КОНЪЮНКЦИЯКОНЬО Жорж

Конь

Найдено 5 определений термина Конь

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

Коне

рим.)  – древнеримский бог земледелия, страж запасов зерна в подземных хранилищах. К. был посвящен подземный алтарь, находившийся посреди большого цирка в Риме и открывавшийся только дважды в год (21 августа и 15 декабря) в праздник консуалий. В этот день устраивали конные ристалища и состязания пастухов, а лошадей, мулов, ослов освобождали от работы и украшали цветами. По преданию, во время консуалий были похищены приглашенные Ромулом сабинянки. По созвучию имени со словом «совет» (консилиум) К. считался также богом добрых советов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Мифологический словарь

КОНЬО

Cogniot), Жорж (р. 15 дек. 1901) – франц. философ-марксист. Род. в Монтиньи; был преподавателем в лицеях Эвре, Дижона, Сен-Кантена и Парижа, ген. секретарем Рабочего ун-та (1934) – высшей школы парт. кадров Франц. коммунистич. партии; неоднократно избирался депутатом Нац. собрания Франции; активный участник Движения Сопротивления; гл. редактор газ. "Humanit?" (1944–49); кандидат в члены (с 1936) и член ЦК (с 1937) ФКП; член руководящего комитета журн. "La Pens?e". Подвергая критике тезис правых социалистов об "устарелости" марксизма, К. доказывает жизненность марксистского учения в совр. условиях ("Актуальность „Капитала“" – "Actualit? „du Capital“", 1948). В полемике с экзистенциализмом К. отстаивает положение о существовании объективных законов развития природы и общества. Выступая против попыток ограничить диалектику сферой мышления, К. показывает, что диалектика имеет универсальный характер ("„Диалектика природы“. Гениальный труд ?. Энгельса" – "„La dialectique de la nature“. Une oeuvre g?niale de F. Engels", 1953). К. резко полемизирует против всякого рода "критиков марксизма": феноменолога Мерло-Понти (статья "Выводы" – "Conclusions", в кн.: "Злоключения антимарксизма. Несчастья Мерло-Понти" – "M?saventures de l´antimarxisme. Les malheurs de M. Merleau-Ponty", 1956), католич. теоретиков ("Диалектика, извращенная преподобным отцом Шамбром" – "La dialectique d?figur?e par le R. P. Chambre", в сб.: "Марксисты отвечают своим католич. критикам" – "Les marxistes r?pondent ? leurs critiques catholiques", 1957, рус. пер. – 1958). К. подвергает критике бурж. национализм и космополитизм ("Реальность нации" – "R?alit? de la nation", 1950). Доказывая превосходство социалистич. системы над капиталистической, К. разоблачает клеветнич. измышления бурж. идеологов о Сов. Союзе ("Знакомство с Советским Союзом" – "Connaissance de l´Union Sovi?tique", 1956, рус. пер. – 1959). В борьбе с наступлением клерикальной реакции К. защищает светскую систему образования, раскрывая несовместимость религ. суеверий с науч. знанием. ("Религия и наука" – "La religion et la science", 1960). Историко-филос. работы К. посвящены исследованию материалистич. линии в антич. философии ("Лукреций, его труд и его философия" – "Lucr?ce, son oeuvre et sa philosophie", в кн.: Лукреций, О природе вещей – Lucr?ce T. L. С., De la nature des choses, 1954), борьбе с бурж.-идеалистич. фальсификацией истории франц. философии ("Декарт и наше время" – "Descartes et notre temps", 1950, рус. пер. в сб.: "Франц. коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию", 1953). Соч.: De l´enthousiasme ? la conscience enchain?e. La question scolaire en 1848 et la loi Falloux, P., 1948; Proudhon et la d?magogie bonapartiste, P., 1958; Le parti communiste – instrument d?cisif de la classe ouvri?re dans sa lutte pour le pain, pour la paix, pour le socialisme, P., 1958; Pour l´union dans la bataille la?que, P., 1959; Que est ce que le communisme?, P., 1960; в рус. пер. – Нар. фронт во Франции, М., 1937 (совм. с М. Торезом). В. Кузнецов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Конь

Конь – едва ли не самое близкое и важное для человека животное. С древнейших времен служил людям, воспринимался как друг и мудрый помощник. Это неслучайно, ибо без коня немыслима жизнь в тех условиях, где проживали славянские племена. Обожествляя всю видимую и невидимую природу, люди придавали особые свойства и этому животному. Считалось, что солнце скачет по небу на золотом коне днем, а ночью – на черном. Поэтому и смена дня ночью представлялась воображению язычников бегом-состязанием двух коней. Также во всех славянских сказаниях темная сила представляется выезжающей на черном коне, белая – на белом. С давних времен главные боги Белобог и Чернобог, которые представлялись соответственно стихией света и стихией мрака, имели своих коней – белого и черного. С разделением власти над миром и всеми явлениями его бытия белые кони передаются в народном воображении богу-солнцу, богу-громовнику (сначала Перуну, потом Свентовиду и, наконец, Яриле), черные же становятся собственностью Стрибога и всех буйных ветров, Стрибожьих внуков.

В образе коня представлялись и месяц, и звезды, и ветры буйные, облетающие всю «подсолнечную подселенную» от моря до моря. Даже и тучи, заслоняющие свет солнечный, и быстролетные молнии являются иногда в том же воплощении.

Звук грома представлялся, по народным загадкам, ржанием небесных коней. Народные сказки упоминают о конях-вихрях, о конях-облаках; и те, и другие наделяются крыльями.

С появлением народных сказаний, былинного эпоса, главными героями которого являются богатыри, конь приобретает новое значение. Труд но представить богатыря былин без его доброго, верного, борзого (быстрого) коня, до того слились, сроднились эти два образа.

Позднее народная фантазия произвела на свет маленького волшебника конька-горбунка, обладающего силой перелетать во мгновение ока со своим седоком в тридевятое царство, в тридесятое государство. Хозяин такого конька-горбун ка добывает все, что ему ни вздумается.

Множество всяких примет, связанных с этим неизменным спутником человека, существует на Руси: ржет конь – к добру, топает – к дороге, втягивает ноздрями воздух дорожный – дом близ ко, фыркает в пути – к доброй встрече (или к дождю). Споткнется конь при выезде со двора – лучше воротиться назад, чтобы не вышло какого-ни будь худа; распряжется дорогой – быть беде неминучей. Хомут, снятый с потной лошади, является у баб-знахарок лечебным средством: надеть его на болящего лихорадкой человека – всю хворь как рукой снимет. Вода из недопитого лошадью ведра тоже может облегчать разные болезни, если умыться ей со словом наговорным. Конский череп страшен для нечистой силы. Оттого-то прежде во многих деревнях можно было видеть черепа лошадей, воткнутые на частокол вокруг дворов. Друг-слуга пахаря конь остается верным ему даже и после своей смерти!

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь славянской мифологии

КОНЬ

символ силы, быстроты и неутомимости, бесстрашия и воинской славы. Как знак войны и победы полководца, он демонстрирует власть над войском. Недаром считалось, что въехать в город на белом коне — значит одержать победу. Небесный воин Георгий Победоносец всегда изображался на белом коне. Многие парады открывал в Москве Главнокомандующий на белом коне. Традиция создавать конную статую или картину как средство увековечения памяти великого лидера коренится в знаменитой античной статуе императора Марка Аврелия, сидящего верхом на коне, водруженной на площади Капитолия в Риме. Военачальники-победители также изображались руководящими битвой, сидя верхом на коне. Кони везут триумфальные колесницы многочисленных мифологических персонажей. Образы коня у скандинавов связаны со сменой суток: «конь-ночь» мчится впереди с темной гривой, а за ним скачет «конь-утро», чья пена покрывает землю росой. И замыкает эти скачки «конь-день» со светлой гривой, озаряющей землю и воздух. В Упанишадах конь символизирует календарь: туловище означает год, другие части тела — времена года, суставы — месяцы, а ноги — день и ночь. Конь может быть знаком солнца, огня и света, примером этому являются огненные кони Гелиоса. У древних славян конь служил символом смерти и воскресения, подобно заходящему и восходящему светилу. Русь с древнейших времен отождествляла себя с образом коня, что нашло воплощение в архитектуре Русского Севера. Верхний контур двускатного фронтона дома представлял небосвод, по которому двигалось солнце, а соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения. Наиболее известный эпизод Троянской войны — большой деревянный конь на колесах, построенный греками, чтобы изнутри захватить Трою. Троянский конь — символ скрытности и коварства. Отсюда произошло выражение «ход конем», хотя в шахматах конь символизирует не столько скрытность, сколько жизнестойкость. Нагруженный конь выступает, с одной стороны, символом человеческого тела, несущего духовную ношу, с другой — наоборот, символизирует духовную природу человека, несущего бремя материального тела. Легенды приписывают коню свойства, присущие бессознательному в человеке. Эта связь наглядно выражена в образе кентавра: туловище человека — его сознание, а круп и ноги лошади — бессознательное. У разных народов существовали ритуалы убийства коня и его жертвоприношения. У римлян — это обряд октябрьского коня, у индусов — «аш ва мед ха». Хотя подобные ритуалы были и у славян, однако боевой конь славян — это, скорее, боевой товарищ витязя. Выступая в роли волшебного помощника, он может менять свой вид, превращаясь в звезду, птицу или муху. Конь указывает герою на суженую или невесту, предупреждает о различных препятствиях и помогает преодолевать их, воскрешает богатыря живой водой (Конек-горбунок). В связи с вышесказанным любопытно, что в тибетской медицине конем называется вещество, которое сопровождает лекарство к пораженному органу. Следы конских копыт в древности нередко были знаками, дарующими благодать. В более поздние времена эту функцию стали исполнять подковы, которые подвешивали над дверью. Конь является одной из древнейших эмблем человечества: его изображения на стенах пещер распространены от Заполярья до пустыни Гоби и Аравийского полуострова на протяжении 40–10 тыс. лет до н. э. Такое колоссальное значение коня в символике и эмблематике объясняется огромным военным и транспортным его значением вплоть до середины XIX в. На эмблематическом уровне прыгающий конь означает Испанию. Белая лошадь была родовым знаком ганноверского родового дома. Во времена двух первых королей Англии — Георга I (1714–1727) и Георга II (1727–1760), белая лошадь вместе с королевским дубом Стюартов присутствовала на большинстве вывесок пивных. Хотя белая лошадь встречалась и на более древних штандартах саксов. В геральдике никогда не употребляется слово «лошадь», а только «конь». Он всегда должен быть в сбруе или под седлом. В западноевропейской геральдике считалось, что конь сочетает лучшие свойства нескольких животных: храбрость льва, острое зрение орла, силу буйвола, быстроту оленя и ловкость лисы. В геральдической традиции голова коня и его силуэт изображаются всегда в профиль. В силу того что конь как эмблема в русской дореволюционной тематике употреблялся большей частью в царских государственных или в родовых гербах высшей знати, он не вошел в эмблематику советской геральдики. Источ.: Похлебкин В. В. Международная символика и эмблематика: (Опыт слов). М., 1989; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Кон

Йонас Кон (Cohn) (1869-1947) нем. философ; в 1901-33 — проф. во Фрейбурге у Риккерта. В 1933 эмигрировал в Англию. Философия К. генетически связана с традициями фрейбургского неокантианства. Он испытал влияние Лотце и Вундта, но без свойственного им эклектизма, солидаризировался с философией позднего Зиммеля (см. Зиммель); в собств. построениях вплоть до нач. 20-х гг. разрабатывал философию ценностей школы Виндельбанда. Уже первая его большая работа “Общая эстетика” стала образцом т.н. нормативной эстетики “как критич. науки о ценностях”. Она “имеет целью исследование особого рода ценностей, господствующих в прекрасном и искусстве”. Такая ценность переживается непосредственно (созерцается), оценивается ради нее самой (чисто интенсивная), в отличие от тех, к-рые служат средствами для другого (консекутивные ценности) и имеет характер требования (чтобы не смешиваться с приятным). В третьей части книги К. представил очерк аксиологии как основание культурфилософии, исходя из эстетич. ценностей. Они входят у него в органич. систему, наряду с логическими и этическими; тем самым не допускается их иерархия и полагается их взаимная необходимость. Эстетич. переживание характеризуется единством выражения и формы и является чисто интенсивным сообщением. Именно через сообщение (социальную связь) соотносится оно с этическим и истинным, т.е. сообщаемость как культурная связь всех надиндивидуальных ценностей есть эстетич. спецификум. Чтобы совр. человеку не чувствовать себя “простым колесом в машине”, он должен научиться непосредственно чувствовать то, чего он не может постигнуть путем мышления и поведения. “Но это возможно лишь в том случае, если форма и великое значение культурного целого, к-рому он принадлежит, раскроется ему непосредственно эстетически”. Эти живые воплощения К. называет формами жизни или жизненными формами, поскольку в них жизнь отд. человека вдвигается в общую жизнь. Такой формой иногда может быть и произведение искусства как выражение нац. духа (напр., эпос). Жизненные формы являются необходимым выражением культуры общин, ибо несут в себе традицию преемственности. Подробнее К. изложил свою культурфилософию в соч. “Смысл совр. культуры” как переосмысление положений кн. Фихте “Осн. черты совр. эпохи” на основе теории ценностей, причем даже “переживание” как нечто последнее, элементарное, зависит у К. не только от данного нам материала, но и от нашей способности переживать. В основе же последней лежат более или менее бессознат. ценности. Именно потому рациональное и иррациональное не две рядоположные области, но две части всякого процесса познания, частью рационального, частью иррационального, но в целом относительного. Важнейшую цель нашего времени К. видит в “исполнении” освобожденным духом задачи, переданной нам прошлым. Освобожденный дух в совр. культуре реализует себя как сознат. личность в профессии, жизненных формах социальности, в отношении к миру и к Богу. В поcл. случае возможно, напр., освобождение в религии и от религии; один путь ведет к отрицанию всякого нравств. долженствования, к абсолютному произволу самомощного Я, другой — к укоренению нравств. долженствования с ядром в самом Я. В 20-е гг. К. переосмысляет свою культурфилософию на основе восполнения трансцендентализма диалектикой. Именно с помощью диалектики как познават. средства философии, а не объективистской логики, могут быть выражены мировое целое, Я и его действия в акте полагания предмета. Мышление диалектично, т.к. есть самодвижение мысли, и ему как средству познания всегда лишь частично удается преодолеть противоречия, поэтому диалектика понимается К., в отличие от Гегеля, критически, никак не в виде догмы разумности и полной постижимости мира в понятиях. Всякое истинное суждение, как и всякий выступающий в содержании суждения предмет, содержит в себе мысленную форму и чуждый мышлению, т.е. ему лишь привходящий материал. Потому невозможна никакая целиком рац. или полностью рационалистич. теория целого, а попытки ее создания неосуществимы. В аксиологии диалектика у К. проявилась след. образом: ценна не чистая ценность, но всегда лишь благо, несущее в себе устойчивые моменты, не произведенные и даже “чуждые ценности”. Правда, как момент блага эти моменты, чуждые ценности, приобретают ценностную форму и тем самым, подобно диалектич. понятию “чуждое мысли”, больше не являются “чуждыми ценности”. Каждая единичная ценность схватывается в своей истине лишь в связи со всеми ценностями, всякое идеальное благо обретает свою истину впервые в своей осуществленности. Это относится как к науке о ценностях вне общего учения о ценностях (аксиотика), так и к систематике ценностей и к учению об их осуществлении (эргетика). Эргетика в новой аксиологии К. становится основанием его культурфилософии. “В средоточии ее стоит личность, т.е. целиком самостоятельное Я, чей центр из ее самости переходит в другие самости и может лежать в сверхсамостном центре, который можно идентифицировать как с сообществами, так и с чисто познающим Я. Ниже личности находятся центры жизненности, чистого переживания и самости, над ней общность и дух. Толковать целое как смысловое целое, как высшую идею науки о ценностях, научно невозможно. Здесь прекращается научная философия и начинается вера, религиозная по своей сути”. Соч.: Der Sinn der gegenwartigen Kultur. Lpz., 1914; Theorie der Dialektik. Lpz., 1923: Darmstadt, 1965; Die Philosophic im Zeitalter des Spezialismus. Lpz., 1925; Wertwissenschaft. Bd. 1-2. Lpz., 1932-33; Selbstdarstellung // Philosophen-Lexikon. hrsg. von W. Ziegenfuss. Bd. 1. В., 1949; Wirklichkeit alsAufgabe. Stuttg., 1955; “Страннические годы Вильгельма Мейстера” // Логос. Кн. 2. М., 1910; То же // Лики культуры. Т. 1. М., 1995; Ганс фон Марэ // Логос. Кн. 2-3. М., 1911-12; Общая эстетика. М., 1921; Руководящие мыслители. Берлин, 1923. Лит.: Marck S. Die Dialektik in der Philosophie der Gegenwart. Bd. 2. Lpz., 1931; Klockenbusch R. Husserl und Cohn: Widerspruch, Reflexion und Telos in Phaenomenologie lind Dialektik (Phaenomenologica. 117). Dordrecht, 1989. А.Г. Вашестов. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено схем по теме Конь — 0

Найдено научныех статей по теме Конь — 0

Найдено книг по теме Конь — 0

Найдено презентаций по теме Конь — 0

Найдено рефератов по теме Конь — 0