КОРАН

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Коран
священное писание мусульман, полученное пророком Мухаммедом от Аллаха.

Источник: Философия политики: глоссарий

Коран
ар.) – главная священная книга мусульман, сборник религиозно-догматических, мифологических и правовых текстов.  

Источник: Словарь по культурологии

КОРАН
Священное писание ислама; книга, содержащая изложение догм и положений мусульманской религии. Состоит из 114 глав (сур), не имеющих ни смысловой связи, ни хронологической последовательности, а расположенных по принципу убывания объема: первые суры самые длинные, а последние — самые короткие. Содержит исламскую картину мира и человека, идею о Страшном суде, рае и аде, представление об Аллахе и его пророках, последним из которых считается Мухаммед, мусульманское понимание социальных и нравственных проблем.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

КОРАН
Араб.) или Quran. Священное Писание мусульман, данное
Пророку Магомету самим Аллахом (богом). Это откровение, однако,
отличается от данного Иеговой Моисею. Христиане поносят Коран,
называя его галлюцинацией и сочинением арабского мошенника, в то
время как Магомет проповедует в своем Писании единство Божества и
отдает честь христианскому пророку "Исса Бен Юссуфу" (Иисусу,
сыну Иосифа). Коран - это величественная поэма, насыщенная
этическими учениями, громогласно провозгласившими Веру, Надежду и
Милосердие.

Источник: Теософский словарь

КОРАН
араб. - декламация, чтение) - главный источник вероучения ислама, собрание поучений, речей и заповедей Мухаммеда (ок.570 - 632 гг.). Мухаммед сообщал их своим последователям, начиная с 609 года в Мекке и Медине, как откровения Бога, ниспосланные ему через Святого Духа.
Коран состоит из 114 глав (суры), которые традиционно делятся на "мекканские" (возникли до 622 года) и "мединские" (возникли в 622 - 632 годах). В мекканских сурах преобладает проповедь единобожия, обличение идолопоклонников, эсхатология; в мединских сурах главное внимание уделено правовым вопросам, полемике с иудеями и христианами, закреплению обязанностей верующего.
Притчевый характер сближает Коран с Библией. Речь Аллаха в Коране передается от первого лица, содержит восхваления, клятвы и заклинания.
Коран был впервые переведен на латинский язык около 1142 года, а на русский - в 1877 году.

Источник: История и теория культуры

КОРАН
араб.«аль-куран»–чтение, декламация) – Священное писание ислама. Мусульмане веруют, что Коран существует предвечно, хранится у Аллаха, который через ангела Джебраила передал содержание этой книги Мухаммаду, а тот устно ознакомил с данным откровением своих приверженцев. Язык Кораиа арабский. Составлен, отредактирован и обнародован в его нынешнем виде уже после смерти Мухаммада. Состоит из 114 глав (сур), не имеющих ни смысловой связи, ни хронологической последовательности, а расположенных по принципу убывания объема: первые суры самые длинные, а последние – самые короткие. Коран содержит исламскую картину мира и человека, идею о Страшном суде, рае и аде, представление об Аллахе и его пророках, последним из которых считается Мухаммад, мусульманское понимание социальных и нравственных проблем. На восточные языки Коран стали переводить с 10-11 вв., а на европейские значительно позднее. Русский перевод всего Корана появился лишь в 1878 г. (в Казани).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

КОРАН
Священная Книга ислама, собрание откровений, ниспосланных Аллахом Мухаммаду между 610 и 632 годами. Откровения стали записываться уже при жизни Мухаммада, существовало несколько списков, отличавшихся друг от друга количеством и порядком откровений. После смерти Пророка было решено составить на основании этих списков единый текст. Халиф Осман поручил эту работу бывшему писцу Мухаммада Зайду ибн Сабиту.
В каноническом варианте, составленном Зайдом и утвержденном халифом, было закреплено разделение на суры  (главы) и стихи  (аяты). В конце IX в. в текст Корана ввели огласовки (харакат),  облегчавшие правильное чтение, а сам текст для удобства запоминания и декламации разделили на 30 джуз  (частей) и 60 хизб  (отрезков).
Коран содержит 114 сур, которые по своему содержанию и месту произнесения делятся на мекканские и мединские. Первую суру «ал-Фатиха» обязан знать наизусть каждый мусульманин. К X веку были приняты как равноценные семь способов распевного чтения Корана.
Считается, что полноценный перевод Корана на другие языки принципиально невозможен, поэтому все существующие на сегодняшний день переводы называются «переводами смыслов». При этом, поскольку Коран, что вполне естественно для собрания откровений, изобилует неясными местами, считается вполне допустимым толковать текст Священной Книги.

Источник: Ислам классический. Энциклопедия.

