КОММУНИЗМ и религия

Найдено 1 определение
КОММУНИЗМ и религия
Научный коммунизм (от лат. communis - общий) - составная часть марксизма, теория рев. рабочего (коммунистич.) движения, целью к-рого является ликвидация капитализма и создание коммунистич. общества. Научный К. связан внутренне и неразрывно с философией марксизма и его экономич. учением. К. Маркс, развивая материализм, распространил его на объяснение общества и открыл объективные закономерности обществ, развития. Он доказал, что закономерный процесс смены одного обществ, строя другим происходит в результате развития производительных сил и перехода от одного способа производства к другому. Установив определяющую роль способа производства, экономич. отношений в жизни общества, К. Маркс посвятил свой гл. труд, «Капитал», всестор. исследованию экономич. строя современного ему капиталистич. общества. Он вскрыл объективные экономич. законы развития капитализма и доказал истор. неизбежность смены его коммунистич. формацией путем пролетарской революции и диктатуры пролетариата.
Коммунистич. учения существовали и до марксизма, но все они носили утопич., не научный характер. Только благодаря марксизму К. из мечтания и фантазии превратился в подлинную науку. Научный К. показал свою жизненность в неуклонном росте могучего мирового коммунистич. движения. Его идеи успешно претворяются в жизнь в СССР и в др. странах социалистич. системы, население к-рых составляет более трети всего человечества. Отношение научного К. к религии определяется тем, что он неразрывен с научно-материалистич., атеистич. мировоззрением и что его целью является достижение счастливой жизни человечества на земле. Научный К. глубоко атеистичен, непримиримо враждебен религии как антинаучной, реакц. идеологии. В то время как научный К., вооружая рабочий класс и всех трудящихся знанием реальных путей и средств борьбы, направляет их действия на ликвидацию эксплуатат. строя и создание коммунистич. общества, религия учит трудящихся смирению и ожиданию лучшей жизни лишь в «загробном мире». Религия - продукт бессилия человека в его борьбе с господствующими над ним силами природы и обществ, гнета. Так же, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п., бессилие и кажущаяся беспомощность эксплуатируемых в борьбе с эксплуататорами порождают веру в лучшую «загробную жизнь» и т. п. Т. о., в условиях классового общества религия служит духовным орудием укрепления господства эксплуататоров. Вскрыв антинаучную, реакц. сущность религии, ее социальные корни (см. Корпи религии) и классовую роль в обществе, марксизм доказал тем самым ее коренную противоположность научному К. и необходимость борьбы с религией для полного освобождения трудящихся от всех видов гнета. Научный К. указывает подлинные пути и средства преодоления религ. верований в массах.
Главное и решающее условие этого преодоления - ликвидация социальных корней религии, заложенных в самом капиталистич. строе. Основоположники научного К. учили, что борьба с религией не самоцель и в этой борьбе следует избегать как крайностей анархич. «войны с религией», так и абстрактного просветительства. К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что крикливая (.война с религией», к-рую ведут анархисты, без учета конкретной истор. обстановки, в отрыве от задач классовой борьбы пролетариата, как правило, ведет к противопол. результатам, возбуждает у людей нездоровый интерес к религии и фанатизм у ее последователей. Бесплодной является также борьба с религией путем одного абстрактного просветительства. Мы вовсе не против просвещения и пропаганды атеизма, указывал В. И. Ленин, но эту пропаганду, борьбу против религии нужно поставить «в связь с конкретной практикой классового движения, направленного к устранению социальных корней религии» (Соч. Изд. 5. Т. 17, с. 418), подчинять осн. задачам классовой борьбы пролетариата. Освобождение масс трудящихся от религ. предрассудков возможно лишь путем их вовлечения в активную борьбу против- сил империалистич. реакции, за рев. преобразование общества.
