КОНДАК

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КОНДАК
(от греч. kontakion - краткий) - так назывались свертки пергамента с записями христ.церк. песнопений, а затем сами песнопения, в к-рых содержится краткое описание церк. праздника или наиболее важные моменты, связанные с деяниями прославляемого святого.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Кондак
греч. букв. - деревянный валик, на который накручивается свиток, метафорически — сам свиток) — жанр ранневизантийской гимнографии, возникший в V-VI вв. и в VIII в. вытесненный из богослужения каноном. Название «К.» появляется только в IX в.; до этого тексты такого жанра назывались гимном, псалмом, стихотворением, песнью, похвалой, молением (i3|lV0Q, yotX|l6

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Кондак
Кондак (от греч. kontakion) – короткое православное песнопение на тему праздника. Первоначально так назывался пергаментный лист или свиток, исписанный с обеих сторон. Впоследствии словом «кондак» стали обозначать особую группу церковных песнопений, особенность которых состоит в том, что в чинопоследованиях в честь того или иного святого или праздника такое песнопение содержит в себе тему всего чинопоследования. Название «кондак» получило такой смысл, по объяснению Марка Ефесского, со времени одного из наиболее замечательных составителей кондаков – Романа Сладкопевца; ему явилась во сне Богоматерь и дала съесть свиток, после чего он составил первый свой кондак в честь св. Девы, который поется в праздник Рождества Христова: «Дева днесь пресущественного рождает»…

Источник: Православный церковный словарь.

КОНДАК
букв. деревянный валик, на который накручивается свиток, метафорически — сам свиток) — жанр ранневизантийской гимнографии, возникший в VVI вв. и в VIII в. вытесненный из богослужения каноном. Название «К.» появляется только в IX в.; до этого тексты такого жанра назывались гимном, псалмом, стихотворением, песнью, похвалой, молением. Первоначально К. — строфический гимн, содержащий обычно от 18 до 30 строф (икосов), одинаковых по числу стихов (от 3 до 13) и по ритмической организации соответствующих стихов. Первые буквы икосов образуют акростих. После заголовка, содержащего название праздника или имя святого, акростих К. и указание на мелодию, следует от 1 до 3 вступительных строф, называемых «кукулий» или «проимий» (яроо1|1ЮУ), метрически отличных от икосов. Кукулий и К. связаны между собой общим рефреном (припевом), который повторяется после каждого икоса. Последняя строфа содержит краткое описание воспеваемого события или лица и молитвенное обращение. К. восходит к трем гомилетиколитургическим жанрам сирийской литературы: 1) мемра, прозаическая проповедь, ритмизованная средствами синтаксического параллелизма, произносившаяся на утреннем богослужении после чтения Св. Писания; 2) мадраша, силлабический гимн со сложной строфикой, обязательным припевом и часто с акростихом; 3) сугита, диалогическое песнопение с обязательным акростихом (последние два жанра предполагают наличие мелодии). Эти жанры широко использовались в творчестве преп. Ефрема Сирина и других сирийских церковных поэтов IVV вв., которым, по-видимому, следовал св. Роман Сладкопевец, образцовый автор в жанре К. В генезисе К. участвовали также рефренная псалмодия, восходящая еще к обиходу ветхозаветного храма, и синагогальная экзегетическая проповедь (мидраш), с которой связана гомилетическая установка К. Происхождение К. предопределило характер его исполнения: будучи по существу поэтической гомилией, К. исполнялся солистом, тогда как припев пел хор или народ. Разновидностью К. является акафист.
С возникновением канона К. в первоначальном виде постепенно исчез из литургической практики и отсутствует в соответствующих церковных книгах. От него остались только две строфы, называемые «К.» и «икосом», причем К. соответствует старому кукулию. К. в нынешнем значении исполняется со своим икосом на утреннем богослужении после 6й песни канона.

Источник: София-Логос. Словарь

Похожие термины:

  • КОНДАКОВ Игорь Вадимович

    (р. 6.12.1947) — спец. в обл. философии, культурологии и методологии гуманит. знания; д. филос. н., к. ф. н., проф. Р. в Перми. Окончил филол. ф-т Пермского гос. ун-та (1971). В 1970 работал учителем литературы и рус. я
  • КОНДАТИС

    Божество британских кельтов, речной бог, которому поклонялись у слияния рек Тайн и Тис. Вотивные надписи отождествляют Кондатиса с римским Марсом — возможно, этот бог, владычествовавший над слиян