КОРАН
араб. - чтение, декламация) - главная священная книга мусульман, собрание поучений. По учению ислама, оригинал Корана хранится у Аллаха, содержание которого частями пророк Мухаммед; (ок. 570 - 632) излагал своим последователям как откровения Бога. Единая редакция и установление канонического текста произошло в 8-9 вв. Коран разделен на 114 сур (глав). Значительны в нем влияния христ, и иудейской мифологии в повествованиях о происхождении и устройстве мира, сотворении человека и т. п.; изложено учение о пророках Аллаха, от Адама до Мухаммеда, в их числе библейские пророки и патриархи Нух (Ной), Ибрахим (Авраам) и др. Кроме закрепления традиционных ритуалов мусульм. веры - ежедневной молитвы, обязательной милостыни, соблюдения поста и паломничества в Мекку, - Коран отражает многовековой опыт развития нравственных отношений, что нашло выражение в таких правилах, как почитание старших и родителей, запрещение азартных игр и употребления вина, суровое осуждение лживости и воровства. Большое место в Коране занимают положения социально-правового характера, и не случайно поэтому он называется "арабским судебником". С распространением ислама в 10-11 вв. появились переводы Корана на восточных языках. На лат. языке Коран был издан впервые ок. 1142 в переводе Роберта Кеттонского, что позволило ознакомиться с ним западноевропейским мыслителям-схоластам. С араб, на рус. язык впервые Коран был переведен Г. С. Саблуковым (издан в 1887), а в наше время - И. Ю. Крачковским (издан в 1963).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Коран
(араб, куран — чтение) — «священная» книга мусульман, к-рая, по утверждениям исламского духовенства, является «богодухновенной», т. е. продиктованной самим Аллахом, а следовательно, содержащей вечные истины, обязательные для всех верующих. По мусульм. представлениям, подлинник К. хранится под престолом Аллаха. В действительности, как и «священные» книги других религий, К. имеет земное происхождение. Его тексты написаны разными лицами на протяжении длительного времени. Об этом свидетельствует их стилистический и лексический анализ. Написан К. на арабском языке и состоит из 114 глав (сур). В них отражены мусульм. представления о мироздании: многочисленные предсказания о будущем человечества — страшном суде, воскрешении мертвых, «посмертном воздаянии» и т. д. Различные предписания, касающиеся поведения верующих, общественных и семейных отношений; древн. мифы и сказания. К. выдвигает социальные принципы, освящающие эксплуататорский строй, несправедливые общественные порядки. Содержащиеся в нем нравственные установления пронизаны духом индивидуализма, характерным для об-ва, основанного на частной собственности. Предписания, касающиеся семейных отношений, основаны на представлении о неравноправном, подчиненном положении женщины, к-рая рассматривается как существо низшее по сравнению с мужчиной. В К. множество заимствований из Библии, из христ. мифологической литературы. В нем встречаются ветхозаветные и новозаветные персонажи. Это не удивительно, если учесть, что К. составлялся в 7 – 8 столетиях, когда уже сформировалась христ. церковь, сложились основные принципы христ. догматики.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

КОРАН
араб. «аль-куран» - чтение, декламация) - гл. св. книга мусульман. По учению ислама, К. не сотворен, существует предвечно. Оригинал его хранится у Аллаха, к-рый частями в виде откровения передал К. пророку Мухаммеду через ангела Джебраи-ля. К. — наиболее крупное произведение араб. прозы 7 в. Согласно преданию, составление и редактирование К. начато под наблюдением первых араб. халифов, с привлечением записей, сделанных при пророке Мухаммеде. Установление канонич. текста К., происходившее в Халифате в обстановке острой политич. и религ. борьбы, сопровождалось уничтожением противоречивших ему списков, хотя есть данные, что разные списки К. существовали еще в 9-10 вв. Текст К., принятый за канонический в суннизме, в шиизме считается неполным. В К. 114 су ? (глав) разной длины, от 286 пятое («знамений») во 2-й главе до 3—6 аятов в последних главах. 1-я сура «Фатиха» («Открывающая») носит характер молитвы, в ней 6 аятов, как ив 114-й суре. Хронологич. повествоват. и смысловая последовательность между главами, а часто и аятами в К. отсутствует. Попытки хронологич. расположения глав и аятов предпринимались с 15 в., но больших результатов не дали. Наиболее старые тексты К. по языку и стилю близки заклинаниям и проклятиям др.-араб. жрецов и прорицателей. Часть из них отражает существенные для периода возникновения ислама настроения и проповеди эсхатоло-гич. характера, содержит красочные картины страшного суда, ада, рая. Значительны в К. влияния христ. и иуд. мифологии. В К. изложено учение о пророках Аллаха, от Адама до Мухаммеда, в их числе библ. пророки и патриархи Нух (Ной), Ибрахим (Авраам) и др. Иса ибн Мариам (Иисус, сын Марии) в К. — посланник Аллаха, непосредств. предшественник Мухаммеда, но он не «единосущ» с богом. «Аллах -только единый бог» (4, 163). Ми-фологич. характер носят рассказы К. о происхождении и устройстве мира, сотворении человека и т. п., в к-рых много противоречий, как и в учении о свободе воли: то К. утверждает, что у людей «нет свободного выбора» (28, 68), то допускает возможность их самостоят, действий, хотя тут же грозит им божеств, карой. Можно проследить в К. влияние фольклора др.-араб. племен и др. народов. Большое место в К. занимают положения соц.-правового характера; не случайно К. называет себя «арабским судебником» (13, 37). Как книга, составленная в период установления раннефеод. общества, К. клеймит нек-рые обычаи перво-бытнообщин. строя, напр. кровосмесительство; торговля названа в нем «божьим путем», но ростовщичество, взимание лихвы (риба) осуждено. В этом, как и в» установлении налога - закята, - в К. отразились интересы демократич. слоев. Но в целом К. защищает частнособственнич. отношения, имущественное и соц. неравенство, рабство, приниженное положение женщины. Из К. исходят Сунна и шариат. Необходимость пояснения К. вызвала к жизни схоластич. дисциплину тефсир. Переводы К. на вост. языки появились в 10-11 вв. в связи с распространением ислама. С араб. оригинала К. переведен на рус. язык Г. С. Саблуковым (издавался в Казани в 1878, 1894, 1907) и И. Ю. Крачковским (1963).

Источник: Атеистический словарь

КОРАН
араб. куран, букв.- декламация, чтение), гл. источник вероучения ислама, собрание поучений, речей и заповедей Мухаммеда (ок. 570-632). Мухаммед сообщал их своим последователям, начиная с 609 в Мекке и Медине, как откровения бога, ниспосланные ему через святого духа (Коран 16, 91) или через архангела Гавриила (2, 92). Единая редакция К. была принята в сер. 7 в. (редакция 3-го халифа Османа), семь способов чтения канония. текста К. были установлены Абу Бекром ибн Муджахидом ат-Тамими (859-936). По содержанию в К. можно выделить: эсхатологию ислама; иудаистскно и христ. воззрения; древнеараб. обычаи, оформленные в ритуальные предписания ислама; араб. фольклор; мусульм. законодательство.
К. разделен на 114 глав (суры), состоящих из неравного колияества (всего 6206) ритмико-смысловых отрывков (айат, араб., букв.- знамение). Традиц. суры делятся на «мекканские» (возникли до 622) и «мединские» (возникли в 622-632). В мекканских сурах преобладает проповедь единобожия, обличение идолопоклонников, эсхатология; в мединских сурах гл. внимание уделено правовым вопросам, полемике с иудеями и христианами, закреплению обязанностей верующего. В больших мединских сурах (2, 4, 5) очерчен круг осн. обязанностей верующих - «пять столпов ислама» (см. в ст. Ислам). Обычно суры построены, за исключением кратких односюжетных, по след, плану: восхваление аллаха и обращение к верующим (или, напр., неверующим), призыв следовать «прямым путем» и не поддаваться козням сатаны, упоминание предшественников и собратьев Мухаммеда, описание рая и ада, посмертного воздаяния. Во всех сурах разбросаны реминисценции библейского (гл. обр. ветхозаветного) материала; наряду с ними в К. отразились и нек-рые гностич. представления (см. Гностицизм). Притчевый характер сближает К. с Библией [ср. притчи о неверующих, дела к-рых подобны пеплу, развеянному ветром (14, 18), о мраке невежества (24, 10), о пауке (29, 41) и т. п.], однако в отличие от Библии в К. постоянно варьируется узкий круг сюжетов. Реяь аллаха повсюду передается от первого лица, содержит самовосхваления, клятвы и заклинания, восходящие к шаманско-жреч. заклинаниям арабов-язычников, с характерным для них употреблением рифмованной прозы (садж). Вера в магия, силу слова особенно характерна для мекканских сур.
К. оказал огромное влияние на культуру и лит-ру арабо-мусульм. средневековья. Наличие в К. противоречащих друг другу положений и «отмененных» откровений (ср. 2, 100) породило вначале обширные законоведч. комментарии - «ильм ан-насих ва-ль-мансух» («наука об отменяющем и отмененном»), а затем способствовало оформлению теология, экзегетики («ильм ат-тафсир»). Комментирование К. потребовало тщат. изучения его лексики и грамматич. строя, послужив толчком для возникновения араб. философии и лексикографии. Особое место занимают аллегорич. толкования шиитов и мистиковсуфиев (см. Суфизм). К мистич. пантеизму тяготеет комментарий Ибн аль-Араби («Ки-таб ат-тафсир»). Из ортодоксальных суннитских комментаторов К. наиболее авторитетными считаются Мухаммед ибн Джарир Табари (838-923), Абу Исхак Ахмед ибн Мухаммед Талаби (ум. 1036), Абдаллах ибн Омар Байдави (ум. 1282), Джалаль-ад-Дин-аль-Ма-халли (ум. 1409) и его ученик Джалаль-ад-Дин ас-Сую-ти (ум. 1505).
К. был переведен на лат. язык ок. 1142 Робертом Кеттонским по заданию Петра Достопочтенного, к-рый на основе этого перевода составил свод мусульм. вероучения и его опровержение - первые на латыни науч. труды о К. и исламе. Первый полный рус. пер. К. сделан с арабского Г. Саблуковым, изд. в 1877. Рус. пер. И. Ю. Крачковского, 1963.

Источник: Советский философский словарь

Коран
арабск. куран — чтение) — главная священная книга мусульман, т. е. лиц, исповедующих ислам. Согласно учению ис- лама, К. был надиктован Аллахом через архангела Джабраила (биб- лейский Гавриил) пророку Мухаммаду. В К. 114 глав (или сур), написанных рифмованной прозой. Каждая сура делится на аяты. (стихи) и начинается словами: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!» К. не имеет единого плана построения, но мусульманская традиция делит все суры на мекканские (открытые Мухам-маду в Мекке) и мединские (появившиеся после переселения пророка в Медину в 622 г., т. е. после хиджры, от которой мусульманами и ведется летоисчисление). В К. использованы многие сюжеты и действующие лица Библии, причем как из Ветхого, так и Нового Завета. Это Ибрахим (Авраам), Юсуф (Иосиф), Муса (Моисей), Харун (Аарон), Иса (Иисус) и т. д. Своеобразие К. заключается в том, что Мухаммад не создал моральной доктрины. Этика, считает специалист в области морали А. Гусейнов, как бы растворилась в его мировоззрении: в теоретической части совпадая с верой, в нормативной — с правом. Однако отсутствие этики в привычной европейском смысле данного понятия (как особой сферы знания и культуры) не означает отсутствия в К. этики вообще. Все те нормы, которые входят в Декалог и Нагорную проповедь и составляют содержание того, что именуется естественной нравственностью, представлены также и в К. Это и понятно: ведь К. продолжает традиции иудаизма и христианства. Рассмотрим для примера отношение к насилию. К. признает справедливость норм равного воздаяния, прямо ссылаясь на Моисеев закон. В данном случае Мухаммшад не столько предписывает возмездие за убийство, сколько принимает его как правовую реальность. Он поощряет замену справедливого возмездия материальным вознаграждением, считая, что такая замена угодна Богу. Гусейнов видит этическое своеобразие К. в том, что там нравственные нормы даны в их нерасчлененной слитности с другими формами регуляции межчеловеческих отношений, религиозным ритуалом, обычным правом, юридическим законодательством. Нравственность в К. не систематизирована в виде определенного кодекса. Здесь есть единые предписания (типа запрета на употребление свинины или вина), есть нормы, регулирующие отношения в определенных сферах (в браке, в вопросах наследования и т. д.), есть понятия, обобщающие конкретные нравственные отношения и добродетели (справедливость, милосердие, совесть, щедрость и др.), но нет понятий и термина, соответствующего понятию этики (или морали). Поэтому, по мнению Гусейнова, этика К. представляет собой особую линию развития морали. Это этика конкретных норм. Ее особая проблема — как и что надо делать не вообще, а вполне конкретно, в каждой сфере жизни, каждый день. Так, мусульманину запрещается есть свинину, но если окажется, что кроме свинины есть нечего, то можно от запрета и отступить. Существует и пост, но он не распространяется на беременных женщин или тех, кто находится в неволе. Весьма сложно сегодня проинтерпретировать в терминах нравственности требование распространять ислам «мечом» и идею «газавата», или «джихада», — священной войны против неверных. Хотя в мягкой форме Гусейнов, не говоря об этом прямо, формулирует некоторое возможное объяснение: Мухаммад — не Христос, у него нет заповеди любви к врагам. Мусульмане считают, что К., данный Мухаммаду на арабском языке, не может быть переведен ни на какие другие языки.

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

КОРАН
гл. свящ. книга в исламе, выдаваемая мусульм. вероучением за «слово божье», за «божеств, откровение». В мусульм. богословии, каламе, принят догмат о «несотворенности», «предвечности» К. К. состоит из 114 сур (глав). Каждая сура имеет заглавие. Первая из них, «Фатиха», стала у мусульман наиболее часто произносимой молитвой. За исключением первой, суры расположены в К. не по содержанию и не по времени их появления, а по длине, в порядке убывания количества стихов (аятов). В наиболее длинной, второй, суре («Корова») 286 стихов, последние имеют по 3—6 стихов. Редакторы-составители К. отнесли одни суры к мекканскому, другие к мединскому периодам деятельности Мухаммеда, назвав их соответственно «мекканскими» и «мединскими», а нек-рые суры не отнесли ни к тому, ни к другому периоду. При таких приемах расположения содержания, к тому же при отсутствии дат, имен истор. деятелей и сведений о достоверных событиях, К. легко поддается произвольным и противореч. толкованиям, что постоянно и делается мусульм. духовенством в зависимости от его конкр. целей. В К. сравнительно часты повторения, иногда буквальные, а также пропуски и недомолвки. Написан он на арабском яз., рифмованной прозой.
По содержанию все материалы К. можно разделить на след. группы:
1. Заклинания и проклятия, подобные тем, к к-рым прибегали доисламские колдуны-арабы. Это - наиболее древние материалы в К.
2. Эсхатологич. (пророчествующие «конец мира») суры и стихи, содержащие фантастич. предсказания о «светопреставлении» (оно авторами К. ожидалось в близком будущем), «воскресении мертвых», «страшном суде1», «загробном воздаянии» - мучениях грешников в аду и наслаждениях праведников в раю.
3. Обширные заимствования из др.иудейской и христ. (особенно - раннехрист. сектантской) мифологии, в частности из апокрифич. евангелия Детства. В К. фигурируют мн. библейские персонажи, от Адама до Иисуса Христа. Из ветхозав. пророков на первое место выдвинут Авраам (Ибрахим). Иисус Христос изображен в виде самого крупного пророка, уступающего по своему значению только «посланнику аллаха» (Мухаммеду). «Божественность» Христа решительно отвергается, как отвергается и христ. догмат троичности (см. Троица), но признаются христ. «благовещение» и «непорочное зачатие».
4. Материалы из др.-арабского фольклора (сравнительно незначительные по объему): сказания о легенд, пророках Худе и Салихе, проповедовавших у древних народов Аравии, о царице савской и др.
5. Предписания, регулирующие имуществ., обществ, и семейные отношения, а также гражд. состояние мусульман. Этими предписаниями строго охраняются интересы частных собственников, освящается имуществ. и социальное неравенство, узакониваются неравнопр., подчиненное положение женщины и зависимое положение детей. Здесь нашла наиболее яркое выражение собственнич. идеология. В науке долгое время господствовало неверное представление о Мухаммеде как единств, авторе К.
Отдельные суры К. настолько своеобразны по выраженному в них мировоззрению, а также по их стилю и лексике, что их следует приписать разл. лицам, сделать вывод, что К. не является произведением одного человека. «Османовская» редакция К. - составленный по повелению халифа Османа (644—656) и позже канонизир. список К. - не была единственной. Но др. редакции сохранились только в виде незначит. отрывков. Работа над «османовской» редакцией была завершена не ранее первой пол. VIII в. К этому же времени следует относить и наиболее старые из дошедших до нас рукописей К., написанных т. н. куфическими письменами. Ни одной более ранней рукописи К., относящейся ко времени возникновения ислама в VII в., не сохранилось. Шииты дополнительно включают в К. суру «Два светила», составленную значительно позже, используя ее для обоснования особой роли Али в начальном исламе. См. также Ислам, Шииты.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

КОРАН
(арабск. кур‘ан — чтение) — первоначально в буквальном смысле — выразительное чтение вслух наизусть божественного откровения, а также вся совокупность заключенных в священной книге откровений. В истории мировой религии — главная священная книга ислама, в которой изложено вероучение в виде божественного откровения, явившегося создателю К. и основателю ислама пророку Мухаммаду (ок. 570— 632). В сер. VIII в. при правлении халифа Османа III Праведного (644—656) была создана каноническая редакция К. К., представлявший собой собрание проповедей Мухаммада, обращенных к язычникам или к впервые приобщившимся к исламу, в окончательном виде был разделен на 114 глав (сур). Начиная с первой из них — «аль-Фатиха» — главной молитвы мусульман, остальные суры расположены по принципу убывающей величины, и они не объединены каким-либо смысловым или хронологическим принципом. Содержание К. достаточно разнородно: кроме проповедей Мухаммада, это пророчества и предсказания конца света и страшного суда, заимствования из доисламской, ветхозаветной и раннехристианской мифологии и догматики, а также изложение норм мусульманского права, положений и предписаний, регулирующих имущественные, общественные и семейные отношения. Как явление духовной культуры К. выразил особенности понимания жизни и аллегорического мышления, присущих мусульманскому миру. Коренясь в идеях о многозначности бытия, символика и имеющее характер притчи повествование в К. устанавливает аналогию между его содержанием и прочтением мира как книги на основе священных значений. Как и Библия, К. является одним из выдающихся произведений мировой религиозной культуры. Содержание К. стало неиссякаемым источником вдохновения для многих поколений философов, деятелей искусства мусульманских стран. Каждая из сур К. произносилась рифмованной и ритмизированной прозой, что позднее стало нормой для других словесных форм повествования на исламском Востоке. К. оказал глубокое и всеобъемлющее влияние на восточную художественную прозу и поэзию, религиозную и научную литературу. Распространение К. способствовало становлению единого арабского литературного языка и поэтической символики. Нарастание внимания к Востоку в Европе Нового времени проявилось в интересе к К. как памятнику арабо-мусульманской культуры. В конце ХVII в. был осуществлен научный перевод К. на латинский язык. В Англии К. был переведен в 1779 г., а во Франции — в 1799 г. В России самостоятельная судьба К. начинается с того момента, когда в 1716 г. по приказу Петра I в Петербурге был опубликован первый перевод К. на русский язык. Знаменательным событием следует признать исполненное по распоряжению Екатерины II печатание в 1787 г. в типографии Академии наук в Петербурге полного арабского текста К. Это послужило отправной точкой для мусульманского книгопечатания в России, начало которому было положено открытием в Казани мусульманской типографии (1802), оснащенной арабским шрифтом. Важным моментом в российской культурной жизни был перевод на русский язык К., предпринятый в 1790 г. М.И. Веревкиным. Именно этот перевод вдохновил А.С. Пушкина на поэтическую обработку ряда сур в его цикле «Подражания К.» (1826). Наконец, в 1878 г. в Казани был напечатан первый русский перевод К. с арабского языка, который долгое время удовлетворял разнообразные потребности и запросы читателей и научных работников. Этот перевод был предпринят Г.С. Саблуковым (1804—1880), востоковедом и учителем Саратовской духовной семинарии. Для современной культурной жизни России знаменательным событием стала публикация в 1963 г. русского перевода К., выполненного ак. И.Ю. Крачковским (1883—1951). Наиболее современным является перевод на русский язык смыслов Корана и комментарий, который осуществила В.М. Порохова, принявшая ислам ученая-арабистка, чей перевод Священной Книги был канонизирован Исламской научно-исследовательской Академией «Аль-Азхар». В настоящее время перевод смыслов К. с комментариями В.М. Пороховой опубликован в России. В 2001 г. в Казани издан перевод «Толкования Священного Корана на русском языке», осуществленный в Египте. Переводчиками выступили профессора «Айн-Шамс» Сумайя Мухаммад Афифи и Абдель Салям энМанси при участии профессора Ташкентского государственного университета Р.У. Ходжаевой.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

