КОНСЕКВЕНЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

КОНСЕКВЕНЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА
лат. consequentia — последствия) — тип этических теорий, в к-рых моральная ценность поступка определяется в зависимости от его практических последствий (Утилитаризм, Гедонизм, Эвдемонизм, аксиологический интуитивизм и др.), безотносительно к его мотивам и общим принципам морали. Сторонники К. э. исходят из того, что нравственность служит удовлетворению к.-л. потребностей об-ва и человека, или, по крайней мере, формально признают ее целесообразный характер. Марксистская этика отмечает недостаточность принципов К. э., поскольку считает необходимым оценивать моральное достоинство поступка в целом, включая мотивы, отношение морального субъекта к нему и более отдаленные последствия его, в соотнесении с передовым социальным идеалом.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КОНСЕКвЕНЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА
лат. consequentia - последствия) -этические теории, в к-рых моральное значение поступков устанавливается в зависимости от последствий, к к-рым они приводят. К такого рода теориям относятся утилитаризм, гедонизм, эвдемонизм, аксиологический интуитивизм. К К. э. относятся все материалистические концепции этики, к-рые исходят из того, что мораль выполняет определенные полезные функции в об-ве, служит удовлетворению интересов людей и что, следовательно, нравственные требования имеют целесообразный характер (Телеологическая этика). Исходные принципы К. э. неоднократно подвергались критике идеалистическими теоретиками нравственности (среди них Кант, сторонники деонтологического интуитивизма). Марксистско-ленинская этика, хотя и выводит природу морали из ее социально-исторических функций, отвергает вульгарно-утилитаристское представление, что мера нравственного достоинства каждого отдельного поступка определяется характерам последствий, к к-рым он привел в данном конкретном случае. Результат того или иного поступка в известной мере зависит от случайных обстоятельств, не обусловленных характером самого действия. Моральное достоинство поступка целиком определяется его содержанием (в т. ч и характером мотива, по к-рому он. совершен). Содержание же поступков предписывается моралью исходя из наиболее характерных, типичных последствий, к к-рым вообще приводят действия людей в обычных условиях. Марксистская этика, имеющая революционно-критический характер, учитывает не только типичные результаты общепринятых действий, но и историческое значение поступков, выходящих из общего правила, отвергающих установленный порядок во имя высших идеалов (даже если эти поступки и не достигают реальных и ощутимых практических результатов в данное время, но служат последующим поколениям образцами героического подвижничества, самоотверженности и человеколюбия). Поэтому марксистская этика, вскрывая ограниченность К. э., требует более всестороннего анализа общественного значения моральных поступков.

Источник: Словарь по этике