КОН Ганс

Найдено 1 определение
КОН Ганс
Kohn), (р. 15 сент. 1891) – бурж. социолог и историк. Род. в Праге; с 1933 живет в США, проф. истории гор. колледжа Нью-Йорка (с 1949), Военно-морского колледжа (с 1952), Пенсильванского ун-та (с 1954), пред. Междунар. об-ва по изучению идей (с 1960). В первых работах – "Смысл и судьба революции" ("Sinn und Schicksal der Revolution", 1923, посвящена Окт. революции в России), "История национального движения на Востоке" ("Geschichte der nationalen Bewegung im Orient", 1928), "Восток и Запад" ("Orient und Okzident", 1931) и др., К. высказывал прогрессивные взгляды, подчеркивал преходящий характер капиталистич. цивилизации, на смену к-рой идет социалистич. общество, клеймил колониальную политику империалистич. держав, отмечал, что Окт. революция была воплощением идеалов рус. народа. В 30 – нач. 40-х гг. К. выступал против фашизма. В 40–50-е гг., находясь в США, К. перешел на реакц. позиции, полностью отказавшись от прежних взглядов. В своей осн. работе "Идея национализма" ("The idea of nationalism", 1944) К. определяет национализм как явление, в к-ром "сконцентрированы все проблемы недавней истории и современности". Понятие "национализм" К. толкует и как собственно национализм, и как патриотизм, и как нац.-освободит. движение. В конечном счете К. сводит национализм к двум видам – "западному", англо-саксонскому, принципами к-рого он объявляет свободу индивида, либерализм, терпимость, и "восточному", для к-рого якобы характерны тоталитаризм, стремление к насилию. Условие прогресса "отсталых" вост. стран К. видит в отказе от вост. "традиционализма" и в "вестернизации" – усвоении зап. "образа жизни" и либеральной идеологии. Основой этой реакц. теории К. служит идеалистич. определение национализма как самодовлеющей "идеи-силы". Рассуждая о зап. "национализме", К. распространяет на все историч. периоды относит. прогрессивность раннего бурж. национализма; говоря о "вост. духе", К. отождествляет с ним панславизм и политику феод. режимов, свергнутых демократич. и социалистич. революциями. В работах о т.н. "русском духе" К., воспроизводя идеи бурж. историографии, пытается изобразить борьбу западников и славянофилов "осью" всей рус. истории, пишет о "свободолюбии" кадетов, скрывая монархизм контрреволюц. рус. либерализма. Большевикам К. приписывает традиции "нечаевщины", "бакунизма", панславизма и пытается доказать "случайный характер" Октябрьской революции. Последние историч. "труды" К. служат политике империалистич. кругов. Соч.: Revolutions and dictatorships. Essays in contemporary history, [2 ed. ], Camb. (Mass.), 1941; World order in historical perspective, Camb. (Mass.), 1942; Prophets and peoples, N. Y., 1946; Nationalism, its meaning and history, Princeton (N. Jersey), [1955 ]; The mind of modern Russian, New Brunswick (N. Jersey), 1955; The twentieth century. The challenge to the West and its responce, new ed., ?. ?., 1957; Basic history of modern Russia, Princeton (N. Jersey), [1957 ]; Reflections on colonialism, в сб.: The idea of colonialism, N. Y., 1958; The mind of Germany, N. Y., [1960 ]. Лит.: Брутенц К. Н., Апология колониализма или "теория национализма" Г. К., "Вопр. философии", 1958, No 2; Карякин Ю. ?., ?лимак Е. Г., Мистер К. исследует "рус. дух", М., 1961. Ю. Корякин, Е. Плимак. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.