Кот АлехандроКОТАРБИНЬСКИЙ ТАДЕУШ

КОТАРБИНЬСКИЙ

Найдено 1 определение:

КОТАРБИНЬСКИЙ

Kotarbi?ski), Тадеуш (р. 31 марта 1886) – польский логик и философ, проф. ун-та в Варшаве (с 1919), ректор ун-та в Лодзи (1945–49), зав. кафедрой логики Варшавского ун-та (1951–61), президент Польской АН (1957–62), иностранный член АН СССР (с 1958) и АН Болгарии. В начале своей филос. деятельности К. представлял наиболее близкое к материализму крыло львовско-варшавской школы; утверждал, что психическое есть отражение объективно-реального (тезис т.н. радикального реализма), что не существует ничего, что принципиально не могло бы стать, в той или иной форме, предметом чувств. восприятия. По мере филос. эволюции К. его материалистич. взгляды становились все более определенными. К. выдвинул онтологич. учение (к-рое назвал р е и з м о м, от лат. res – вещь, или к о н к р е т и з м о м, от concretus – букв. – сросшийся; цельный), являющееся номиналистич. разновидностью материализма. Осн. идея конкретизма такова: единственной онтологич. категорией является категория вещи; при этом под вещью понимается любой пространств.-временной объект, т.е. нечто конкретное и телесное (отсюда др. название реизма: с о м а т и з м, от греч. ???? – тело); общие свойства и отношения К. первоначально истолковывал как метафорически употребляемые термины. Семантический аспект этого учения, относящийся к выражению онтологич. категорий в языке, приводил к признанию в качестве подлинных предложений (т.е. выражений, относительно к-рых можно ставить вопрос об их смысле) лишь таких выражений языка, в к-рых (помимо логич. терминов и вспомогат. выражений) встречаются только имена вещей, но нет названий свойств и отношений (квазиимен); предложения, в к-рых встречаются квазиимена, суть сокращения для предложений, относящихся к вещам. Этот характерный для конкретизма К. метафизич. разрыв между вещами, с одной стороны, и их свойствами и отношениями, с другой, постепенно преодолевался К. В последние годы (см. Wyb?r pism, Warsz., 1958, t. 2, s. 180) К. признал объективность свойств и отношений, подчеркивая вместе с тем, что их существование носит вторичный, производный по сравнению с вещами характер. Такое истолкование конкретизма К. рассматривает как проведение точки зрения диалектич. материализма в вопросах логической семантики. Филос. взгляды К. тесно связаны с его работами в области совр. формальной логики (так, его конкретней можно рассматривать как филос. истолкование исчисления имен Лесьневского); ему принадлежат работы по проблеме истинности, теории вывода, по проблемам логич. семантики, по истории логики (см., напр., "Лекции по истории логики" – "Wyk?ady z dziej?w logiki", 1957) и применениям логики в конкретных науках (в деятельности юриста и педагога, см., напр., "Курс логики для юристов" – "Kurs logiki dla prawnik?w", 1951, 6 wyd., 1963). К. сыграл большую роль в постановке логич. образования и в развитии логич. науки в Польше. В настоящее время К. разрабатывает т.н. праксеологию, к-рую он определяет как науку о законах результативности любой человеч. деятельности (см. "Развитие праксеологии" в журн. "Польское обозрение", Варшава, 1962, No 12, с. 12; см. также No13, с. 7–11). В праксеологии рассматриваются понятия действия, деятельности, действующего лица, объекта действия, орудия, средства, цели, продукта труда, результата действия и т.п. Хотя в праксеологии К. имеются спорные моменты, очевидно ее родство кругу идей кибернетики и проблематике научной организации труда. В этике К. неизменно занимал прогрессивные демократич. позиции; он подверг резкой критике этику утилитаризма (см., напр., "Утилитаризм в этике Милля и Спенсера" – "Utylitaryzm w etyce Milla i Spencera", 1915). Свою систему этики К. назвал независимой, стремясь тем самым подчеркнуть ее светский, независимый от церкви характер. Осн. принцип ее – минимизация несчастий (если человек не в состоянии делать добро, он должен, по крайней мере, не делать зла). Преодолевая пассивный характер своей этики, К. в выступлениях 1956–60 включает в нее принцип борьбы трудящихся за освобождение от эксплуатации. К. активно борется за освобождение школы и обществ. жизни от влияния католич. церкви. Общедемократич. гуманизм и антиклерикализм взглядов К. сыграли большую роль в борьбе с религ. моралью в Польше. Соч.: Szkice praktyczne, Warsz., 1913; Elementy teorji poznania, logiki formalnej i metodologji nauk, Lw., 1929, 2 wyd., Wr., 1961; ? zagadnie? og?lnej teorii walki, Warsz., 1938; Traktat о dobrej robocie, ?odz, 1955; [2 wyd. ], Wr.–Warsz., 1958; Sprawno?c i b??d, Warsz., 1956, 3 wyd., Warsz., 1960; Wyb?r pism, t. 1–2, Warsz., 1957–58; Prakseologia czyli zasady sprawnego dzia?ania, "Argumenty", 1963, No 19; B??d praktyczny, "Studia Filosoficzne", 1963, No 2 (33); в рус. пер. – Развитие праксеологии, "Польское обозрение", 1962, No 12, 13; Избр. произв., М., 1963. Лит.: Васzkо В., О pogl?dach filozoficznych i spo?eczno-politycznych T. Kotarbi?skiego, Warsz., 1951; Греневский Г., Кибернетика без математики, M., 1964, гл. 5.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме КОТАРБИНЬСКИЙ — 0

Найдено научныех статей по теме КОТАРБИНЬСКИЙ — 0

Найдено книг по теме КОТАРБИНЬСКИЙ — 0

Найдено презентаций по теме КОТАРБИНЬСКИЙ — 0

Найдено рефератов по теме КОТАРБИНЬСКИЙ — 0