КОПЕРНИК НИКОЛАЙ

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Коперник, Николай
1473-1543) - Польский астроном, который выдвинул революционную в истории науки теорию, что Земля не является центром мира, а лишь одной из планет, что планеты периодически вращаются вокруг солнца и ежедневное обращение Земли вокруг своей оси объясняет кажущиеся восходы и заходы солнца и других звезд. Святейшая инквизиция сожгла его за эту ересь на костре.

Источник: Исторический справочник русского марксиста

Коперник Николай
1473-1543) - средневековый философ, гуманист, астроном. Окончательно заменил геоцентрическую (птолемееву) картину мира, господствующую в средние века, гелиоцентрической. Важнейший труд Коперника «Об обращениях небесных сфер» вышел в свет в 1453 г., в нем доказывалось, что Земля движется вокруг Солнца и не является центром Вселенной. По имени Коперника гелиоцентрическая картина мира называется коперниковской.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Коперник Николай
1473-1543) - польский астроном и мыслитель. В основном труде Коперника "О вращениях небесных сфер" возрождается, развивается и обосновывается в качестве научной истины античная идея гелиоцентризма. Его учение опровергло многовековую геоцентрическую традицию Аристотеля - Птолемея, нанесло удар по религиозно-теологическим представлениям о Вселенной и месте человека в ней, послужило исходным пунктом развития новой астрономии и физики (в трудах Галилея, Кеплера, Декарта, Ньютона).

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

КОПЕРНИК (Kopernik, Copernicus) Николай
род. 19 февр. 1473, Торунь - ум. 24 мая 1543, Фрауенбург) - средневековый философ, гуманист, астроном. Окончательно заменил геоцентрическую (птолемееву) картину мира, господствовавшую в средние века, гелиоцентрической. Важнейший труд Коперника "Об обращениях небесных сфер" ("De revolutionibus orbium coelestium"), начатый в 1507, вышел в свет в 1543. Его появление стало возможно благодаря подготовительным работам, проводившимся др. исследователями с нач. 14 в. По имени Коперника гелиоцентрическая картина мира называется коперниковской. Гете называет открытие Коперника "величайшим, самым выдающимся, наиболее плодотворным открытием, которое когда-либо делал человек, открытием более важным, чем вся Библия". См. также "Коперниковский поворот".

Источник: Философский энциклопедический словарь

КОПЕРНИК НИКОЛАЙ
(1473—1543) — польский астроном и мыслитель. В основном труде К. «Об обращениях небесных сфер» (1543) идея гелиоцентризма (Аристарх Самосский. III в. до н. э.) возрождается, развивается, доказывается и обосновывается в качестве научной истины. Система К. установила «форму мира и точную соразмерность его частей», нанесла решающий удар по религиознотеологическим представлениям о Вселенной и месте человека в ней, послужила исходным пунктом развития новой астрономии и физики. В философском плане переход к гелиоцентризму означал переворот в гносеологической основе естественнонаучного познания. Впервые реализуется принцип, что видимое есть не достоверность, но «перевернутое» отражение скрытой за явлениями действительности. Этот принцип становится гносеологической основой всей классической науки (см. Галилей Галилео, Декарт Рене, Ньютон Исаак).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

КОПЕРНИК Николай
1473-15?5) — польск. астроном и мыслитель. Начав с попыток усовершенствовать канонизированную церковью геоцентрич. систему мира, изложенную в «Альмагесте» Птолемея (см. Геоцентризм), К. постепенно пришел к утверждению новой, гелиоцентрич. системы мира, согласно к-рой Солнце занимает центр, положение, а Земля является одной из планет, обращающихся вокруг Солнца, и вращается вокруг своей оси (см. Гелиоцентризм). Учение К. нанесло удар по самым основам религ. мировоззрения. Устранялась противоположность земного и небесного, законы природы оказывались едиными для Земли и для всей Вселенной и доступными че-ловеч. познанию, не оставалось места церк. легенде о сотворении мира богом. В 1616 книга К. «Об обращениях небесных сфер» (опубликована в 1543) была внесена в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1828. Учение К. рассматривалось церковью как ересь.

Источник: Атеистический словарь

Коперник Николай
 (1473—1543)— польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира. Теория К. об обращении Земли вокруг Солнца и о суточном вращении Земли вокруг своей оси означала разрыв с геоцентрической системой Птолемея и основанными на ней религиозными представлениями о Земле как избраннице божьей и о привилегированном положении человека во вселенной. В истории науки учение К. было революционным актом, к-рым исследование природы заявило о своей независимости. Отсюда началось освобождение естествознания от теологии. Его теория отбросила также идущее от Аристотеля и использованное схоластикой противопоставление небесных и земных движений, нанесла удар церковной легенде о сотворении мира .богом, создала возможность появления в будущем учений о естественном возникновении и развитии солнечной системы. Открытия К. стали объектом ожесточенной борьбы: церковь осудила и преследовала их, передовые мыслители его времени и последующих эпох сделали их своим боевым знаменем и развивали дальше. Осн. произв. К. — «Об обращениях небесных сфер» (1543) (Гелиоцентрическая и геоцентрическая системы мира).

Источник: Философский словарь. 1963

КОПЕРНИК Николай
польский астроном, философ, гуманист; р. 19.2.1473 (Торунь) —ум. 24.5.1543 (Фромборк); окончательно заменил геоцентрическую (птолемееву) картину мира средних веков гелиоцентрической. Важнейший труд «De revolutionibus orbium coelestium» [«О вращениях небесных сфер»], начатый в 1507, вышел в свет в 1543. Его появление стало возможно благодаря подготовительным работам, проводившимся другими исследователями еще с начала XIV в. По имени Коперника гелиоцентрическая картина мира называется коперниковской. Гёте называет (в письме к канцлеру Мюллеру, 1832) открытие Коперника «величайшим, самым выдающимся, самым богатым последствиями открытием, которое когда-либо делал человек, открытием более важным, чем вся Библия». Немецкое издание Полного собрания его сочинений и писем «Gesamtausgabe sämtlicher Schriften und Briefe», 1942 и след. (На рус. яз.: О вращениях небесных сфер, 1964.)
D. Stimson. The Gradual Acceptance of the Coppernican Theory of the Universe. New York, 1917; G. C. Lichtenberg.
N. К., 1943; E. Zinner. Entstehung u. Ausbreitung der kopemikan. Lehre, 1943 (Repr. 1978); К. Hildebrandt. К. und Kepler in der dt. Geistesgesch., 1944; H. Blumenberg. Die Genesis der kopemikan. Welt, 1975; T. S. Kuhn. The Copernican Revolution. Cambridge (Mass.), 1957, dt. 1981; J. Kirchhoff. N. K., 1985.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Николай Коперник
польск. Miko?aj Kopernik, нем. Nikolas Koppernigk, лат. Nicolaus Copernicus; 19 февраля 1473, Торунь — 24 мая 1543, Фромборк) — польский астроном, математик, экономист, каноник. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.        Главное сочинение  "De revolutionibus orbium coelestium" («Об обращении небесных сфер») (1543).        Создание гелиоцентрической системы мира явилось результатом долголетнего труда Коперника. Он начал с попыток усовершенствовать геоцентрическую систему мира, изложенную в «Альмагесте» Птолемея и канонизированную католической церковью. Результаты труда были обобщены им в сочинении «Об обращениях небесных сфер», опубликованном в 1543, незадолго до его смерти. Философское значение гелиоцентрической системы состояло в том, что Земля, считавшаяся раньше центром мира, низводилась на положение одной из планет. Возникла новая идея — о единстве мира, о том, что «небо» и «земля» подчиняются одним и тем же законам. Революционный характер взглядов Коперника был понят католической церковью лишь после того, как Г. Галилей и Дж. Бруно развили философские следствия его учения. В 1616 декретом инквизиции книга Коперника была внесена «впредь до исправления» в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1828.                

Источник: Философия справочные материалы для самостоятельной работы студентов и магистрантов

Коперник Николай
(Kopernik, Copernicus, 1473-1543). Польский астроном. До опубликования его революционного труда в 1540-х гг. общепринятым было мнение, что Земля — центр Вселенной и что все небесные тела обращаются вокруг нее. По данным наблюдений и путем математических доказательств Коперник установил существование гелиоцентрической (т. е. с Солнцем в центре) Вселенной, иначе говоря, тот факт, что Земля вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами Солнечной системы обращается вокруг Солнца.
Коперник не публиковал свои «радикальные» сочинения вплоть до глубокой старости, поскольку, подобно жившим позднее другим революционным мыслителям Галилею и Дарвину, которых преследовали церковники, он имел основания бояться цензуры религиозных авторитетов. Однако книга Коперника «De Revolutionibus» («Об обращениях небесных сфер») пережила папский гнев и изменила мир.
Работы Коперника ознаменовали переворот в человеческом мировоззрении. Хотя эти важнейшие открытия были опубликованы в 1543 г., они стали известны совсем не столь скоро, как можно было этого ожидать. При опросе, проведенном совместно Университетом Северного Иллинойса и Оксфордским университетом в 1989 г., лишь треть взрослых англичан и только половина американцев знают, что Земля обращается вокруг Солнца и что на это у нее уходит один год. См. Научная грамотность.

Источник: Словарь научной грамотности. 1997 г.

КОПЕРНИК Николай (1473— 1543)
польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира, экономист. В истории науки учение К. было революционным актом, к-рым исследование природы заявило о своей независимости от религии. Теория К. об обращении Земли вокруг Солнца и о суточном вращении Земли вокруг своей оси означала разрыв с геоцентрической системой Птолемея и основанными на ней религиозными представлениями о Земле как “избранной богом” арене, на к-рой разыгрывается борьба божественных и дьявольских сил за человеческие души. Эта теория отбросила идущее от Аристотеля и использованное схоластикой противопоставление движений небесных и земных тел, нанесла удар церковной легенде о рае и аде, создала возможность появления в будущем учений о естественном возникновении и развитии Солнечной системы. Для теории познания важным стало различие К. между видимыми (кажущимися) и реальными состояниями тел (Земли). Открытия К. стали объектом ожесточенной борьбы: церковь осудила и преследовала их, передовые мыслители его времени и последующих эпох сделали их своим боевым знаменем, развивали дальше (Бруно, Галилей и др.), устранив, напр., такие ошибочные положения системы К., как расположение всех звезд на единой “сфере” и Солнца в центре вселенной. Осн. произв. К., “Об обращениях небесных сфер” (1543), свидетельствует о знакомстве К. с достижениями античного атомизма и астрономическими гипотезами древних (Гелиоцентрическая и геоцентрическая системы мира).

Источник: Философский энциклопедический словарь

КОПЕРНИК Николай
19.2. 1473, Торунь, -24.5.1543, Фромборк), нольск. астроном и мыслитель. В осн. труде К. «О вращениях небесных сфер» (1543, рус. пер., 1964) давно и прочно забытая древняя идея гелиоцентризма (Аристарх Самосский, 3 в. до н. э.) возрождается, развивается, доказывается и обосновывается в качестве науч. истины. С науч. т. зр. преимущества гелиоцентризма обнаруживаются сразу же: впервые в истории астрономии оказывается возможным определение из наблюдений фактич. планетных расстояний; ясный физич. смысл получают специфич. математикогеометрич. особенности схемы Птолемея (к-рые ранее носили непонятный и случайный характер); новая система мира производит сильное эстетич. впечатление, устанавливая действит. «форму мира и точную соразмерность его частей» («О вращениях...», с. 13). Учение К. опровергало многовековую геоцентрич. традицию Аристотеля - Птолемея, нанесло решающий удар по религ.-теологич. представлениям о Вселенной и месте человека в ней, послужило исходным пунктом развития новой астрономии и физики (в трудах Галилея, Кеплера, Декарта, Ньютона). Энгельс назвал издание осн. труда К. «революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости... Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии...» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 20, с. 347). В филос. плане переход к гелиоцентризму означает переворот в гносеологии, основе естеств.-науч. познания. Вплоть до К. господствовала гносеология, установка, согласно к-рой видимое отождествлялось с действительным. В учении К. впервые реализуется противоположный принцип - видимое не есть достоверность, но «перевернутое» отражение скрытой за явлениями действительности. В дальнейшем этот принцип становится гносеология, основой всей классич. науки.

Источник: Советский философский словарь

КОПЕРНИК Николай
(1473—1543) — польск. астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Род. в г.Торунь. Учился в Краковском ун-те (1491—95) на ф-те свободных иск-в, на юрид. ф-те Болонского ун-та (1496—99), на мед. ф-те ун-та в Падуе. В 1503 г. получил степень д-ра канонического права. Возвратившись в Польшу в 1506 г., начал разрабатывать идеи гелиоцентризма и изложил их в виде 6 аксиом в кн. «Малый комментарий» (1515). Для доказательства этих положений в течение 16 лет вел астр. наблюдения и производил их матем. обработку, к 1532 г. завершил трактат «О вращении небесных сфер». Но в силу сложной полит. обстановки и религ. войн, долго не публиковал свою работу, хотя его об этом просили друзья. И только в 1543 г., будучи тяжелобольным, дал согласие на публикацию трактата, вышедшего в 6 кн. Это был смертельный удар по геоцентрической системе мира Аристотеля—Птолемея, где неподвижная шарообразная Земля занимала центр. положение. По гелиоцентрической системе К. в центре мира (Солнечной системы) находится Солнце, а вокруг него по круговым орбитам равномерно вращаются все планеты, в т.ч. и Земля. Т.к. система мира Аристотеля—Птолемея была одобрена церковью, началась длительная и тяжелая борьба за новую систему, за новое мировоззрение, участниками к-рой стали мн. ученые, в т.ч. Г.Галилей и Дж.Бруно. В 1616 г. учение К. было запрещено и только через двести с лишним лет католич. церковь этот запрет сняла. Гелиоцентрическая система стала краеугольным камнем нового естествознания. Соч.: О вращениях небесных сфер. Малый комментарий. Послание против Вернера. Упсальская запись. М., 1964. Лит.: Веселовский И.Н., Белый Ю.А. Николай Коперник. М., 1974; Гребенников Е.А. Николай Коперник. М., 1982; Косарева Л.М. Коперниканская революция: социокультурные истоки // Косарева Л.М. Рождение науки Нового Времени из духа культуры. М., 1997; Николай Коперник: К 500-летию со дня рождения. 1473—1973. М., 1973. Ф.М.Дягилев

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

КОПЕРНИК (Kopernik, Copernicus) Николай (1473-1543)
польский мыслитель эпохи Возрождения, основатель научной астрономии, обосновавший гелиоцентрическую систему мира. Избранный каноником Вармийской коллегии священников, К. много лет не исполнял церковных обязанностей, повышая образование (философия, право, медицина, астрономия) в университетах Кракова, Болоньи, Падуи (К. слушал лекции Помпонацци) и Феррары. Оборудовав во Фромборке (Фрауэнбурге) обсерваторию, прожил в ней почти 30 лет. В результате попыток усовершенствовать канонизированную церковью геоцентрическую систему мира Птолемея, изложенную в "Альмагесте", К. не только вновь открыл давно и прочно забытую древнюю идею гелиоцентризма (Аристарх Самосский, 3 в. до н.э.), но и убедительно обосновал ее как научную систему. (К. писал: "В середине всех этих орбит находится Солнце; ибо может ли прекрасный этот светоч быть помещен в столь великолепной храмине в другом, лучшем месте, откуда он мог бы все освещать собой"). Вопреки Птолемею (начав опровергать его уже в ранней работе "Очерк нового механизма мира", 1505-1507), К. утверждал, что не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот, Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. К. первым установил, что Луна вращается вокруг Земли и является спутником последней. Эта система взглядов, согласно К., способна "с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и любящим порядок Зодчим". Оценивая в духе времени собственнную астрономическую концепцию как философскую по статусу, К. не скрывал, что именно рассуждения античных пифагорейцев, Лукреция Кара, Вергилия, а также "физиологов" (согласно К., мыслители от Анаксимандра до Демокрита) способствовали вызреванию его идей. Понимая, что его открытие противоречит учению церкви, К. решился опубликовать свой главный труд "О обращении небесных сфер" только накануне смерти (1543). Пытаясь обезвредить теорию К., помимо его воли и желания, редактор его труда лютеранский теолог А. Оссиандер в предисловии определил ее как совершенно нереальную, хотя и "удивительную" гипотезу. Когда же теория К. была подтверждена Бруно и Галилеем, церковь открыто выступила против нее. Папа Павел V в 1615 объявил учение К. еретическим, а через год его труд был внесен в "Индекс запрещенных книг" и числился под запретом до 1828.
А.А, Круглов

