КОММУНИКАЦИЯ

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Коммуникация
процесс связи и обмена информацией между людьми или техническими устройствами.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

КОММУНИКАЦИЯ
процесс общения и взаимодействия людей, заключающийся в передаче информации различного рода от человека к человеку и осуществляемый при помощи различных знаковых систем.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

КОММУНИКАЦИЯ
общение с целью договориться; центральный концепт коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Смысл К. задается принципами дискурсивной этики (см.). Habermas J. Theorie des kommunikativen Handels. 2 Bde. Fr. a. M„ 1981.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Коммуникация
понятие, характеризующее разнообразные способности людей к общению и обмену информацией, знаниями, опытом. В распоряжении людей находятся самые разные системы коммуникаций. Число коммуникационных систем постоянно увеличивается. Современный этап развития средств коммуникации характеризуется богатством информационно-коммуникационных технологий в так называемых процессах массовой коммуникации.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Коммуникация
Обмен знаками, сообщениями и информацией между двумя или более индивидуумами. Сама по себе коммуникация не имеет никакого значения; важно ее содержание или результат. Глупость, разошедшаяся тиражом в тысячи экземпляров, остается глупостью. Истинная идея, зародившаяся в голове одного‑единственного человека, не перестает быть истинной. Вот почему широко декларируемая идея «общества коммуникации» выглядит подозрительной: ее сторонники делают ставку на средства распространения информации (медиа), а не на ее содержание.

Источник: Философский словарь.

Коммуникация
общение, передача информации от человека к человеку в процессе деятельности; понятие, используемое в социальной психологии для характеристики структуры деловых и межличностных связей и для характеристики обмена информацией в человеческом обществе вообще; языковая коммуникация- общение с помощью языка, взаимная передача и восприятие при помощи языка некоторого мыслительного содержания. Коммуникативная деятельность педагога направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, представителями общественности.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

КОММУНИКАЦИЯ
отношения между людьми. Эти отношения возможны благодаря языку; тем не менее, большая часть людей рассматривает объективный язык лишь как несовершенное средство для реального общения, и очевидно, что речь – это всегда лишь средство выражения в распоряжении личности, не сводимой к тому, что она говорит (именно поэтому два живых существа никогда не скажут друг другу все раз и навсегда). Но язык также является единственным объективным типом коммуникации, который всецело уважает личность другого и признает ее право на существование нужна была высокая степень культуры и должно было пройти много времени, прежде чем люди узнали, что язык создан для сохранения и обмена идеями. Философия коммуникации ищет законы, управляющие отношениями между людьми; ее фундаментальная проблема – познание другого.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

КОММУНИКАЦИЯ
[от лат. communico делаю общим] – в широком смысле: обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами. Различают механистический и деятельностной подход к коммуникации. Коммуникация – в механистическом подходе – однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. Коммуникация – в деятельностном подходе – совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.
Коммуникация –составная часть процесса социального взаимодействия, его связующее начало и информационная основа. Термин обозначает разного рода контакты между участниками совместной деятельности, устанавливаемые и развиваемые посредством принятых по данной культурной среде знаковых систем.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

КОММУНИКАЦИЯ
от лат. сотmunicare - совещаться с кем-либо) - у К.Ясперса процесс, в котором Я действительно становится самим собой благодаря тому, что оно обнаруживает себя в другом. "Этот процесс обнаружения себя в коммуникации является той единственной в своем роде борьбой, тождественной любви: "любящая борьба", - которая не смотрит на мир как на гармонию, делающую коммуникацию вообще невозможной, а ставит все под вопрос, порождает затруднения и претензии которой, при исключительной солидарности касающихся, т. о., друг друга лиц, весьма серьезны... Коммуникация может совершаться также и в молчании: подобно тому как, с точки зрения Хайдегтера (и аналогично - Кьеркегора), молчание образует собственную возможность речи, оно порождает также и общность, невозможную без определенной коммуникации" (F. J. Brecht. Einfьhrung in die Philosophie der Existenz, 1948). В экзистенциализме Сартра зависимость, которая возникает при общении с другими, является "перво-несчастьем" для самобытия.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Коммуникация
(от лат. – связь, сообщение) – 1) социально обусловленный процесс обмена информацией различного характера и содержания, передаваемой целенаправленно при помощи различных средств, который имеет своей целью достижение взаимопонимания между партнёрами и осуществляется в соответствии с определёнными правилами и нормами; 2) категория философии, главным образом экзистенциализма и персонализма, обозначающая общение, основывающееся на взаимопонимании, дискуссии. Учение о коммуникации сложилось в противовес доктрине общественного договора. Сторонники этого учения (Ясперс, Мунье, Больнов) считают, что участники договора воспринимают друг друга лишь в свете своих обоюдных обязательств, т. е. абстрактно, безлично. По Ясперсу, в современных условиях договорные отношения реализуются в мнимых коллективах «массового общества» (корпорации, группы давления, бюрократизированные институты и т. п.). Коммуникация как взаимозависимость, противоположная договору, должна основываться, согласно Ясперсу, на интимных контактах и осознанной духовной общности («Контакт вместо контракта» Ф. Кауфман). Коммуникация, по Ясперсу, – это «безграничное взаимное пребывание в беседе». Коммуникация – взаимодействие социальных субъектов, предполагающее обмен информацией, энергией, предметами и т. п.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

КОММУНИКАЦИЯ
отношения между людьми. Эти отношения возможны благодаря языку; тем не менее большая часть людей рассматривает объективный язык лишь как несовершенное средство для реального общения, и очевидно, что речь — это всегда лишь средство выражения в распоряжении личности, не сводимой к тому, что она говорит (именно поэтому два живых существа никогда не скажут друг другу все раз и навсегда). Но язык также является единственным объективным типом коммуникации, который всецело уважает личность другого и.признает ее право на существование: нужна была высокая степень культуры и должно было пройти много времени, прежде чем люди узнали, что язык создан для сохранения и обмена идеями. Философия коммуникации ищет законы, управляющие отношениями между людьми; ее фундаментальная проблема — познание другого. Для Платона (который, кроме того, осуществил анализ любви), как и для Сенеки, самое чистое межличностное отношение — это «дружба». Для Канта — это «уважение»; для Шелера — «симпатия». Философия коммуникации представлена сегодня Бубером в Германии и Левинасом во Франции. Психологи, как Лагаш, сводят коммуникацию к фундаментальному понятию «влияния», которое Фихте в своей «Теории права» определил как «воздействие свободы на другую свободу», что противоположно как насилию, так и безразличию.

Источник: Философский словарь

КОММУНИКАЦИЯ
(communicatio — сообщение, передача) — общение, обмен мыслями, сведениями, идеями; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях. Представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию. Проблема К. получила наиболее развернутую разработку в рамках науковедения, где количественно и качественно исследованы такие формы К., как публикация, дискуссия, интеллектуальное влияние и др. Научная К. представляет собой функциональную подсистему в рамках системы движения научной информации (общение членов одного коллектива или «невидимых колледжей» для получения нового знания, соавторство, передача добытой информации специалистам, популяризация, практическое использование знаний путём их передачи в инженерноприкладную сферу). К. — одна из основных тем в экзистенциализме и персонализме, мистифицирующих ее реальное содержание. Игнорируя социальный смысл К., представители этих течений рассматривают её как процесс, посредством которого «я» становится самим собой, обнаруживая себя в другом (К. Ясперс); толкуют как «глубинное несчастье самобытия» (Ж.П. Сартр); усматривают в ней основное отличие человека от остального мира (Мунье); считают неустранимым трагизм К. между людьми.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

