КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович
(ок. 1728 - ок. 1794) -рус. просветитель, гуманист, философ-материалист, сторонник демократии, преобразований, один из первых представителей свободомыслия в России. Осн. труд - «Философические предложения» (1768). Перевел ряд статей из франц. «Энциклопедии». Несмотря на элементы деизма, придерживался материалистич. взглядов на природу, верил в ее познаваемость, отрицал предустановленность гармонии в мире и христ. проповедь «непротивления».

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович
род. ок. 1728 - ум. ок. 1794) - рус. просветитель и философ. Разделял философию на теоретическую (логика и метафизика) и практическую (нравоучительную), а "философское" познание - на математическое и историческое, хотя и со своей спецификой, поскольку философия исследует "генеральные познания о вещах и делах человеческих". Выражал идеи механистического материализма. Осн. труды: "Арифметические предложения", 1764; "Механические предложения", 1765; "Философические предложения", 1768.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович
1728-1793) - рус. просветитель, философ-материалист. Выступал против схоластики и идеализма. Филос. взгляды К. на природу, не будучи свободными от элементов деизма, в целом были материалистическими. К. считал, что натура (природа) предшествует учению о ней, т. е. сознанию. К. отвергал религ.-идеалистич. концепцию о предустановленной гармонии и христ. заповедь непротивления. Осн. работы: «Философические предложения» (1768), «Рассуждения двух индийцев Калана и Ибрагима о человеческом познании» (1788).

Источник: Атеистический словарь

КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович (ок. 1728 — ок. 94)
рус. просветитель, философ-материалист. Философию К. разделял на теоретическую (логику и метафизику) и практическую (нравоучительную), включающую юриспруденцию и политику. К. особо отмечал значение для практической философии трудов Монтескье, Руссо и Гельвецш. для теоретической — Вольфа. Вместе с тем он критиковал вольфианцев, считал их отношение к природе неясным (“тайным”) и ставил им в вину то, что у них математика “налагает природе свои законы, тогда как она сама училась у природы, которая всех наук умнее и превосходнее”. “Философическое” познание, согласно К., тесно связано с “математическим” и “историческим”, но имеет свою специфику. Гл. его целью является “испытание причин истины”, причем философия, так же как и естественные науки, нацелена на познание не только открытых, но и неизвестных еще “причин истины”. Однако в отличие от др. наук философия исследует “генеральные познания о вещах и делах человеческих”. Как выразитель идей механистического материализма. К., высказывая мысли об объективности, познаваемости законов природы, считал, что “в натуре не делается ничего скачком”. Порой он допускал деистические (Деизм) отступления, ссылался на “мудрость создателя” и т. п. Соч.: “Арифметические предложения” (1764), “Механические предложения” (1765), “Философические предложения” (1768), “Рассуждения двух индийцев Калана и Ибрагима о человеческом познании” (1788) и др.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Козельский Яков Павлович
 (ок. 1728—94) — рус. просветитель, философ. Преподавал математику и механику в Артиллерийской и Инженерной школах; позже служил в Сенате. К. — автор произв. «Философические предложения» (1768), «Рассуждение... о человеческом познании» (1788), «Арифметические предложения...» (1764), «Механические предложения...» (1764). К. отстаивал материалистические идеи, критиковал средневековую схоластику и мистику. Отделяя философию от богословия, считал, что философия призвана дать «генеральные познания о вещах и делах человеческих», что она есть «наука испытания причин истинам». В воззрениях на природу развивал идеи механистического материализма 18 в. Объявляя природу «всеобщей матерью всех вещей», К. доказывал, что мир состоит из четырех материальных стихий, что материя и движение неуничтожимы. В определении отдельных логических категорий у К. чувствуется влияние вольфианцев. Исходным началом в теории познания К. считал чувственные восприятия, отводя большое место опыту, а также деятельности разума. Все познание делил на историческое, философическое и математическое, а добытые людьми истины — на натуральные, нравоучительные и логические. К. подверг критике религиозно-мистические стороны вольфианского учения о монадах, о предустановленной гармонии, о непротивлении злу. К. критиковал крепостное право, праздность и тунеядство, прославляя труд, скромный образ жизни, гуманное отношение к людям.

