КОНСТРУКТ
Конструкт
понятие, вводимое гипотетически (теоретический конструкт) или создаваемое по поводу наблюдаемых событий или объектов (эмпирический конструкт) по правилам логики с жестко установленными границами и правильно выраженное в определенном языке. Конструкт не предполагает обязательного указания объекта, который ему соответствует. Как правило, конструкты формируются в зоне перехода от эмпирического знания к теоретическому знанию и обратно и выполняют функции перевода между эмпирическими и теоретическими языками и логиками. По сути, они заполняют обнаруженные в структуре знания пустоты. Они не имеют самостоятельного значения вне знания, в котором они сконструированы.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
КОНСТРУКТ
понятие современной методологии науки, подчеркивающее активность, конструктивность работы научного сознания при введении в состав концептуальных структур научного знания специфически научных понятий и соответствующих терминов в язык науки. Понятие теоретического конструкта получило распространение в связи с осознанием в рамках стандартной концепции науки невозможности редукции теоретических терминов к терминам, фиксирующим эмпирически наблюдаемые признаки. Термин «конструкт» в этом смысле оказался связанным с фиксацией т. н. ненаблюдаемых сущностей типа элементарных частиц в физике. структур химических соединений, генов в биологии, характерологических типов в психологии, типов общественных структур в социальном знании и пр. При этом подчеркивалось, что значение подобного рода конструктов не может быть охарактеризовано (во всяком случае исчерпывающе) через их эмпирическую интерпретацию, а может быть выявлено только в контексте его связей в концептуальных структурах типологий и теорий (см. Теория). В связи с этим достаточно остро встал вопрос об отношении конструктов к реальности; в частности, значительное распространение получило инструменталистское истолкование конструктов, согласно которому последние рассматривались как формальные искусственные языковые средства, которые способствуют решению задач на уровне научной эмпирии, обеспечивая контакт знания с реальностью. Этой крайности избегает упомянутая контекстуальная концепция значения теоретических конструктов в науке, в соответствии с которой вся концептуальная структура науки в целом при ее эмпирической интерпретации может претендовать на роль знания о действительности, а не просто некоей формальной «языковой игры». В современной методологии науки, подчеркивающей т. н. концептуально-теоретическую нагруженность опыта, понятие конструкта может быть применено и к терминам эмпирического слоя языка науки постольку, поскольку эти термины не просто фиксируют некую наблюдаемую данность, а предполагают определенный понятийный анализ (напр., индексы и индикаторы в эмпирических, социологических и психологических исследованиях). См. также Экспликация.
В. С. Швырев
В. С. Швырев
Источник: Новая философская энциклопедия
КОНСТРУКТ
понятие, вводимое гипотетически (теоретическое) или создаваемое по поводу наблюдаемых событий или объектов (эмпирическое) по правилам логики с жестко установленными границами и правильно выраженное в определенном языке, не предполагающее обязательного установления его онтологического статуса, т.е. не требующее указания на конкретный денотат. Как правило, К. оформляются в зоне перехода от эмпирического знания к концептуальному и обратно и выполняют функции перевода между эмпирическими и теоретическими языками и логиками. По сути, они заполняют обнаруженные и не прописываемые пустоты в структуре знания и не имеют самостоятельного значения вне знания, в котором они сконструированы. К. - искусственные образования со служебными функциями, что наглядно видно на примере таких К. социологии, порождаемых в процессе операционализации понятий, как показатель или индекс. Онтологизация К. (при одновременной его логической и языковой акцентировке) преобразует его в К. В процедурах конструирования действует принцип Рассела: "Везде, где возможно, подставлять конструкции из известных объектов вместо вывода неизвестных объектов". П.У. Бриджмен ввел термин "умственные К.", под которыми понимал модели ситуаций, прямо "не фиксируемых" органами чувств, а данных косвенно - через процедуры вывода. В социологии в аналогичном значении используется понятие операциональных определений, т.е. по сути инструментов, позволяющих перейти от концептуальных построений к наблюдаемым и измеряемым признакам и (через интерпретационную схему) обратно. Г. Маргенау различал "поле конструктов" и соотносимое с ним "поле восприятия" ("первичный опыт"). В феноменологической социологии А. Шютца различаются мысленные объекты, сконструированные в повседневном сознании людей, и К. второго порядка, созданные в социальных науках. Для К., предполагающих (гипотетически) существование соотносимых с ними объектов, процессов или событий, употребляют термин "гипотетические К.". В социологии это К., создаваемые для отображения латентных (скрытых) переменных (типа "ценностные ориентации", концептуализируемые в поле ценностей). Для К., изначально не предполагающих онтологическую аппликацию, употребляют термин "промежуточные переменные". К К. предъявляется ряд требований: 1) возможности логических операций над ними как языковыми выражениями; 2) множественности связей между конструктами в рамках некоего целого; 3) "устойчивости" (т.е. постоянства значений в различных контекстах); 4) экстраполируемости (т.е. возможности их максимально широкого использования помимо породивших их ситуаций); 5) согласованности выражений К. с установленными закономерностями; 6) простоты (что отражается на параметрах теорий, в которые они входят). Специфическое понимание соотношения терминов концепт и К. предложено в этнометодологии. Так, считается, что описание собственной культурной ситуации дается в концептах, восприятие же чужой культурной ситуации - в К. (при возможности переноса на чужую культурную ситуацию собственного концепта по аналогия для заполнения культурных лакун). По отношению же к своей культурной ситуации могут быть использованы чужие К. Над уровнем своих и чужих К. могут конструироваться К. второго и третьего (отношения к отношениям) уровней.
В.Л. Абушенко
В.Л. Абушенко
Источник: Новейший философский словарь
конструкт
КОНСТРУКТ (от лат. constructio — построение) — теоретическое или аксиматическое построение, концепт, схема, конфигуратор (Г.П. Щедровицкий), диспозитив (М. Фуко). Выполняя в познании разные функции (исходных начал, условий синтеза и сборки разнородных представлений и т.п.), они имеют то общее, что являются продуктом деятельности, трактуемой в искусственном залоге, — проектирование, конструирование, сборка, синтез. В «Новом рационализме» Г. Башляр пишет о том, что современная наука базируется на проекте; она обучается на том, что конструирует. Уже у Платона и Аристотеля можно найти зачатки такого подхода; хотя в «Государстве» Платон говорит почти как проектировщик («Так давайте же займемся мысленно построением государства с самого начала. Как видно, его создают наши потребности»), государство он обсуждает в рамках познания, имея в виду выявление и описание соответствующей идеи. В Средние века Августин, Боэций, П. Абеляр (потом в эпоху Возрождения Н. Кузанский) вводят представление о концепировании (концепте), понимая под этим сборку по слову (знаку) в уме и душе человека разнородных реалий (таких как имя, речь, вещь, знание, понятие, универсалии, высказывание и др.). В Новое время Э. Кондильяк в «Трактате о системах» говорит о системе научных знаний как о сознательном построении, подчиняющемся определенным принципам. И. Кант в «Критике чистого разума» рассматривает научное знание и схематизмы мышления как продукт деятельности человека (ученого или философа), который сам a priori строит объект и приписывает ему нужные свойства. После работ К. Маркса и развития в 20 в. проектирования и технологии взгляд на научные построения как на К. постепенно пробивает себе дорогу. Напр., не только Башляр, но Г. Щедровицкий рассматривает научные теории (в плане методологического идеала) как результат проектирования. Близка к этой точке зрения и позиция философов науки, разделяющих концепцию научно-исследовательских программ. Однако в какой мере трактовка теоретических построений как К. является верной, действительно ли ученый (философ) проектирует свою теорию или науку? Конечно, многое здесь зависит от методологической испорченности последнего; есть философы и ученые, которые считают, что конструирование и проектирование распространяются на все, в том числе и на познание; но не меньше и других, чуждых конструктивным амбицим в отношении своей деятельности. Кроме того, нужно учесть, что даже когда философ или ученый проектируют научное знание, они понимают свои действия своеобразно, не так, как инженеры-конструкторы или обычные проектировщики; в частности, реализацию своих «проектов» они трактуют в эпистемическом ключе, т.е. как внедрение нового знания в ходе его обоснования, применения и продвижения в сфере образования и в практической области. Наконец, отметим, что научная теория и наука формируются не только в результате сознательного проектирования и конструирования, даже если таковые имеют место, но также действия ряда других факторов — коммуникации и споров, влияния традиций и научной среды, учета сопротивления материала, анализа того, что получается в результате замысла и реального движения, и др. Развитию взгляда на познание как на конструирование или проектирование способствовал марксизм, и в частности — методология в варианте «панметодологии», последовательно развиваемая Г. П. Щедровицким. Одно время он утверждал, что настанет время и наука отомрет за ненадобностью, а заменяющие ее К. буду сознательно проектироваться в рамках общей методологии. Но даже если не соглашаться с этим чересчур смелым прогнозом, стоит признать, что взгляд на науку как на К., а также использование конструктивных и проектных технологий, являются полезными, расширяя арсенал средств познания. В.М. Розин