КонфронтацияКонфуций

КОНФУЦИАНСТВО

Найдено 14 определений термина КОНФУЦИАНСТВО

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Конфуцианство

этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в VI веке до н.э. Конфуцием. Соответствовало интересам наследственной аристократии. Конфуцианство объявляло власть правителя священной, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом справедливости.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия политики: глоссарий терминов проекта Арктогея

Конфуцианство

этико-политическое учение, основанное мыслителем древнего Китая Конфуцием (551-479 г.г. до н.э.). Основу К. составляют проблемы достижения гармоничных отношений человека и общества. К основным категориям К. относятся «жэнь» (человеколюбие, гуманность), «ли» (ритуал, традиции), «цзюнь-цзы» (благородный муж), «сяо жэнь» (мелкий человек) и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

КОНФУЦИАНСТВО

философско-этическое учение древнекитайского мыслителя Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н.э. в национально-государственную религию Китая. Конфуцианство отличается от других религий отсутствием официального жречества, мистических элементов и метафизических спекуляций. Оно сводится главным образом к строгому выполнению ритуалов и социально-этических предписаний.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религиоведческий словарь

КОНФУЦИАНСТВО

древнейшая философская система Китая, сформировалась на рубеже VI-V вв. до н.э. Основатель - Конфуций. Содержание К. можно свести к двум идеям: 1) идее формирования социального идеала - «благородного мужа» («цзюнь-цзы») и 2) идее «исправления имен» («мин»). К. обосновывало такой тип государственного устройства, в к-ром функция гармонизации Поднебесной отводилась государю и его помощникам просвещенным чиновникам — «жу». Они должны обладать пятью добродетелями: человеколюбием, мудростью, верностью, почитанием старших, мужеством. Упорядочивание социума невозможно без «исправления имен», т. е. согласования всех вещей с их идеальной сущностью. В социальном контексте это означает следующее: каждое имя выражает определенные общественные обязанности и долг, которые необходимо выполнять, чтобы не нарушать Дао - Путь. Идеи К. получили развитие у Мэн-цзы и Сюнь-цзы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тематический философский словарь

Конфуцианство

Основатель - Конфуций (551-479 г. до н. э.), человек, которого в Китае называют «Отец китайской нации» либо «Учитель десяти тысяч поколений». Открыв свою школу, воспитал огромное количество учеников. Его беседы, названные впоследствии «Лунь юй» («Суждения и беседы»), и составляют основу учения Конфуция. Центральная тема философии - человек {жэнъ). Ли - это ритуал, традиции, предписания, обряды, обязательное неукоснительное следование которым и составляла одну из основ конфуцианского учения. Дао - путь - это комплекс идей, принципов и методов. Термин «жэнь» переводится также как «человеколюбие», «гуманность», «добродетель». Одно из основных понятий - «благородный муж», который противопоставляется «низкому человеку». Благородным человека делает не происхождение и не богатство, а высокие нравственные качества. Во II в. до н.э. конфуцианство стало государственной идеологией Китая.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

КОНФУЦИАНСТВО

филос.-этич. учение мыслителя Др. Китая Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н. э. в религию. Источник К. -»Лунь-юй» («Беседы и суждения») , написанные последователями Конфуция (6 в. до н. э.), К. отразило взгляды и интересы феод. чиновничества, стремившегося предохранить об-во от соц. потрясений. Целью К. являлось воспитание народа в духе уважения существующих порядков. Согласно К., в об-ве действует закон «жень», ниспосланный небом. Для усвоения этого закона человек должен соблюдать «ли» - нормы обществ, поведения, традиц. обряды, поступать согласно своему обществ, положению. К. оправдывало власть «благородных» над простым народом. С превращением К. в религию Конфуций был обожествлен. К. отличается от мн. религий отсутствием жречества, мистич. элементов и сводится к строгому выполнению предписанных обрядов. Осн. содержание культа К. - сложившееся еще до К. почитание предков: каждая семья, род имеют свой храм, где размещены символизирующие предков таблички «чжу», перед к-рыми расставляются жертвоприношения и совершаются обряды. К. с его учением о незыблемом постоянстве порядков, разделении людей на низших и высших по воле неба использовалось господств, классами Китая для порабощения трудящихся масс.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

КОНФУЦИАНСТВО

одно из основных философских и идейных течений Китая, основанное Конфуцием. Складывалось в период бурных социальных изменений (смена рабовладельчества феодализмом, формирование централизованною государства), поэтому главную задачу своего учения Конфуций видел в сохранении лучших традиций древней культуры, которые, во-первых, способны оградить общество от всяких потрясений и изменений и, во-вторых, ориентируют людей на достижение определенного социального идеала. Таким идеалом в конфуцианстве является «цзюнь-цзы» – «совершенный муж», обладающий пятью добродетелями (жень, и, ли, сяо, чжи). Главное условие для достижения этих добродетелей и следования им заключено в образовании. Согласно Конфуцию, порядок вещей в государстве определяется небесным законом Дао), и каждый человек должен следовать данному закону; только в этом случае возможна гармония в обществе. Таким образом, система упорядоченного общества, созданная Конфуцием, в конечном счете освящалась волей Неба. Свод правил ли связывает общество. Небо постулирует нормы поведения в идеальном обществе. Эти нормы составляют исходный пункт политических решений, которые принимал Правитель, и которые также должны были соответствовать воле Неба. Общий принцип учения Конфуция – правление ненасильственными методами. В качестве официальной идеологии конфуцианство существовало в Китае до 1912 г. и духовно доминировало до 1949 г. Ныне такие оно функции выполняет на Тайване и в Сингапуре.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

КОНФУЦИАНСТВО

одно из ведущих идейных течений в древн. Китае. Основоположник К.— Конфуций (55)— 479 до н. э.), взгляды к-рого были изложены его последователями в книге “Лунь юй” (“Беседы и суждения”). Центральное место в учении Конфуция занимает концепция “жэнь” (“человеколюбие”), представляющая собой систему идей “чжун” (“преданность государю”), “и” (“верность долгу”), “сяо” (“сыновняя почтительность”), “куань” (“великодушие”), “ди” (“уважение к старшим”) и др. Согласно Конфуцию. судьба человека определяется “небом”, и то, что люди делятся на “благородных” и “низких”, не может быть изменено. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий — вышестоящему. Видным последователем Конфуция был Мэнцзы, связывавший социальное неравенство с “небесной волей”. Др. сторонник К., Сюньцзы, создал материалистическое учение, по к-рому “небо” представляет собой часть природы и лишено сознания. Человек, познав законы (дао) вещей, должен использовать их в своих интересах. Однако ведущим направлением в К. было оправдание господства привилегированных классов и восхваление “небесной воли”, что послужило основой для создания Дун Чжуншу (2 в. до н. э.) конфуцианской ортодоксальной доктрины. В 11—12 вв. в лице Чжу Си и др. К получает философское обоснование в т. наз. неиконфуцианстве, к-рое учило, что в вещах есть два начала: ли — разумная творческая сила и ци— пассивная материя. Первое образует в человеке положительное качество — стремление к добру, а второе — отрицательное — подчинение чувственным соблазнам. В духе субъективного идеализма обосновывал К. Ван Яншин (1472— 1528). На протяжении мн. вв. К. было господствующей идеологией феодального Китая.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

КОНФУЦИАНСТВО

собственно «ж у ц з я» (букв.- школа ученых книжников), др.-кит. филос. школа, затем самое влиятельное из трех главных филос.-религ. течений (сань цзяо, буки.- три религии: К., даосизм и буддизм); основано Конфуцием (кит. Кун-цзы, учитель Кун).

Предшественниками конфуцианцев можно считать выходцев из потомственных чиновничьих семей, к-рые в случае потери офиц. поста превращались в бродячих учителей, зарабатывавших на жизнь преподаванием древних книг: «Шицзин», «Шуцзин», «Лицзи», ставших затем частью конфуцианского канона (см. Тринадцатикнижие), и утраченной впоследствии «Юэцзин» («Книга о музыке»). В период Чуньцю (722-481 до н. я.) особенно много их было в царствах Лу (родина Конфуция) и Цзоу (в будущем родина Мэн-цзы·, оба - на территории совр. пров. Шаньдун); видимо, поэтому именно там зародилось К.

