Кощей Бессмертный

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Кощей Бессмертный
слав.)  – злой чародей, смерть которого находится в отдаленном месте и укрыта в нескольких вложенных друг в друга волшебных предметах (на море – остров, на острове – дуб, на дубе – сундук, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – игла, а на конце иглы – смерть К. Б.). Убить К. Б. можно, только добыв его смерть.

Источник: Мифологический словарь

Кощей Бессмертный

Враждебное человеку существо. Он исполняет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и Змей; оба они равно выступают против героев и свободно за меняют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится Змей, а в другом – Кощей. В старославянских па мятниках слово «кощь» («кошть») попадается исключительно в значении: сухой, тощий, худой телом – и, очевидно, стоит в ближайшем родстве со словом «кость», как прилагательное к существительному; глагол же «окостенеть» употребляется в смысле: застыть, оцепенеть, сделаться твердым, как кость или камень, от сильного холода. На основании этого можно думать, что название «Кощей» принималось сначала как эпитет, а потом и как собственное имя демона – иссушителя дождевой влаги, представителя темных туч, окованных стужею; в зимнее время года тучи как бы застывают, превращаются в камни и не дают более плодоносных дождей, а вследствие того и сама земля лишается своей производительной силы. До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаенным сокровищем (золотом солнечных лучей и живительною влагою дождя); народная сказка приписывает ему и обладание гуслями-самогудами, которые так искусно играют, что всякий невольно заслушивается их до смерти.
Смерть Кощея сокрыта столь далеко, что его называют Бессмертным: на море на океане, на острове на Буяне есть зеленый дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, а в утке яйцо; стоит только добыть это яйцо и сжать его в руке, как тотчас же Кощей начинает чувствовать страшную боль; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает. То же рассказывают и про Змея: существует остров, на острове камень, в камне заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце желток, в желтке каменек – это и есть Змеиная смерть; надо только добыть каменек и бросить им в Змея!
Овладевши чудесным яйцом, царевич бросает его в лоб Кощея – и он тотчас же умирает, подобно тому как о дьяволе существует поверье, что его можно убить только серебряною пулею (молнией) или яйцом, снесенным курицею накануне Рождества, когда, по старинному мифу, рождается солнце. Точно так же великаны мрака (зимних туч) гибнут от лучей восходящего (весеннего) солнца.

Источник: Словарь славянской мифологии

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
164.46 кб

Народно-поэтические тенденции в романе А. Ф. Вельтмана «Кощей бессмертный» (фольклорные основы интер

Красникова М. Н.
Настоящая статья посвящена рассмотрению народнопоэтических тенденций в романе А.Ф. Вельтмана «Кощей Бессмертный». Они выявляются при анализе образа главного героя Ивы Олельковича, созданного автором на основе фольклорной поэтики.
Читать PDF
1.74 мб

Изучение романа А. Ф. Вельтмана "Кощей бессмертный. Былина старого времени" на факультативных заняти

Журина Марина Ивановна, Лукина Анастасия Сергеевна
В статье рассмотрены возможности использования романа А. Ф. Вельтмана «Кощей бессмертный. Былина старого времени» в рамках факультативных занятий по литературе в школах.