КОМПРОМИСС
Компромисс
(compromitio) соглашение или сделка нескольких лиц.
КОМПРОМИСС
[лат. compromissum] – соглашение на основе взаимных уступок.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Компромисс
(лат. compromissum) – взаимные уступки при разрешении противоречий между людьми, социальными группами и государствами, разрешение противоречий путем переговоров, мирными способами и средствами.
КОМПРОМИСС
соглашение на основе взаимных уступок, достигаемое между сторонниками различных мнений или направлений в политике, идеологии, юриспруденции. В политике К., как правило, диктуется тактическими соображениями (напр., на основе общей предвыборной платформы различных политических партий). В дипломатии К. считается рациональным средством разрешения возникающих противоречий, если он достигается не в ущерб третьей стороне. Во внешней политике К. выступает как средство улаживания конфликтов и ослабления напряженности в отношениях между государствами (в качестве примеров таких К. можно привести «рейкьявикский пакет согласия», ряд инициатив СССР в области разоружения, к-рые представляют собой баланс взаимных интересов и уступок). В политической классовой борьбе в определенных границах и до известного предела К. возможен, не означая при этом забвения ее целей. К. невозможен в идейных принципах, ибо мировоззрения социализма и капитализма противоположны. Как отмечал М. С. Горбачев, экономическое, политическое, идеологическое соревнование между капиталистическими и социалистическими странами неизбежно, но его можно и нужно удержать в (рамках мирного соперничества, обязательно предполагающего сотрудничество.
КОМПРОМИСС
в различных культурах имеет разный статус. В культурах, склонных к манихейству, он рассматривается как дискомфортный, как вынужденный обстоятельствами шаг, тогда как в либеральной культуре - как комфортный, как важнейший принцип, органически связанный с плюрализмом, диалогом, стремлением искать наилучшие формы связи. К. - необходимое условие для постоянного изменения, совершенствования человеческих отношений, абсолютно необходимый элемент организованной революции.
Особый случай К. возникает при общении двух культур манихейского типа, которые даже при полной противоположности господствующих идеалов, вызывающих друг у друга дискомфортное состояние, тем не менее парадоксальным образом тяготеют друг к другу. Сегодня особенно актуальна проблема К. между манихейской культурой и культурой либерального типа.
Основой для такого общения является стремление формировать ситуацию, где манихейство, например агрессивная, внешняя политика, оказалась бы утилитарно невыгодна, опасна. То, что с утилитарной точки зрения можно рассматривать как вполне естественное, с манихейской точки зрения может быть оценено как временный тактический, тем не менее возможный ход. Это время может, однако, при соответствующей ситуации тянуться неопределенно долго. Это, в свою очередь, может укрепить ценности утилитаризма, возможности дальнейших компромиссов, что открывает возможность перевода все более крупных К. в сферу комфортного состояния.
Особый случай К. возникает при общении двух культур манихейского типа, которые даже при полной противоположности господствующих идеалов, вызывающих друг у друга дискомфортное состояние, тем не менее парадоксальным образом тяготеют друг к другу. Сегодня особенно актуальна проблема К. между манихейской культурой и культурой либерального типа.
Основой для такого общения является стремление формировать ситуацию, где манихейство, например агрессивная, внешняя политика, оказалась бы утилитарно невыгодна, опасна. То, что с утилитарной точки зрения можно рассматривать как вполне естественное, с манихейской точки зрения может быть оценено как временный тактический, тем не менее возможный ход. Это время может, однако, при соответствующей ситуации тянуться неопределенно долго. Это, в свою очередь, может укрепить ценности утилитаризма, возможности дальнейших компромиссов, что открывает возможность перевода все более крупных К. в сферу комфортного состояния.
Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта