КОНФЛИКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

Найдено 1 определение
КОНФЛИКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
лат. conflictus — столкновение, разногласие, спор) — прямое или опосредствованное отражение иск-вом жизненных противоречий. К. х., составляющий в своей содержательной стороне сферу тематики, может наличествовать во всех видах искусства, в т. ч. экспрессивных (исполненные драматизма и отмеченные трагизмом музыкальные и хореографические произв.), но рельефно и детали-зированно воплощается он в действии театрально-драматических, эпических, кинематографических произв., применительно к к-рым серьезные и общезначимые К. нередко называют коллизиями. К воссозданию острых и напряженных К. в наибольшей мере тяготеют театр и драма с присущей им непрерывной линией слов и движений героев. По словам Гегеля, «богатая коллизиями ситуация является преимущественным предметом драматического искусства..-». К. х. раз-нокачественны по своей сути. Они могут представлять собой серьезнейшие социальные коллизии (национально-государственные, классово антагонистические, общественно-нравственные) или исторически универсальные антиномии (жизнь перед лицом смерти, конфронтации любви и ненависти, добра и зла). Подобные К. х., отмеченные драматической напряженностью и связанные с трагической скорбью, для тех, кто воспринимает иск-во, нередко обретают просветляющее, очищающее значение (Катарсис). Вместе с тем К. х. могут выступать и просто как недоразумения, порой веселые и забавные, т. е. в качестве феноменов неповторимо-единичных, связанных, как правило, с частной жизнью, иногда вовсе случайных, сопряженных с чьей-то интригой (что характерно для авантюрных новелл и романов, фарсов, водевилей, мн. комедий). К. х. либо является временным нарушением жизненной нормы, свершаясь на бесконфликтном фоне, либо, напротив, знаменует дисгармоничность сложившейся жизни. Социально-исторические противоречия, присущие определенной эпохе, акцентируются реалистическим иск-вом (Реализм). Ф. Энгельс говорил о желательности худож. освоения коллизий «между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления» (Соч., т. 29, с. 495). Соотношения между К. х. и действием могут быть разными. В сюжетах, преобладавших в ранний период развития иск-ва, К. х., выступая как преходящий и локальный, полностью воплощался в столкновениях между действующими лицами и в них себя исчерпывал. Гегель отмечал, что в основе таких К. х. лежит нарушение гармонического состояния, к-рое не может сохраняться в качестве нарушения, а должно быть устранено. Но К. х. (что особенно характерно для реалистических произв. последнего столетия) может воплощаться не только в прямом противоборстве персонажей и развивающемся от завязки к развязке действии, но и в устойчивом, стабильном фоне изображаемых событий, в не зависимых от конкретной ситуации мыслях и чувствах героев, исполненных драматической напряженности. Таковы пьесы А. П. Чехова и Горького, Б. Шоу и Брехта, по характеристике к-рого, новая, «неаристотелевская» драматургия нуждается в статике. Нежелательны как недооценка и нивелирование К. х., что имело место в советском иск-ве и худож. критике 30—40-х гг. (т. наз. «теория бесконфликтности»), так и его безудержная глобализация,к чему склонны поборники модернизма, понимающие историческую реальность как извечно хаотическую и абсурдную. Пристальное внимание деятелей иск-ва к жизненным противоречиям и их претворению в К. х.— важнейший стимул создания актуальных по тематике произв. иск-ва и одновременно предпосылка преодоления этих противоречий.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
294.90 кб

К проблеме конфликта художественного текста

Семенов А. Н.
В статье раскрывается теоретико-литературное понятие конфликт и его роль в художественном тексте, отмечено своеобразие связей между сюжетом художественного произведения, его смысловым ядром и конфликтом.
Читать PDF
76.60 кб

К вопросу о теории художественного конфликта

Нагапетова Анжелика Герасимовна
Проблема конфликта в статье рассматривается как проблема социальная и эстетическая, и делаются соответствующие выводы о природе осмысливаемой категории конфликта.
Читать PDF
197.95 кб

