КОПНИН Павел Васильевич

Найдено 5 определений термина КОПНИН Павел Васильевич

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОПНИН Павел Васильевич

27.1.1922, г. Гжель Рамонского рна Моск. обл. - 27.fi.1971, Москва), сон философ, чл.-корр. АН СССР (1970), акад. АН УССР (1967). Чл. КПСС с 1943. Окончил филос. ф-т МГУ (1944). В 1947-62 на науч. и педагогич. работе (Томск, Москва, Киев). В 1962-68 директор Ин-та философии АН УССР, с 1968 директор Ин-та философии АН СССР. Осн. работы в области диалектич. материализма, методологии и логики науки; один из инициаторов разработки в СССР логики науч. исследования.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

КОПНИН Павел Васильевич

(1922—1971) — отеч. философ, чл.-корр. АН СССР (1970), акад. АН УССР (1967). Окончил филос. ф-т МГУ. В 1947—62 гг. занимался науч. и пед. деятельностью (Москва, Томск, Киев). В 1962—68 — гг. дир. Ин-та философии АН УССР, с 1968 г. — дир. Ин-та философии АН СССР. Гл. интерес К. был направлен к актуальным проблемам диалектики как логики и методологии науки. Вокруг этого науч.-филос. направления группировались и остальные его исследования, посвященные прежде всего теоретико-познавательным проблемам совр. науки. Осн. соч.: «Диалектика как логика» (1961), «Логические основы науки» (1968), «Диалектика, логика, наука» (1973), «Проблемы диалектики как логики и теории познания. Избранные философские работы» (1982). В.И.Полищук

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

КОПНИН Павел Васильевич

27 января 1922, Гжель Московской обл. — 27 июня 1971, Москва) — российский философ. Занимался проблемами гносеологии, диалектической логики, методологии науки. Окончил философский факультет МГУ (1947). Доктор философских наук (1955). Руководил кафедрами философии в АН СССР (Москва), Томском и Киевском университетах. В 1962—68 директор Института философии АН УССР С 1968 директор Института философии АН СССР; профессор философского факультета Московского университета. Академик АН УССР (1967), член-корреспондент АН СССР (1970). Член редколлегии журнала «Вопросы философии» и «Философской энциклопедии» (с 1961). С 1963 член Исполнительного комитета Международной федерации философских обществ. Предпринял попытку обосновать принципы систематизации категорий. Полагал, что в рамках построения системы категорий должен быть осуществлен фундаментальный философский синтез современного научного знания, иначе диалектика превращается в «софистику нового времени, алогическую игру категориями». В дискуссиях о статусе философии придерживался эпистемологической ориентации, создал оригинальную версию трактовки эмпирического и теоретического уровней мышления в их отношении к гносеологической проблеме «рассудок-разум», рассматривал диалектическую логику как универсальный метод исследования, считая формальную логику не философской, а частной наукой. Соч.: Диалектика как логика и теория познания. Опыт логико-гносеологического исследования. М., 1973; Диалектика, логика, наука. М., 1973; Гносеологические и логические основы науки. М., 1974; Проблемы диалектики как логики и теории познания. М., 1982.

Лит.: Структура философского знания. Сб. статей. Посвящается памяти П. В. Копнина. Томск, 1986.

E. Л. Петренко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

КОПНИН Павел Васильевич

(р. 27 янв. 1922) – сов. философ, д-р филос. наук (с 1957), профессор (с 1958). Член КПСС с 1943. Окончил филос. фак-т Моск. ун-та (1944), филос. аспирантуру Моск. гор. пед. ин-та (1947). В 1947–55 – зав. кафедрой философии Томского ун-та, в 1955–58 – работал в АН СССР (с 1958 – на Украине). Директор Ин-та философии АН УССР (с 1962). Член редколлегии журн. "Вопр. философии" (с 1963) и "Филос. энциклопедии" (с 1961), один из авторов учебника "Основы марксистской философии". Науч. исследования ведет в области диалектич. материализма, особенно по проблемам гносеологии и диалектич. логики, методологии отд. областей естествознания, в частности медицины, а также истории логики. Соч.: О существе и структуре суждения, Уч. зап. Томского ун-та, No 12, 1949; О логич. воззрениях Н. А. Васильева, Тр. Томского ун-та. Серия истор.-филологич., т. 112, 1950; Основные вопросы теории диагноза (в соавторстве с И. Н. Осиповым), М., 1951; 2 изд., Томск, 1962; Эксперимент и его роль в познании, "Вопр. философии", 1955, No 4; О некоторых вопросах теории умозаключения, в сб.: Вопросы логики, М., 1955; Формы мышления и их взаимосвязь, "Вопр. философии", 1956, No 3; Категории материалистич. диалектики, М., 1956, гл. 9; Природа суждения и формы выражения его в языке, в сб.: Мышление и язык, М., 1957; Диалектика форм мышления в философии Гегеля, "Вопр. философии", 1957, No 4; Диалектика и противоречия в мышлении, там же, 1958, No 7; Thought and action, в кн.: Proceedings of the thirty-second Indian philosophical Congress, Kashmir, 1957; Диалектика и логика, "Философска Мисъл", 1959, No 5; Категории как выражение элементов диалектики, в сб.: Вопросы диалектич. материализма, М., 1960; Марксистская философия как метод научного познания, "Вопр. философии", 1960, No 5; Понятие мышления и кибернетика, "Вопр. философии", 1961, No 2; Диалектика как логика, К., 1961; Гипотеза и познание действительности, К., 1962; Изменение предмета и содержания логики в процессе ее историч. развития, в сб.: Проблемы методологии и логики наук (Уч. зап. Томского ун-та, No 41), Томск, 1962; Probleme der Erkenntnistheorie und der dialektischen Logik, "Wiss. Z. Humboldt-Univ.". Gesellschafts- und Sprachwiss. Reihe, 1962, Jg. ll, H. 3; Диалектич. логика и науч. исследование, "Вопр. философии", 1962, No 10; Рассудок и разум и их функции в познании, там же, 1963, No 4; О некоторых особенностях ленинского метода критики идеалистич. филос. концепций, в сб.: Против совр. бурж. философии, М., 1963; Идея как форма мышления, К., 1963.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КОПНИН Павел Васильевич

27. 01. 1922, г. Гжель Московской обл. - 27. 06. 1971, Москва) - философ. Занимался проблемами гносеологии, диалектической логики, методологии научного познания, истории логики. В 1939 г. поступил на философский ф-т Московского ин-та истории, философии и литературы (МИФЛИ). Во время войны - служба в армии. Позже возобновил занятия на философском ф-те Московского ун-та, к-рый окончил в 1947 г. Кандидатская диссертация - "Борьба материализма и идеализма в развитии учения о сущности суждения". Работал на кафедре философии АОН при ЦК ВКП (б), затем руководил кафедрой философии в Томском ун-те (до 1955). Докторская диссертация - "Формы мышления и их роль в познании" (1955). После защиты диссертации К. нек-рое время работал зав. кафедрой философии ЛН СССР, затем заведовал сектором диалектического материализма Ин-та философии АН СССР. В 1962 - 1968 гг. - директор Ин-та философии АН УССР. Акад. АН УССР (с 1967). С 1968 г. - директор Ин-та философии АН СССР, позже - также проф. философского ф-та Московского ун-та. С 1970 г. - чл.-корр. АН СССР. Член редколлегии журн. "Вопросы философии" и "Философской энциклопедии" (с 1961). С 1963 г. - член Исполнительного комитета Международной федерации философских об-в. Под его руководством создан ряд трудов по философии ("Проблемы мышления в современной науке". М., 1964; "Логика научного исследования". М., 1965, и др.). К. была предпринята попытка систематизировать категории, обосновать принципы их систематизации. По существу, он реабилитировал умозрение как способ философских обобщений. Одним из первых К. заявил о необходимости формирования самостоятельной дисциплины в структуре отечественных философских исследований, к-рую он обозначил понятием "метафилософия", считая, что философия как целостное социокультурное образование должна сама стать предметом особого теоретического анализа. К. критически оценивал широко распространенную в советской литературе 50-60-х гг. трактовку предмета философии, сводящую его к наиболее общим законам природы, об-ва и мышления. Специфика философии, по К., в том, что она, рассматривает все явления под углом зрения осн. вопроса философии. Оригинальной была разработка К. проблемы эмпирического и теоретического уровней мышления в их отношении к чувственному и рациональному аспектам познания, проблемы "рассудок и разум". Он исследовал роль идеи в системе научного исследования, а также специфику проблемы как фокусирующей то непознанное в предмете данной теории, на что надлежит направить исследовательский поиск. Значителен его вклад в развитие логики научного исследования. Им проанализирована специфика диалектики как логики и ее взаимосвязь с формальной логикой в научном познавательном процессе. В последние годы жизни К. работал над книгой о специфике философского знания. При этом одним из первых в советской философской литературе он обратил внимание на природу и особенности языка философии, подчеркивая, что всякая теория, в т. ч. философская, есть определенный язык, совокупность средств, используемых для построения и выражения мысли.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Русская философия: словарь

Найдено схем по теме КОПНИН Павел Васильевич — 0

Найдено научныех статей по теме КОПНИН Павел Васильевич — 0

Найдено книг по теме КОПНИН Павел Васильевич — 0

Найдено презентаций по теме КОПНИН Павел Васильевич — 0

Найдено рефератов по теме КОПНИН Павел Васильевич — 0