Источник: Философский словарь. 1963

КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович
(р. ок. 1728 - ум. ок. 1794) - один из выдающихся русских просветителей второй пол. XVIII в., офицер, преподаватель математики и механики, сторонник изменения обществ. отношений в России, стремившийся облегчить участь нар. масс распространением просвещения. К. был последователем материализма в форме деизма. Вслед за М. В. Ломоносовым он боролся за самостоят., независимое от религии развитие философии и др. наук. В своем филос. трактате «Философич. предложения» (1768) К. писал, что философам рассуждать «о свойствах и делах божиих» излишне, некстати. Намечая средства воспитания «добронравия» людей в будущем идеальном обществе, в к-ром не должно быть ни роскоши, ни нищеты и все должны будут трудиться, К. в условиях господства церк. идеологии пи слова не сказал о религии. Нравств. усовершенствование и просвещение народа, считал он, могут быть достигнуты лить «чрез облегчение его трудностей». К. подверг обстоят, критике один из осн. принципов христ. морали - непротивление злу насилием. Он показывал, что этот принцип служит интересам тех людей, «к-рые всегда др. людей обижали, а сами ни от кого не видали обиды» (Избр. произв. русских мыслителей второй пол. XVIII в. Т. I. M., 1952, с. 494), и обосновывал правомерность насильств. обуздания угнетенными массами их притеснителей. К. выступал также противником вольфианской метафизики, перевел па русский яз. ряд статей из «Энциклопедии» Д. Дидро.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович
ок. 1728, м. Келеберди, Украина — ок. 1794, Петербург) — русский философ и политический деятель. Учился в Киевской духовной семинарии, затем в гимназии при Академии наук в Санкт-Петербурге. В 1757—66 на военной службе. В 1760-е гг. преподавал математику и механику в Артиллерийской и инженерной школе. В 1767 избирается депутатом в Комиссию для сочинения проекта нового уложения. В 1788—93 сотрудничал в возобновленной Комиссии по проекту нового уложения, занимая одновременно пост инспектора Гимназии чужестранных единоверцев в Петербурге. Литературное наследие Козельского, помимо специальных пособий по математике, фортификации и т. п., включает различные переводы, в т. ч. «Статьи о философии и частях ее из французской энциклопедии» (СПб., 1770). Основные работы Козельского — «Философические предложения» (СПб., 1768) и «Рассуждение двух индийцев Калана и Ибрагима о человеческом познании» (СПб., 1788). Последнее сочинение, вероятно, написано в соавторстве с известным врачом Н. М. Максимовичем-Амбодиком. По содержанию это философские словари компилятивного характера, чего автор и не скрывает. «Философические предложения» охватывают весь круг дисциплин, рассматривавшихся тогда как подчиненные философии: логику, метафизику, психологию, этику, юриспруденцию и политику. «Рассуждения» ограничиваются в основном естественнонаучной тематикой. Козельский симпатизировал философии французского Просвещения. В заключительной части своего труда он сочувственно излагает теорию общественного договора Ж.-Ж. Руссо, многое заимствует у Ш. Монтескье. Впоследствии Козельский относился к своей первой философской работе с изрядной долей критицизма. Козельский считал важнейшей задачей философии общественную и частную пользу и потому низко оценивал отвлеченные системы. В определении предмета философии он явился своеобразным предшественником позитивизма: «Философия содержит в себе все науки, но, как многие из тех наук, сами собою очень пространные, и для того и преподаются особо и вне философии, для которой составлены одни только генеральные познания о вещах и делах человеческих». Козельский был убежденным сторонником просвещенного абсолютизма. Государство, по его мнению, обязано обуздывать незаконные поползновения частных лиц и свято блюсти общественную пользу. Не выступая в целом против крепостного права, тем не менее полагал, что центральная власть должна проводить активную внутреннюю политику и защищать интересы как крестьянского населения, так и землевладельцев.
Соч.: Избр. произведения русских мыслителей 2-й пол. 18 в., т. 1. M., 1952.
Лит.: Щипаное И. Я. Философия русского просвещения. Вторая половина 18 в. М., 1971; Артемьева Т. В. История метафизики в России 18 в. СПб., 1997.
А, В. Панибратцев

Источник: Новая философская энциклопедия

КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович
ок. 1728, м. Келеберди, Украина - ок. 1794) - философ и политический деятель. Учился сначала в Киевской духовной семинарии, а затем в гимназии при Академии наук в Петербурге. В 1752-1766 гг. - на армейской службе. В 60-е гг. преподавал математику и механику в Артиллерийской и инженерной школе. В 1767 г. избирается депутатом в Комиссию для сочинения проекта нового уложения от Днепровского пикинерского полка. В комиссии К. был достаточно активен, получили известность, в частности, его мнения о преимуществах дворянства (против представителей родовитой аристократии) и о положении крестьян. В 1788-1793 гг. сотрудничал в возобновленной комиссии по проекту нового уложения, занимая одновременно пост инспектора Гимназии чужестранных единоверцев в Петербурге. Литературное наследие К. помимо специальных пособий по математике, фортификации и т. п. включает различные переводы: "История славных государей и великих генералов с рассуждениями о их поступках и делах, собранная господином Шофиным из сочинений Роллена, Кревиера и др. " (Спб., 1765); "История датская" Голберга (Спб., 1765-1766); "Государь и министр" Ю. Мозера (Спб., 1766); "История о переменах, происходивших в Швеции" аббата Верто (Спб., 1764-1765); "Статьи о философии и частях ее из французской энциклопедии" Спб., 1770). Осн. философскими работами К. являются "Философические предложения" (Спб., 1768) и "Рассуждения двух индийцев Калана и Ибрагима о человеческом познании" (Спб., 1788). Последнее соч., вероятно, написано в соавторстве с известным врачом Н. М. Максимовичем-Амбодиком. По содержанию это философские словари, можно сказать, миниатюрные энциклопедии, разумеется, компилятивного характера, чего автор и не скрывает. "Философические предложения" охватывают весь круг дисциплин, рассматривавшихся тогда как подчиненные философии, - логику, метафизику, психологию, этику, юриспруденцию и политику. "Рассуждения..." ограничиваются в осн. естественно-научной тематикой. К. признается, что философией начал заниматься самостоятельно и многое почерпнул из чтения книг: "...хотя и не учился ни от кого философии, по примеру прежних моих сочинений выбрал из тех книг полезные для человеческого рода истины и к тем присовокупил и мои, изведанные надежными опытами". В формальном отношении "Философические предложения" воспроизводят известные компиляции поздних вольфианцев, но содержательная часть поражает своим разнообразием. К. питал слабость -к философии фр. Просвещения. В заключительной части своего труда он сочувственно излагает теорию общественного договора Ж. Ж. Руссо и, кроме того, многое заимствует у Ш. Монтескье. Впоследствии К. относился к своей первой философской работе с изрядной долей критицизма. Так, в "Рассуждениях двух индийцев..." мы читаем: "Припишите это моей молодости и слепоте ее, стремившейся к легкомысленному любочестию, вмените незнанию вообще натуры вещей, заглушенному множеством наук. Ежели б я в нынешние мои лета сочинял те предложения, то бы убавил там по крайней мере третью долю излишнего параду". К., получивший инженерное образование, считал важнейшей задачей философии общественную и частную пользу и потому низко оценивал отвлеченные системы. Так, он неоднократно критиковал вольфианство: "...сожалительно на некоторых философов, что они в преподаянии наблюдают порядок весьма ученый и доказывают нам многие натуральные истины без нужды, мы их без доказательства понимаем лучше... сколько тут теряется напрасного времени на вразумение такого учения, которое больше затрудняет, нежели изъясняет науки". К. был убежденным сторонником просвещенного абсолютизма. Государство, по его мнению, обязано обуздывать незаконные поползновения частных лиц и свято блюсти общественную пользу. Не выступая в целом против крепостного права, К. тем не менее полагал, что центральная власть должна проводить активную внутреннюю политику и защищать интересы как крестьянского населения, так и землевладельцев.

Источник: Русская философия: словарь

КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович

(р. ок. 1728 – ум. после 1793) – рус. философ-материалист. Род. в местечке Келеберди на Украине, получил образование в Петербурге. Преподавал в Арт. и Инженерной школах, затем служил в Сенате и Малороссийской коллегии. Автор филос. работ "Философические предложения" (1768), "Рассуждения двух индийцев Калана и Ибрагима о человеческом познании" (1788) и др. Перевел и издал "Статьи о философии и частях ее из энциклопедии" (ч. 1, 1770), "Статьи о нравоучительной философии и частях ее из энциклопедии" (1770), взятые из "Энциклопедии" Дидро, и ряд историч. произведений (Гольберга, Мозера и др.). К. высоко ценил идеи франц. просветителей 18 в., особенно Руссо, Монтескье, Гельвеция, известное влияние к-рых испытал. Вместе с тем К. говорил, что он писал свои сочинения, "...основываясь на опытах, и не ласкал никому из других авторов, каков бы он велик ни был..." (Избр. произв. рус. мыслителей второй половины XVIII в., т. 1, 1952, с. 425). Философия, по К., есть "наука испытания причин истинам" (там же, с. 427), содержащая "генеральные познания о вещах и делах человеческих" (там же, с. 428). "Все познание человеческое начинается от чувств..." (там же, с. 446) и делится на "нижнее" (чувственное) и "вышнее" (логическое). К. верил в "силу умствования", т.е. в возможность познания истины. Полемизируя с Гельвецием, К. указывал на недопустимость стирания качеств. граней между чувств. познанием и мышлением (см. тамже, с. 436). Он утверждал, что "...натура ведет нас к познанию своих истин восходительным, или постепенным, порядком..." (там же, с. 572). Подразделяя истины на естеств. (или натуральные), нравоучит. и логические, К. материалистически определял логич. истину, как "...сходство мыслей наших с самою вещию" (там же, с. 441). Хотя филос. взгляды К. не были свободны от элементов деизма, его воззрения на природу носили в основном материалистич. характер. Он исходил из того, что натура (природа) предшествует науке о ней, т.е. сознанию. Природа, или натура, по К., – "общая наша мать" (там же, с. 573). Вещи существуют объективно во времени и пространстве. Их бытие способно к "действию" (т.е. имеет в себе причину изменения) и "страданию" (когда причина изменений находится во вне). Вещи обладают свойствами; "...свойства вещи от существа ее отделиться не могут, ...они суть необходимые, вечные, непременные и незаимствуемые..." (там же, с. 448). Мир, состоящий из четырех стихий – земли, воды, воздуха, огня, – находится в непрерывном движении, к-рое трактовалось К. как механическое. Хотя К. пользовался вольфианской терминологией и воспроизводил нек-рые положения вольфианской логики, в целом он отрицательно относился к религ.-идеалистич. учению о предустановл. гармонии, о совершенстве мира, о духовных монадах и т.п. Он отказывался включить в философию т.н. "естественное богословие". Большое место в трудах К. занимали вопросы "философии нравоучительной", к-рая призвана, по К., показывать людям путь к добродетели. Она складывается из "юриспруденции" и "политики". Юриспруденция трактует вопросы о правах, законах и основываемых на них добродетелях, об обязанностях человека по отношению к себе и другим. "Политика есть наука производить праведные намерения самыми способнейшими и притом праведными средствами в действо" (там же, с. 503). Воззрения К. носили гуманистич., в основе своей антифеод., характер. Обществ. благо, облегчение тяжелой участи народа выдвигались им на первое место как самое важное условие обществ. преобразований и просвещения народа. К. осуждал паразитич. образ жизни, кичливость аристократов, жестокость правителей. Он решительно не соглашался с христианской проповедью "непротивления", считая, что народ, доведенный до отчаяния угнетателями, может восстать. Однако сам К. не дошел до революц. выводов; он лишь предупреждал угнетателей о каре, к-рая их может ожидать, если они не облагоразумятся (см. тамже, с. 512). К. был противником захватнич. и грабит. войн. Соч. см. вкн.: Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века, т. 1, [М. ], 1952 (вступ. статьи И. Я. Щипанова); Арифметические предложения..., СПБ, 1764; Механические предложения..., СПБ, 1764. Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, гл. 9; История философии, т. 1, М., 1957, с. 630–38; Бак И., Я. П. Козельский, "Вопр. истории", 1947, No 1; Коробкина О., К биографии Якова Козельского, "Уч. зап. ЛГУ. Сер. филологич. наук", 1955, вып. 25; Дмитриченко В. С., Общественно-политич. и философские взгляды Я. П. Козельского, Киев, 1955 (Автореф.); Коган Ю. Я., Просветитель XVIII века Я. П. Козельский, М., 1958; Демичев В. ?., О месте Я. П. Козельского в истории философии второй пол. XVIII века, "Вестн. ЛГУ", 1958, No 5; его же, Я. П. Козельский о предмете философии и классификации наук, "Вопр. философии", 1958, No 4; Лотман Ю. М., К биографии Я. П. Козельского, там же, 1959, No 8. И. Щипанов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.