КОРНИ РЕЛИГИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

КОРНИ РЕЛИГИИ
совокупность факторов, создающих необходимость и возможность возникновения и воспроизводства религии. Различают соц., гносеологич. и психологич. корни. Соц. К. р. — это те материальные и идеологич. обществ, отношения, к-рые господствуют над людьми в их повседневной жизни. Решающую роль в соц. детерминации играют материальные условия, экономич. корни, являющиеся «первопричиной» (Ф. Энгельс). Вместе с тем политика, гос-во, право, мораль и пр. оказывают на религию вторичное воздействие. В системе соц. К. р. важны также историч. связи, т. к. религия - результат развития общества в целом, его отд. элементов, а также результат саморазвития. Она имеет историч. корни. К числу соц. К. р. относятся и структурно-функциональные связи: в обществ,-экономич. формациях определенных типов религия выполняет ряд функций. Действие стихийных, неконтролируемых сил, господствующих над людьми, составляет существ, черту обществ, процесса во всех докоммунистич. формациях. В антагонистич. формациях имеются клас. К. р. При социализме соц. К. р. подорваны, однако еще существуют факторы, способствующие ее сохранению. Гносеологич. К. р. (греч. gnosis - знание) - моменты познават. деятельности, делающие возможным возникновение превратно отражающих действительность религ. представлений, понятий, идей, мифов. Гносеологии. К. р. и идеализма являются «прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота» (В. И. Ленин, ППС, т. 29, с. 322). Человеч. познание есть диалектич. процесс перехода от незнания к знанию, но познание не идет по прямой линии. Метафизичность, субъективизм, абсолютизация отд. граней познават. процесса ведут к искаженному восприятию действительности. Возможность появления релит, образов содержится уже в чувственном созерцании и в представлении. Возможность отлета сознания от действительности существует и на ступени рационального познания. Если общее субъективистски, метафизически отрывается от единичного и особенного, если игнорируется диалектика формирования общего понятия, то возникает тенденция «найти» носителя общего определения, превратить общее в самостоят, существо. Гносеоло-гич. возможности возникновения религии превращаются в действительность лишь при наличии соц. К. р. Психологич. (греч. psyche - душа, жизнь, logos - учение) К. р. -это состояния, процессы, механизмы обществ., груп. и индивид. психологии, к-рые создают благоприятную психологич. почву воспроизводства и усвоения религи-озностц. Различают индивид.-психологич. и обществ.-психологич. К. р. К первым относят личное страдание и горе, страх смерти, переживание одиночества и т. д. Обществ.-психологич. К. р. - это феномены психологии групп и общества: потребность в общении, обществ, мнение, коллективные и массовые страхи и страдания, механизмы негативизма и контагиоз-ности, сообщения, внушения, подражания, традиции, обычаи и пр. Питательную почву религиозности составляют неосознанные психич. процессы - индивидуальные и групповые. Неосознанный процесс скрыт, его результат выступает как нечто данное, готовое. В условиях антагонистич. формаций психологич. К. р. - это гл. обр. те напряженные состояния масс и индивидов, к-рые вызваны стихийностью соц. процесса, эксплуатацией, соц. придавленностью и т. д. При социализме вместе с социальными подрываются и психология. К. р.

