КОМПОЗИЦИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КОМПОЗИЦИЯ
(от лат. compositio — составление, соединение) — значимое соотношение частей художественного произведения.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Композиция
лат. composito – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Композиция
построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером. Композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и цельность.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Композиция
(от лат. сompositio – составление, соединение) – пространственная форма организации, представляющая собой упорядоченное соотношение элементов множества любой природы.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 219.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

КОМПОЗИЦИЯ
лат. compositio— составление, соединение) — значимое соотношение частей худож. произв. Понятие К. актуально для всех видов искусства. Первоначально оно разрабатывалось на материале литературного текста (Текст художественный). Основы его были заложены уже в «Поэтике» Аристотеля. Осн. элементами К. являются повтор, создающий ритмические ряды, и нарушение повтора (контраст). К. всегда имеет смысловое значение, а в словесном тексте — семантическое. Виды К. разнообразны и охватывают все формы организации худ. произв. В поэтическом тексте, напр., к ним относится кольцо — повтор фразеологического элемента в начале и в конце строфы:
Я все с тобой, когда рука неволи
Владеет мной —
И целый день, туманно ли, светло ли,—
Я все с тобой (А. Фет).
Соотношение строф поэтического текста — также явление К. Разделение «Божественной комедии» Данте на 3 части, из к-рых каждая делится на соотносимое число песен («Рай» и «Чистилище» по 33 песни, «Ад» как выражение несовершенства отражает и в своей структуре «неправильность» — 34 песни), завершение каждой части словом «звезды», разделение всей поэмы на терцины (трехстишные строфы) имеет глубокую философскую и худож. мотивировку и является примером совершенства К. Такие жанры, как сонет, рондо в поэзии, анекдот, святочный рассказ в прозе целиком определяются типом К. В больших прозаических жанрах наиболее активным элементом К. является сюжет. Пропп показал, что для всех видов волшебных сказок существует единая схема сюжетной К. В повести и романе строение К. определяется отношением фабулы — композиционного соотнесения эпизодов в тексте — к сюжету, т. е. логико-структурной последовательности событий, о к-рых повествуется в произв. Примером конфликта фабулы и сюжета, играющего в данном случае пародийный и защитный от цензуры характер, может служить «Что делать?» Чернышевского. Роман начинается эпизодом самоубийства на мосту, нарушающим его естественное хронологическое течение. Мн. приемы К., разработанные в литературоведении, имеют общеэстетическое значение и используются в др. видах иск-ва с учетом специфики их худож. языка. Так, в живописи можно говорить о К. цвета (колорит) и линейно-изобразительной; в архитектуре — о фронтальной, объемной и глубинно-пространственной К.; в киноискусстве — о монтажной (Монтаж), световой, музыкально-звуковой, драматически-фабульной; в музыке большое значение имеют интонационно-ритмические (Интонация, Ритм) соотношения. К.— закон построения различных уровней, слоев худож. произв. Она позволяет воспринимающему субъекту идти от части к целому, от одного слоя худож. формы к др., от первичных значений и смыслов к обобщенному содержанию произв. и обратно.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
205.72 кб

Композиция “государства в будущем” в социально-философском проекте П. А. Флоренского

Голышев Александр Павлович
В статье анализируются принципы устройства “государства будущего” П.А.
Читать PDF
266.14 кб

Культура: диспозиция и композиция поэзиса (интервальный опыт истолкования)

Киященко Николай Иванович, Киященко Лариса Павловна
В статье предпринята попытка представить с помощью рефлексивной оптики динамику поэзиса культуры.
Читать PDF
138.29 кб

Смерть как структурно-целевой принцип: замечания о композиции диалога «Теэтет»

Павловский Роман Валерьевич
В статье рассматривается экзистенциальное пространство композиционного плана диалога «Теэтет».
Читать PDF
620.08 кб

Жан Гронден. К композиции «Истины и метода»: вступительная статья и перевод

Литвин Татьяна Валерьевна
Статья одного из интереснейших современных представителей философской герменевтики Жана Грондена впервые переводится на русский язык и посвящена истории возникновения и филологическому контексту произведения Х.-Г.
Читать PDF
2.67 мб

Интенсиональная логика Рассела и принцип композициональности

Микиртумов И. Б.
In the B. Russell's in tensional logic the principle of compositionality is not completly realized. The reason for this is found in the pragmatic component of the meaning of names and descriptions.
Читать PDF
327.54 кб

Принцип композициональности в формально-аксиологической семантике естественного языка диалектической

Владимир Олегович Лобовиков
Статья посвящена аналитической философии естественного языка диалектики, что само по себе неожиданно и ново с точки зрения доминирующей тенденции к размежеванию аналитической философии с континентальной, и прежде всего с диалектич
Читать PDF
497.27 кб

Композициональность и ее прагматика

Микиртумов И. Б.
В статье формулируются основания для логической прагматики семантически пара доксальных или необоснованных выражений, формализуемых в интенсиональной логике.
Читать PDF
266.81 кб

Композициональные и некомпозициональные типы в интенсиональной логике

Микиртумов И. Б.
In the article the difference is defined between compositional and non-compositional types of intensional expressions, acting as the meanings in the type-theoretical language in the logic of sense and denotation (LSD).
Читать PDF
2.04 мб

Композиционная специфика обыденного познания

Зверева Юлия Юрьевна
В статье выделяются онтологические характеристики композиционного принципа мышления. Методологическая значимость композиционного принципа раскрывается через анализ обыденного познания.
Читать PDF
21.40 мб

Композиционные особенности философского познания

Зверева Ю.Ю.
В статье поднимается метафилософская проблема анализа философского знания. Специфику философского познания предлагается исследовать с помощью композиционного принципа. В статье ставятся и решаются две взаимосвязанные задачи.
Читать PDF
76.04 кб

Композиционный принцип познавательного конструирования реальности

Зверева Юлия Юрьевна
Композиция термин, характерный для сферы искусства и частного искусствознания, обладает существенным эвристическим потенциалом, который до сих пор остается не до конца раскрытым.
Читать PDF
193.99 кб

Структурный анализ и композиционный подход

Зверева Юлия Юрьевна
В качестве альтернативы структурной методологии предлагается разрабатываемый автором композиционный подход. В статье рассматриваются онтологические и гносеологические основания композиционного подхода.
Читать PDF
1.02 мб

Электрохимическая активность композиционных Ni-P покрытий, полученных с добавками углеродных нанотру

Субакова Ильзира Рашидовна, Петухов Игорь Валентинович, Медведева Наталья Александровна, Варанкина Татьяна Васильевна, Абашев Георгий Георгиевич, Шкляева Елена Викторовна
Исследовано катодное поведение Ni-P покрытий, полученных методом химического осаждения с добавками многослойных углеродных нанотрубок (МУНТ) и гидроксилированных многослойных углеродных нанотрубок (МУНТ-ОН) в 0,5 М растворе H 2SO

Похожие термины:

  • АГРЕГИРОВАНИЕ (КОМПОЗИЦИЯ)

    дословно – соединение частей в целое. Процесс, в определенном смысле противоположный декомпозиции. Агрегирование – процесс согласования отдельных задач между собой. Наиболее распространенным м
  • ЗАКОН КОМПОЗИЦИИ

    от лат. compositio - сочинение, составление) - общее название ряда логических законов, позволяющих объединять следствия определенных условных высказываний или разделять их основание. Один из этих закон
  • Композициональности принцип

    в концепции Г. Фреге) - принцип, согласно которому значение предложения составляется путем сложения значений его терминов.