Первым этапом становления К. была деятельность самого Конфуция, тоже принадлежавшего к сословию «ученых книжников». В его изложении К. было этико-политич. учением, в к-ром центр. место занимали вопросы нравств. природы человека, его этики и морали, жизни семьи, управления гос-вом. Натурфилос. основы лишь намечались. Проблемы космогонии, онтологии, гносеологии, логики, метафизики отсутствовали либо находились в зачаточном состоянии. Исходной для Конфуция можно считать концепцию «неба» и «небесного веления» (приказа, т. е. судьбы). «Небо» - это часть природы, но и высшая духовная сила, определяющая природу и человека («Жизнь и смерть определяются судьбой, богатство и знатность зависят от неба»). Человек, наделенный небом определ. этич. качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом (дао) и совершенствовать их при помощи обучения. Цель совершенствования - достижение уровня «благородного мужа» (цзюнь-цзы), соблюдающего лиэтикет, доброго и справедливого по отношению к народу, почтительного к старшим и высшим. Центр. место в учении Конфуция занимает концепция жэнь (человечности) - закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и гос-ве, в соответствии с принципом «Чего не желаешь себе, того не делай другим». На базе этих этич. теорий Конфуций развивал свои политич. концепции, выступая за строгое, четкое, иерархич. разделение обязанностей между членами общества, образцом для к-рого должна служить семья (знаменитое изречение: «Правитель должен быть правителем, а подданный - поданным, отец - отцом, а сын - сыном»).

После смерти Конфуция К. распалось на восемь школ, важное значение из к-рых имеют лишь две: идеалистич. школа Мэн-цзы и материалистическая Сюнъ-цзы. Роль Мэн-цзы по отношению к Конфуцию мн. исследователи сравнивают с ролью Платона по отношению к Сократу. С его именем связана защита К. от его противников - Мо-цзы, Ян Чжу и др., дальнейшее развитие и систематизация его идей. Важнейшим нововведением Мэн-цзы, ставшим основой всей его философии, был тезис о том, что природа человека изначально добра. Отсюда вытекало врожденное знание добра и способность творить его, возникновение зла в человеке в результате неследования своей природе, совершения ошибок или неспособности отгородить себя от вредного внеш. влияния; необходимость полного раскрытия исконной природы человека, в т. ч. путем образования, позволяющего познать небо и служить ему. Небо интерпретируется Мэн-цзы, как и Конфуцием, двояко, но прежде всего как высшая направляющая сила, определяющая посредством воздействия на народ и правителя (сын неба) судьбы людей и гос-в. Человеколюбие (жэнь), справедливость (и), благонравие (ли) и знание (чжи), согласно Мэн-цзы, также врожденны человеку, причем жэнь и и нередко выступают совместно: жэнь как принцип, объединяющий людей, а и - их разграничивающий. Жэнь и и являются основой развитой Мэн-цзы концепции «гуманного управления» (жэнь чжэн) гос-вом, в к-рой гл. роль отводилась народу («Народ является главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее место»). В учении Мэн-цзы впервые наметилась постановка вопроса о соотношении идеального (синь - сердце, душа, разум или чжи - воля) и материального (ци) начал в природе человека, причем первенствующую роль он отводил воле (чжи).

Сюнь-цзы внес в К. идеи других филос. школ, в частности даосизма (в области онтологии) и легизма (в теории управления гос-вом), вследствие чего нек-рые исследователи даже отрицают его традиц. принадлежность к К. Сюнь-цзы исходил из концепции ци - первоматерии, или материальной силы, обладающей двумя формами: инь и ян; мир существует и развивается в согласии с естественными познаваемыми закономерностями; небо - активный естеств. элемент мира, оно не управляет человеком, а наоборот, может быть подчинено им и использовано в интересах людей. От человека как части природы зависят счастье и несчастье, богатство и нищета, здоровье и болезнь, порядок и смута. Человек же по природе зол (здесь Сюнь-цзы выступает с критикой Мэн-цзы), он рождается завистливым и злобным, с инстинктивным чувством наживы; необходимо воздействовать на него с помощью воспитания (лиэтикет) и закона (Конфуций отвергал закон), заставить соблюдать ритуал, выполнять долг, и тогда у него появятся добродетель и культура. Совершенство же достигается через долгое учение, длящееся всю жизнь.

В рамках концепции «чжэн мин» - «исправления имен» Сюнь-цзы придавал большое значение точности названий вещей и явлений и проблемам связи понятий (он выделял неск. категорий их) с обозначаемыми ими объектами, развивал логич. построения и критиковал Хуэй Ши и Гунсунь Луна (см. Минцзя).

Гл. звеньями управления страной Сюнь-цзы считал справедливые приказы и любовь к народу, почитание ритуала и уважение к ученым, почитание мудрых и привлечение к гос. делам способных людей, а мерилом правления справедливость и мир. Идеи Сюнь-цзы оказали значит. влияние на философов периода Хань (206 до н. э.-220 н. э.), но затем вплоть до 19 в. доминировало учение Мэн-цзы.

К. заняло господств. положение при императоре У-ди (140-87 до н. э.), когда Дун Чжуншу предложил ликвидировать другие учения и сделать единым объектом почитания К. Дун Чжуншу соединил К. с учением о космич. силах инь и ян и пяти первоэлементах (у-син). Природу человека он определял как врожденную, полученную от неба. В ней содержится как человечность (жэнь), так и алчность, отражающие действия в небе сил инь и ян. Чувства (источники зла) - также часть природы человека; посредством воспитания она становится доброй и завершенной. Воспитывать людей должен правитель, выполняя этим волю неба (здесь Дун Чжуншу фактически противостоит Мэн-цзы и сближается с Сюнь-цзы). Такая трактовка отношений между правителем и подданными, развитая далее в концепцию «трех связей»: правитель- подданный, отец - сын, муж - жена, где первые компоненты соответствуют доминирующей силе ян и являются образцом для вторых, соответствующих подчиненной силе инь, позволила использовать ее для оправдания авторитарной власти императора. Это способствовало принятию К. как офиц. доктрины.

В последующие века К. находилось в сложных условиях соперничества, борьбы и сосуществования с буддизмом и даосизмом. В танский период (618-907) подготавливается почва для возникновения неоконфуцианства (Хань Юй), расцветшего уже в период династий Сун -Мин (960-1644). Последнее по глубине и уровню своих теоретич. построений, разнородности разрабатываемых проблем намного превзошло классическое К.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