Источник: Новейший философский словарь

КОПЕРНИК Николай
19 февраля 1473, Торунь, Польша — 24 мая 1543, Фромборк) — польский астроном и мыслитель, возродивший и научно обосновавший гелиоцентрическую систему мира. Изучал математику, теоретические основы астрономии, медицину в Краковском университете (1491—95), учился на факультете церковного права Болонского университета (1496—1501), где изучал также астрономию и участвовал в исследованиях знаменитого астронома Доменико де Новара. Обучался медицине в Падуанском университете, в Ферраре получил степень доктора канонических прав (1503). Исполнял многочисленные обязанности: каноник во Фромборке, канцлер Вармийского капитула, инициатор денежной реформы. Кроме того, он организовал защиту от нападения воинов Тевтонского ордена, как врач участвовал в борьбе с эпидемией 1519, читал лекции по математике, издавал переводы. Одновременно Коперник постоянно занимался астрономическими наблюдениями и математическими расчетами движения планет и к 1532 завершил работу «Об обращении небесных сфер», на издание которой он долго не решался, хотя был убежден в ошибочности системы Птолемея и истинности гелиоцентрической модели Вселенной. Работа вышла лишь в 1543, в год его смерти. С 1616 по 1882 по требованию Ватикана труд Коперника был в Индексе запрещенных изданий. Основному труду предшествовал «Малый комментарий» (1505—07), в котором излагались основные допущения гелиоцентризма. Все сферы движутся вокруг Солнца как центра мира, центр Земли — это центр тяготения и лунной орбиты, все движения «небесной тверди», Солнца и планет принадлежат не им, а Земле. Эти положения детально разработаны в главном труде Коперника, где обосновано, что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца в плоскости эклиптики, вокруг своей оси, перпендикулярной к плоскости эклиптики, и вокруг собственной оси, перпендикулярной плоскости экватора. Кроме того, доказывается, что мир и Земля сферичны, движение небесных тел круговое и постоянное, Земля занимает лишь малую часть бесконечно большого пространства небес. По Т. Куну, нововведение Коперника не было просто указанием на движение Земли, но составляло новый способ видения проблем физики и астрономии, при котором необходимо изменился смысл понятий «земля» и «движение» (см. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, с. 190).
Соч.: Opera omnia, t. 1—2. Warsz., 1972—1975; О вращениях небесных сфер. М., 1964.
Лит.: Николай Коперник. К 500-летию со дня рождения, под ред. В. А. Котельникова. М., 1973; Веселовскии И. Н., Белый Ю. А. Николап Коперник. М., 1974; Kuhn T. S. The Copernican Revolution. Cambr. (Mass.), 1957.
Л. А. Микешша

Источник: Новая философская энциклопедия

КОПЕРНИК Николай
(Copernicus, 1473—1543) - великий польский ученый эпохи Возрождения, основатель научной астрономии, создатель учения о. гелиоцентризме. Избранный каноником Вармийского капитула, он мн. годы не приступал к исполнению церк. обязанностей, обучаясь в Краковском, Болонском и Падуанском ун-тах. Позже он также все время отдавал научным занятиям. В одной из башен крепостной стены собора во Фромборке (Фрауэпбурге) К. оборудовал обсерваторию и прожил в ней почти 30 лет. Готовя свой труд «Об обращении небесных сфер», полностью менявший представление о мире, К. знал, что его идеи враждебны церк. учению, и медлил с опубликованием книги. Свои взгляды он распространял в письмах ученым. Книга же, сделавшая имя К. бессмертным и являвшаяся делом всей его жизни, увидела свет лишь накануне его смерти (1543). В «Диалектике природы» Ф. Энгельс след. образом характеризует значение труда К.: «Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости и как бы повторило лютеровское сожжение папской буллы, было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил - хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре - вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теологии, хотя выяснение между ними отдельных взаимных претензий затянулось до наших дней и в иных головах далеко еще не завершилось даже и теперь» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 20, с. 347).
Гелиоцентрич. система мира, разработанная К., явно противоречит библ. представлениям, в частности легенде об Иисусе Навине, якобы продлившем день, приказав остановиться Солнцу. Поэтому церковники выступили противниками коперниковского учения. Первоначально они пытались «обезвредить» его, отрицая принципиальное значение осн. труда К. Помимо воли и желания ученого, его книга вышла под ред. лютеранского теолога А. Оссиандера, к-рый в своем предисловии определил учение К. как гипотезу «удивительную», но совершенно нереальную. Однако когда система К. получила дальнейшее подтверждение в трудах Дж. Бруно и фактически была подтверждена Г. Галилеем, церковь открыто выступила с осуждением коперникианства. Папа Павел V в 1615 объявил учение К. еретическим. В 1616 с издевательской и лицемерной оговоркой: «впредь до исправления» - труд К. был внесен в «Индекс запрещ. книг» и числился в нем до нач. XIX в. Профессора мн. европ. ун-тов до конца XVII в. должны были давать клятву, что они не придерживаются «коперникианской ереси». Учение К. целиком отвергалось также правосл. и протестантской церквами. В наст. вр. на помощь богословию приходят и бурж. идеологи, пытающиеся доказать «равноценность» системы К. и опровергнутой им системы Птолемея путем превратного толкования теории относительности (см. Гелиоцентризм и геоцентризм). Но наука всеми своими открытиями подтвердила правильность выступления К. против библ.-птолемеевской картины мира, вскрыла несостоятельность и реакц. смысл всех попыток церкви и релятивистов-идеалистов подорвать значение научного подвига К. В борьбе против его учения религия и церковь потерпели полное поражение.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

КОПЕРНИК НИКОЛАЙ
(1473-1543) – автор знаменитой гелиоцентрической системы, получивший образование в Ягеллонском университете в Кракове и совершенствовавший свои знания в Италии, где изучает живопись, астрономию,математику, философию, греческий язык, юриспруденцию (становится специалистом по каноническому праву). В 1503 г. Коперник получает диплом доктора права и в 1505 г.  возвращается  на родину, становится каноником Вармейскойепархии, где и прожил до конца своих дней. К идее пересмотра системы мироздания Коперник пришел не от научных открытий, а от чувства эстетической неудовлетворенности,  т.е.  от  искусства,  которое  было  основой  мироощущения человека Возрождения. Концептуальное изложение своей системы Коперник дал в 1515 г. в рукописном труде «Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям». Накануне своего 60-летия он закончил знаменитый труд«О  вращении  небесных  сфер»,  в  котором  сформулировал новую  гипотезу  об устройстве мира. Сочинение состояло из 6 книг.  Система Коперника выглядела следующим образом. В ее центре находится Солнце, вокруг  которого по круговым орбитам  последовательно вращаются  планеты:  Меркурий,  Венера,  Земля вместе с орбитой Луны,  Марс, Юпитер, Сатурн. На конце системы находится сфера неподвижных звезд. «Солнце, как бы восседая на царском престоле, управляет вращающимся около него семейством светил», – пишет он. Совершая вращение  вокруг  Солнца, Земля  одновременно вращается  вокруг  своей  оси,  чем объясняется смена дня и ночи, видимое движение звезд на  небе. Коперник нерешался издавать это произведение, справедливо опасаясь гнева церкви. Сочинение было издано спустя 10 лет в 1543 г. в Нюрнберге. Автор увидел свою книгу лишь за несколько часов до смерти. В 1616 г.  произведение Коперника быловнесено католической церковью в «Индекс запрещенных книг». Запрет был снят спустя более, чем 200 лет.  Открытие Коперника справедливо называют первой научной революцией. Ее сущность может быть изложена следующим образом: 1)Коперник высказал мысль о движении как естественном свойстве небесных и земных  объектов,  подчиненным  некоторым  общим  закономерностям  единой механики. 2) Отпала необходимость в перводвигателе и тем самым был брошен вызов  религиозному  миропониманию. Религиозная картина  мира  исходила  из признания  центрального  положения  Земли,  поскольку  это  давало  основание утверждать человека центром и высшей целью мироздания. Кроме того, религиозное миропонимание противопоставляло земное, как телесное и тленное, небесному, как нетленному.  Но в свете идей Коперника Земля становилась обычной«рядовой» планетой. 3) Предложив новую концепцию мироздания, Коперник в то же время продемонстрировал ограниченность чувственного познания и наблюдения и  указал  необходимость  для  науки  критического  разума.  Существенным недостатком взглядов Коперника было то, что он разделял господствующую в то время точку зрения на конечность мироздания. Он считал, что Вселенная заканчивается твердой сферой, на которой закреплены неподвижные звезды. Несостоятельность этого взгляда была показана в расчетах орбиты кометы, проведенных датским астрономом Тихо Браге в 1577 г.

Источник: Философия науки и техники: словарь

КОПЕРНИК НИКОЛАЙ

(19 февр. 1473 – 24 мая 1543) – польский астроном и мыслитель. В 1491–94 учился в Краковском ун-те. В 1495–1504 – в итал. ун-тах (Болонья, Падуя, Феррара). С 1504–05 жил в Вармийской обл. на севере Польши (гг. Лидзбарк, Фромборк). Много лет руководил административными и фин. делами области и активно участвовал в защите ее от нашествия Тевтонского ордена (1519–21), непосредственно руководя обороной г. Ольштына. Со времени пребывания в Италии К. занимался проблемами строения Вселенной, отправляясь от трудов ученых древности, особенно пифагорейцев и Аристарха Самосского. От критики и отрицания истинности канонизированной церковью геоцентрич. системы мира К. постепенно пришел к утверждению новой системы мира, согласно к-рой Солнце занимает центр. положение, а Земля является одной из планет, обращающихся вокруг Солнца, и вращается вокруг своей оси. Свои взгляды К. впервые изложил (без математического обоснования) ок. 1515 в рукописном сочинении "Малый комментарий" ("Commentariolus"). В капитальном труде "Обращение небесных сфер" ("De revolutionibus orbium coelestium", 1543) К. развил и математически обосновал гелиоцентрическую систему мира, хотя прямыми доказательствами движения и вращения Земли он еще не располагал. В своей системе К. сохранил представление о движении планет по эпициклам и деферентам, введенным Птолемеем, указал на огромность расстояния Земли до звезд, по сравнению с к-рым расстояние от Земли до Солнца исчезающе мало. Труд К., вышедший в 1543 в Нюрнберге, был без его ведома сопровожден предисловием лютеранского богослова Осиандера, пытавшегося представить учение К. только как гипотезу, облегчающую астрономич. вычисления, тогда как сам К., утверждавший в своем собственном предисловии свободу науч. исследования, рассматривал свою систему мира как описание реального строения Вселенной, в к-рой Земля – рядовое небесное тело. Подложность предисловия Осиандера была установлена ок. 1605 Кеплером. Учение К. явилось основой развития новой астрономии и оказало глубокое влияние на последующий прогресс физики И механики (труды Галилея, Кеплера, Декарта, Ньютона). Филос. значение учения К. заключается прежде всего в том, что К. отверг исключит. положение Земли во Вселенной, а тем самым нанес удар по самым основам церк.-библейского и всего религ. мировоззрения. В свете учения К. устранялась противоположность земного и небесного, законы природы – и прежде всего законы движения тел – оказывались едиными для Земли и для всей Вселенной и доступными для человеч. познания. Учение К. опровергало взгляды Аристотеля, Птолемея и их последователей, принимавших видимые явления в природе за действительные, и утверждало необходимость критич. проверки данных чувств. опыта, четкого различения кажущегося и реального. Тем самым учение К. явилось мощным стимулом для развития теории познания. Открытие К. указало путь освобождения естеств. наук от богословского образа мышления. В противоположность христ. учению, к-рое унижало достоинство человека, провозглашало ничтожность и бессилие человеч. разума, К. обосновал могущество человеч. разума, познающего закономерность строения Вселенной. В учении К. раскрывалась неизмеримо более грандиозная картина мироздания, чем в геоцентрич. системе мира. На основе его открытия Дж. Бруно развил учение о бесконечной Вселенной и о множественности обитаемых миров. В свете умозрений Бруно и последующих открытий Галилея стал очевидным революц. характер учения К., первоначально скрытый математич. языком книги и предисловием Осиандера. В 1616 труд К. был включен Ватиканом в список запрещенных книг (запрет был снят только в 1822). Энгельс охарактеризовал появление труда К. как "революционный акт, которым исследование природы заявило о своей независимости...", и как "...вызов церковному авторитету в вопросах природы" ("Диалектика природы", 1955, с. 5). Своими трудами К. содействовал развитию математики (тригонометрия, особенно сферическая). К. был также выдающимся врачом. В экономич. трактате о монете (1519–26) К. обосновал закон вытеснения полноценной монеты неполноценной, ошибочно названный в позднейшей лит-ре законом Грешема. Им были переведены с греч. на лат. яз. соч. Феофилакта Симокатты "Нравственные, сельские и любовные письма" ("Epistolae morales, rurales et amatoriae", 1509, нов. изд. 1953). А. Новицкий. ПНР. Учение К. в первую очередь получило признание в странах, где феод. строй ранее, чем в других, сменился капиталистическим (Голландия, Англия). В России первые переводы книг, излагавших строение Вселенной по К. (Блау, Атлас Новый, Я. Гевелий, Селенография), были сделаны в нач. 2-й пол. 17 в., но остались неизданными. Распространение учения К. в России в самом конце 17 в. и в 1-е десятилетие 18 в. связано с деятельностью Петра I и прогрессивных деятелей эпохи (Я. В. Брюс, Феофан Прокопович и др.), а потом с деятельностью основанной в 1724 Академии наук и ее выдающихся ученых (Д. Бернулли, Делиль, Эйлер и др.). Исключит. роль в пропаганде учения К. в России сыграл Ломоносов. Сопротивление церк. кругов распространению учения К., сдерживаемое при Петре I, вновь усилилось при его ближайших преемниках, особенно в царствование Елизаветы. Однако с 60-х гг. 18 в. учение К. получает в России полное признание, ставится в основу преподавания астрономии в высшей и средней школе. Учение К. оказало действенное влияние на развитие в России передовой филос. и естественно-науч. мысли и способствовало, в частности, широкому распространению передовых космологич. идей, сложившихся в 18 в. на основе расширения и углубления учения К. (космология Канта, система мира Ламберта). Соч.: Gesamtausgabe, Bd 1–2, M?nch., 1944–49; в рус. пер. – Об обращениях небесных сфер, в кн.: Н. Коперник. [Сб. ст. к 400-летию со дня смерти ], М.–Л., 1947; Осн. трактаты К. в сб.: Польские мыслители эпохи Возрождения, М., 1960, с. 35–66. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; Блажко С. Н., Коперник, М.–Л., 1926; Баев К.Л., Коперник, М., 1935; ?евзин Г., Н. Коперник, [M. ], 1949; Н. Коперник. Сб. ст. и материалов, М., 1955; ?ерель Ю. Г., Развитие представлений о Вселенной, М., 1958; Веселовский И. И., Генезис "De revolutionibus" К., в сб.: Историко-астроном. исследования, вып. 6, М., 1960; Birkenmajer L. ?., M. Kopernik, Kr., 1900; eго жe, Stromata Copernicana, Kr., 1924; D uhem P., Le syst?me du monde. Histoire des doctrines cosmologiques de Platon ? C, t. 1–10, P., 1954–1959; Baranowski H., Bibliografia Kopernikowska, 1509–1955, Warsz., 1958; Дополнение с 1955 по 1958 г. дано в кн.: Three Copernican treatises, ed. Rosen ?., 2 ed., ?. ?., 1959. Ю. Перель. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КОПЕРНИК Николай (1473-1543)
мыслитель эпохи Возрождения, основатель научной астрономии, обосновавший гелиоцентрическую систему Мира, философ, математик, инженер, экономист, юрист, врач и государственный деятель. Главные труды К.: "Очерк нового механизма мира" (1505-1507, где он впервые начал опровергать систему Птолемея), перевод с греческого языка на латынь беллетристического сборника "Нравственные, сельские и любовные письма" византийского писателя Феофилакта Симокатты (1509), "О монете" (1526, первая редакция - 1517), "Об обращениях небесных сфер" (1543). К. родился в семье богатого купца из Кракова (Польша), переселившегося в Торунь (1460). После смерти отца определяющее влияние на духовное развитие и на дальнейшую судьбу К. оказал его дядя, епископ Л.Ваченрод, правивший (при помощи капитула из 16 каноников) Вармийской епархией, церковным княжеством, находившимся в вассальной зависимости от Польской Короны. Начальное образование К. и его старший брат Андрей получали в школе Торуни, а позднее в кафедральной школе Влоцлавска для подготовки к поступлению в Ягеллонский университет (Краков), славившийся во всей Европе лучшими гуманистическими традициями и высоким научным уровнем преподавания. На первом курсе К. учился на факультете свободных искусств (основные предметы - математика, физика, теория музыки, начальные познания в медицине). Большое внимание в преподавании уделялось учению Аристотеля, литературе Древней Греции и Древнего Рима. Астрономию читал известный профессор В.-А.Б.Брудзевский, который в педагогике руководствовался лучшей в то время книгой по астрономии "Новые теории планет", написанной астрономом Пурбахом из Вены. В Ягеллонском университете была серьезная инструментальная база (глобусы, астролябии, армиллярные сферы и др.), дававшая навыки наблюдательной астрономии и искусства наблюдений. Там К. учился в 1491-1494. В 1496 К.
отправился в Болонский университет. В 1497 К. стал каноником Вармийского капитула с официальным трехлетним отпуском для получения ученой степени в Италии (по традиции каноник должен был иметь диплом об окончании одного из ведущих университетов того времени), и эта должность, которую он занимал до смерти, давала ему видное общественное положение, материальную обеспеченность и известный досуг для научных занятий. Хотя К. был направлен в Болонский университет для получения юридического образования (а в то время гражданское и государственное право практически не отличались от церковного), однако там он стал помощником известного астронома Д.М. ди Новара, под руководством которого были сделаны первые из 27 собственных наблюдений, результаты которых были использованы К. в его трактате. Там же он в совершенстве овладел древнегреческим языком. После трех лет учебы в Болонье, К. читал в Риме лекции по математике (1500). В 1501-1504, во время отпуска от Вармийского соборного капитула, К. учился в Университетах Падуи (где на очень высоком уровне преподавались философия и медицина) и Феррары (каноническое право). Во время итальянского периода К. впитал в себя все достижения теоретических и прикладных наук эпохи Возрождения. Все исследователи жизни и деятельности К. сейчас сходятся на том, что в этот период жизни им были осмыслены основные постулаты и начата разработка гелиоцентрической системы мира. В 1509 в экономическом трактате о монете К. за четыреста лет предупреждал о вытеснении из обращения полновесной монеты неполновесной (в наше время это стало известным в форме закона Грешема). В 1512 К. оборудовал обсерваторию во Фромборке (где прожил до ухода из жизни). Авторитет К. - выдающегося математика и астронома - был настолько велик, что он получил в 1514 от председателя комиссии Латеранского Собора в Риме (1512-1517) по реформе календаря Павла Миддельбургского (назначенного Папой Римским Львом X) персональное приглашение высказать свое мнение относительно реформы. К. ответил, что считает реформу преждевременной, поскольку для этого предварительно нужно существенно уточнить теории Солнца и Луны относительно звезд вследствие недостаточных знаний о величине астрономического года (т.е. уже в 1514 К. серьезно размышлял над разработкой гелиоцентрического учения). В 1516-1521 К. был "администратором общих владений капитула" Вармийской епархии (т.е. руководил всем хозяйством капитула: сбором налогов, регулированием цен, монетного обращения и т.п.; в 1516-1520 под его руководством во Фромборке были построены фортификационные укрепления, обезопасившие город от крестоносцев Тевтонского ордена). Убедившись в несостоятельности геоцентрической системы Мира по Птолемею, канонизированную Римско-католической церковью в книге "Альмагест", К., как бы возрождая идею "наивного" гелиоцентризма Аристарха Самосского (3 в. до н.э.), обосновал собственный гелиоцентризм как научную систему. При этом на становление идей К. влияли системы античных пифагорейцев, Лукреция Кара, Вергилия, "физиологов" (так К. называл древнегреческих мыслителей от Анаксимандра до Демокрита). Вопреки Птолемею, К. утверждал, что не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот, Земля вращается вокруг Солнца, а также вокруг своей оси. М.Ф.Субботин писал, что "...основная задача античной астрономии сводилась к тому, чтобы представить видимые движения планет комбинациями нескольких равномерных круговых движений. Более тысячелетия наука не выходила за пределы этой абстрактной, чисто математической задачи. Успех К. был обусловлен прежде всего тем, что он вышел за ее пределы и обратился за новыми данными к природе. Этими данными послужили соотношения между движениями планет и Солнца... Огромный прогресс здесь был не только в том, что мир впервые был связан в одно органическое целое и что непонятные раньше эмпирические зависимости получили весьма простое объяснение, но и в большей точности представления видимых движений...". Оставаясь в рамках учения Аристотеля, К. выдвинул концепцию единства Мира, подчинения "Неба" и "Земли" одним и тем же законам, низведения Земли до положения "одной из" планет Солнечной системы. К. мотивирует также перенесение центра Мира в центр Солнца следующим телеологическим тезисом: "...В середине всех этих орбит находится Солнце; ибо может ли прекрасный этот светоч быть помещен в столь великолепной храмине в другом, лучшем, месте, откуда он мог бы все освещать собой ?". Прямые доказательства движения Земли были получены, когда стало возможным измерение лучевых скоростей звезд, годичных параллаксов, а также после появления маятника Фуко. К. первым также установил тот факт, что Луна вращается вокруг Земли и является ее спутником. Эта система взглядов, согласно К., способна "...с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и любящим порядок Зодчим". В теории К. было сохранено представление о конечности Вселенной (ограниченной сферой неподвижных звезд), однако оно являлось прямым следствием предыдущих представлений о неподвижности Земли. Книгу "Об обращениях небесных сфер" сам К. в первую очередь рассматривал только как наиболее полное руководство к решению всех астрономических задач своего времени (каким была для своего времени книга Птолемея "Великое математическое построение"). Несмотря на то, что основным математическим аппаратом для К. являлась теория циклов Птолемея, в книге был сделан основополагающий вклад в развитие плоской и сферической тригонометрии, а также составление тригонометрических таблиц. Точность наблюдений, которой располагал К., была невелика (хотя и превосходила всех его предшественников). После работ К. точность астрономических вычислений могла быть существенно повышена лишь после открытия И.Кеплером истинных законов движения планет. К. решился на публикацию книги "Об обращении небесных сфер" незадолго до ухода из жизни. К. доказывал шарообразность формы Земли, основываясь на доводах древних ученых и на своих собственных. Только в случае выпуклой земли при движении вдоль любого меридиана с Севера на Юг звезды, находящиеся в южной части неба, поднимаются над горизонтом, а звезды, находящиеся в северной части неба, опускаются к горизонту или совсем исчезают под горизонтом. Однако К. отметил, что только в случае шарообразной Земли, "...движениям на одном и том же расстоянии вдоль разных меридианов соответствуют одинаковые изменения высот небесных светил над горизонтом...". Все произведения К. базируются на едином принципе относительности механических движений, согласно которому всякое движение относительно: понятие движения не имеет смысла, если не выбрана система отсчета (система координат), в которой оно рассматривается. О размерах видимой части Вселенной К. писал: "...Небо неизмеримо велико по сравнению с Землей и представляет бесконечно большую величину; по оценке наших чувств Земля по отношению к нему как точка к телу, а по величине как конечное к бесконечному...". Однако при этом происхождение мира и его развитие К. объяснял деятельностью божественных сил. Только гелиоцентрическая система Мира по К. просто объясняет, почему величина прямого и попятного движения у Сатурна относительно звезд меньше, чем у Юпитера, а у Юпитера меньше, чем у Марса, но на один оборот число смен прямых движений на попятные у Сатурна больше, чем у Юпитера, а у Юпитера больше, чем у Марса. Если Солнце и Луна всегда движутся в одном направлении среди звезд с Запада на Восток, то планеты иногда движутся и в обратном направлении. К. по этому поводу говорил, что Земля в своем движении вокруг Солнца догоняет и обгоняет внешние планеты (Марс, Юпитер, Сатурн, и открытые позже Уран, Нептун, Плутон), а сама также становится обгоняемой внутренними планетами (Венерой и Меркурием), так как все они имеют различные угловые скорости движения относительно Солнца. Концепция К. не сразу подверглась гонениям церкви, поскольку его трактат мог быть понят только высокообразованными людьми, умеющими разбираться в математических построениях. Однако протестанты Лютер и Ф.Меланхтон уже в 1531 заметили глубокие расхождения и непримиримые противоречия между концепцией К. и догматами Библии. Когда Галилеем и Бруно философские следствия открытия К. были сделаны явными, то против этого выступила Римско-католическая церковь: Папа Павел V объявил учение К. еретическим (1615); собрание богословов - "подготовителей судебных дел святой инквизиции" - приняло решение об осуждении нового учения и о запрещении теории К., мотивируя это тем, что оно противоречит "священному писанию". В этом постановлении записано: "...Учение, что Солнце находится в центре мира и неподвижно, ложно и нелепо, еретично и противно священному писанию. Учение же, будто Земля не находится в центре мира и движется, обладая к тому же суточным вращением, ложно и нелепо с философской точки зрения, с богословской же по меньшей мере ошибочно..." (1616); в 1616-1828 книга К. "Об обращениях небесных сфер" (с примечанием "впредь до исправления") числилась в "Индексе запрещенных книг" под запретом. Помимо воли К., редактор его книги "Об обращениях небесных сфер" лютеранский теолог и астроном А.Оссиандер в своем предисловии "К читателю о гипотезах настоящего сочинения" определил астрономическую теорию К. как нереальную, но "удивительную" гипотезу, при помощи которой удобно только производить вычисления. С доказательства К. ошибочности устоявшегося представления об исключительности положения Земли во Вселенной в реальности начинает свое летоисчисление и научное мировоззрение Нового времени.

Источник: История Философии: Энциклопедия