Коряков верования

Найдено 1 определение
Коряков верования
Коряки живут в Корякском авт. окр., в Камчатской обл., Чукотском авт. окр., Северо-Эвенском р-не Магаданской обл. Численность 9,2 тыс. чел. По типу традиционных хозяйственных занятий и культуры подразделяются на береговых (оседлые рыболовы и морские охотники) и тундровых (кочевники-оленеводы). Традиционная религия основана на анимистических воззрениях, согласно к-рым вселенная, представляющая пять взаимосвязанных миров, населена бесчисленным кол-вом добрых и злых духов, влияющих на жизнь людей и требующих особого этикета общения с ними. Все явления и объекты природы, предметы одухотворены. Задабривание духов в основе всех религ. церемоний коряков. Доброе, благожелательное для людей начало связывается с «Божественной силой», верховным существом, создавшим мир. Посредник между «Божественной силой» и людьми Большой ворон Кукийняку (Кыткийняку, Куткиняку), посланный Творцом к людям, чтобы помочь им освоить мир. Созидательная сила Кукийняку проявляется в открывании для людей вещей и явлений: он научил коряков охотиться на морских животных, ловить рыбу, дал им оленей, собак и пр. Большой ворон главный герой корякской мифологии и один из центральных объектов культа. Посредниками между людьми и духами более низкого ранга (нинвит, камак, калаку) выступали шаманы. Корякское шаманство преимущественно семейное (женское). В обязанности старших женщин в семье входило осуществление охранительной и лечебной магии. Среди профессиональных шаманов были как мужчины, так и женщины; отмечены «шаманы превращенного пола» травести. Функции профессиональных шаманов заключались в проведении религ. церемоний, лечении больных, гадании, борьбе со злыми духами, наделении предметов магическими свойствами. Шаманы не имели ритуального облачения, их одежда отличалась от обычной лишь большим числом украшений и амулетов. Главный атрибут корякского шаманства бубен (круглый, с узким ободом) имелся в каждой семье и помимо сакральных функций выполнял роль музыкального инструмента.
Распространены культы предков, жертвенных мест (аппапиль, ылла-апиль), промысловые культы. Осн. культовые церемонии проводились на специальных праздниках: у оленеводов в честь отела, забоя оленей, возвращения стад с летних пастбищ и пр., у береговых в честь животных, добытых на промысле (кит, нерпа, горный баран и пр.). Религ. почитанием пользовались изображения духов-охранителей. У береговых коряков охранитель селения изображался в виде шеста или столба с грубо высеченным лицом. Среди семейных охранителей антропоморфные деревянные огнива, камни для гадания (аняпель). Осн. форма общения с духами принесение им жертв в виде травы, ягод, мяса, табака, чая, сахара, кусочков материи, шкурок животных и пр. Береговые коряки убивают в кач-ве жертвы собак, оленные и собак, и оленей. В религ. практике велика роль импровизации, экспромта. В наст. вр. значительная часть традиционных религ. представлений сохраняется. Часть коряков, преимущественно береговых, исповедует православие, принесенное на Камчатку в 18–19 вв. русскими миссионерами. С сер. 1990 в результате деятельности зарубежных проповедников среди коряков нек-рое распространение получил протестантизм.

Источник: Религии народов современной России