Коммунистич. партия с самого своего возникновения требует уничтожения союза, существующего между эксплуатат. гос-вом и религ. орг-циями (отделения церкви от гос-ва), ликвидации всех и всяких привилегий либо ограничений прав граждан, связанных с их отношением к религии (установления свободы совести). Еще К. Маркс и Ф. Энгельс выдвигали требование, чтобы религия рассматривалась гос-вом как частное дело граждан, чтобы гос-во не касалось религ. верований граждан и не оказывало бы никакой поддержки к.-л. религ. орг-циям. Религия (церковь) не должна вмешиваться в дела нар. образования (школы). В офиц. документах не должно быть никаких упоминаний о религ. принадлежности граждан. Каждый должен быть свободен исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, быть атеистом. Партия выступила решительно против извращения сути этих требований ревизионистами и Интернационала, к-рые считали, что религия должна быть частным делом по отношению не только к гос-ву, но и к марксистской партии. В. И. Ленин учил, что но отношению к марксистской партии религия не может быть частным делом, т. к. программа этой партии вся построена на научном, материалистич. мировоззрении. Он писал: «Наша пропаганда необходимо включает и пропаганду атеизма» (Соч. Изд. 5. Т. 12, с. 145).
Первая программа нашей партии, написанная В. И. Лениным и принятая на ее II съезде в 1903, уже содержала осн. требования в области религ. отношений. Партия требовала обеспечения неогранич. свободы совести (п. 5), полного равноправия всех граждан независимо от религ. принадлежности (п. 7), отделения церкви от гос-ва и школы от церкви (п. 13). Эти требования были осуществлены лишь в результате победы Великой Окт. социалистич. революции и установления Сов. власти. Одним из первых декретов Сов. правительства был декрет «Об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви» (см. Законодательство советское о культах). Развитие массового атеизма в СССР в результате ликвидации капитализма и победы социалистич. строя подтвердило на практике правильность учения научного К. о путях и средствах освобождения трудящихся от религ. дурмана. В условиях сов. социалистич. общества религия уже не имеет экономич. и классовых корней и представляет собою пережиток старого строя.
В результате социалистич. преобразований в обществе совершился массовый отход трудящихся от религии. Немалая заслуга в этом принадлежит пропаганде научно-атеистической. Но религ. пережитки имеют еще значит. распространение, и борьба с ними составляет одну из осн. задач коммунистич. воспитания трудящихся. Религ. орг-ции и их руководители в СССР ныне в своем большинстве занимают лояльные позиции по отношению к социалистич. строю. Пытаясь приспособиться к социалистич. действительности и закрепить тем самым свое влияние на верующих, мн. служители религ. культов в своих проповедях стали утверждать, что моральные нормы и социальные идеалы религии и К. якобы не противоречат одни другим, совместимы и даже тождественны. Так, баптистские богословы заявляют: «Сов. власть на протяжении сорока лет своего существования осуществляет великие идеалы, к-рые являются также и идеалами, начертанными в евангелии и провозглашенными Иисусом Христом» («Братский вестник», 1957, № 6, с. 3). Подобные же взгляды нередко проповедуются также правосл. священниками и служителями культа др. христ. направлений. Мн. священнослужители ислама также утверждают, что их вероучение в своей основе совместимо с К. Такие же высказывания можно слышать и из уст служителей др. религ. культов.
Среди священнослужителей социалистич., а также и капиталистич. стран, конечно, имеются люди, искренне заблуждающиеся и убежденные в том, что их религ. взгляды совместимы с принципами К. Но, независимо от их субъективных убеждений, в своей основе положения о совместимости религ. и коммунистич. принципов глубоко ошибочны и вредны (см. Христ. социализм). К. Маркс еще в 1847 в своей статье «Коммунизм газеты «Rheinischer Beobachter»« показал на примере христианства непримиримую противоположность социальных принципов религии и К. «Социальные принципы христианства оправдывали античное рабство, превозносили средневековое крепостничество и умеют также, в случае нужды, защищать, хотя и с жалкими ужимками, угнетение пролетариата. Социальные принципы христианства проповедуют необходимость существования классов - господствующего и угнетенного, и для последнего у них находится лишь благочестивое пожелание, дабы первый ему благодетельствовал» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 4, с. 204).
