КонтРтекст

Найдено 1 определение
КонтРтекст
стратегия борьбы с текстоцентризмом, способ видения и рефлексии, неотчуждаемый от места и времени.
Постструктурализм совершил грехопадение "разомкнув" структуру в контекст, обрекая последователей на муку учета обстоятельств. Однако, необходимо сделать следующий шаг — снять философскую рефлексию с текста и бережно положить ее на Землю. В этом цель радикального новоархаического проекта. Эта задача конкретизируется Петербургским исследовательским центром "КонтРтекст", который предполагает не столько акцентирование роли контекста, сколько "забывания" главных оппозиций структура-натура, текст-контекст, означающее-означаемое, bios-logos, и т.д. Это становится возможным в силу смещения угла зрения с плоскости несопоставимости в пространство неразличимости, в область политики тела, имеющей предметом вожделеющее, волящее, жертвующее, (ранимое и ранящее) тело. "КонтРтекст" намеренно провоцирует со-стояния желания и способы (техники) его реализации, диагностируя интенсивность первого и скорость второй.
Сопротивляясь терроризму текста, "контРтекстуалисты" пытаются обрести экзистенциальную искренность, серьезность интонации и позитивную продуктивность. Их КонтРтекст вызывающе центричен, так как ангажирован чувством единства и устойчивости "мы". Способ ускользания от любой формы позитивности (власти), предъявялемый постструктурализмом, вскоре становится интеллектуальной модой, диктатом. Сопротивление текстоцентричному режиму происходит путем отслеживания того места, из которого проистекают или, что одно и тоже, к которому стягиваются силовые линии власти популярности. Разоблачение "незаинтересованности", "игры", "свободы" и "безответственности" обнажает заинтересованность в Единых правилах игры и увеличении числа играющих. Двойному кодированию иронии и свободы "котРтекстуалист" противопоставляет авантюру искренности индивидуального проживания и ответственность коллективного.
Постструктурализм совершил грехопадение: разорвав "структуру", он "ухнул" в контекст, обрекая по-след-ователей на сизифов труд переучета отягчающих жизнь обстоятельств. Однако, необходимо сделать следующий, нет, иной шаг — снять, низвергунуть философскую рефлексию с текста, и, обратив ее мыслью-вовне-текста, бережно и твердо положить ее на Землю, приземлить ее, унизив до невозможности отражающую высокопарность всякого любомудрия, в котором, как во всяком зеркале, уместно только само-тождественное, в котором нет никакого места Иному. В этом цель радикального новоархаического проекта, коренного обращения к инобытию мысли в теле слова, к самой телесности механизмов оиначивания тупой самости. Эта высокомерная задача унижения философии конкретизируется Петербургским исследовательским центром "КонтРтекст", который требует от участников не только акцентирования контекста путем его экзистенциальной концептуализации и опытом его невоздержанной актуализации, но и "забывания" оппозиций структура-натура, текст-контекст, bios-logos, радостного "забвения" этих оппозиций, редукции их к такой позиции, в которой одна лишь поза может снять эти нудные дистанции в парадоксальном танце слова , в таком его порхании, при котором каждый взлет грозит таким позорным падением, что уже не подняться: ибо нет уже никакого "под", ибо дальше некуда, нет уже ни низа, ни верха. Это становится возможным — по-крайней мере, видится возможным — в силу смещения угла зрения в область политики всевидящего тела , то есть перемещения зрения из угла, как точки зрения, в центр,превращения углового зрения, которое и не могло быть ничем иным, как зрением из-за угла, в зрение прямое, открытое, откровенное и сокровенное, отдаваясь которому уже никак не закроешь глаза, даже если они не смотрят, даже если они не терпят. Политика всевидящего тела не ведает авторитетов, кроме вожделения, воли, жертвы, раны, она не нарушает запретов, она преодолевает их, точнее — попирает средствами и орудиями контрфилософских и контрдискурсивных практик, что, конечно, должно утверждать Закон, хотя и в постисторическом времени это утверждение возможно только на путях Его трансгрессии. Не пасуя перед риском осмеяния, опасаясь лишь догматического уюта спасительных иллюзий, "КонтРтекст" злонамеренно направляет свои расследования к со-стоянию желания, как остатному признаку жизни, к состояниям его реализации, он их ищет повсюду, (на себе) диагностируя мощь и немощь первого, скорость и скоротечность второго.
Литература
1. Савчук В.В. КонтРтекст //Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000. Санкт-Петербург, СПбГУ, 2000.
2. Фокин С.Л. КонтРтекст: аргументы и контраргументы //Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000. Санкт-Петербург, СПбГУ, 2000.
 В.В.Савчук, С.Л.Фокин

Источник: Проективный философский словарь