КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ
лат. converge — приближаюсь, схожусь) — одна из концепций совр. зап. социологии и политологии, согласно к-рой экономические, политические и идеологические различия между капиталистической и социалистической мировыми системами постепенно сглаживаются так, что обе системы в перспективе имеют тенденцию к полному слиянию. Создатели К. т. (Дж. Гэлбрейт, П. Сорокин, Я. Тинберген. Арон и др.) в различных вариантах проводили идею о том, что в совр. капитализме усиливаются социалистические начала, а в странах социализма — буржуазные. В 50—60-х гг. К. т. получила на Западе довольно широкое распространение среди различных кругов интеллигенции — от консервативных до прогрессивных. За последнее время дискуссии вокруг этой теории приобретают особую актуальность в связи с глобальными проблемами современности и все более широким осознанием приоритетности общечеловеческих ценностей. Рассматривая К. т. как определенную интерпретацию реальных процессов интернационализации, необходимо исследовать, как эти процессы реально проявляются сегодня и в будущем во взаимоотношениях соперничества и сотрудничества социальных систем.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ
от лат. convergere - приближаться, сходиться) — теория схождения, исторического сближения и слияния двух противоположных общественных систем, социализма и капитализма, возникшая в 50—60-х гг. 20 в. на почве неолиберального идеализма в элитарной среде теоретиков социально-исторического развития (П. Сорокин, Ж. Фурастье, Ф. Перру, О. Флехтхейм,Д Белл, Р. Арон, Э. Гелнер, С. Хангтинтон, У. Ростоу и др.). Теория конвергенции была альтернативой холодной войне и угрозе 3-й мировой войны, историческому абсурду дальнейшей дивергенции, разрушавшим единство формирующейся мировой цивилизации и интернационализацию глобальных процессов — единство развития науки и техники, всемирных процессов разделения труда и его кооперации, обмена деятельностью и т. д.
Сторонниками этой теории признавался позитивный опыт социализма в сфере экономического и социального планирования, в науке и образовании, который реально заимствовался и использовался западными странами (введение пятилетнего планирования во Франции при Ш. де Голле, разработка государственных социальных программ, создание т. н. социального государства в ФРГ и т. д.). В то же время эта теория предполагала, что сближение двух систем возможно на основе встречного движения, которое выражается в улучшении социальных и экономических основ капитализма, с одной стороны, и гуманизации социализма и даже введения элементов рыночной экономики — с другой. Эти и подобные им предположения встретили резкий отпор со стороны социалистической системы. Социализм отказался адаптироваться к изменениям, происшедшим в мире и внутри собственной системы, использовать мировой опыт общественного развития, создания гражданского общества. Дальнейший ход исторических событий превзошел самые смелые утопические ожидания теоретиков конвергенции: она действительно совершилась, но не как адаптация, а как перестройка в условиях глубокого исторического кризиса. При этом сбылись и предположения авторов теории т. н. негативной конвергенции — усвоения негативных явлений противоположной системы, которые та уже успела преодолеть (эгоистический индивидуализм на стадии «дикого» капитализма) либо сама переживает (коррупция, эксцессы массовой культуры). Предупреждения об этом Р. Хейлбронера, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса и др. могли бы быть услышаны в процессе рациональной адаптации, но не иррационального кризиса. В итоге конвергенция двух систем так или иначе стала реальностью с несимметричной и незавершенной перестройкой обеих конвергирующих сторон, с пока еще нестабильными тенденциями, но с некоторыми цивилизационными перспективами в Евро-Азиатском и Северо-Американском регионах.
Лит.: Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993; Bell D. The end of ideology. Glencoe, 1966:/iron R. Lopium des intellectuels. P., 1968.
И. И. Кравченко

Источник: Новая философская энциклопедия

КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ
от лат. convergo сближаюсь, схожусь), одна из осн. концепций совр. бурж. социологии, политэкономии и политологии, усматривающая и обществ. развитии совр. эпохи преобладающую тенденцию к сближению двух социальных систем - капитализма и социализма с их последующим синтезом n некоем «смешанном обществе», сочетающем в себе положит. черты и свойства каждой из них. Термин «конвергенция» заимствован бурж. идеологами из биологии, где он обозначает приобретение относительно далекими по происхождению организмами сходных анатомич. (морфологич.) форм в процессе эволюции благодаря обитанию в одинаковой среде.
К. т. выдвинули П. Сорокин, Дж. Голбрейт, У. Ростоу (США), Ж. Фурастье и Ф. Перру (Франция), К. Тинберген (Нидерланды), X. Шельский и О. Флехтхейм (ФРГ) и др. Она получила распространение n бурж. обществ. мысли в 50-60-х гг. вследствие вынужденного признания экономич. достижений социализма и его историч. необратимости. Преобладающей темой К. т. является стремление увековечить капиталистич. систему, хотя бы в реформированном виде, путем заимствования у социализма науч. методов управления обществом, экономич. планирования н системы социального обеспечения.
К. т. включает широкий диапазон филос., социологич., экономич. и политич. взглядов и футурологич. прогнозов - от бурж.-реформистских и социал-демократич. стремлений совершенствования гос.-монополистич. регулирования социально-экономич. процессов до откровенно апологетич. концепций и антикоммунистич. попыток «ассимиляции» капитализмом социалистич. стран путем навязывания им «рыночной экономики», «либерализации» обществ. строя, политич. «плюрализма» и мирного сосуществования в области идеологии (3. Бжезинский, Р. Хантингтон, К. Менерт, Э. Гелнер и др.). Нек-рые бурж. социологи и политологи (Р. Арон, Д. Белл и др.) ограничивают конвергенцию двух систем лишь областью экономич. деятельности и социальной стратификации, противопоставляя социализм и капитализм в сфере политич. отношений и идеологии, тогда как другие распространяют ее на обществ. отношения в целом. К. т. была воспринята мн. ревизионистами (Р. Гароди, О. Шик и др.) в виде концепций «рыночного социализма», «социализма с человеч. лицом» и т. п.
С крахом надежд бурж. идеологов на обновление капитализма и эрозию социализма путем его «либерализации» популярность К. т. значительно упала в 70-х гг. Вместе с тем среди бурж. интеллигенции на Западе получила распространение идея т. н. негативной конвергенции (Р. Хейлбронер, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.), согласно к-рой обе социальные системы якобы усваивают друг у друга не столько положит., сколько отрицат. элементы каждой, что ведет к «кризису совр. индустриальной цивилизации» в целом.
К. т. спекулирует на нек-рых внешних или исторических преходящих явлениях совр. социальной действительности, в частности на том обстоятельстве, что социалистич. страны, начав свое экономич. развитие с более низкого уровня, чем передовые капиталистич. страны, лишь в сер. 20 в. сравнялись с ними по уровню пром. развития. Кроме того сторонники К. т. пытаются обосновать ее ссылками на объективную тенденцию к интернационализации экономич., политич. и культурной деятельности в совр. эпоху, на всемирный характер науч.-технич. революции и т. п. В то же время они игнорируют коренную противоположность социализма и капитализма, к-рые покоятся на различных системах собственности, обладают принципиально различной классовой природой, несовместимыми политич. строем и идеологией.

Источник: Советский философский словарь

«Конвергенции» теория 
буржуазная апологетическая теория, пытающаяся доказать неизбежность сближения капитализма и социализма и создания единого по своей социальной сущности общества-гибрида. Термин «конвергенция» заимствован из биологии, где он обозначает процесс образования сходных признаков и функций в строении живых организмов в результате приспособления их к идентичным условиям среды. «К.» т. исходит из методологии технологического детерминизма, согласно которой развитие общества непосредственно определяется наукой и техникой независимо от характера производственных отношений. Ее сторонники утверждают, будто научно-техническая революция привела к созданию «индустриального общества», имеющего два варианта — «западный» и «восточный». По их мнению, все государства, относящиеся к «индустриальному обществу», стремятся рационально эксплуатировать природные богатства, поднимать производительность труда, чтобы повысить жизненный уровень населения и создать строй всеобщего материального благополучия. Для «индустриального общества» с этой точки зрения характерно не только быстрое научно-техническое развитие, но и отсутствие антагонистических классов. Преодолев былую стихийность, оно развивается на плановых началах, в нем отсутствуют экономические кризисы, сглажено социальное неравенство. Понимая под «западным вариантом» «индустриального общества» современный государственно-монополистический капитализм, буржуазные идеологи приписывают ему те свойства, которые на деле присущи только социализму. Это говорит о вынужденном признании силы и жизнеспособности социалистического строя, который сравнительно недавно изображался буржуазными идеологами исторической аномалией и недолговечным, обреченным на провал экспериментом. Реальному же социализму приписываются черты, которые в действительности свойственны капитализму: эксплуатация человека человеком, социальные антагонизмы, угнетение личности. Буржуазные идеологи не только преднамеренно стирают качественное различие между двумя противоположными социальными системами — капитализмом и социализмом, но и пытаются доказать незаконность и ненужность революционного перехода от одного к другому. В этом и состоит основной социально-политический смысл антикоммунистической концепции «единого индустриального общества», являющейся одной из главных составных частей «К.» т. По мысли буржуазных идеологов, под воздействием научно-технического прогресса и в «западном» и в «восточном» вариантах «индустриального общества» будто бы неизбежно возникают сходные признаки и черты, их накопление в конечном итоге должно привести к синтезу двух систем, к возникновению «единого индустриального общества», объединяющего преимущества социализма и капитализма и исключающего их недостатки. «К.» т. была задумана как одна из «научных» основ глобальной стратегии империализма, направленной на подрыв изнутри экономических, политических и идейных устоев социализма. Орудием достижения этих контрреволюционных целей выступают правый и «левый» оппортунизм и ревизионизм. За последнее время «К.» т. подвергается критике со стороны ряда буржуазных политиков и идеологов. В ряде случаев эта критика ведется с еще более правых антикоммунистических позиций, причем сторонники «конвергенции» обвиняются в отказе от «активной борьбы с коммунизмом». Спекулируя на тенденциях, которые способствуют разрядке международной напряженности, упрочению принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем, буржуазные политики и идеологи ведут поиск новых концепций. Таково, например, выдвигаемое требование «свободного обмена информацией и идеями», беспрепятственного распространения в социалистических странах буржуазной идеологии и «массовой культуры», что, как и «К.» т., имеет своей целью подрыв основ социализма (см. такжеТехнократические теории общества). За последние годы «К.» т. получила новое развитие. Буржуазные идеологи спекулируют на необходимости решения экологической, демографической и других глобальных проблем современности. Грозящие человечеству глобальные опасности порождают якобы единое глобальное сознание, свободное от идеологического и классово-партийного содержания. Раздаются настойчивые призывы к созданию новой, внеклассовой «экологической», «глобальной» этики, при этом объявляются устаревшими принципы государственного суверенитета и национальной безопасности. По словам американских социологов Миш, суверенитет — это пиджак, который стал человечеству мал и превратился в «смирительную рубашку», анахронизмом стала и борьба двух систем, развертывается «глобальный процесс конвергенции», предполагающий «отказ от приоритета национальной безопасности». «Новый гуманный мировой порядок» строится на принципах «наднациональности» и «надкультурности». Ряд буржуазных и мелкобуржуазных социологов предсказывают возникновение мирового «экосоциалистического общества», основанного на свободной конкуренции и свободном предпринимательстве. Американский политолог Д. Вильгельм предсказывает усиление мировой экономической интеграции в рамках «международной смешанной экономики», включающей как капиталистические, так и социалистические государства. По его словам, социалистические страны останутся социалистическими лишь в течение нескольких десятилетий, безуспешно пытаясь строить «„чистый“ социализм», а затем полностью включатся в «глобальную систему социального предпринимательства», ведущую роль в которой будут играть многонациональные корпорации. Призывы к новому мировому политическому и экономическому порядку мотивируются необходимостью создания экологически эффективной «глобальной гомеостатической системы», представляющей собой на деле диктатуру многонациональных корпораций. Буржуазные идеологи пытаются выработать гарантии жизнеспособности капиталистической системы перед лицом глобальных проблем, затрагивающих жизненные интересы человечества в целом. СССР и страны социалистического содружества выступают за широкое международное сотрудничество в решении этих проблем, для чего необходимы мирное сосуществование государств, разрядка международной напряженности, разоружение. Признавая реальность и чрезвычайную важность общечеловеческих интересов, прежде всего в сохранении мира и решении экологической проблемы, марксизм-ленинизм считает, что общечеловечность, или глобальность, в наше время неизбежно выступает в социальном качестве, т. е. не ведет к ликвидации социально-классовой структуры, идеологических различий, национальных особенностей, государственного суверенитета.

Источник: Научный коммунизм. Словарь

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
322.86 кб

Теория конвергенции

Кабилова Саодат Абдусатторовна, Гюльвердиев Раму Беюкханович
В статье рассматриваются вопросы становления и развития теории конвергенции, представлен обзор основных идей и взглядов её создателей.
Читать PDF
220.54 кб

Мобильность и деньги: попытка конвергенции двух социологических теорий

Попов Владимир
В статье предпринимается попытка найти точки соприкосновения новой социологической парадигмы мобильности с социологической теорией денег с целью разработки удовлетворительной модели объяснения кризисных явлений пространственного ф
Читать PDF
1.53 мб

Теория конвергенции и путь России: от ошибок прошлого к выбору будущего

Дашичев Вячеслав Иванович
Статья посвящена проблеме теории и практики сближения (конвергенции) капитализма и социализма.
Читать PDF
434.71 кб

Современные аспекты теории конвергенции: опыт синтеза капитализма и социализма в Китае

Седельников Михаил Валерьевич
Статья посвящена осмыслению опыта политических и социально-экономических преобразований современного Китая, идущего по пути формирования развитого индустриального общества.