КОНДОРСЕКОНДОРСЕ Жан Антуан

КОНДОРСЕ Мари Жан Антуан

Найдено 2 определения термина КОНДОРСЕ Мари Жан Антуан

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

КОНДОРСЕ (Condorcet) Мари Жан Антуан

род. 1743 Рибмон, близ Сен-Кантена - ум. 1794, Бур-ла-Рен) франц. представитель философии истории, сенсуалист и позитивист. С 1777 - постоянный секретарь Парижской академии наук, был близок к энциклопедистам и Дидро (см. Энциклопедия), позднее участвовал в революции. Написал "Esquisse d&un tableau historique des progres de 1&esprit humain", 1794) (рус. пер. "Историческая картина прогресса человеческого разума", 1909); в этом произв. он пытался доказать первобытную доброту и неограниченную способность человека и всего человечества к постоянному и безграничному совершенствованию, поскольку человек позволяет господствовать своему разуму.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

КОНДОРСЕ (Condorcet) Мари Жан Антуан (1743-1794)

французский мыслитель, философ-просветитель, математик, политический деятель. Постоянный секретарь Академии наук (с 1785). Депутат Законодательного собрания (1791). Заочно приговорен к смертной казни режимом Робеспьера. После ареста умер в тюрьме (по некоторым сведениям покончил с собой). Сотрудничал в "Энциклопедии" Дидро. Главное сочинение - "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" (1795). Обосновывал гипотезу о прогрессе в истории, видя его в преодолении предрассудков и суеверий благодаря развитию человеческого разума (знания, науки, просвещения). Прогресс разума, по К., предполагает единство истины, счастья и добродетели (свободы и естественных прав человека). Прогресс закономерен, подчинен общим законам развития, которые фактически являются законами развития человеческих способностей. В конечном итоге прогрессом становится сам прогресс как безграничность совершенствования. К. стремился реконструировать закономерности исторического процесса, его основные этапы и движущие силы. Выделил десять этапов - эпох прогресса человеческого разума. Последняя эпоха, согласно К., открывается французской революцией и будет характеризоваться преодолением неравенства наций, ликвидацией социального неравенства, совершенствованием самого человека. Согласно К., человек является чувствительным существом, способным к рассуждению и овладению моральными идеями; люди не должны делиться на правителей и поданных. Отсюда К. считал правомерным выводить основные права человека. К. стремился обосновать первобытную доброту и неограниченную способность человека и человечества к постоянному и безграничному совершенствованию, поскольку человек позволяет господствовать собственному разуму. К. высоко ценил философское миропонимание Локка: по мнению К., Локк первым обозначил границы человеческого познания и "этим методом скоро стали пользоваться все философы, и, именно применяя его к морали, политике, общественной экономии, они получили возможность следовать в области этих наук путем почти столь же верным, как в области естественных наук". По утверждению Рассела, К. предварил многие постулаты учения Мальтуса, соединяя эти идеи с уверенностью в необходимости контроля над рождаемостью. К. был уверен, что общественное зло в мире может быть преодолено посредством экспансии идей Французской революции.

А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

Найдено схем по теме КОНДОРСЕ Мари Жан Антуан — 0

Найдено научныех статей по теме КОНДОРСЕ Мари Жан Антуан — 0

Найдено книг по теме КОНДОРСЕ Мари Жан Антуан — 0

Найдено презентаций по теме КОНДОРСЕ Мари Жан Антуан — 0

Найдено рефератов по теме КОНДОРСЕ Мари Жан Антуан — 0