Конститутивное и регулятивное

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Конститутивное и регулятивное

(нем. konstitutiv und regulativ от лат. constitutivus - определяющий, и regulare -
направлять)
Термины кантовской философии. Конститутивными Кант называет такие
положения, которые, будучи субъективными принципами познания, в то же
время учреждают определенные формы предметности, подчиняя вещи
своим предписаниям. Любое конститутивное основоположение является в
силу этого онтологическим принципом, выражающим законосообразные
формы сущего. Действенность конститутивных принципов простирается не
далее предметов возможного опыта. Регулятивные положения заставляют
нас смотреть на вещи так, как если бы они подчинялись их предписаниям,
однако в действительности не определяют сами объекты, оставаясь
исключительно субъективными принципами. Имея характер гипотез,
регулятивные принципы направляют человеческое познание на отыскание
глубинных связей природных законов. Конститутивные принципы связаны
с деятельностью чувственности и рассудка, так как и чувственная, и
рассудочная способности оказываются в числе необходимых условий
данности нам предметов опыта, регулятивные же - разума. Однако и
конститутивные основоположения рассудка конститутивны по-разному.
Аксиомы созерцания и антиципации восприятия конститутивны для
созерцания, аналогии опыта - для созерцаний, могущих стать объектами
восприятия. Высшим регулятивным принципом нашего познания
оказывается идея бога (идеал чистого разума). Она нацеливает рассудок на
поиски абсолютного единства всех природных законов.

Источник: Термины кантовской философии

КОНСТИТУТИВНЫЙ И РЕГУЛЯТИВНЫЙ
методы, в философии Канта различные способы применения понятий, категорий, идей в познании и нравств. практике. Предпосылкой различения К. и Р. служило представление Канта о том, что собственно познано может быть нечто обозримое, созерцаемое, чувственно охватываемое опытом отд. субъекта либо совокупным, интерсубъективным опытом. Напр., мы способны обозревать, обобщать и вследствие этого познавать количеств., каузальные и др. конкретно наблюдаемые зависимости, тем самым соответств. категории (количество, причина и др.) получают реальное, «конститутивное», применение, они как бы соразмерны познаваемым явлениям. Напротив, напр., мир в целом, ввиду его бесконечности и неисчерпаемости, не может служить предметом завершенного чувств. обозрения ни индивидуально, ни антропоисторически. Попытки реально, опытно, «конститутивно» интерпретировать идею мира в целом непродуктивны и ведут к науч. фикциям и заблуждениям, неразрешимым противоречиям. Однако идея мира в целом, равно как и др. предельные, «сверхчувств.»понятия играют позитивную роль в познават. процессе, если они выступают как идеалы, организующие и направляющие силы, регулятивные принципы этого процесса, выражая его устремленность к окончат., абсолютной, предельной завершенности, т. е. символизируя высшие цели познания. В сфере нравственности вопрос о возможности чувств., эмпирич. реализации высших, предельных нравств. принциповидеалов, по Канту, не играет роли, т. к. здесь речь идет не о восприятииовладении предзаданным (природой), не о подчинении и приспособлении, а о творении иного, сверхприродного миропорядка, в нек-ром смысле несоразмерного природе. В сфере морали идеалы обретают конститутивное применение.

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
231.41 кб

Кантовская, неокантианская и феноменологическая концепции регулятивности и конститутивности

Кучеренко Александр Владимирович
В статье рассматриваются расхождения между Кантом и неокантианством совместно с феноменологией относительно использования понятий регулятивности и конститутивности.