КОСТЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КОСТЬ
символ смерти и второго пришествия, когда «кости поднимутся из могил на Страшный Суд». Поэтическая аллегория Иезекиилева поля, усыпанного высохшими костями, вновь покрывшимися плотью и ожившими, воспринималась как прообраз всеобщего воскресения из мертвых в сцене Страшного Суда. Вообще в верованиях многих народов сохранение костей было гарантией возможного оживления. Например, верховный бог скандинавского пантеона Один кормил гостей мясом своих ослов при условии, что пирующие не будут трогать кости, и на следующий год козлы оживали. В русской народной сказке «Хаврошечка» из захороненных костей коровы вырастает чудесная яблоня. Однако символика костей связана не только с жизнью, но и со смертью. Считалось, что римский император Юлиан Отступник в IV в. откопал предполагаемые останки святого Иоанна Крестителя и публично сжег их в качестве меры по искоренению его культа. Эта тема часто встречается в позднесредневековом искусстве Северной Европы. В греческой мифологии царь Эдип, уничтоживший Сфинкса, дав правильный ответ на его вопрос, изображался стоящим перед Сфинксом в размышлении, а вокруг на земле были разбросаны кости жертв монстра. По одной из христианских легенд, Каин убил Авеля челюстью осла; то же оружие использовал и Самсон, сражаясь с филистимлянами. После этого подвига Бог сделал так, что из челюсти, брошенной Самсоном, проистекла вода, и Самсон смог утолить свою жажду. Кости всегда ассоциировались с личностью человека. Например, «белая кость» стала символом породы. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

КОСТ
Coste), Адольф (1842 – 17 окт. 1901) – франц. бурж. социолог-позитивист; президент Парижского статистич. об-ва. Взгляды К. формировались под влиянием Конта, Спенсера, К. Бернара. К. поставил задачу превратить социологию в точную науку (социометрию – К. ввел этот термин в 1899). Обществ. явления К. делил на социальные и идеологические. К социальным фактам он относил 4 "порядка": политику (правление), экономику (произ-во и распределение), теоретич. порядок, или верования; порядок солидарности (семья, касты, классы, партии, ассоциации). Идеологич. факты (искусство, философия, поэзия, нек-рые науч. теории) имеют источником действия выдающихся личностей. К. утверждал абс. самостоятельность социальных и идеологич. фактов. Общество в целом и каждый социальный порядок совершают прогрессивную эволюцию, к-рая подчиняется объективным законам, имеющим принудит. характер; идеологич. факты не подчиняются законам эволюции. К. отмечал 8 социологич. законов, два из к-рых, по его мнению, имеют универсальное значение: ассимиляции (каждое человеч. объединение стремится ассимилировать менее сильное) и соответствия между социальным состоянием и народонаселением, к-рое он считал определяющим фактором обществ. жизни, в связи с чем подчеркивал значение демографии. В политике проявляется закон разделения властей; в экономике – закон разделения и организации труда; в теоретич. области – закон прогресса знания, обусловливающий переход от суеверий и религии к науч. знанию; в порядке солидарности действует закон уравнивания социальных условий жизни. В ходе эволюции старое не уничтожается, а подчиняется новому. Семья, частная собственность, религия, по К., хотя и эволюционируют, в сущности являются вечными. Т.о., теория прогресса К. носит бурж.-апологетич. характер. В духе Ле Пле К. пропагандировал план социальных реформ, имевших целью уничтожить классовую борьбу и предотвратить гибель бурж. общества. Соч.: Dieu et l´?me, essai d´id?alisme experimental, P., 1880, 2 ?d., P., 1903; Hygi?ne sociale contre le paup?risme, P., 1882; Les questions sociales contemporaines, P., 1885; Les conditions sociales du bonheur et de la force, 3 ?d., P., 1885; Nouvel expos? d´?conomie politique et de physiologie sociale, P., 1889; Etude statistique sur les salaires des travailleurs et le revenu de la France, P., 1890; La richesse et le bonheur, P., 1891; Les principes d´une sociologie objective, P., 1899; L´exp?rience des peuples et les pr?visions qu´elle autorise, P., 1900. Лит.: Sоrоkin P., Contemporary sociological theories, ?. ?.–L., 1928, p. 359–70. В. Кузнецов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.