", 1934; "Die Werttheorien", 1937.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КРАУС Оскар

(24 июля 1872 – 1942) – австр. неореалист, проф. Пражского ун-та (1916–1938). Как и его учитель А. Марти, К. воспринял идеи, высказанные Ф. Брентано (1838–1917) после 1910, и выдвинул концепцию т.н. реизма (от лат. res – вещь) – разновидности номиналистич. онтологии, близкой к материализму. Согласно этой концепции, можно мыслить только о конкретных вещах (Dinge). Слова "сознание", "представление" и т.п. – это грамматич. гипостазы, абстракции, не имеющие самостоятельного значения. Если сам Брентано в понимании "вещей" остался в рамках неореализма, то К. внес в толкование реизма материалистич. момент. Так, Брентано писал о "вещах", как о том, что мыслимо, а К. – как о том, что единственно существует в реальном мире (см., напр., Einleitung, к кн.: "Psychologie vom empirischen Standpunkt", Bd 1, "Philosophische Bibliothek", hrsg. von F. Meiner, Bd 192, Lpz., 1924, S. LVIII). Материалистич. понимание реизма было развито далее Котарбиньским. В учении о ценностях К. резко разграничил эмоциональные и интеллектуальные оценки и отверг существование особого царства ценностей (о к-рых ранее говорил Брентано). Ценности, по К., суть установки предпочтения (Bevorzugungen), возникающие в представлениях, эмоциях и суждениях человека. Сами предпочтения, в свою очередь, подлежат оценке с т. зр. их отношения, во-первых, к вещам и, во-вторых, к принципам долга и права. Последние разрабатывались К. в плане принятия механистич. концепции причинности и критики волюнтаризма. К. стремился основать учение о праве на ценностной этике и выступал за детерминистич. понимание социальных явлений. Критикуя "Философию жизни", К. характеризовал ее как разрушающую логич. мышление. Его выступления против теории относительности основывались на обвинении ее в том, что она будто бы подменяет объективную относительность пространства-времени субъективной относительностью чувственных восприятий. Соч.: Das Bed?rfnis, Lpz., 1894; Zur Theorie des Wertes, Halle, 1901; Die Lehre von Lob, Lohn, Tadel und Strafe bei Aristoteles, Halle, 1905; Die Grundlagen der Werttheorie, "Jahrb. Philos.", 1914, Bd 2; Der Krieg, die Friedensfrage und die Philosophen, Prag, 1918; Franz Brentano, M?nch., 1919; F. Brentanos Stellung zur Ph?nomenologie und Gegenstandstheorie, Lpz., 1924; [Selbstdarstellung ], в сб.: Die Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen, [Bd 7 ], Lpz., 1929; Zur Kritik von Bertrand Russells "Analyse des Geistes", "Arch. ges. Psychol.", 1930, Bd 75, H. 3/4; Wege und Abwege der Philosophie, Prag, 1934; Die Werttheorien, Brunn, 1937. Лит.: Stegm?ller W., Hauptstr?mungen der Gegen-wartsphilosophie. W.–Stuttg., 1952, Kap. 1; Tatarkiewicz W., Historia filozofii, t. 3, Warsz., 1958. s., 207–17; Коtarbinski T., Uwagi na temat reizmu. О postawie reistycznej, Wyb?r pism, t. 2, Warsz., 1958. И. Нарский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.