КОММУНИКАЦИЯ
лат. communi-саге — совещаться с к.-л.) — категория идеалистической философии, обозначающая общение, при помощи к-рого “Я” обнаруживает себя в другом. Наиболее полно К. представлена в экзистенциализме Ясперса, а также в совр. фр. персонализме. Исторически учение о К. сложилось в противовес доктрине общественного договора, восходящей к просветительству. Сторонники теории К. (Ясперс, О. Больнов, Э. Мунье) подчеркивают, что общественный договор в основе своей есть контракт, сделка, участники к-рой ограничены обоюдными обязательствами: они воспринимают и осознают друг друга лишь в свете этих обязательств, т. е. абстрактно, безлично. Договор — это связь, покоящаяся на фактической разобщенности людей. К. же рассматривается как сознательно устанавливаемая взаимозависимость, противоположная договору. “Контакт вместо контракта” (Ф. Кауфман). Средством установления К. объявляется дискуссия, в ходе к-рой люди убеждаются, что их разъединяют общепринятые нормы мышления и роднит то, в чем они различны и индивидуально неповторимы. “Индивидуально неповторимое” — это в действительности тщательно маскируемые субъективные страхи, тревоги и заботы, в к-рых люди (каждый на свой лад) испытывают в конечном счете не что иное, как свою фактическую принадлежность к определенной группе совр. буржуазного об-ва. В этом свете дискуссия оказывается всего лишь средством прояснения такой принадлежности, а доктрина К. в целом — утонченной формой защиты кастовых и корпоративных связей. Объективно учение о К. противополагается марксистскому пониманию коллектива. Термин “К.” употребляется также в широком смысле, как общение.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КОММУНИКАЦИЯ
от лат. commuriicatio - сообщение, передача), общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях. Как науч. К., так и К. в др. сферах (напр., в иск-ве, лит-ре, бытовых или производств. отношениях) представляет собой социальный процесс, отражающий обществ. структуру и выполняющий в ней связующую функцию.
Проблема К. получила наиболее развернутую разработку в рамках науковедения, где количественно и качественно исследованы такие формы К., как публикация, дискуссия, интеллектуальное влияние и т. п. Науч. К. представляет собой функциональную подсистему в рамках системы движения науч. информации (общение членов одного коллектива или «невидимых колледжей» для получения нового знания, соавторство, передача добытой информации др. специалистам, популяризация, практич. использование знаний путем их сообщения в инженерноприкладную сферу).
К. - одна из осн. тем в экзистенциализме и персонализме, мистифицирующих ее реальное содержание. Игнорируя социальный смысл К., представители этих идеалистич. течений рассматривают ее как процесс, посредством к-рого «Я» становится самим собой, обнаруживая себя в другом (Ясперс); толкуют как «глубинное несчастье самобытия» (Сартр); усматривают в ней осн. отличие человека от остального мира (Мунье); признают неустранимым трагизм К. между людьми. О проблеме К. в психологии и социальной психологии см. в ст. Общение.
Эмпирич. исследования К. осуществляются в рамках социологии массовой К., изучающей каналы (печать, телевидение и др.) и аудитории массовой К. См. также ст. Массовая коммуникация и лит. к ней.

Источник: Советский философский словарь

КОММУНИКАЦИЯ
в широком смысле передача сообщения, сообщение. У К. Ясперса проводится различие между “объективной” и “экзистенциальной” К. Объективная К. обусловлена любого рода общностью между людьми (общие интересы, общая культурная принадлежность и т.д.). Экзистенциальная К. имеет место в ситуации общения двух “самостей”. Понятие К. является центральным в теории “коммуникативного действия” Ю. Хабермаса и одним из главных в “трансцендентальной прагматике” К.О. Апеля. Условия, которые должны быть выполнены для того, чтобы двое говорящих могли со-общаться, Хабермас определяет в понятии “коммуникативной компетенции”. К. в современном обществе, пронизанном отношениями власти, подвергается искажению идеологией. Но даже и эта К. имеет своей предпосылкой идеал К., свободной от господства. Данный идеал предполагает, что ни один участник К. не подвергается ограничениям, вызываемым властными отношениями. Апель распространяет теоретико-познавательное требование объективности и истинности на само сообщество аргументирующих — таково понятие “трансцендентального коммуникативного сообщества”. Все притязания на объективность и истинность, а также на нормативную правильность могут быть обоснованы только в рамках коммуникативного сообщества. Решение относительно того, какие из притязаний на общезначимость являются правомочными, может быть принято только на основе консенсуса, достигаемого в ходе свободной от принуждения аргументации, которую ведут нацеленные на понимание индивиды.
О Ермоленко А.Я. Этика ответственности и социальное бытие человека (современная немецкая практическая философия). Киев, 1994; Jaspers К. Philosophic. Berlin, I932. Bd 2; Jaspers К. Von der Wahrheit. MUnchen, 1947; HabermasJ. Theorie des kommunikativen Handelns. 2 Bde. Frankfurt am Main, 1981.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