Роль конфликта в структуре художественного текста

Семенов А. Н.
В статье раскрывается теоретико-литературное понятие конфликт и его роль в художественном тексте, отмечено своеобразие связей между сюжетом художествен-ного произведения, его смысловым ядром и конфликтом.
Читать PDF
400.23 кб

Художественный конфликт в повести В. С. Маканина «Лаз»

Токаренко Анна Алексеевна
Статья посвящена анализу категории конфликта в повести В.С. Маканина «Лаз».
Читать PDF
758.89 кб

Антиномизм и бинарный архетип в структуре художественного конфликта

Коваленко А. Г.
В статье рассматриваются концепция художественного конфликта как суммы бинарных антиномических оппозиций на разных уровнях текста произведения.
Читать PDF
381.29 кб

Художественный конфликт и особенности сюжетостроения в прозе Б. Екимова

Великанова И. В.
Читать PDF
127.94 кб

Репрезентация конфликтологических идей в истории художественной литературы

Нефёдова Людмила Константиновна
Научно-практический потенциал художественной литературы имеет большое значение в развитии конфликтологии, конструирующей понимание человека и общества специальными средствами.
Читать PDF
125.92 кб

Роман о деревне и проблемы художественного конфликта (к постановке вопроса)

Панеш Учужук Масхудович, Нагапетова Анжела Герасимовна
В статье рассматривается вопрос о социалистическом реализме как методе и художественном направлении, который имеет свою историю, содержащую и позитивные, и негативные идеи.
Читать PDF
156.64 кб

Художественный конфликт как основной компонент сюжета трагедии Г. Плиева «Чермен».

Бязрова А. Р.
В статье рассматривается конфликт как один из наиболее важных компонентов сюжета трагедии Г. Плиева "Чермен".
Читать PDF
151.85 кб

Художественный конфликт в лирическом произведении (А. Фет, А. Блок, Н. Бараташвили)

Шаззо Казбек Гиссович
Рассматривается проблема художественного конфликта в лирическом произведении, особенности его проявления в личности героя, его переживаниях, характер и природа раскрытия многогранного эпического мира в исповедальном тексте, своеоб
Читать PDF
139.15 кб

Образы природы и художественный конфликт в «Кавказской» пьесе Евгения Шварца «Клад»

Степанова Татьяна Маратовна
В статье рассматривается отражение в драматургическом тексте тридцатых годов ХХ века («кавказская» пьеса Евгения Шварца «Клад») нравственно-психологического конфликта персонажей, восходящего к историческому, геополитическому и этн
Читать PDF
137.74 кб

Своеобразие художественного конфликта в адыгской драме начального этапа ее развития

Шаззо Казбек Гиссович
Анализируется состояние адыгской (адыгейской, черкесской, кабардинской) драматургии 20-30-х годов XX века.
Читать PDF
587.66 кб

Специфика художественного конфликта в карачаево-балкарском героическом эпосе "Нарты"

Саракуева Асият Мазировна
Карачаево-балкарский героический эпос «Нарты» в основном привлекал исследователей поэтикой, теорией, историзмом, самобытностью. В статье на междисциплинарном уровне рассматриваются особенности художественного конфликта в эпосе.
Читать PDF
129.07 кб

Своеобразие решения идеи художественного конфликта в романе В. Ажаева «Далеко от Москвы»

Нагапетова Анжела Герасимовна
В статье рассматривается своеобразие решения идеи в романе «Далеко от Москвы» В. Ажаева, который фактически обобщил «производственную» прозу, попытался связать идеи «общественного» строительства с исканиями человеческой души.
Читать PDF
1.63 мб

Противоречия и конфликты постсоветской действительности в художественном мире Николая Коляды

Криушина Вера Александровна
В статье анализируются способы художественного воплощения постсоветской реальности на материале нескольких пьес екатеринбургского драматурга и театрального режиссера Николая Коляды.