КРАЙНОСТЬ

Найдено 1 определение
КРАЙНОСТЬ
в принятии решений совместно с мерой представляет собой дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности.
Хромающие решения, тяготеющие к К., - результат пульсации инверсии, т. е.
стремления ответить на дискомфортное состояние максимально возможным отдалением от него, что на языке дуальной оппозиции означает отпадение от одного из ее полюсов, например от соборного идеала, и партиципации к противоположному, максимальному слиянию с ним, например с авторитаризмом.
К. в принятии решений возможна на всех уровнях - от повседневности до решений в области мировых проблем. Всякое решение инверсионного типа обращается к прошлому опыту, переносит его, экстраполирует в новую ситуацию, в иную среду. Специфика К. решений заключается в том, что они стимулированы сильнейшим импульсом, связанным с длительным накоплением дискомфорта, возможно, остаточным дискомфортным состоянием.
Идеал, даже если он опирается на образцы прошлого, всегда абстрактен и реально воплощается как тенденция. Это воплощение может выйти за рамки исторического опыта, например, в результате активизации уравнительных ценностей могут возникнуть отношения, по степени уравнительности далеко превосходящие формы социальных отношений, существовавшие в обозримый исторический период, проводящие уравнительность как принцип более последовательно. Под давлением древнего идеала возможно возникновение коммун с крайними формами обобществления имущества, доведение до предела натурализации отношений, не знающего предела отрицания личности и т. д. Налицо крайняя антимедиация, т. е. уничтожение накоплений, возможно за долгий период срединной культуры. Здесь можно выявить определенную аналогию с биологической эволюцией. Например, изменчивость вида может быть результатом векторного ряда мутаций, определенной инерции направленности эволюции тех или иных признаков, например, увеличения размеров тела, длины зубов и т. д. Эта тенденция может достигнуть некоторой крайней точки, где процесс приобретает для вида опасный характер. Это обусловливает поворот эволюции в обратную, прямо противоположную сторону, что в истории вида может иметь место несколько раз. К. порождает возможность создания нежизнеспособных социальных отношений, т. е. кардинального нарушения социокультурного закона, разрушительного для общества и самих их сторонников, для самих идеалов, Коллективизация, например, оказалась гибельной для крестьянина не только в результате инверсионной ловушки, но и того, что была дополнена попыткой добиться К., оказавшейся в конечном итоге утопической, породившей социальноэкономические химеры, псевдоэкономику, отчуждение, разрушительные не только для крестьян, но и для всего общества.
Стремление к К. в решении охватывает самые разные сферы жизни. Например, от работников милиции требуют полного уничтожения преступности, от врачей - отсутствия смертности в больницах, от учителей - отсутствия неуспевающих.
Никто не имеет права на ошибку, опечатку. К. является не только восстановление крепостничества, но и рабства в период господства сталинизма. Одной из наиболее опасных для общества форм К. является стремление вернуться к "естественному", биологическому фетишизму, т. е.
попытки подменить культуру биологическими функциями. К. выражается в том, что "живем от подвига к подвигу ....каждый второй подвиг - ликвидирует последствия первого" (Мишин М. - Лит. газ. - 1989).
Всякая К. опасна, так как она всегда - результат культурной тенденции, потерявшей меру, результат абстрактности.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
100.57 кб

Гегельянство и постмодернизм: две крайности в понимании философии

Сагатовский Валерий Николаевич
Несмотря на значительные различия между гегелевской философией самопознающего духа и ггодняшней «играющее» философией, обеим свойственна общая черта — отсутствие личной ответственности философа.
Читать PDF
27.95 кб

Российская семья между крайностями «Домостроя» и ювенальной юстиции

Рыбалка Елена Александровна
В статье высказывается предположение, что всеобъемлющая свобода для носителей юношеского максимализма может привести к обратному результату – к утрате свободы.

Похожие термины:

  • ФЕТИШИЗМ КРАЙНОСТЕЙ

    форма фетишизма, которая придает значимость любому явлению лишь с точки зрения его реального или потенциального (возможно, иллюзорного) сползания к крайности в свете логики инверсии. Например, на