Вскрывая классово-эксплуатат. суть христ. идеологии, К. Маркс указывал далее, что ее социальные принципы служат оправданию всех мерзостей и гнусностей эксплуатат. строя, что они превозносят трусость, презрение к самому себе, самоунижение, смирение, покорность, т. о. качества, противоположные моральным чертам пролетариата. Все сказанное К. Марксом о социальных принципах христианства по существу относится и к социальным принципам др. совр. религий. Основоположники научного К. разоблачили также миф о «коммунистич. характере» первонач. христианства. Ф. Энгельс писал, что в истории первонач. христианства имеются «точки соприкосновения с современным рабочим движением. Как и последнее, христианство возникло как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. И христианство и рабочий социализм проповедуют грядущее избавление от рабства и нищеты; христианство ищет этого избавления в посмертной потусторонней жизни на небе, социализм же - в этом мире, в переустройстве общества» (там же. Т. 22, с. 467. Подчеркнуто мною. - Д.). Понятно, что идеология, проповедующая освобождение трудящихся от рабства и нищеты в «потустороннем мире», глубоко чужда и враждебна научному К. Всякого рода попытки подыскать в Библии или др. т. н. свящ. книгах сходные с идеями К. положения также тщетны, ибо никакая религия, никакое вероучение не ставят практических, реальных задач социального переустройства общества. Ф. Энгельс отмечал, что «если немногие места из библии и могут быть истолкованы в пользу коммунизма, то весь дух ее учения, однако, совершенно враждебен ему, как и всякому разумному начинанию» (там же. Т. 1, с. 532).
В противоположность религии, утверждающей, что земная жизнь человека - лишь подготовка к вечной жизни «на том свете», в «царстве небесном», К. вооружает трудящихся научным знанием путей и средств коренного преобразования всех обществ, отношений, создания общества, в к-ром воплотятся их вековые мечты и чаяния. Программа КПСС, принятая на XXII съезде партии, дала сов. народу конкретный, научно обоснованный план строительства коммунистич. общества. Одной из гл. задач этого строительства является формирование нового человека» свободного от всех пережитков эксплуатат. строя. Партия в своей программе записала, что в период строительства К. первостепенное значение приобретает формирование научного мировоззрения у всех тружеников сов. общества, воспитание всего населения в духе научного К. Программа партии требует орг-ции систематич. и широкой научно-атеистич. пропаганды. Устав партии, утвержденный XXII съездом КПСС, обязывает каждого коммуниста вести решит. борьбу с религ. предрассудками.
В процессе строительства К. создаются реальные возможности, все необходимые материальные и духовные предпосылки и условия для полного преодоления религ. и др. пережитков, для формирования марксистско-ленинского, научно-атеистич. мировоззрения у всех трудящихся нашей страны. В противоположность религии, обещающей людям призрачное блаженство в несуществующем загробном мире, К. утверждает на земле Мир, Труд, Свободу, Равенство, Братство и Счастье всех народов.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
381.15 кб

Религия и общества в Центральной и Восточной Европе после коммунизма

Еленский Виктор Евгеньевич
В статье показано, что основным содержанием религиозных трансформаций пост-коммунистических обществ выступает процесс реставрации в разной степени деформированных религиозных культур, реконструкция специфических для каждой страны
Читать PDF
427.05 кб

Майкл Бурдо и Центр по изучению религии и коммунизма в контексте защиты религиозной свободы (1959-19

Френч Эйприл Л.
Одна конкретная независимая британская организация очень часто упоминается в связи с темой привлечения внимания к проблемам верующих в СССР. Однако конкретная роль этой организации так и не была детально исследована.
Читать PDF
236.70 кб

2011. 03. 035. Янь Фэнган. Религия в Китае при коммунизме: объяснение с точки зрения экономики дефиц

Лисицына А. А.

Похожие термины:

  • ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И КОММУНИЗМА

    религ.-пропа-гандистский центр в Великобритании. Основан в 1970 с целью, как говорилось в его программном заявлении, «более глубокого взаимопонимания между народами коммунистического и некоммунист