КОПЕРНИКОВСКИЙ ПЕРЕВОРОТ

Найдено 1 определение
КОПЕРНИКОВСКИЙ ПЕРЕВОРОТ (КОПЕРНИКАНСКИЙ ПОВОРОТ)
в широком смысле: революционный переворот в познании, начало новой эпохи в науч. и филос. освоении действительности. По аналогии с гелиоцентрической системой Н.Коперника, к-рая, будучи ошибочной во мн. моментах, тем не менее явилась отправной точкой формирования парадигмы классич. естествознания, так характеризуют науч. открытия и филос. теории, сыгравшие революционную роль в развитии чел. познания и мысли. Напр., К.п. в истории европ. философии связывают с учением И.Канта, в соц.-филос. знании — с учением К.Маркса, в лингвистике — со структурной теорией Ф. де Соссюра и т.д. В спец. смысле: термин, введенный И.Кантом для обозначения принципиально новой ориентации своей «критической философии». Для Канта К.п. состоял в повороте от эмпирически данного объекта к познающему субъекту, сознание к-рого предписывает предметам их категориальное размещение, форму, законы и лишь благодаря этому делает их составными частями мира этого сознания. Т.о., суть «критического метода» состоит не в познании вещей и их свойств, а в исследовании самого познания и его форм, т.е. априорных (см. Априори и Апостериори) условий возможности опыта. Кант считал, что в процессе чел. деятельности предметы должны сообразовываться с познанием и его результатами, а не наоборот. В результате этой «революции в способе мышления» исследование уже не исходит из предмета как изв. и данного, чтобы затем показать, как он «перемещается» в наше познание и воспроизводится в математике, естествознании, метафизике, морали или эстетике. Напротив, предметы или опыт, в к-ром эти предметы можно познать, должны теперь сообразовываться с априорными основоположениями рассудка и разума. Если догматическая метафизика начинала с вопроса «Что такое предмет?», то Кант начинает с вопроса «Как происходит познание о предмете?». Благодаря этому прежняя метафизика стала «трансцендентальной философией», перед к-рой стоит задача познания не вещей, а «видов познания». В предисл. ко 2-му изд. «Критики чистого разума» Кант связывает свой «переворот в философии» с именем Коперника: т.к. гипотеза о вращении звезд вокруг наблюдателя недостаточно объясняет движение небесных тел, Коперник попытался достичь б?льшего успеха, предположив, что движется наблюдатель, а звезды находятся в состоянии покоя. «Революция в мышлении», по Канту, состоит в том, что мы начинаем с размышления разума о себе самом, о своих предпосылках и основоположениях, своих проблемах и задачах; само же размышление о «предметах» последует только после того, как будет твердо установлена эта отправная т.зр. Т.о., К.п. есть позиция, благодаря к-рой та или иная область познания становится наукой, что подразумевает системное единство общезначимых и необходимых суждений, а след-но, и метод, необходимый для его достижения. Лит.: Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3; Он же. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Там же. М., 1965. Т. 4. Ч. 1; Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997; Косарева Л.М. Рождение науки Нового Времени из духа культуры. М., 1997; Тевзадзе Г.В. Иммануил Кант: Проблемы теоретической философии. Тбилиси, 1979; H?ffe O. Immanuel Kant. M?nchen, 1983. Р.А.Бурханов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
304.58 кб

Коперниковский переворот в политической теории. Перевод А. Кузнецова

Латур Брюно