КОНФУЦИАНСТВО

одно из наиболее распространенных направлений общественной мысли в Китае, оказавшее значительное влияние на развитие кит. философии. Берет свое начало от Конфуция (6 в. до н.э.). К. – больше этико-политич., чем филос. система. Складываясь в период бурных социальных изменений (смена рабовладельчества феодализмом), К. с самого начала было направлено на то, чтобы оградить существующий обществ. строй от всяких потрясений и изменений. По мнению конфуцианцев, порядок в обществе может быть сохранен только при строгом соблюдении традиций древней культуры и неукоснительном следовании культу предков. Отсюда большое внимание, к-рое К. уделяло ритуалу и обрядам, и строгое определение порядка обществ. и семейных отношений. Главная конфуцианская добродетель – жэнь (гуманность). Это закон жизни людей в семье и обществе, определяющий их взаимоотношения и основывающийся на любви и уважении к старшим по возрасту и обществ. положению. Для постижения жэнь необходимо совершенствовать себя, при помощи самоусовершенствования человек избавляется от отрицат. качеств: зложелательности, алчности, стремления поставить себя выше других, хвастовства и т.д. Не менее важное место в К. занимает этикет (ли), т.е. нормы обществ. поведения, нравы, обычаи, ритуал. Строгое соблюдение "ли" помогает постижению жэнь. Соблюдать "ли" – это точно знать свое место в обществе и действовать только согласно занимаемому обществ. положению. Теоретич. обоснованием конфуцианской этики служило учение об исправлении имен (чжэнмин). Его смысл заключался в том, что имя должно соответствовать сущности вещи. В обществ. отношениях это значило, что титул должен строго соответствовать обществ. положению. В трактате "Лунь юй" записаны такие слова Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном". Управлять – это исправлять имена, т.е. ставить всех на свое место. К. допускало существование традиционного кит. божества шанди (верховный владыка) или тянь (небо), к-рое вознаграждает добро и наказывает зло, определяет и направляет деятельность правителя. Наиболее известные представители древнего К. – это Цзэн-цзы (5 в. до н.э.), Цзы Сы (5 в. до н.э.), Мэн-цзы (4–3 вв. до н.э.) и Сюнь-цзы (3 в. до н.э.). Школа Цзэн-цзы создала трактат "О почтении к старшим" ("Сяо цзин"). Известную конфуцианскую книгу "Великое учение" ("Да сюэ") Чжу Си приписывает школе Цзэн-цзы, а Цзя Куй – школе Цзы Сы. "Великое учение" представляет собой попытку систематизировать учение Конфуция, основное место в этом трактате занимает вопрос управления. Идеальное управление возможно только на основе самоусовершенствования личности. Школа Цзы Сы создала трактат "Центр истины и ее бытие" ("Чжун юн"), в к-ром развивается конфуцианская метафизика. "Чжун юн" писался в разное время и в нем отражена эволюция К. от 5 до 3 в. до н.э. В качестве основы жизни трактат устанавливает внутреннюю гармонию человека с небом (чжун). В этом трактате проводится мысль о врожденных знаниях, присущих лишь благородным людям. Школой Мэн-цзы создан трактат "Мэн-цзы", в к-ром развивается учение об управлении. Образцовое управление достигается самоусовершенствованием, и если народ приемлет государя, то последний управляет в полном соответствии с волей неба. Противоположность Мэн-цзы представлял Сюнь-цзы, рассматривавший небо не как божество, а как элемент природы. Между школами Мэн-цзы и Сюнь-цзы долгое время происходила непримиримая борьба, носившая по своему идейному содержанию характер борьбы материализма с идеализмом. Главная политич. доктрина К. – подчинение низших высшим – наиболее полное отражение нашла в конфуцианском трактате "Летопись" ("Чунь-цю"). Общее представление о К. дает трактат "Беседы и суждения" ("Лунь юй"), представляющий собой запись бесед Конфуция с учениками, суждений Конфуция и преданий, имеющих к нему отношение. Во 2 в. до н.э. раздробленный Китай был объединен под властью династии Хань. Централизованное управление стало стремиться к созданию единой официальной идеологии, к-рая заменила бы собой многочисленные идейные течения и направления. Наиболее подходящим для этой роли было К. Император У-ди (2 в. до н.э.) по предложению видного в то время философа Дун Чжун-шу взял курс на вытеснение "Ста школ", т.е. всех течений и направлений обществ. мысли, кроме К. Конфуцианские принципы были возведены в канон, К. было объявлено официальной идеологией, а сам Конфуций был превращен в основоположника религии. Дун Чжун-шу стал развивать тео-логич. теорию, согласно к-рой Конфуций возводился в сан святого, а император становился сверхчеловеком, к-рого само небо послало на землю править людьми. Теология Дун Чжун-шу занимала господствующее положение весь период правления династии Хань (2 в. до н.э. – 2 в. н.э.). Противники офиц. К. образовали школу древних текстов, т.к. выступили с утверждением, что все поздние трактаты являются подделкой под Конфуция и извращают смысл его учения. Направление сторонников офиц. К. получило название школы современных текстов. В результате борьбы этих школ с К. были сорваны религ. и священные покровы. Несмотря на то, что К. продолжало оставаться официальной идеологией, вера в божественность императорской власти пошатнулась. Поэтому господствующие классы стали приветствовать буддизм, проникший в Китай из Индии, и даосизм. Религиозная мистика этих направлений помогала укрепить веру в неизменное превосходство высших классов. Широкое распространение буддизма и даосизма вызывало растущее сопротивление. В 9 в. н.э. против этих религиозно-мистических направлений выступил известный китайский философ Хань Юй. С 10 в. н.э. в К. на первый план выдвигается новое течение (сунское неоконфуцианство), представленное двумя направлениями – лисюэ (учение о ли, осн. принципе, законе – неоконфуцианский объективный идеализм) и синьсюэ (учение о духе – неоконфуцианский субъективный идеализм). Первое во главе с Чэн Хао (1032–1086), Чэн И (1033–1107) и Чжу Си (1130–1200), второе во главе с Лу Цзю-юанем и Ван Ян-мином (Ван Шоу-жэнем). Школы лисюэ и синьсюэ по вопросу об отношении между принципом (ли) и материей (ци) проповедовали идеи о "примате принципа перед материей", утверждая, что "вне духа нет вещей", откровенно провозглашали рабскую мораль, считая, что "подданные преступны и достойны наказания, а властитель, посланный небом, есть воплощение мудрости". Признанным главой сунского неоконфуцианства являлся Чжу Си, его филос. система стала офиц. гос. идеологией. В течение многих столетий на гос. экзаменах для кандидатов на чиновничьи должности являлось обязательным знание конфуцианского "Четверокнижия" ("Сы шу") со сводным комментарием Чжу Си. К. на протяжении тысячелетий служило укреплению феод режима. Оно настолько глубоко вошло в сознание кит. народа, что стало серьезной преградой на пути к прогрессу. К. служило своеобразным идеологич. оружием кит. реакции против марксизма-ленинизма, получившего распространение в Китае после движения "4 мая". После победы революции 1949 влияние К. на общественно-политич. жизнь страны ослабло. Лит.: Васильев В. П., Религии Востока: К., буддизм и даосизм, СПБ, 1873; Георгиевский С., Принципы жизни Китая, СПБ, 1888; Грубе В., Духовная культура Китая, СПБ, 1912; Петров ?. ?., Очерк философии Китая, в сб.: Китай, М.–Л., 1940; Радуль-Затуловский Я. Б., К. и его распространение в Японии, М.–Л., 1947; История философии, т. 1, М., 1957, гл. 1, § 3; т. 2, М., 1957, гл. 9, § 2; т. 4, М., 1959, гл. 7; Ян Юн-го. История древнекит. идеологии, пер. с кит., М., 1957, с. 91–172; ?ань Вэнь-лань, Древняя история Китая, М., 1958, с. 164–86; Александров Г. Ф., История социологич. учений. Древний Восток, М., 1959, с. 219–328; Хоу Вай-лу [и др. ], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 131–90; Шисань цзин чжу шу (13 классич. книг К. с комментариями), т. 1–40, Пекин, 1957; Chen Huan-chang, The economic principles of Confucius and his school, v. 1–2, N. Y., 1911; Giles ?. ?., Confucianism and its rivals, N. Y., 1915; Hs? L. S., The political philosophy of confucianism, N. Y., 1932, Cheng Tien-Hsi, China moulded by Confucius, L., 1947; Levenson J. R., Confucian China and its modern fate, L., 1952; Chang Carsun, The development of neo-confucian thought, N. Y., 1957; Chan Wing-tsit, An outline and an annotated bibliography of Chinese philosophy, New Haven, 1959.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КОНФУЦИАНСТВО

19.1. Конфуцианский канон основан на шести классических книгах (цзин62): И цзин (Книга перемен63) Ши цзин (Книга песен), Шу цзин (Книга истории), Ли цзи (Правила благопристойности), Юэ цзин (Книга музыки) и Чунь цю (книга «Весны и осени»). Автор последней — вероятно, сам Конфуций, который досконально знал предсказания И цзин и, видимо, написал к ней комментарий. В XII в. н.э. «Книгу музыки», которая уже давно существовала лишь во фрагментах, заменил посвященный ритуалам текст Чжоу ли («Правила благопристойности эпохи Чжоу»64). Изречения Конфуция известны под названием книги Суждения и беседы или Аналекты («Лунь юй»), которая дошла в редакции II в. до н.э.

19.2. Конфуций — латинизированное имя основателя конфуцианства Кун Фу-цзы (чаще просто Кун-цзы) — «Учитель Кун». Настоящее его имя было Кун Цю; родился он около середины VI в. в провинции Шаньдун65. Его отец был потомственным военным средней руки. Образование Кун получил не блестящее и молодость провел в безвестности. Он любил музыку и ритуалы, но не достиг никакой официальной должности. Лишь в пятьдесят лет он стал чиновником66, но год спустя оставил свой пост. То же повторилось в нескольких других царствах. Наконец, Конфуций вернулся на родину, служил на скромной должности, и главным образом посвятил себя обучению узкого круга небогатых учеников67, которых он хотел сделать жэнь68 — безупречными людьми. Чтобы составить себе представление о том, что такое жэнь, лучше взять для сравнения не средневекового рыцаря, а «джентльмена», который во всех случаях жизни, от самых обыденных до самых необычайных, ведет себя безупречно правильно. Принцип же, дающий вещам их истинную сущность (ли), обществу преемственность, человеку правильное положение в обществе — это ритуал.

Конфуцианская мораль, остававшаяся основой китайской государственности до 1911 г., — это не аристократическая, а буржуазная мораль. Она укрепляла привилегии не врожденные, а связанные с образованием и умением себя вести, поощряла не воинскую доблесть, а чиновничье прилежание.

19.3. Учение. Хотя конфуцианство входит в число традиционных китайских Трех учений, встает законный вопрос: является ли оно, собственно, религией?

Судя по всему, нет. Его задача — демифологизировать традиционные китайские верования. Сверхъестественные существа становятся добродетельными, Небо перестает быть богом, но остается началом, хранящим порядок, и т.д. В каком-то смысле конфуцианская критика традиционной религии совпадает с той, которую дал Будда (см. 6), но она не имеет в виду «спасения» индивидуума по той простой причине, что в социальной жизни нечего, а стало быть, и некого спасать. «Когда не могут служить людям, как могут служить духам?» — это значит, что надо оставить поиски невидимой реальности. «Если ты не знаешь жизни, как познаешь смерть?» — это отрезвляет тех, кто имеет какую-либо склонность к тайнам потустороннего мира.

В противоположность буддизму, развившему мощнейшую организацию со сложной иерархией монахов и мирян, конфуцианство не имеет жречества. Ритуал осуществляют жу, ученые бюрократы, посредством экзаменов получающие все посты в императорской администрации — как в столице, так и в провинции. Трудно назвать «религией» этот механический, формальный культ, исполняемый не-жрецами для не-богов, в которых они не верят!

Не будучи религией в обычном смысле слова, конфуцианство не является и философской системой. Его космологию разработал Дун Чжуншу (176–104 до н.э.)69, первый министр императора У-ди (140–87 до н.э.) из династии Хань; она рудиментарна и заимствована из даосизма. Логика интересовала Конфуция не больше, чем мифология. Его главная цель — найти срединный Путь (дао) для человеческого общества и индивидуальных поступков — Путь, который позволит сохранить равновесие между волей Земли и волей Неба. «Небо», нужно напомнить еще раз, — не божество, но вездесущее мировое начало, сокрытое и неопределимое, дела которого «бесшумны и не имеют запаха».

Итак, конфуцианство имеет спасительную цель, но не является еще в силу этого религиозной сотериологией. В самом деле, конфуцианец не отрицает мира, подобно буддисту или христианину; в отличие от даоса, он понимает бессмертие не как нечто достижимое для индивидуума, но как уже достигнутое естественной сменой поколений; он не находится с Богом в прямом контакте, подчас сложном и мучительном, как иудей, и не трепещет перед Небом, подобно мусульманину. Конфуцианство предписывает человеку единственную цель: совершенствовать свою человечность (жэнь), выполняя свой долг в соответствии с правилами благопристойности (ли): «Отец должен быть отцом, сын должен быть сыном».

Следовательно, человеческое общество должно быть устроено посредством воспитательного действия, направленного от высших к низшим и соответствующего отцовской любви к сыну, и выражения почтения от низших к высшим, равноценного сыновней почтительности. Это единственная конфуцианская добродетель, абсолютный характер которой приближается к религиозному долгу. Нарушить долг почтительности (к семье, к начальнику, к отечеству, к императору и т.д.) — вот единственное кощунство для конфуцианца. Очевидно, что такая патерналистская идеология, как никакая другая, может легко выродиться в слепое повиновение интересам тоталитарного государства.

19.4. Первоначальная история конфуцианства в Китае представлена учениями Мэн-цзы (Менция, IV-III в. до н.э.) и Сюнь-цзы (III в. до н.э.). Первый верит, что в человеческая природа изначально добра, второй убежден в ее исконном зле. Первый считает, что правила и ритуалы заложены внутри человека и лишь выражают его собственную волю; второй видит в них вынужденное подчинение общественному принуждению. Первый думает, что царь питает к народу отеческие чувства, второй — что у царя никаких чувств нет. Сюнь-цзы от Мэн-цзы отделяет такое же расстояние, как сумрачного Августина от оптимиста Пелагия (см. 31.4.7) или Иммануила Канта от Жан-Жака Руссо. Вначале торжествовал безличный механицизм Сюнь-цзы — в легастской школе династии Цинь (221–207 до н.э.) и при династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.). Но позднее, при династии Сун (960–1279) взгляды Мэн-цзы приобрели такое влияние, что его стали считать Вторым Мудрецом, единственным законным наследником Конфуция70. Так, в противоположность Западу, где пессимистические теории человеческой природы выдвигали последовательно Августин, Лютер и Кант, в Китае победила доктрина ее доброты. Это произошло в учении конфуцианца Хань Юя (768–829), реабилитировавшего учение Мэн-цзы в эпоху Тан (618–907).

Течение, известное под именем неоконфуцианства, берет начало в эпоху Сун. Оно разрабатывает понятие принципа (ли) в онтологических терминах и занимается космологическими спекуляциями. Главные представители неоконфуцианства — пять учителей Северной Сун: Шао Юн (1011–1077), Чжоу Дуньи (1017–1073), Чжан Цзай (1020–1077) и братья Чэн Хао (1032–1085) и Чэн И (1033–1107). Затем Чжу Си (1130–1200) осуществил на основе работ своих предшественников оригинальный метафизический синтез. При жизни Чжу Си пришлось бороться с оппозицией своему учению в лице своего коллеги с Юга Лу Сяншаня (1139–1193)71. В 1175 г. они дважды встретились между собой, но не пришли к общему мнению и продолжали критиковать друг друга. Их спор удивительно напоминает номиналистские споры, происходившие на Западе примерно в то же время. В конфуцианской традиции авторитет Чжу Си не имеет равных. Именно он установил канон конфуцианства, при помощи которого готовились к устрашающим публичным экзаменам в китайской бюрократической системе. Чжу Си основал и линию передачи ортодоксального конфуцианского предания. У его школы будет практически лишь два значительных противника: Ван Янмин (1472–1529) в эпоху Мин (1368–1644) и Дай Чжэнь (1723–1777) в маньчжурскую эпоху. В 1912 г., с провозглашением республики, жертвы Небу и Конфуцию временно прекратились, но в 1914 г. возобновились. Китайские интеллектуалы времен Республики вначале не были расположены к конфуцианству, но вскоре осознали его роль в истории страны. В 60-е гг. в коммунистическом Китае конфуцианство преследовалось. В Гонконге и на Тайване, а также в китайских общинах США неоконфуцианство сохранило свою роль. И теперь существует сильная школа конфуцианской мысли, как показывают работы Ду Вэймина, а также других философов и ученых.

19.5. За пределами Китая конфуцианство сперва проникло в Корею. Это произошло еще до новой эры, но лишь в XIV в. н.э. неоконфуцианство со своим каноном из Четырехкнижия72 и Пятикнижия, упрочилось как философия государства Ли (1392–1910), а также как система воспитания и публичных экзаменов. Через Корею в конце III в. н.э. конфуцианство проникло в Японию. К VII в. оно там утвердилось, но вскоре сошло на нет. Неоконфуцианство было заимствовано в Японии непосредственно из Китая вскоре после смерти Чжу Си (по-японски Сюси) и соединилось с дзэн-буддизмом, оставаясь в тени последнего. Около 1600 г. в Японию попали новые конфуцианские тексты. Они привлекли внимание Фудзивары Сэйка (1561–1619) и его ученика Хаяси Радзана (1583–1657), обеспечившим учению Чжу Си свое скромное место в эпоху Токугава. Наряду с ними существовали еще несколько конфуцианских школ.

В начале XX в. конфуцианство превратилось в идеологию японской завоевательной политики и сохраняло эту роль до конца Второй мировой войны.

19.6. Библиография. J.Ching, Confucius, in ER 4, 38–42; Wingtsit Chan, Confucian Thought: Foundation of the Tradition, in ER 4, 15–24; Neo-Confucianism, in ER 4, 24–36; L.G.Thompson, The State Cult, in ER 4, 36–8; J.Kim Haboush, Confucianism in Korea, in ER 4, 10–15; P.Nosco, Confucianism in Japan, in ER 4, 7–10.

О милитаристской конфуцианской ассоциации в Японии во время Второй мировой войны см.: Warren W.Smith, Jr., Confucianism in Modem Japan. A Study of Conservatism in Japanese Intellectual History, Tokyo 1959.

О современном неоконфуцианстве см.: Tu Wei-ming, Confucian Thought: Selfhood as Creative Transformation, New York 1985.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

КОНФУЦИАНСТВО (CONFUCIANISM)

термин западной науки для обозначения "школы ученых", жу цзяо, одного из важнейших направлений традиционной китайской философской и общественно-политической мысли, наряду с даосизмом и буддизмом. Термин образован от латинизированной формы имени основателя школы - Конфуция (кит. - Кун Фу-цзы или Кун-цзы, "Великий учитель Кун"). Это имя не вошло в китайское название философской школы, поскольку Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.) не считал, что создает некое новое идеологическое течение, а напротив, всегда стремился "не создавать, а передавать, верить в древность и любить ее". К. возникло в качестве идеологии "ученыхлитераторов", хранителей культурных традиций погибшей династии Шань (трад. XVII - XI вв. до н. э.), которая была завоевана стоявшими на более низкой ступени развития племенами Чжоу, основавшими одноименную династию (трад. XI в. до н. э. - 256 г. до н. э.), что отразилось в этимологии слова "жу" (слабый), К. с самого начала своего существования осознавало себя в качестве силы, претендующей на создание социальной и политической структуры (А. И Кобзев). Изначально "ученые-литераторы" принимали участие в управлении государством, отвечая за ритуал и церемонии (ли), направленные на то, чтобы общество должным образом соответствовало космическому порядку. По Дж. К. Фэрбэнку, ли представлял собой узаконенные формы насилия: приношение в жертву животных и людей, ведение войн и охоту, которые являлись привилегией правителя. Ведущая роль в организации ритуалов обеспечивала высокий социальный статус "ученых-литераторов" вплоть до конца эпохи Чжоу К этому времени Китай оказался раздробленным на большое количество владений, "Сражающихся царств". Эта обстановка породила в кругах "ученых-литераторов" идеализированные представления о "золотом веке" ранних периодов истории Китая, когда вся страна пребывала в мире и спокойствии под управлением одного "совершенномудрого" государя. "Возвратить старые порядки Чжоу" - под таким девизом проходила деятельность Конфуция и его учеников, многие из которых превратились в "странствующих советников" правителей и узурпаторов. Часть из них выступала за насильственное возвращение к порядкам "золотого века".

Рациональное обоснование социальной структуры в К. начиналось с установления отношений господства - подчинения в обществе в соответствии с космическим порядком. В той же мере, в какой Небо (тянь) было высшим абсолютом для всех жителей Поднебесной (тянься), родители являлись высшим авторитетом для детей, мужчины - для женщин, а правители - для подданных. Каждый индивид должен был иметь "конвенциально закрепленное место в системе социальных ожиданий, а также вести себя в соответствии с этими ожиданиями" (Т. Метцгер, 1990). Как лаконично говорил Конфуций: "Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном" (Цзюнь цзюнь чэнь чэнь фу фу цзы дзы). Если каждый исполняет свою роль, социальный порядок незыблем. Поначалу главными средствами воздействия на людей конфуцианцы считали личный пример в соблюдении правил благопристойности ли и моральные поучения в адрес правителей и их приближенных. Конфуцианская элита всегда была на виду и, т. о., зависела от мнения окружающих. Потеря уважения в своей группе означала потерю самоуважения и полную дискредитацию, единственным средством против которой зачастую было самоубийство.

"Каждый человек может достичь совершенства"- этот принцип лежал в основе К. В эпоху "Сражающихся царств" китайские мыслители выступали против наследования привилегий, за естественное равенство всех людей от рождения. Мэн-цзы (372 - 289 гг. до н. э.) утверждал, что люди от природы добры и наделены внутренним моральным чувством. На правильный путь (дао) людей может вывести образование, а в особенности - их усилия по самокультивации, самосовершенствованию. Считалось, что индивид, совершающий благие поступки, испытывает благотворное влияние мудрецов и идеальных царей древности, таких как Яо, Шунь или Юй, которые должным образом вели себя и в силу одного этого достигли всеобщего уважения. Идея "должного поведения, соответствующего статусу (ли)" также была в К. одной из основополагающих. Наставления конфуцианских "благородных мужей (цзюнь цзы)", руководствовавшихся ли, записанные в древних хрониках, стали классическими. Конфуцианские правила изначально не предназначались для простых людей, управление которыми осуществлялось посредством поощрений и особенно - наказаний (на которых настаивали легисты - фа цзя), но для правящей элиты конфуцианские правила были совершенно обязательны. Особое внимание уделялось правильному поведению государей. Считалось, что благопристойное поведение неотделимо от добродетели. Соблюдение ли само по себе придавало индивиду моральный статус и престиж, который, в свою очередь, влиял на простой народ. "Народ подобен траве, государь подобен ветру": когда дует ветер, трава склоняется. Властью и могуществом государя наделяло соответствие правилам благопристойности. Конфуций говорил: "Когда правитель ведет себя должным образом, его управление действенно без издания указов. Если он ведет себя недолжным образом, можно издавать указы, но народ не будет им следовать". Данный этап развития конфуцианской идеологии нашел отражение в классических текстах "Лунь Юй" ("Беседы и суждения"), "Сяо Цзин" ("Канон сыновней почтительности"), "Мэн-цзы" и др.

Классический вид К. приобретает в эпоху Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.), становясь имперской идеологией. К. в это время заимствует у легистов принципы управления посредством административно-юридических законов, выразившиеся в создании централизованного государства с регулярным административным делением, в назначении чиновников правителем вместо традиционного наследования должностей, в присвоении рангов знатности, пожалований и привилегий за конкретные заслуги, особенно военные, а также в контроле за образом мыслей подданных, цензорском надзоре за чиновниками, системе круговой поруки и групповой ответственности. Создается система государственных экзаменов на чиновничьи должности, основанная на конфуцианских канонах, просуществовавшая вплоть до начала XX в. Последнее нововведение связывается с крупнейшим мыслителем К. эпохи Хань - Дун Чжуншу (190/179 - 120/104 гг. до н. э.).

Предписывая каждому должное поведение, К. пыталось сделать всякого индивида моральным существом, готовым служить идеалу, отстаивать добродетель (дэ), преодолевать человеческие ошибки, даже если ошибки правителя-злодея грозили обернуться смертью для указывающего на них конфуцианца.

Многие крупные ученые-конфуцианцы были бескомпромиссными врагами тирании. Однако логика их убеждений вела их к упрочению и сохранению политической традиции.

С К. неразрывно связаны такие добродетели, как терпение, миролюбие и умение найти компромисс; предпочтение "золотой середины" во всем; неизменное благоговение перед предками, пожилыми и учеными людьми, а также зрелый гуманизм, ставящий человека, а не Бога в центр вселенной. Но если рассмотреть К. в социальном и политическом контексте, окажется, что предпочтение, оказывавшееся пожилым перед молодыми, традиционному авторитаризму перед нововведениями, прошлому перед настоящим, есть ответ на вопрос о способе поддержания социальной стабильности.

Европейцы познакомились с К. в XVI - XVII вв. благодаря трудам миссионеров-иезуитов, возвращавшихся из Китая. Иезуиты оперировали конфуцианскими текстами, которые описывали идеал общественного порядка, и делали акцент на сходстве китайской идеологии с христианством. В результате К. выглядело как воплощение практической морали, а Китай - как страна, в которой управление основывалось на философских принципах, а средством социальной мобильности оказывались личные добродетели и знания. Поэтому, например, деятели французского Просвещения видели в К. воплощение своих идеалов. Большое внимание К. уделял Макс Вебер (1864 - 1920). Хотя К. в строгом смысле слова нельзя назвать религией (в нем отсутствует, например, вера в загробную жизнь), но по своему социальному назначению и по той роли, которую оно сыграло в китайской культуре. К., по Веберу, может быть отнесено к мировым религиям. К. предельно реалистично, ему чужд интерес к потустороннему миру Важнейшие блага, с т. зр. конфуцианской этики: долголетие, здоровье, богатство - т. е. благополучная земная жизнь. Поэтому ни эсхатологические мотивы, ни связанные с верой в загробную жизнь мотивы искупления, спасения для него не характерны; и хотя в Китае, как отмечает Вебер, и существовала мессианская надежда на посюстороннего спасителя

императора, она не принимала формы той веры в утопию, которая характерна для иудаизма или христианства. В результате государственный культ был подчеркнуто трезвым и простым: жертва, ритуальная молитва, музыка и ритмический танец. Строго исключались из культа все оргиастические элементы; К. были чужды и экстатизм, и аскетизм: все это представлялось иррациональным началом, вносящим дух беспокойства и беспорядка в строго рациональную этику и классически упорядоченный культ. "В официальном конфуцианстве не было, конечно, индивидуальной молитвы в западном смысле слова. Оно знало только ритуальные формы". Из-за отсутствия индивидуального, личного отношения между человеком и Богом не могло возникнуть идеи "милости", "богоизбранности". "Как и буддизм, конфуцианство было только этикой. Но в резкой противоположности к буддизму оно было исключительно внутримирской профанной этикой. И в еще большем контрасте к буддизму оно было приспособлением к миру, его порядкам и условиям..." Строй, порядок и гармония - вот основные принципы конфуцианской этики, равно применимые к государственному строю и состоянию человеческой души. "Разум" К. был рационализмом порядка. Задачи воспитания и образования были целиком подчинены этим основным ценностям. Образование носило гуманитарный ("литературный") характер: знание классической китайской литературы, владение искусством стихосложения, тонкое знание многочисленных ритуалов - вот те чисто традиционные элементы, которые необходимо было усвоить китайскому аристократу. Спецификой конфуцианской этики является то, что, несмотря на рационализм, она не враждебна магии. Правда, этические добродетели ставятся выше магических чар и заклинаний: "магия против добродетели бессильна" - считал Конфуций. Но принципиально магия не отвергалась, признавалось, что она имеет власть над злыми духами, хотя и не имеет власти над добрыми, - и это соответствовало представлениям о природе в К.: все полно духов - и добрых, и злых. Т. о. Вебер показывает, что в К. были соединены два начала: этически-рациональное и иррационально-магическое; рационализм здесь носил особый характер, существенно отличный от западного типа рационализма: он был объединен с магией и традиционализмом. Именно в силу этого в Китае не могла возникнуть та форма науки, которая развивалась на западноевропейской почве, и не мог сложиться сходный с западным тип рационального хозяйства, так же как и формально-рациональный тип управления.

А. Л. Мышинский

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный философский словарь

КОНФУЦИАНСТВО (Confucianism)

Кит. жу [цзя/цзяо] - "(учение) школы ученых-интеллектуалов". Древнейшая филос. система и одно из трех главных этико-религ. учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на р-же 6 - 5 вв. до н.э. В ориг. наименовании К. (жу) отсутствует указание на имя его создателя - Конфуция, что соответствует исходной установке последнего - "передавать, а не создавать, верить древности и любить ее". Свое качественно новое этико-филос. учение Конфуций подчеркнуто идентифицировал с мудростью "святых совершенномудрых" (шэн [1]) правителей полумифич. древности, выраженной гл. образом в историко-дидак-тич. и художеств, произведениях, древнейшие и авторитетнейшие из к-рых - восходящие к концу 2-го - первой половине 1-го тыс. до н.э. каноны "Ту цзин" и "Ши цзин". Эта изначальная ориентация сделала опирающуюся на историч. прецедент нормативность и сообразуемую с канонами беллетризированность фундаментальными характеристиками всего К. Хранителями древней мудрости во времена Конфуция (эпоха Чжоу, 11-3 вв. до н.э.) были отставленные от кормила власти ученые-интеллектуалы, специализировавшиеся в "культурной" (день) деятельности, т.е. хранении и воспроизводстве письменных памятников и протонаучных штудиях, гл. обр. астрономо-астрологич. (семантика "культуры" -вэнь охватывает и письменность, и астрономо-метеорологич. явления). Они концентрировались в районе царства Лу, родины Конфуция (совр. пров. Шаньдун), и, возможно, являлись потомками правящей верхушки гос-ва Шан-Инь, покоренного в 12 - 11 вв. до н.э. племенным союзом Чжоу, находившимся на менее высоком уровне культурного развития. Видимо, их социальное падение отразилось в этимологич. значении термина жу - "слабый". Конфуций счел эту социальную слабость несовместимой с их культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал гос. устройства, в к-ром при наличии сакрально вознесенного, но практически почти бездействующего правителя реальная власть принадлежит жу, соединяющим в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. С самого своего рождения К. отличалось осознанной социально-этич. направленностью и стремлением к слиянию с гос. аппаратом. Этому стремлению соответствовало теоретич. истолкование и гос., и божеств, ("небесной") власти в семейно-родственных категориях; "гос-во - одна семья", государь - Сын Неба и одновременно "отец и мать народа". Гос-во отождествлялось с об-вом, социальные связи - с межличностными, основа к-рых усматривалась в семейной структуре. Последняя же выводилась из отношений между отцом и сыном. С т.зр. К. отец считался "Небом" в той же мере, в какой Небо - отцом. Поэтому "сыновняя почтительность" (сяо [1]) в специально посвященном ей канонич. трактате "Сяо цзин" была возведена в ранг "корня благодати-добродетели (дэ [1])". Развиваясь в виде своего рода социально-этич. антропологии, К. сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и об-ве, способностей к знанию и действию и т.п. Воздерживаясь от собств. суждений о сверхъестественном. Конфуций формально одобрил традиц. веру в безличное, божественно-натуралистичное, "судьбоносное" Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем во многом обусловило обретение К. социальных функций религии. Вместе с тем всю относящуюся к сфере Неба (тянь) сакральную и онтолого-космологич. проблематику Конфуций рассматривал с т.зр. значимости для человека и об-ва. Фокусом своего учения он сделал анализ взаимодействия "внутр." импульсов человеч. натуры, в идеале охватываемых понятием "гуманности" (жэнь [2]), и "внеш." социализирующих факторов, в идеале охватываемых понятием этико-ритуальной "благопристойности" (ли [2]). Нормативный тип человека, по Конфуцию - "благородный муж" (цзюнь цзы), познавший небесное "предопределение" (мин [1]) и "гуманный", сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус. Соблюдение этико-ритуальной нормы ли [2] Конфуций сделал также высшим гносеопраксиологич. принципом: "Не следует ни смотреть, ни слушать, ни говорить несоответствующее ли [2]"; "Расширяя [свои] познания в культуре и стягивая их с помощью ли [2], можно избегнуть нарушений". Как этика, так и гносеопраксиология Конфуция зиждутся на общей идее универсального баланса и взаимосоответствия, в первом случае выливающейся в "золотое правило" морали (шу [3]- "взаимность", см. Чжун шу), во втором - в требование соответствия номинального и реального, слова и дела (чжэн мин - "выправление имен"). Смысл человеч. существования, по Конфуцию - утверждение в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этич. порядка - "Пути" (дао), важнейшие проявления к-рого суть "гуманность", "должная справедливость" (и [1]), "взаимность", "разумность" (чжи [1]), "мужество" (юн [1]), "[уважительная] осторожность" (цзин [4]), "сыновняя почтительность" (сяо |1]), "братская любовь" (ди [3], ти [2]), собственное достоинство, верность (чжун [2], см. Чжун шу), "милостивость" и др. Конкр. воплощением дао в каждом отд. существе и явлении выступает "благодать/добродетель" (дэ [1]). Иерархизированная гармония всех индивидуальных дэ [ 1 ] образует вселенское дао. После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные направления, которых к 3 в. до н.э., по свидетельству Хань Фэя, было уже не менее восьми. Они развивали и эксплицитные этико-социальные ("Да сюэ", "Сяо цзин", коммент. к "Чунь цю"), и имплицитные онтолого-космологич. ("Чжун юн", "Си цы чжуань") представления Конфуция. Две целостные и противоположные друг другу, а потому впоследствии признанные ортодокс, и неортодокс, соответственно интерпретации К. в 4 - 3 вв. до н.э. предложили Мэн-цзы (см. Мэн Кэ) и Сюнь-цзы (см. Сюнь Куан). Первый из них выдвинул тезис об изнач. "доброте" человеч. природы (син [1]), к-рой "гуманность", "должная справедливость", "благопристойность" и "разумность" присущи так же, как человеку - четыре конечности. Согласно второму, человеч. природа изначально зла, т.е. от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждениям, поэтому указанные благие качества должны быть привиты ей извне путем постоянного обучения. В соответствии со своим исходным постулатом Мэн-цзы сосредоточился на исследовании морально-психологич., а Сюнь-цзы - социальной и гносеопраксиологич. стороны человеч. существования. Это расхождение сказалось и в их взглядах на об-во: Мэн-цзы сформулировал теорию "гуманного управления" (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя; Сюнь-цзы сравнивал правителя с корнем, а народ - с листьями и считал задачей идеального государя (см. Ван дао) "завоевание" своего народа, сближаясь тем самым с легизмом. Во 2 в. до н.э., в эпоху Хань, К. обрело статус офиц. идеологии и, победив гл. конкурента в области социально-политич. теории - легизм, в то же время интегрировало ряд его кардинальных идей, в части, признало компромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли [2]) и административно-юридич. законов (фа [1]). К. обрело черты всеобъемлющей системы благодаря усилиям "Конфуция эпохи Хань"-Дун Чжуншу, к-рый, использовав соответствующие концепции даосизма и школы иньян цзя (см. Инь ян, У син [1]), детально разработал онтолого-космологич. доктрину К. и придал ему нек-рые религ. функции (учение о "духе" и "воле Неба"), необходимые для офиц. идеологии централизованной империи. В целом в эпоху Хань (кон. 3 в. до н.э.- нач. 3 в. н.э.) было создано "ханьское К.", осн. достижение к-рого - систематизация идей, рожденных "золотым веком" кит. философии (5 - 3 вв. до н.э.), и текстолого-комментаторская обработка конфуцианской и конфуцианизированной классики. Реакцией на проникновение в Китай буддизма в первые вв. н.э. и связанное с этим оживление даосизма стал даосско-конф. синтез в "учении о сокровенном" (сюанъ сюэ). Постепенное нарастание как идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа К. Провозвестниками этого движения, вылившегося в создание неоконфуцианства, явились Ван Тун (кон. 6 - нач. 7 в.), Хань Юй и Ли ао (8- 9 вв.). Возникшее в 11 в. неоконфуцианство поставило перед собой две главные и взаимосвязанные задачи: восстановление аутентичного К. и решение с его помощью на основе усовершенствованной нумерологич. методологии (см. Сян шу чжи сюэ) комплекса новых проблем, выдвинутых буддизмом и даосизмом. В предельно компактной форме эти задачи первым решил Чжоу Дуньи (11 в.), идеи к-рого через столетие получили всесторонне развернутую интерпретацию в творчестве Чжу Си. Его учение, поначалу считавшееся неортодокс, и даже подвергшееся запрету, в 14 в. получило офиц. признание и стало основой понимания конф. классики в системе гос. экзаменов вплоть до нач. 20 в. Чжусианская трактовка К. доминировала в сопредельных Китаю странах - Корее, Японии, Вьетнаме. Основную конкуренцию чжусианству в пер. правления дин. Мин (14 - 17 вв.) составила Лу [Цзюаня]- Ван [Янмина] школа, идейно господствовавшая в Китае в 16 - 17 вв. и также получившая распространение в сопредельных странах. В борьбе этих школ на новом теоретич. уровне возродилась исходная для К. оппозиция экстернализма (Сюнь-цзы - Чжу Си, лишь формально канонизировавший Мэн-цзы) и интернализма (Мэн-цзы - Ван Янмин), в неоконфуцианстве оформившаяся в противоположные ориентации на объект или субъект, внеш. мир или внутр. природу человека как источник постижения "принципов" (ли [1]) всего сущего, в т.ч. и моральных норм. В 17 - 19 вв. оба ведущих учения - Чжу Си и Ван Янмина подверглись критике со стороны эмпирич. направления (пу сюэ - "учение о естестве", или "конкр. философия") во главе с Дай Чжэнем. Оно сконцентрировалось на опытном исследовании природы и научно-критич. изучении конф. классики, взяв себе за образец текстологию ханьского К. С конца 19 в. развитие К. в Китае так или иначе связано с попытками ассимиляции зап. идей (см. Кан Ювэй) и возвращением от абстрактных проблем сунскоминского неоконфуцианства и цинско-ханьской текстологии к конкр. этико-социальной тематике первоначального К. В сер. 20 в. в учениях Фэн Юланя и Сюн Шили конф. оппозиция экстернализма и интернализма соответственно возродилась на более высоком теоретич. уровне, сочетающем неоконф. и отчасти буд. категории со знанием европ. и инд. философии. Совр. неоконфуцианцы (Моу Цзунсань, Ду Вэймин и др.) в этич. универсализме К., трактующего любой пласт бытия в моральном аспекте и породившего "моральную метафизику" неоконфуцианства, усматривают идеальное сочетание филос. и религ. мысли. В Китае К. было офиц. идеологией до 1912 и духовно доминировало до 1949, ныне подобное положение сохранилось на Тайване и в Сингапуре. *ПоповП.С. Кит. философ Мэн-цзы. СПб., 1904; Его же. Изречения Конфуция, учеников его и др. лиц. СПб., 1910; Древнекит. философия. Т. 1 - 2. М., 1972-1973; Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; Ши сань цзин чжу шу (Тринадцать канонов с коммент.). Кн. 1 - 40. Пекин, 1957; Legge J. The Chinese Classics. Vol. 1 - 5. Hong Kong, 1960; Chan Wlng-tsit. A Source Book in Chinese Philosophy. Princ. (N.J.)-L., 1963; **Paдуль-Затуловский Я.Б. К. и его распространение в Японии. М.-Л., 1947; Го Можо. Философы древнего Китая. М., 1961; Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970; Переломов М.С. К. и легизм в политич. истории Китая. М., 1981; К. в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983; История кит. философии. М., 1989; Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1993; Ду Цзиньмин. Чжунго жу сюэ ши ганъяо (Очерк истории кит. К.). Пекин, 1943; Жу цзя сысян синь лунь (Новое осмысление конф. идеологии). Шанхай, 1948; Пан Пу. Жу цзя бяньчжэн фа яньцзю (Исследование диалектич. метода К.). Пекин, 1984; Ло Гуан. Жу цзя чжэсюэ дэ тиси (Филос. система К.). Тайбэй, 1986; Чжунго жу сюэ цыдянь (Словарь кит. К.) Шэньян, 1988; Кун сюо чжиши цыдянь (Словарь знаний об учении Конфуция). Пекин, 1990; Fung Yu-ian. A History of Chinese Philosophy. Vol. 1 -2. Princ., 1953; The Confucian Persuasion. Stanf., 1960; Confucianism and Chinese Civilization. N.Y., 1965; ChlngJ. Confucianism and Christianity: A Comparative Study. Tokyo, 1978; Tu Wei-ming. Humanity and Self-Cultivation: Essays in Confucian Thought. Berk., 1979. См. также лит-ру к ст. Конфуций, Неоконфуцианство. А. И. Кобзев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

КОНФУЦИАНСТВО

кит. жуцзя [цзяо] — [учение] школы ученых-интеллектуалов) — древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, Возникло в Китае на рубеже 6—5 вв. до н. э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя — Конфуция, что соответствует исходной установке последнего — «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее». Свое качественно новое этико-философское учение Конфуций подчеркнуто идентифицировал с мудростью «святых-совершенномудрых» (шэн) правителей полумифической древности, выраженной гл. о. в историкодидактических и художественных произведениях, древнейшие и авторитетнейшие из которых — восходящие к кон. 2-го — 1-й пол. 1-го тысячелетия до н. э. каноны «Шу цзин» и *Ши цзин». Эта изначальная ориентация сделала опирающуюся на исторический прецедент нормативность и сообразуемую с канонами беллетризированностъ фундаментальными характеристиками всего конфуцианства. Хранителями древней мудрости во времена Конфуция (эпоха Чжоу, 11—3 вв. до н. э.) были отставленные от кормила власти ученые-интеллектуалы, специализировавшиеся в «культурной» (вэнь) деятельности, т. е. хранении и воспроизводстве письменных памятников и протонаучных, гл. о. астрономо-астрологических, штудиях. Они концентрировались в районе царства Лу, родины Конфуция (современная провинция Шаньдун), и, возможно, являлись потомками правителей (или жреческой верхушки) государства Шан-Инь, покоренного в 12—11 вв. до н. э. племенным союзом Чжоу, находившимся на менее высоком уровне культурного развития. Видимо, их социальное падение отразилось в этимологическом значении термина «жу» — «слабый». Конфуций счел эту социальную слабость несовместимой с их культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрально вознесенного, но практически почти бездействующего правителя реальная власть принадлежит жу, соединяющим в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. С самого своего рождения конфуцианство отличалось осознанной социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с государственным аппаратом.

Этому стремлению соответствовало теоретическое истолкование и государственной, и божественной («небесной») власти в семейно-родственных категориях: «государство — одна семья», государь — Сын Неба и одновременно «отец и мать народа». Государство отождествлялось с обществом, социальные связи — с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. Последняя же выводилась из отношений между отцом и сыном. С точки зрения конфуцианства отец считался «Небом» в той же мере, в какой Небо — отцом. Поэтому «сыновняя почтительность» (сяо) в специально посвященном ей каноническом трактате («Сяо изин») была возведена в ранг «корня благодати/добродетели» (дэ). Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т. п. Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безличное, божественно-натуралистичное, «судьбоносное» Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем во многом обусловило обретение конфуцианством социальных функций религии. Вместе с тем всю относящуюся к сфере Неба (тянь) сакральную и онтолого-космологическую проблематику Конфуций рассматривал с точки зрения значимости для человека и общества. Фокусом своего учения он сделал анализ взаимодействия «внутренних» импульсов человеческой натуры, в идеале охватываемых понятием «гуманности» (жэнь), и «внешних» социализирующих факторов, в идеале охватываемых понятием этпко-рнтуальной «благопристойности» (ли). Нормативный тип человека, по Конфуцию, — «благородный муж» (цзюнь цзы). познавший небесное «предопределение» (мин), и «гуманный», сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус.

Соблюдение этико-ритуальной нормы ли Конфуций сделал также высшим гносеопраксиологическим принципом: «Не следует ни смотреть, ни слушать, ни говорить несоответствующее ли»: «Расширяя [свои] познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью ли, можно избегнуть нарушений». Как этика, так и гносеопраксиология Конфуция зиждутся на обшей идее универсального баланса и взаимосоответствия, в первом случае выливающейся в «золотое правило» морали (шу — «взаимность», см. Чжун шу), во втором — в требование соответствия номинального и реального, слова и дела (чжэнмин — «выправление имен»). Смысл человеческого существования, по Конфуцию, — утверждение в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этического порядка — «пути» (дао), важнейшие проявления которого суть «гуманность», «должная справедливость» (и), «взаимность», «разумность» (чжн), «мужество» (юн), «[уважительная] осторожность» (цзнн), «сыновняя почтительность» (сяо), «братская любовь» (ди, ти), собственное достоинство, верность (чжун), «милостивость» и др. Конкретным воплощением дао в каждом отдельном существе и явлении выступает «благодать/добродетель» (дз). Иерархизированная гармония всех индивидуальных дэ образует вселенское дао.

После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные направления, которых к 3 в. до н. э., по свидетельству Хань Фэя, было уже не менее восьми. Они развивали и эксплицитные этико-социальиые («Да сюэ», «Сяо цзин», комментарий к «Чунь цю»), и имплицитные онтолого-космологические («Чжун юн», «Си цы чжуань») представления Конфуция. Две целостные и противоположные друг другу (а потому впоследствии признанные соответственно ортодоксальной и неортодоксальной) интерпретации конфуцианства в 4—3 вв. до н. э. предложили Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Первый из них выдвинул тезис об изначальной «доброте» человеческой природы (син), которой «гуманность», «должная справедливость», «благопристойность» и «разумность» присущи так же, как человеку — четыре конечности. Согласно второму, человеческая природа изначально зла, т. е. от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждениям, поэтому указанные благие качества должны быть привиты ей извне путем постоянного обучения. В соответствии со своим исходным постулатом Мэн-цзы сосредоточился на исследовании морально-психологической, а Сюнь-цзы — социальной и гносеопраксиологической стороны человеческого существования. Это расхождение сказалось и в их взглядах на общество: Мэн-цзы сформулировал теорию «гуманного управления» (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя; Сюнь-цзы сравнивал правителя с корнем, а народ — с листьями и считал задачей идеального государя (см. Ван дао) «завоевание» своего народа, сближаясь тем самым с легизмом.

Во 2 в. до н. э., в эпоху Хань, Конфуций был признан «некоронованным царем», или «подлинным властелином» (су ван), а его учение обрело статус официальной идеологии и, победив главного конкурента в области социально-политической теории — легизм, в то же время интегрировало ряд его кардинальных идей, в частности признало компромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли) и административно-юридических законов (фа). Конфуцианство обрело черты всеобъемлющей системы благодаря усилиям «Конфуция эпохи Хань» — Дун Чжуншу, который, использовав соответствующие концепции даосизма и школы иньян цзя, детально разработал онтологокосмологическую доктрину конфуцианства и придал ему некоторые религиозные функции (учение о «духе» и «воле Неба»), необходимые для официальной идеологии централизованной империи. В целом в эпоху Хань (кон. 3 в. до н. э. — нач. 3 в. н. э.) было создано «ханьское конфуцианство», основное достижение которого — систематизация идей, рожденных «золотым веком» китайской философии (5—3 вв. до н. э.), и текстолого-комментаторская обработка конфуцианской и конфуцианизированной классики. Реакцией на проникновение в Китай буддизма в первые века новой эры и связанное с этим оживление даосизма стал даосско-конфуцианский синтез в «учении о таинственном (сокровенном)» (сюань сюэ). Постепенное нарастание как идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа конфуцианства. Провозвестниками этого движения, вылившегося в создание неоконфуцианства, явились Ван Тун (кон. 6 — нач. 7 в.), Хань Юй и Ли АО (8—9 вв.).

Возникшее в 11 в. неоконфуцианство поставило перед собой две главные и взаимосвязанные задачи: восстановление аутентичного конфуцианства и решение с его помощью на основе усовершенствованной нумерологической методологии (см. Сян шу чжи сюэ) комплекса новых проблем, выдвинутых буддизмом и даосизмом. В предельно компактной форме эти задачи первым решил ЧжоуДуньи, идеи которого через столетие получили всесторонне развернутую интерпретацию в творчестве Чжу Си. Учение последнего, поначалу считавшееся неортодоксальным и даже подвергшееся запрету, в 14 в. было официально признано и стало основой понимания конфуцианской классики в системе государственных экзаменов вплоть до нач. 20 в. Чжусианская трактовка конфуцианства доминировала в сопредельных Китаю странах — Корее, Японии, Вьетнаме. Основную конкуренцию чжусианству в период правления династии Мин (14— 17 вв.) составила школа Лу Цзююаня — Ван Янмчна, идейно господствовавшая в Китае в 16—17 вв. и также получившая распространение в сопредельных странах. В борьбе этих школ на новом теоретическом уровне возродилась исходная для конфуцианства оппозиция экстернализма (Сюньцзы — Чжу Си, лишь формально канонизировавший Мэнцзы) и интернализма (Мэн-цзы — Ван Янмин), в неоконфуцианстве оформившаяся в противоположные ориентации на объект или субъект, внешний мир или внутреннюю природу человека как источник постижения «принципов» (ли) всего сущего, в т. ч. и моральных норм.

В 17 — 19 вв. оба ведущих учения — Чжу Си и Ван Янмина подверглись критике со стороны эмпирического направления (пу сюэ — «учение о естестве», или «конкретная философия»), основанного Гу Яньу и возглавленного Дай Чжэнем. Оно сконцентрировалось на опытном исследовании природы и научно-критическом изучении конфуцианской классики, взяв за образец текстологию ханьского конфуцианства, благодаря чему получило название «ханьское учение» (хань сюэ).

С кон. 19 в. развитие конфуцианства в Китае так или иначе связано с попытками ассимиляции западных идей (см. Кан Ювэй} и возвращением от абстрактных проблем сунско-минского неоконфуцианства и цинско-ханьской текстологии к конкретной этико-социальной тематике первоначального конфуцианства. В 1 -и пол. 20 в. особенно в противостоянии учений Фэн Юланя и Сюн Шили внутриконфуцианская оппозиция экстернализма и интернализма соответственно возродилась на более высоком теоретическом уровне, сочетающем неоконфуцианские и отчасти буддийские категории со знанием европейской и индийской философии, что позволяет исследователям говорить о возникновении в это время новой, четвертой (после изначальной, ханьской и неоконфуцианской) формы конфуцианства — постнеоконфупианства или нового конфуцианства, основанного, как и две предыдущие формы, на ассимиляции инородных и даже инокультурных идей. Современные конфуцианцы, или постнеоконфуцианцы (Моу Цзунсань, Тан Цзюньи, Ду Вэймин и др.) в этическом универсализме конфуцианства, трактующего любой пласт бытия в моральном аспекте и породившего «моральную метафизику» неоконфуцианства, усматривают идеальное сочетание философской и религиозной мысли. В Китае конфуцианство было официальной идеологией до 1912 и духовно доминировало до 1949, ныне подобное положение сохранилось на Тайване и в Сингапуре. После идеологического разгрома в 1960-е гг. (кампания «критики Линь Бяо и Конфуция») конфуцианство успешно реанимируется ныне и в КНР как носитель ожидающей востребования национальной идеи.

Лит.: Попов П. С. Китайский философ Мэн-цзы. СПб., 1904 (репринт — М., 1998); Он же. Изречения Конфуция, учеников его и др. лин. СПб., 1910; Радуль-Затуловский Я. Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.-Л., 1947; Избр. произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени. М., 1961; Можо. Философы древнего Китая. М., 1961; Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970, с. 94—217; Древнекитайская философия, т. 1—2., М., 1972— 7З.Алексеев В. М. Китайская литература. М., 1978, с. 386—414, 429—98; Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982; Кобзев А. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983; Лапина 3. Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. М., 1985; История китайской философии. М., 1989; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990; Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994; Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998; Передомов Л. С. Конфуций: «Лунь юй». М., 1998; Рубин В. А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999; Ду Цзиньмии. Чжунго жу сюэ ши ганъяо (Очерк истории китайского конфуцианства). Пекин, 1943; Жу цзя сысян синь лунь (Новое осмысление конфуцианской идеологии). Шанхай, 1948; Ши сань цзин чжу шу (Тринадцать канонов с комментариями), кн. 1—40. Пекин, 1957; Паи Пу. Жу цзя бяньчжэн фа яньцзю (Исследование диалектического метода конфуцианства). Пекин, 1984; Ло Гуан. Жу цзя чжэсюэдэ тиси (Философская система конфуцианства). Тайбэй, 1986; Чжунго жу сюэ цыдянь (Словарь китайского конфуцианства). Шэньян, 1988; Кун сюэ чжишн цыдянь (Словарь знаний об учении Конфуция). Пекин, 1990; Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy, v. 1—2. Princeton, 1953; The Confucian Persuasion. Stanford, 1960; Legge J. The Chinese Classics, v. 1—5. Hong Kong, 1960; Chan Wng-tsit. A Source Book in Chinese Philosophy. Princeton (N.J.)—L., 1963; Confucianism and Chinese Civilization. N. Y, 1965; Ching J. Confucianism and Christianity: A Comparative Study Tokyo, 1978; Tu Wei-ming. Humanity and Self-cultivation: Essays in Confucian Thought. Berk., 1979.

А. И. Кобзев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме КОНФУЦИАНСТВО — 0

Найдено научныех статей по теме КОНФУЦИАНСТВО — 0

Найдено книг по теме КОНФУЦИАНСТВО — 0

Найдено презентаций по теме КОНФУЦИАНСТВО — 0

Найдено рефератов по теме КОНФУЦИАНСТВО — 0