французский философ (Москва, 1902 — Париж, 1968). Покидает Россию в 1920 г., пишет диссертацию под руководством Ясперса и Хайдегге-ра, обосновывается во Франции (1927) и преподает в Практической школе высших исследований «Феноменологию духа» Гегеля (1933-1939). Его ученики: Арон, Р. Кено, А. Бре-тон, Ж. Батай, Лакан, Мерло-Понти, Сартр. Ставшие знаменитыми конспекты его лекций опубликовал в 1947 г. Кено под названием «Введение в чтение Гегеля». Экономист, он представлял Францию при переговорах, касающихся международной торговли (O.C.D.E., G.A.T.T., G.N.U.C.E.D.). Его философская задача — показать гегелевскую систему знания как систему, «исчерпывающую все возможности мысли» и круговую систему. Он анализирует мировые события в свете понятия «конца истории» или «смерти человека в собственном смысле слова», понимая под этим рождение постреволюционного общества — гомогенного и универсального, когда эра трагедии тускнеет, перед эрой администрации и управления. Его произведения: «Эссе по разумной истории языческой философии» (1971-1973), «Набросок феноменологии права» (1981), «Понятие, время и дискурс» (1990).
КОЖЕВ
КОЖЕВ (Александр Кожевников)
Источник: Философский словарь
КОЖЕВ
Kojeve, русская фамилия – Кожевников), Александр (р. 1902) – франц. бурж. философ, один из лидеров т.н. экзистенциалистского неогегельянства. Учился в Германии у Ясперса. Большое влияние на К. оказал Хейдеггер. В 30-х гг. читал лекции о гегелевской "Феноменологии духа", к-рые впоследствии были изданы. Осн. недостатком гегелевской философии К. считал монизм, он обвинял Гегеля в распространении диалектики на "естественное бытие". Выдвигая в противовес Гегелю дуалистич. концепцию, К. проводит резкую грань между "естественным бытием", т.е. природой, и человеч. существованием. "Нужно, – писал К., – различать, с одной стороны, естественную реальность, тождественную себе и не являющуюся, таким образом, диалектической в себе, не отрицающую диалектически самое себя и, с другой стороны, человеческую реальность..., которая диалектически отрицает как самое себя, так и естественную реальность" ("Introduction ? la lecture de Hegel", P., [1947 ], p. 472). Искажая диалектич. метод Гегеля, К. выдает его за "феноменологический" метод. Концепция диалектики К., как диалектики исключительно "человеческого существования" ["Я не допускаю, – писал он, – диалектики естественного бытия" (там же) ], оказала значит. влияние на ряд совр. субъективистских теорий диалектики. Соч.: Hegel, Marx et le christianisme, "Critique", P., 1946, I, No 3–4. Лит.: Возврат к Гегелю – последнее слово университетского ревизионизма, в сб.: Против буржуазных и правосоциалистических фальсифи-каторов марксизма, М., 1952; Гароди Р., Марксистский гуманизм, пер. с франц., М., 1959; его же, Perspectives de l´homme, P., 1959. С. Эфиров. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.