Источник: Атеистический словарь

КОРНИ РЕЛИГИИ
осн. причины возникновения и существования религии. Понятие К. р. введено в науку В. И. Лениным. Различаются социальные, гносеологические и исторические К. р. Социальные К. р. - совокупность наиболее глубоких и важных причин, относящихся к социально-экономич. основе общества, порождающих религию и питающих ее, т. е. делающих возможным ее существование. Социальными К. р. в доклассовом обществе были бессилие человека в его борьбе с природой, обусловленное чрезвычайно низким уровнем развития производит, сил первобытного общества, и конфликты между разл. группами людей.
В результате раскола общества на классы и перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому бессилие (слабость) человека в борьбе с природой дополнилось бессилием эксплуатируемых в борьбе с эксплуататорами. В классово-антагонистич. обществах сам обществ.-истор. процесс протекает в основном стихийно. Подобно тому как люди до поры до времени не могут подчинить себе стихийных сил природы, они оказываются не в состоянии обуздать и стихийные силы обществ, развития, обусловливающие эксплуатацию человека человеком, войны, обогащение одних и разорение других, взлеты и падения гос-в и т. п. Угнетение человека человеком в этих обществах выражается в разл. формах: классовый гнет и эксплуатация, нац. и колониальный гнет, угнетение женщины в семье и др. Эксплуатация человека человеком влечет за собой нищету нар. масс, ограничение роста культуры в среде трудящихся. Совокупность всех этих факторов способствует возникновению и распространению религ. воззрений. Т. о., классово-антагонистич., социально-экономич. строй и порожденные им формы социального и нац. гнета являются социальными К. р. в этом обществе. Характеризуя социальные К. р. в капиталистич. обществе, В. И. Ленин писал: «Социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедневно и ежечасно в тысячу раз больше самых ужасных страданий, самых диких мучений рядовым рабочим людям, чем всякие из ряда вон выходящие события вроде войн, землетрясений и т. д., - вот в чем самый глубокий современный корень религии» (Соч. Изд. 5. Т. 17, с. 419).
Придавленность и забитость трудящихся и эксплуатируемых в классово-антагонистич. обществе - одна из гл. причин распространенности и живучести религии в нар. массах. В свою очередь, классовая борьба, экономич. кризисы и т. д. вызывают неуверенность эксплуататоров в своем положении, приводят к росту религиозности в среде самих господств. классов. В то же время классовая борьба способствует просвещению и освобождению от религии трудящихся. В условиях классово-антагонистич. общества идеология господств. классов во всех ее формах - политика, право, мораль, философия - призвана укреплять эксплуатат. строй, держать в повиновении трудящихся, и потому в этих условиях эти идеологич. формы обычно также способствуют распространению религиозности в массах.
Единств. формация, где социальные К. р. уничтожаются, - коммунизм. Уже на низшей его фазе - при социализме - ликвидируются эксплуатация человека человеком и классовый гнет, т. е. самые глубокие К. р. Непрерывное развитие производства, бурный прогресс науки и техники, ускоренными темпами растущее господство человека над природой обеспечивают постепенное отмирание религии. В социалистич. обществе нет классов, заинтересованных в сохранении религ. предрассудков. Однако и в нем часть населения находится под влиянием религии. Это объясняется тем, что социалистич. общество непосредственно выходит из недр капиталистического. Оно получает в наследство от капитализма определ. уровень развития производства (в ряде стран весьма низкий), недостаточно высокий культурный и материальный уровень жизни трудящихся, а также привычки и традиции старого общества. Кроме того, на живучесть религ. предрассудков оказывает влияние мировая капиталистич. система. Религия постепенно преодолевается в процессе движения общества по пути социализма и коммунизма, по мере роста материального благосостояния народа и его культуры и развертывания научно-атеистич. пропаганды. Гносеологические К. р. - предпосылки возникновения религии, связанные с деятельностью человеч. сознания (от греч. gnosis - знание).
В. И. Ленин подчеркивал, что у религии и филос. идеализма имеются гпосеологич. корни. Он писал, что поповщина «есть пустоцвет, бесспорно, но пустоцвет, растущий на живом дереве, живого, плодотворного, истинного, могучего, всесильного, объективного, абсолютного, человеческого познания» (Соч. Изд. 5. Т. 29, с. 322). Одной из важнейших способностей человеч. мышления, в к-рых выражается его огромная познават. сила, является способность абстрагирования (отвлечения). Процесс познания объективной реальности происходит, в частности, путем выделения, отвлечения от отдельных предметов, явлений существенных черт, сторон и построения общих понятий, категорий, законов. Однако абстрагирование отдельных сторон действительности может привести, особенно в определ. истор. условиях развития общества, к отлету мысли от действительности. Идеальная сторона действительности может быть отделена от материальной и при нек-рых условиях может быть истолкована как самостоят. существо, определяющее существование материальной основы. Понятия - продукт абстрагирующей деятельности мозга - могут быть в сознании превращены в якобы ни от чего не зависящие, самостоят. сущности. «Раздвоение познания человека, - писал В. И. Ленин, - и возможность идеализма (религии) даны уже в первой, элементарной абстракции...» (там же, с. 330). Напр., такие понятия, как война, мир, плодородие и т. д., в религиях древности выступают в образах соответствующих богов.
Характеризуя сложность процесса познания, В. И. Ленин писал: «Подход ума (человека) к отдельной вещи, снятие слепка ( = понятия) с нее не есть простой, непосредственный, зеркально-мертвый акт, а сложный, раздвоенный, зигзагообразный, включающий в себя возможность отлета фантазии от жизни; мало того: возможность превращения (и притом незаметного, несознаваемого человеком превращения) абстрактного понятия, идеи в фантазию (in letzter Instanz * = бога)(там же). Фантастич. искажение действительности, приводящее в конечном счете к религии, тесно связано с чувством страха перед этой действительностью, что в определ. условиях (при наличии социальных К. р.) представляет собой одну из важных предпосылок возникновения и существования религии. Помимо абстрагирующей деятельности мышления, В. И. Ленин отмечал также роль метафизич. подхода к действительности при ее извращ. отражении. Возникновение и существование религии тесно связано с метафизич. способом мышления. Метафизич. подход к предметам и явлениям действительности при определ, условиях может явиться гносеологич. источником религии. Метафизика, к-рая не видит всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений, делает возможным представление идеального в качестве самостоят. сущности. Метафизич. способ мышления приводит к неправильному пониманию соотношения абсолютного и относительного.
Метафизич. подход, отрывающий абсолютное от относительного, может породить такую трактовку абсолютного, к-рая выражается в преувеличении его роли, что в определ. истор. условиях приводит в конечном счете к идеализму и религии. Когда те или иные представления, понятия, взгляды, имеющие преходящее значение, рассматриваются как нечто абсолютное, безусловное, обязательное для всех истор. эпох и периодов, то в определ. условиях такой подход - путь к религии. Свойственный религии догматизм гносеологически вытекает из неправильного понимания соотношения относительного и абсолютного, выражающегося в преувеличении до абсурда роли абсолютного в процессе познания.
Гносеологич. К. р. не существуют независимо от социальных: только при известных условиях, под влиянием определ. социальных факторов деятельность сознания выступает иногда как источник религии. В социалистич. обществе, где социальные К. р. оказываются подорванными, отмирают и гносеологич. корни, составляющие с ними единство. В развитом коммунистич. обществе ликвидация социальных К. р. с неизбежностью влечет за собой в конечном счете исчезновение и ее гносеологич. корней. Конечно, остается возможность отдельных ошибок в процессе познания, но эти сшибки не будут перерастать в такую систему извращ. мировоззрения, какой является религия, Исторические К. р. - обусловленность религии истор. прошлым. Истор. К. р. в известной мере определяют ее содержание и ту роль, к-рую она играет на том или ином этапе развития общества. Каждая новая форма религии возникает на основе уже существовавших ранее представлений. Так, представление о едином боге монотеизма сложилось на основе переработки предшествующих представлений о мн. богах путем усиления гл. бога политеизма и постеп. перенесения на него функций остальных богов. Подобным образом и др. элементы религии зависят от истор. прошлого.
Религ. верования образуются не только путем переработки предшеств. материала, но отчасти прямо включают его в свой состав. Это в немалой степени объясняется исключит, консервативностью религ. верований. Чем дальше эволюционирует религия от своих первонач. истоков, тем более она обрастает разл. представлениями, возникшими еще в предшеств. эпохи. Развитие религии, с определенной т. зр., - это процесс накопления, наслоения исторически сложившихся предрассудков. Поэтому при рассмотрении каждого этапа религ. развития важно учитывать влияние истор. прошлого. Истор. К. р. способствуют также ее сохранению, придают ей устойчивость. Это находит свое выражение в религ. традиции, являющейся весьма действенным фактором, поддерживающим существование религии, когда каждое новое поколение застает религию в готовом виде и воспринимает ее в традиц. формах. Так, в одних странах от поколения к поколению передается христианство, в других - ислам и т. д. Мн. люди без всяких размышлений принимали те или иные религ. взгляды, представления, обычаи, поскольку они достались как наследие предков. Учитывать истор. К. р. необходимо и при рассмотрении вопроса о причинах существования религ. предрассудков в СССР. Одна из этих причин - влияние истор. К. р., хотя они, так же как социальные и гносеологич. К. р., подорваны. Изучение распространения религиозности среди населения показывает, что разл. религ. верования, существующие в нашей стране, традиционны. При социалистич. строе не обнаруживается принципиально новых религ. взглядов, к-рые не были бы известны в прошлом. Истор. корни ныне существующих религ. верований уходят в дорев. прошлое.
Конечно, истор. обусловленность религии - лишь одна из причин существования религ. пережитков. Но в борьбе с религией необходимо учитывать все факторы ее живучести, в т. ч. и консервативное воздействие ее истор. наследия.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
196.49 кб

Религия в современной России: исторические корни

Степанова Е. А.
Читать PDF
246.92 кб

Религиозные корни государства всеобщего благосостояния

Ляйбольд Ш.
В рамках международных исследований государства всеобщего благосостояния в последнее время можно наблюдать явление культурного переворота cultural turn: культурные и религиозные факторы влияния, которые имели большое значение при
Читать PDF
109.84 кб

Религиозное образование и социальногносеологические корни атеизма

Кузнецов Андрей Олегович
Автор статьи обращается к широкому историческому, богословскому и философскому материалу, анализируя который, выходит на проблему отрицательного (апофатического) богословия как возможной причины увядания религиозной традиции и тор
Читать PDF
123.13 кб

2007. 02. 037. Уилсон К. Этнические корни религиозного конфликта в индонезийской провинции Северная

Чайников Ю. В.
Читать PDF
238.85 кб

«Гегельянские и гуссерлианские корни религиозно-философской мысли А. Ф. Лосева (в монашестве Андрони

Модин Р.В.
Статья посвящена реконструкции влияния немецкой философской мысли на религиозно-философскую методологию А.Ф.Лосева.

Похожие термины: