Конформизм

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Конформизм
соглашательство; философское учение о сглаживании конфликтов вплоть до утраты собственных принципиальных позиций противостоящих, конфликтующих сторон.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Конформизм
от лат. conformis – подобный, сообразный) - приспособленчество, принятие без возражений господствующего порядка, существующих мнений, отсутствие собственной позиции.

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

Конформизм
(от лат. conformis – подобный) – приспособленчество, некритическое принятие того, что представляется общепринятым, модным, престижным. Такая жизненная позиция служит отличной средой для манипуляции сознанием.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

КОНФОРМИЗМ
(позднелат. conformis — подобный) – 1) пассивное принятие существующего порядка вещей и господствующих в обществе мнений, т.е. отсутствие собственной позиции и принятие мнения большинства; 2) приспособленчество.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Конформизм
от позднелат. conformis - подобный, сообразный) - принятие существующего порядка, господствующих мнений, приспособленчество, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

Источник: Человек и общество. Культурология

Конформизм
(лат. conformus – подобный, сообразный) – податливость, приспособление человека к реальному или воображаемому давлению группы, мнению большинства, установленным порядкам и т. д. Различают внутренний и внешний конформизм; второй отражает внутреннее несогласие при внешнем подчинении.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

КОНФОРМИЗМ
(подобный, сообразный) — социально- психологическая ориентация личности, выражающаяся в способности человека изменять свое поведение (под влиянием других людей, традиций и т.д.) таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих; пассивное отношение к существующей реальности; приспособленчество.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Конформизм
лат. conformis - подобный, сообразный) - понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, авторитет, традиции и т.п.)

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Конформизм
приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, господствующих мнений и т. п. От конформизма следует отличать другие проявления единообразия во взглядах, мнениях, суждениях, которые формируются в процессе социализации, а также изменение взглядов под влиянием убедительной аргументации. Конформизм – это принятие индивидом определённого мнения «под нажимом», под давлением общества или группы. Оно обусловлено главным образом боязнью санкций или нежеланием остаться в изоляции.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

КОНФОРМИЗМ
[лат. conformis подобный, сходный] – приспособленчество, пассивное восприятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления; социально-психологическая ориентация личности, складывающаяся не в результате самостоятельного выбора культурных ценностей, а лишь как пассивное, приспособительное принятие существующего порядка вещей. Научная деятельность в своей основе уже отвергает, не приемлет конформизма.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

КОНФОРМИЗМ

(от лат. con-formis - сходный, подобный) - принятие существующего порядка вещей, общепринятых норм или требований власти вопреки их недолжному характеру. Евангелие предлагает, с одной стороны, "выйти из мира" и отказаться от конформизма по отношению ко всему, что порождено греховными устремлениями падшей человеческой природы, но, с другой стороны, не идти по пути зелотского бунта. Христиане призваны "не сообразовываться с духом века сего" (см. Рим.12.2), не пытаться быть в ладах с этим духом девальвации всех ценностей и попрания всех святынь, а вступать с ним в духовную борьбу. Духовность, заметил П.Тиллих, если она не способна в конструктивной социальной критике и самокритике очищать свою собственную традицию от разных заблуждений, не победит в борьбе с натиском современных квазирелигий.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

КОНФОРМИЗМ
(греч. conformis – подобный, сообразный) – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляемая в изменении его установок и поведения соответственно первоначально не разделявшейся им позиции большинства; склонность человека к добровольному и сознательному изменению своих ожидаемых реакций для сближения с реакцией окружающих вследствие признания их правоты. Различают конформизм внешний и внутренний.
Конформизм внешний или публичный – демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение, избежать порицания или более жёстких санкций со стороны группы.
Конформизм внутренний или личный – действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованной и объективной, чем собственная точка зрения.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

КОНФОРМИЗМ
лат. conformis - сообразней) - социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений («ли полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительского принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно обусловленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения н сознания, к-рые обладают наибольшей силой давления йа него, т. е. навязываются ему явно (принуждением) либо неявно (внушением, через традицию или др. путем). Для докапиталистических формаций характерен рутинный, инертный К-, представляющий собой «громадную силу привычки и косности...» (Ленин В. И., т. 39, с, 15). Совр. капитализму более свойствен К. подвижный, «гибкий», следующий за конъюнктурой, В идеологии К. означает подмену мировоззренческой Konueir-Цяи ее эпигонскими имитациями, · превращение наиболее доступных формул в бессодержательный ритуал. Одновременно К обнаруживает себя тем, что пытается припасать своему авторитету абсолютную непогрешимость. В этике К. равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы (вещи, общественные институты и т. п.), следовательно. отказу от себя как от личности. Нравственная безответственность всякого конформиста проявляется и в догматическом следовании стандарту действия или стереотипу мысли, и в ориентации на диктат переменчивой моды. Этим К. отличается от коллективизма, от активно выработанной участниками общего дела солидарности « вытекающей из нее сознательной дисциплины.

Источник: Словарь по этике

КОНФОРМИЗМ
лат. conformis — подобный, сообразный) — понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. В отличие от коллективизма, предполагающего активное участие индивида в выработке групповых решений, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, об-ва и, в случае необходимости, подчинение последним, К. есть отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силон давления (мнение большинства, признанный авторитет, историческая традиция и т. п.). Революционное преобразование об-ва невозможно без преодоления К. Нам нужны такие люди, говорил Ленин, за к-рых “можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести”, не испугаются “никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели” (Т. 45. С. 391—392). Морально-политический К. не следует отождествлять с конформностью (конформные реакции) как психологическим явлением. Усвоение определенных норм, привычек и ценностей — необходимый аспект социализации индивида (приобретения им качеств, без к-рых невозможна его жизнедеятельность в об-ве) и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Психологические механизмы отбора и усвоения индивидом социальной информации зависят от целой совокупности факторов: индивидуально-личностных (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценок и уровень самоуважения, потребность в одобрении окружающих и т. д.), микросоциальных (положение индивида в группе, ее значимость дли него, степень сплоченности и структура группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней индивида, мера его компетентности, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.), общесоциальных и общекультурных (условия, существующие в об-ве для развития самостоятельности, ответственности личности и т. п.).

Источник: Философский энциклопедический словарь

КОНФОРМИЗМ
от позднелат. conformis — подобный, сообразный) — морально-политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией). Высокая степень К. на основе фанатизма, догматизма, авторитарности мышления характерна для ряда религиозных сект. К. означает отсутствие или подавленность собственной позиции и принципов, а также отказ от них под давлением различных сил, условий, обстоятельств. В роли последних в зависимости от ситуации могут выступать мнение большинства, авторитет, традиции и т.п.
К. во многих случаях отвечает объективной заинтересованности гос-ва в сохранении контроля над населением, а зачастую и соответствует представлениям властных структур о благонадежности. Потому К. в обществе часто насаждается и культивируется господствующей идеологией, обслуживающей ее системой воспитания, службами пропаганды, средствами массовой информации. К этому склонны в первую очередь гос-ва с тоталитарными режимами. Конформистскими по своей сути являются все формы коллективистского сознания, предполагающие жесткое подчинение индивидуального поведения социальным нормам и требованиям, исходящим от большинства. Тем не менее в “свободном мире” с присущим ему культом индивидуализма единообразие суждений, стереотипность восприятия и мышления также являются нормой. Несмотря на внешний плюрализм, общество навязывает своему члену “правила игры”, стандарты потребления, стиль жизни. Более того, в условиях глобализации, распространения единых интернациональных форм культуры практически на всей территории земного шара К. выступает уже как стереотип сознания, воплощенный в формуле “так живет весь мир”.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

КОНФОРМИЗМ
от позднелат. conformis - подобный, сообразный), морально-политич. термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. К. означает отсутствие собств. позиции, беспринципное и некритич. следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, авторитет, традиции и т. п.). В совр. бурж. обществе К. по отношению к существующему социальному строю и господствующим ценностям насаждается системой воспитания и идеологич. воздействия; он является типичной чертой деятельности бюрократических орг-ций. В отличие от К., Социалистич. коллективизм предполагает активное участие индивида в выработке групповых норм, сознат. усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собств. поведения с интересами коллектива, общества.
От К. следует отличать конформность (конформные реакции), изучаемую социальной психологией. Усвоение определ. групповых норм, привычек и ценностей - необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Но социально-психологич. механизмы такого усвоения и степень автономии личности по отношению к группе бывают различными. Социологов и психологов издавна интересовали такие вопросы, как подражание, социальное внушение, «психич. заражение» и т. п. С 50-х гг. 20 в. предметом интенсивных экспериментальных психологич. исследований стали способы отбора и усвоения индивидом социальной информации и его отношение к групповому давлению. Выяснилось, что они зависят от целой совокупности факторов - личностных (степень внушаемости индивида, устойчивость его самооценок, уровень самоуважения, тревожность, интеллект, потребность в одобрении окружающих и т. д.; у детей конформные реакции выше, чем у взрослых, а у женщин - выше, чем у мужчин), групповых (положение индивида в группе, ее значимость для него, степень сплоченности и ценностноориентационного единства группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней испытуемого, его компетентность, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.) и общекультурных (насколько вообще в данном обществе ценится личная самостоятельность, независимость суждений и т. д.). Поэтому, хотя высокая конформность ассоциируется с определ. типом личности, ее нельзя считать самостоят.личностной чертой; ее соотношение о другими социальнопсихологич. явлениями, такими, как внушаемость, ригидность (жесткость) установок, стереотипность мышления, авторитарный синдром и др., требует дальнейших исследований.

Источник: Советский философский словарь

КОНФОРМИЗМ
от позднелат. confonnis— подобный, сообразный) — некритическое принятие индивидом существующего порядка вещей, приспособление к нему, отказ от выработки собственной позиции, пассивное следование преобладающему образу мыслей и типу поведения, общесоциальным или групповым стандартам и стереотипам. Конформистская установка вырабатывается давлением социального окружения на субъекта, осуществляемым в явной или скрытой форме на фоне ослабленности рационально-критического мышления субъекта, его самосознания, угнетенности эмоциональных и волевых проявлений личности. В то же время свойственный субъекту конформизм может достаточно отчетливо осознаваться им, не вызывая у него чувства протеста. При этом для субъекта характерно стремление оправдать свой конформизм внешними обстоятельствами, перенести ответственность за свои действия на внешнее окружение.
Еще А. де Токвиль замечал, что в условиях «демократического деспотизма» (см. Уравнительность) люди каждый день жертвуют государству новую частицу своей личной свободы; те, кто время от времени опрокидывает троны и попирает королей, все легче и легче, не оказывая никакого сопротивления, подчиняются любому желанию государственного служащего. В современной цивилизации, утверждает Г. Маркузе, социальный контроль настолько интроецирован, что индивидуальный протест становится практически невозможным; личностное пространство индивида, где сосредоточена сила негативного мышления, критическая сила разума, постепенно сужается и утрачивается, результатом чего становится не приспособление, а мимезис, непосредственная идентификация индивида с обществом как целым.
Наряду с понятием «конформизм» в социальной психологии есть категория «конформность», под которой понимается либо универсальный механизм согласования мнений и поведения индивида с мнением и поведением группы или ее большинства, условие и проявление социализации личности, либо один из аспектов взаимоотношений индивида и группы, наряду с нонконформностью (негативизмом) и активным самоопределением в группе на основе осмысленного отношения к ее целям, ценностям и нормам.
Конформизм и конформность связаны с такими процессами, как внушение (усвоение психических состояний и образований — идей, представлений, установок и т. д., одного субъекта другим без должного сознательного контроля, осмысления и рационально-критического отношения к ним), психическое заражение (распространение эмоционального состояния одного субъекта на другого как в связи с передачей значений и смыслов, так и независимо от нее) и подражание (следование какому-либо образцу), которые обеспечивают схожесть или единообразие в поведении людей.
В. М. Быченков