КОРАН
араб. ал-куран — чтение — Священное Писание мусульман, запись проповедей Мухаммада (ок. 570—632), произнесенных им как слова Божий (в отличие от сунны, или хадисов — собственных изречений Пророка). При жизни Мухаммада откровения Корана (ниспосланные, согласно мусульманской традиции, между 610 и 632) передавались гл. о. по памяти и лишь частично были записаны. Вскоре после смерти Пророка появились разные своды текста, несколько отличающиеся друг от друга (по степени полноты, порядку сурглав, нумерации аятов-стихов в суре, написанию отдельных слов и т. п.). Благодаря усилиям халифа Османа (644—656) была создана единая редакция Корана, ставшая канонической. В 8—9 вв. графика Корана была усовершенствована прежде всего введением огласовок и диакритических точек. К 10 в. завершился и процесс вокализации Корана: из множества сложившихся традиций «чтения» Корана одинаково правомерными были признаны семь (по некоторым спискам — 10,14), представляющие основные культурные центры халифата — Мекку, Медину, Дамаск, Басру и Куфу (3 чтения). Наиболее распространенная из этих канонических систем — от куфийского чтеца Асима (ум. 744) — была избрана для официального египетского издания Корана (1923), к которому восходит современный печатный текст в большинстве регионов мусульманского мира.
Текст Корана, по объему сравнимый с Новым Заветом, написан на арабском языке в форме ритмизированной, а иногда и рифмованной прозы. Он состоит из 114 сур разной длины, которые традиционная мусульманская хронология разделяет на «мекканские» (около 90; ниспосланные в 610—22) и «мединские» (ниспосланные в 622—32). В мекканских сурах, как правило, более коротких и более поэтических, преобладает вероучительная тематика (монотеизм, эсхатология), а в мединских — законодательная. Суры, в свою очередь, состоят из разного количества (от 3 до 286) ритмико-смысловых единиц — аятов (всего в каирском издании — 6236 аятов). Потребностям рецитации соответствуют и другие деления текста Корана на приблизительно одинаковые части: на 7 манзилов (по одному манзилу в день) или 30 джузов (для чтения в месяц рамадан). Далее каждый джуз делится на два хисба, подразделяющихся, в свою очередь, на четверти.
Коран является основой ислама. «Книгоцентризм» ислама выражается в фундаментальном значении Корана как в повседневной жизни мусульман, так и в мусульманском богословии, культе, праве, социально-этической доктрине. От теологических положений Корана отталкиваются все направления арабо-мусульманской философии.
Бог в Коране — трансцендентен, присносущ, присножив, самодостаточен, вековечен, всеведущ, всемогущ, всеблаг, творец и промыслитель мира, мздовоздаятедь. Коран не останавливается на доказательстве существования Бога. Основное внимание в нем уделяется убеждению в несостоятельности многобожия, квалифицируемого как самый тяжкий и единственно непростительный грех. Настаивая на абсолютном унитаризме, Коран обличает распространенный среди аравитян культ идолов и веру в ангелов как дочерей Божьих, усматривает в христианских догматах о богосыновстве и Троице отступление от истинного монизма. Трансцендентность Бога, однако, не исключает Его всеприсутствия и личностного характера: Он «ближе [человеку], чем его собственная шейная артерия». Вместе с тем унитаризм Корана сочетается с признанием ряда классов сверхъестественных существ — ангелов, джиннов и демонов, хотя все они и считаются сотворенными Богом и подчиненными Ему. Ангелы — добрые духи, которые служат Богу как воины и вестники. Джинны созданы из огня, наделены разумом и ответственностью, но сравнительно с человеком более склонны к злу Прародитель и предводитель демонов — Иблис, или Сатана, в Коране выступает скорее как падший джинн, нежели падший ангел (впрочем, соотношение ангелов, джиннов и демонов в Коране допускает разные интерпретации). Возгордившись, он отказался преклониться перед Адамом, за что был отвергнут Богом и проклят Им. Но Всевышний предоставил Сатане свободу искушать людей вплоть до Судного дня. Кораническая картина мира сугубо теоцентрична. Бог, сотворивший все существа и предметы, перманентно поддерживает их бытие. «Искуснейший из творцов». Он создал все явления природы как «знамения» Своей премудрости и всеблагости. Создатель соразмерил все вещи, вложил в них «пугеводительство», «естество», т. е. законы поведения. В этом смысле природа автономна, но не автократична, поскольку обладает бытием лишь благодаря Богу, который может ее разрушить, когда захочет. Одновременно космология Корана антропоцентрична: Вселенная создана, чтобы служить человеку.
Человеческий род, по антропологии Корана, занимает особое место в космической иерархии, иногда возвышаясь над ангелами, которым Бог повелел преклониться перед Адамом, показавшим превосходство над ними в наречении вещей именами. Адама, созданного из праха, Бог творил «собственными руками», вдохнул в него Свой дух (и, по словам пророка Мухаммада, придал ему Свой образ) и поставил его наместником Своим на земле. В Коране повествуется о грехопадении прародителей Адама и Евы и удалении их из первобытного Рая. Коран не признает наследственный характер первородного греха, считая каждую душу ответственной за собственные деяния. Человек, по Корану, создан, чтобы служить одному-единственному Богу, чтобы предать себя (араб. ислам, отсюда и название религии) Его воле. Но будучи сотворен из глины, существом слабым, человек поддается соблазнам Сатаны, который склоняет его к греху, к неверию, обозначаемому в Коране словом «куфр», собственно — «непризнательность». Вместе с тем перед грешником всегда существует возможность обратиться с раскаянием ко Всевышнему, «любящему прощать». В Коране часто говорится о Божьем предопределении, о подчиненности деяний человека воле Господа. В то же время многочисленные аяты отстаивают свободу человеческой воли и инициативы, подчеркивая принцип воздаяния людям согласно их поступкам.
