КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Консервативная революция
идейно-политическое направление, сочетающее в себе элементы консервативного (традиционалистского) и революционного учений. Наиболее последовательная идеологическая антитеза либерализму.

Источник: Философия политики: глоссарий

КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
понятие, обозначающее распространившиеся в 1920-х годах в Европе, особенно в Германии, новые формы радикального консерватизма. В них видели выход из кризисной ситуации в обществе, последовавшей за первой мировой войной. Идеологи К.р. отстаивали ценности порядка и коллективной солидарности, дисциплины и иерархии, противопоставляя их анархии, индивидуализму и эгалитаризму, связанным с утверждением демократических и либеральных форм жизни. Термин "К.р." впервые появился в статье Томаса Манна "Русская антология"(1921).
Несмотря на некоторое сходство с романтизмом старого политического консерватизма и национализма, новые "консервативные революционеры" воодушевлялись уже не ценностями традиционных форм жизни и культуры. Их основной интенцией было аналогичное ницшеанскому отрицание тех феноменов, которые обычно связываются с капиталистической модернизацией. Они отстаивали органические целостности против индивидуализма и социального атомизма, веру против скептицизма, метафизику против науки, жизнь против механизма, героизм против буржуазной расчетливости, реальное материальное производство против коммерции и спекуляции, духовную иерархию против стереотипности мещанства. Они были настроены антибуржуазно и антилиберально, но вместе с тем считали устарелыми идеи классовой борьбы. Большинство из них не разделяло марксистских взглядов, однако синдикалисткие идеи Ж. Сореля и подчеркивание важной роли политических мифов находили сторонников в этой среде. Среди многочисленных мифопорождающих работ, написанных в духе К.р., выделяются по влиянию на современников книги Шпенглера "Пруссачество и социализм" (1920) и Юнгера "Рабочий. Его господство и облик" (1932). Шпенглер верил, что выход из кризиса может быть найден в слиянии двух ранее разделенных традиций: во-первых, издавна культивировавшихся в качестве прусских ценностей чувств обязанности, дисциплины, самоотречения и, во-вторых, социалистической идеологии. Они должны объединиться в общем стремлении к преодолению пагубного распространения индивидуализма и либерализма. В правоконсервативных пророчествах Юнгера не шпенглеровский юнкер-социалист, но "рабочий" должен стать архитектором нового общества и государства. Однако его героический "рабочий" имел мало сходства с обычным работником индустриального производства. Скорее в нем угадывается перерожденный сверхчеловек Ницше, пронизанный духом экстатического коллективизма. Эта новая историческая фигура должна стать универсальным типом человека в современном государстве. В последнем не только в условиях войны, но и в мирное время должна осуществляться ситуация "тотальной мобилизации", в которой не должно быть места либеральным свободам и гражданским структурам, основанным на формально-правовых нормах. Их место должен занять перспективный "рабочий план", который выражает абсолютную волю нового государства и который реализуется этими героическими рабочими. Особую роль в этом отводилась технике, именно через нее реализуется воля к власти. Для рабочего техника становится мировоззрением и этикой, определяющими его образ жизни. Государство, которое превращается во всесильную человеко-техническую тотальность, в состоянии вывести общество из того уныния и хаоса, в котором оно оказалось после мировой войны.
Идеи К.р. были популярны среди ряда нем. интеллектуалов 20-х годов, прямо или косвенно они подготовили почву для национал-социализма и фашизма в Европе. В русской мысли сходные построения в это время можно найти у евразийцев.
Т.Ю. Сидорина
Шпенглер О. Прусская идея и социализм. Берлин, 1922; A. Mohler. La revolution conservatrice en Allemagne (1918-1932). Puiseaux, 1993.

Источник: Современная западная философия: словарь

КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
идейное и политическое движение в Германии 1920—30-х гг. Термин получил современное значение после выхода в 1949 книги А. Молера «Консервативная революция в Германии 1918— 1932 гг.» (MohlerA. Die Konservative Revolution in Deutschland 1918—1932), показавшего общие черты в мировоззрении немецких философов, социологов, теологов, публицистов и литераторов и связавшего это мировоззрение с деятельностью ряда политических организаций, клубов, редакций журналов и газет времен Веймарской республики. Согласно классификации Молера, к консервативной революции относились: студенческие союзы, совмещавшие различные виды культурной и спортивной деятельности с национальной романтикой; ассоциации немецких националистов, идеология которых содержала элементы расовой доктрины («ариософия» и т. п.); организации «младоконсерваторов» («Антибольшевистская лига», «Июньский клуб» и др.); «национал-революционные» группы («национал-большевистская» партия Э. Никиша и др.). Всех их объединяло неприятие Версальского договора и Веймарской республики, парламентской демократии («говорильни») и либерализма; все они были националистами, сторонниками «революции справа» и представляли собой «троцкистов национал-социализма». В многообразных философских и политических доктринах консервативной революции Молер обнаруживает общие идеи и установки, отличающиеся от прежних версий консерватизма и национализма. В частности, «нация» понималась «не в западноевропейском смысле», поскольку под нею подразумевалось, с одной стороны, особое «душевное состояние» (не расовая биология нацистов, но «дух»), а с другой стороны, она мыслилась как «Рейх», империя, т. е. как образование, выходящее за пределы национального государства. Поэтому национализм у многих представителей консервативной революции соединялся с идеей европейской федерации.
К течению консервативной революции обычно относят О. Шпенглера, Э. Юнгера, ф. Юнгера, К. Шмитга, M Хайдеггера, В. Зомбарта, X. Фрейера, А. Меллера ван дер Брука, О. Шпанна, Э. Никиша и др. Само словосочетание «консервативная революция» впервые было употреблено Т. Манном в предисловии к антологии русских писателей (1921), а его «Размышления аполитичного» (1918) можно считать одним из первых манифестов консервативной революции; затем оно получило широкое распространение после доклада Хуго фон Гофмансталя о литературе как «духовном пространстве нации». Политически консервативная революция мыслилась как национально-освободительная революция, направленная против Версальского договора и навязанной извне Веймарской конституции, против «власти неполноценных» (Э. Ю. Юнг). На место либерализма и механической организации общества должно прийти органическое единство нации (Gemeinschaft), в котором снимаются все противоречия эпохи. Консервативная революция мыслилась как нечто противоположное революции и «идеям 1789» — как восстановление вечных ценностей. Иерархии в мире ценностей соответствует земная иерархия: власть должна принадлежать аристократии. Однако речь не шла о восстановлении монархии и сословного деления. «Третий рейх» (так называлась книга Меллера ван дер Брука, вышедшая в 1923) не знает сословий и классовой борьбы: аристократические ценности нисходят сверху вниз и объединяют всю нацию. Консервативная революция кладет конец либеральной эпохе и должна привести к социализму или «солидаризму» («прусский социализм» Шпенглера, «солдатский социализм» Э. Юнгера, «немецкий социализм» В. Зомбарта и др.), т. е. сообществу работников. Организованное сверху вниз общество и плановая экономика способствуют «тотальной мобилизации» всех человеческих и материальных ресурсов. У близких правящим кругам «младоконсерваторов» консервативная революция ограничивалась ликвидацией либеральной демократии; Меллер ван дер Брук, Фрейер и авторы журнала «Die Tat» относили к правящей элите управляющих концернов и банков — еще в 20-е гг. ими были сформулированы те идеи, которые затем получили известность как «революция менеджеров», теория «индустриального общества» и т. п. Австрийским экономистом О. Шпанном была разработана теория «корпоративного государства»; сходные идеи развивались в работе В. Зомбарта «Немецкий социализм» (1934). Левое крыло консервативной революции было значительно более радикальным: для Э. Юнгера «тотальная мобилизация» невозможна без полной ликвидации частной собственности и превращения всего общества в «рабочих»; «национал-большевистская» программа Э. Никиша ориентировалась на опыт Советской России. При общей для всех представителей консервативной революции «антизападной» позиции наиболее радикальные «национал-революционеры» призывали к политическому союзу с СССР в борьбе с Антантой.
В области собственно философской общность между воззрениями различных представителей консервативной революции установить достаточно сложно. Далеко не все они держались идеи «вечного возвращения» или вообще были поклонниками Ницше. Общими являются некоторые исходные интуиции: человеческой жизни как «борьбы», «подлинности» существования и т. п. (различные версии «философии жизни» И экзистенциализма). Начиная с критической работы К. Левита (1935), в которой сопоставлялись взгляды М. Хайдеггера и К. Шмитта, тема «решимости» (Entschiedenheit, Entscheidung) признается центральной как для политической философии («децизионизм»), так и для антропологии консервативной революции. Вместе с тем именно те авторы, которые более всех писали в 20-х гг. о «решимости», впоследствии совершают «поворот», обращаются к языку и мифу (Хайдеггер), спекулятивной геополитике (Шмитт), развивают темы «конца истории» в «мировом государстве» (Юнгер). С идеями консервативной революции связана немецкая философия техники и философская антропология 1920—30-х гг.
Консервативная революция как идейное движение исчезает вместе с приходом нацистов к власти. Сравнительно немногие ее представители вступили в национал-социалистическую партию или вообще сотрудничали с гитлеровским режимом. Некоторые были убиты, как Э. Ю. Юнг, или оказались в тюрьме, как получивший пожизненный приговор Э. Никиш; в большинстве своем они находились в оппозиции националсоциализму, хотя идеологи последнего широко пользовались разработанной консервативной революцией терминологией («Третий рейх», «национальная революция» и т. д.). Оппозиционные режиму группы были представлены прежде всего людьми, находившимися в связи с консервативной революцией, включая и заговорщиков июля 1944, организовавших покушение на Гитлера. Обвинения разного рода немецких «левых» по адресу консервативной революции («ввели нацизм в салоны» и т. п.) чаще всего голословны и продиктованы логикой политической борьбы 1960—70-х гг. Все без исключения представители консервативной революции были противниками расовой биологии и контроля одной партии над государственной машиной. Можно говорить лишь о том, что теология консервативной революции была антилиберальной и антидемократической и что она способствовала краху Веймарской республики.
Определенное влияние идей консервативной революции в послевоенной Германии можно обнаружить в политической философии некоторых немецких консерваторов (Г. Рормозер и др.), в трудах историков — «ревизионистов» 80-х гг; прямым ее наследником в немецкой философии является А Гелен.
Лит.: Schwierskoll H.-J. Arthur Moeller van der Bruck und der revolutionare Nationalismus in der Weimarer Republik. Gott.—B.—Fr./M., 1962; Somheimer K. Der Tatkreis. — Von Weimar zu Hitler 1930—1933, hrsg. von G.Jasper, Koln—Berlin. 1968; Klemperer K. von. Germanys New Conservatism. Its History and Dilemma in the Twentieth Century. Princeton—New Jersey, 2 ed. 1968; Konservatismus— Eine deutsche Bilanz. Munch., 1971; Goldel D. Moeller van der Bruck (1876-1925). IJii nationaliste contre la revolution. Fr./M.—Bern, 1984; Greiffenhagen M. Das Dilemma des Konservatismus in Deutschland. Fr/M., 1986; Kondylis P. Konsenatismus. Geschichticher Gehalt und Untergang. Klett— Cotia—Stutig.. 1986: Lenk K. Deutscher Konservatismus. Fr/M.—N. Y, 1989: BreuerS. Anatomie der konservativen Revolution. Darmstadt, 1993.
A. M. Руткевич

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
821.25 кб

Консервативная революция в СССР

Вишневский А. Г.
Автор статьи предлагает свою трактовку советской истории как истории консервативной революции (или консервативной модернизации).
Читать PDF
267.35 кб

"консервативная революция" Эдгара Юлиуса Юнга

Федосова Н.А.
Читать PDF
710.65 кб

Какая «Консервативная революция» нужна России?

Демин И.В.
Статья посвящена проблеме «консервативной революции» в современной Рос-сии.
Читать PDF
404.09 кб

Консервативная революция в послесоветском изводе

Валерий Сендеров
Читать PDF
62.68 кб

Консервативная революция: контрпросветительский модерн

Голобородько Александр Борисович
Статья посвящена анализу феномена консервативной революции в контексте постмодернистской проблематики.
Читать PDF
68.07 кб

Понятие «Народ» в концепциях «Консервативной революции»

Женин Илья Алексеевич
Цель статьи попытка выявить единый гносеологический инструментарий представителей «консервативной революции» и показать их концептуальную целостность.
Читать PDF
510.71 кб

Эдгар Юлиус Юнг. Биография консервативного революционера

Федосова Н.А.
Статья повествует о биографии Эдгара Юлиуса Юнга (1894-1934) немецкого общественного деятеля, юриста, журналиста, политика одного из самых ярких представителей «Консервативной революции».
Читать PDF
357.43 кб

Д. С. Мережковский и «Консервативная революция» в Германии

Богданова Ольга Алимовна
Особое вниманиев статье уделено интерпретации концепта «земля» у Ф.М. Достоевского и Д.С. Мережковского в литературно-критическом и историко-философском дискурсе идеологов немецкой «консервативной революции А.
Читать PDF
709.79 кб

«Пятно Роршаха»: консервативная революция в поисках прошлого

Кобылин И.И.
Статья посвящена проблеме исторической темпоральности в дискурсе современных представителей «консервативной революции».
Читать PDF
378.87 кб

Жизнь и ценности прежде логики, или о консервативной революции

Кутырев В. А.
Читать PDF
247.02 кб

ИДЕИ РУССКИХ ПОЧВЕННИКОВ И НЕМЕЦКИЕ КОНСЕРВАТИВНЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

Камкин Александр Константинович
Читать PDF
139.33 кб

Интерпретация революции в трудах русской консервативной интеллигенции

Кучукова Жанета Магаметовна
Рассматриваются вопросы интерпретации образа революции в социальной философии русского консерватизма второй половины XIX-начала XX веков.
Читать PDF
404.40 кб

Георг Кваббе (1887-1950): вариации между НННП и «Консервативной революцией»

Ломматч Эрик
Георг Кваббе (1887-1950) довольно редко упоминается в сфере истории идей.
Читать PDF
384.25 кб

Б. Н. Чичерин и его консервативные оппоненты накануне первой русской революции

Китаев Владимир Анатольевич, Медоваров Максим Викторович
Рассмотрены концепция политической истории России XIX в. и программа государственного переустройства страны, содержавшиеся в книге Б.Н. Чичерина «Россия накануне двадцатого столетия».
Читать PDF
255.51 кб

Э. Ю. Юнг как идеолог «Консервативной революции» в освещении германской историографии

Терехов Олег Эдуардович
В статье рассматривается оценка в современной германской историографии роли Э. Ю. Юнга в становлении идеологии немецкой «консервативной революции» в годы Веймарской республики. Давая оценку Э. Ю.