Источник: Новая философская энциклопедия

КОНФОРМИЗМ
(от лат. conformis — подобный, соответствующий) — в широком смысле понятие, указывающее на стремление к единообразию, отмечающее отсутствие или сглаживание расхождений. Войдя в современный научный оборот через психологию, понятие К. широко используется в социологии и культурологии для обозначения некоторых особенностей и качеств личности с точки зрения ее положения и поведения в социокультурных процессах ХХ в. К. обозначает установку на стандарты, образцы и ценности, общепринятые в данном обществе и усвоенные в процессе социализации человека при его некритическом отношении к этим господствующим социокультурным нормам. К. рассматривается как объективно существующая в конце индустриальной и в начале развития постиндустриальной цивилизации предрасположенность сознания людей к уступчивости внешнему давлению, когда эта податливость воспринимается отдельным человеком как важнейшая для него ценность. Фактически К. стимулируется самой логикой развития не только индустриального, но и постиндустриального общества и техногенной цивилизации, которые требуют от человека все большей личной готовности быть частью технологических и рационализированных управленческих процессов, отрегулированных социальных отношений, а также потребителем в сфере массовой культуры. В общем виде К. обозначает тот новый тип массового сознания, который в каждом отдельном человеке ведет к окончательной утрате богатства его индивидуальности. К. закрепляет положительное индивидуальное отношение к ценностям, сложившимся в отдельных социальных группах людей, одновременно жестко ориентируя человека на господствующие социокультурные нормы и образцы. К. тесно связан с понятиями «массовая культура» и «массовый человек», появление которого в обществе ХХ в. было проанализировано Х. Ортегой-и-Гассетом (1883—1955) в его работе «Восстание масс» (1930). По его мысли, «массовый человек», т.е. конформист, наделен важнейшим для него качеством — неотличимостью от других людей. Повторяя общий тип, утрачивая способность определять себя какими-либо особыми индивидуальными мерками, он доволен своей неотличимостью и посредственностью, которые стремится установить как норму для других, тем самым поддерживая особый тип культуры, ориентированной на безличность и заурядность. В дальнейшем Э. Фромм (1900—1980) в кн. «Здоровое общество» предложил рассматривать К. с точки зрения отношений между человеком и властью, которая ведет к углублению отчуждения современного человека не только от самого себя, но и от своих ближних и общества. Считая во 2-й пол. ХХ в. базовой характеристикой власти ее анонимность, Фромм рассматривал К. как механизм, при помощи которого господствует безличный авторитет, нивелируя людей соответственно определенным стандартам и требованиям. В результате общество порождает личность без собственных принципов и убеждений, без чувства своей индивидуальности, существующую только как часть безликого множества. В сфере конформистских отношений личность проявляет постоянную готовность меняться по внешним шаблонам, одновременно стремясь к наиболее полной тождественности с какой-нибудь группой, общиной, чтобы преодолеть чувство униженности от ощущения своей непохожести на других. В целом, с точки зрения Фромма, К. является базовым определением личности в обществе потребления и поддерживается не только анонимностью власти, но торжеством техники, массовым производством и потреблением, создающими тот тип массовой культуры, который и становится питательной средой К.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
127.96 кб

Конформизм и нонконформизм как механизмы производства и воспроизводства фанатизма в обществе

Ким Виктория Валентиновна
В статье анализируются конформизм и нонконформизм как механизмы производства и воспроизводства фанатизма в социуме, формирования фанатичного сознания, рассматривается проблема выделения индивидуального «Я» из коллектива или коллек
Читать PDF
55.19 кб

Если не конформист, то Дон-Кихот?

Сагатовский Валерий Николаевич
В статье дается ответ участникам обсуждения статьи «Новый взгляд на историю».

Похожие термины:

  • КОНФОРМИЗМ и НОНКОНФОРМИЗМ

    (англ. conformism, nonconformism, от позднелат. conformis — подобный, сообразный + лат. non — не-). К. объясняется неизбежным результатом развития обва. К. — 1. Тип соц. действий, приспособленчество, пассивное принятие н
  • КОНФОРМИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ

    от лат. conformis - подобный, сообразный, согласный) - подчинение религ. взглядов, ценностной ориентации, мнений, поведения индивида взглядам, ценностным ориентациям, мнениям, канонам, нормам, авторитета
  • КОНФОРМИЗМ политический

    принцип и практика поведения, характеризуемого некритическим восприятием фактов политической жизни, мышление политическими стереотипами, политическое приспособленчество. Конформизм как нравс
  • Конформисты

    аксиологический тип человека, ориентированный на такую ценность как мимесис, т.е. на выгодное подражание, а не на самостоятельный выбор («как все», «не хуже других»). Сегодня он комсомолец и марксис