Согласно Корану, божественная всемилость проявляется и в даровании людям пророков, или посланников Божьих, через которых Он открывает им Свои таинства и вечные изволения, направляя на путь истинный. Пророчество — всеобще, универсально, ибо не было народа, которому Господь не явил хотя бы одного посланника. Оно также и едино: все посланники Божьи проповедовали одну и ту же веру (включающую в себя, прежде всего, положение о едином Боге и о Последнем Суде). Мусульманам поэтому предписывается верить во всех пророков, не делая различия между ними. Пророчество (профетизм) в вероучении Корана занимает столь важное место, что теоцентризм священной истории принимает форму профетоцентризма. Коран упоминает около тридцати пророков (а общее число посланников Божьих, как уточняет Мухаммад, было 124 тыс.), первым из которых является Адам, а последним — Мухаммап. В большинстве своем это известные по Библии лица: помимо Адама, к ним причисляются Энох, Ной, Авраам, Измаил, Исаак, Иаков, Иосиф, Иов, Иона, Моисей, Аарон, Давид, Соломон, Захария, Иоанн Креститель, Иисус Христос и другие. К небиблейским персонажам относятся древние арабские пророки Худ и Салих.
Профетология Корана характеризуется убежденностью в окончательном торжестве и спасении посланников Божьих. Авраам был спасен от костра. Ной — от потопа, Моисей — от фараона, Иисус — от распятия (он был взят живым на небо). В подтверждение истинности посланничества Всевышний наделяет пророков даром творить чудеса. Так, Моисей со своим посохом взял верх над египетскими волхвами, а Иисус исцелял безнадежно больных и даже воскрешал мертвых. Мухаммаду же был дан Коран, подобие которому никто из смертных не в силах творить (иного рода чудес Коран не упоминает, хотя впоследствии мусульманская традиция и приписывает Мухаммаду множество таковых). Все пророки — смертные люди, лишь реципиенты Божьего Откровения, которое выступает обычно в виде книг, оригинал которых хранится на небесной Скрижали. Моисею была ниспослана Тора, Давиду — Псалтирь, Иисусу — Евангелие, Мухаммаду — Коран. Все прежние Писания не сохранили свою исходную чистоту, со временем подвергались изменениям и искажениям. Только Коран, восстанавливающий и довершающий их, оберегаем Всевышним от подобной участи. «Люди Писания» (прежде всего иудеи и христиане) призываются принять ислам.
Значительное место в Коране занимает эсхатология, учение о конце света, Последнем Суде, Рае и Аде. Коран подчеркивает индивидуальный характер Суда, на котором каждому человеку (взрослому и вменяемому) воздается в строгом соответствии с его собственными деяниями. Вместе с тем в Коране повествуется и о «коллективном Суде», исторически совершавшемся над народами, которые отвергали посланников Божьих, за что были уничтожены. Коран подробно останавливается на доказательстве воскресения, особенно чуждого аравийским язычникам. Райские блаженства и адские муки имеют, по Корану, как телесную, так и духовную природу. Отверженные могут надеяться на милость Божью (а также на заступничество праведников и особенно пророков, концепция которого более развита в Священном Предании, сунне, нежели в самом Коране).
Мусульманская культура развивала ряд дисциплин, изучающих Коран (хронологию, историю текста, вокалистику, стилистику, «отменяющее и отменяемое», «обстоятельства ниспослания», «чудесность Корана» и др.) и известных как «науки о Коране» (улум ал-куран). В ней сложилась и богатая комментаторская традиция (тафсир), представленная различными жанрами — филологическим, правоведческим, теологическим, философским, мистическим и т. п. Возникшие в 9 в. споры об историчности (извечности или сотворенности во времени) Корана завершились торжеством положения об извечности Корана как воплощении божественного Слова/Логоса, о его небесном архетипе, записанном на «Благохранимой Скрижали». С точки зрения мусульман Коран представляет собой «богопродиктованное» Откровение, словесно оформленное самим Господом, в отличие от «боговдохновенного» Откровения, выраженного сунной, или хадисами — собственными изречениями пророка Мухаммада. Согласно строгой мусульманской доктрине. Коран непереводим на какой-либо язык. В культовых целях (особенно в канонической молитве-салат) его можно читать лишь на арабском. На других языках можно сделать лишь переложение Корана, «перевод смыслов», что фактически является толкованием Корана, которое не в силах отразить всю глубину богатства Божьего Слова.
Русские переводы Корана первоначально осуществлялись с западных языков: с французского — П. Постниковым (1716) и М. И. Веревкиным (1790), с английского — А. В. Колмаковым (1792), К. Николаевым (1864), современные — Ахмадийскпм движением (1987 и 1997) и В. Пороховой (1995). Непосредственно с арабского оригинала Коран был переведен Д.Н.Богуславским (1871, опубликован лишь в 1995), Г. С. Саблуковым (1878), И. Ю. Крачковским (1963) и М.-Н. О. Османовым (1995).
Лит.: Ислам. Историографические очерки, под ред. С. М. Прозорова. М., 1991; Ибрагим Т., Ефремова Н. Мусульманская священная история. М.. 1996; Они же. Путеводитель по Корану. М., 1998; Коран в России. М., 1997; Священный Коран о человеке, его жизни и бессмертии. Хрестоматия, сост. Р. Гайнутдин и Т. Саидбаев. М., 1998.
Т. Ибрагим

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме — 1