КОММУНИКАЦИЯ
(Kommunikation; от лат. communicare — «совещаться с кем-либо») — у К. Ясперса процесс, в котором Я становится действительным как самость благодаря тому, что оно обнаруживает себя в другом. «Этот процесс обнаружения себя в коммуникации является той единственной в своем роде борьбой, которая как таковая есть одновременно любовь: «любящая борьба», которая не успокаивается в гармоническом созерцании мира, что делает коммуникацию вообще невозможной, а ставит все под вопрос, порождает затруднения, и ее претензии, при исключительной солидарности касающихся таким образом друг друга лиц, весьма серьезны... Коммуникация может совершаться также и в молчании: подобно тому как для Хайдеггера (и аналогично уже для Кьеркегора) молчание конституирует подлинную возможность речи, так существует общность в молчании, без которой решительная коммуникация невозможна» (F. J. Brecht. Einführung in die Philosophie der Existenz, 1948). Рассмотренные ближе, эти описания коммуникации как у Ясперса, так и у Хайдеггера оказываются отвлеченными конструкциями, а не выражением собственной, жизнью подтвержденной коммуникации. В экзистенциальной философии Сартра зависимость от общения с другими является «первонесчастьем» (Ur-Unglück) для самобытия. Теория информации использует понятие коммуникации в смысле механической передачи сообщений, вследствие чего настоящая коммуникация может состояться только в том случае, если передающее и приемное устройства — это человеческие субъекты и относятся друг к другу, как Я и Ты. См. также Диалог.
M. Chastaing. L’existence d’autrui. Paris, 1951; B. Badura. Sprachbarrieren. Zur Soziologie der K., 1971; K. Held. K.forschung, Wiss. oder Ideologie?, 1973; W. Klement. Die sprachliche K. — Lautzeichen u. Information, 1973; G.
Meggle (Hg.). Handlung, K., Bedeutung, 1979; J. Habermas. Theorie des kommunikativen Handelns, I—II, 1981; J. Habermas. Vorstudien und Ergänzungen zur Theorie des kommunikativen Handelns, 1984.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КОММУНИКАЦИЯ
(от лат. communicare — совещаться с кем-либо) — междисциплинарная категория, имеющая общее значение сообщения, связи и понимаемая в современной философии как общение, при помощи которого одно «Я» обнаруживает себя в другом. В кибернетике понятие К. означает способность систем находиться в состоянии связи и сообщения между собой по определенным каналам передачи и переработки информации. В социологии экзистенциализма К. рассматривается как установление взаимозависимости между людьми, которая преодолевает фактическую безличность человека, разобщенность между членами общества и одновременно стимулирует процессы самопознания. В сфере культуры К. представляет собой один из универсальных и всеобщих путей, способов и форм осуществления культурной деятельности человека на основе трансляции и обработки различного типа информации (опыт, знания и навыки, законы, нравственные нормы и ценности, художественные произведения, эстетические идеалы и т.п.). В этих случаях речь идет о коммуникативной функции культуры, заключающейся в закреплении, хранении и передаче информации, в чем наиболее последовательно проявляется общественное и гуманистическое значение культуры. К. позволяет сделать предметом общественного достояния накопленный предшествующими поколениями духовный опыт, и на протяжении истории человечества культура в целом представляла собой всеобъемлющий «путь сообщения», соединяющий различные эпохи и людей между собой. С точки зрения социологии, как одна из важнейших форм повседневной деятельности человека, К. представляет собой процесс направленной связи между людьми, т.е. является смысловым, информационным и эмоциональным аспектом социального взаимодействия и общения. Значение К. заключается в том, что она создает условия для осуществления других многочисленных функций культуры в человеческом обществе. В культурологии К. рассматривается как один из важнейших видов деятельности в современной духовной культуре. См. также Коммуникация массовая, Коммуникация социокультурная.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

КОММУНИКАЦИЯ
(англ. communication, от лат. communicare —делать общим, связывать, общаться). Имеет неск. значений: 1. Процесс передачи информации, включающий адресанта, каналы, кодирование, дешифровку, содержание, эффективность, контроль, ситуацию, намерение, адресата; 2. Акт общения между людьми посредством передачи символов, целью к-рого явл. взаимопонимание. 3. Обмен информацией любого вида между разл. системами связи. К. выделилась в самост. объект соц. наук в связи с развитием техн. средств передачи информации, особенно радио, в 20-х гг. XX в. Использование техн. средств и усложнение организационных условий передачи информации привели к уменьшению непосредственного взаимодействия общающихся сторон и к необходимости спец. изучения закономерностей опосредования информации в соц. системах. Развитию теории К. способствовало становление кибернетики, информатики, семиотики. Ведущую роль в социол. исследовании проблем К. занимает социология массовой коммуникации. В теории К. были представлены разл. структурные модели К., по-разному выделяющие как элементы К., так и связь между ними. Наибольшую известность и влияние долгое время имела линейная модель К., сформулированная амер. социологом Г.Д.Лассуэллом (1948) в виде вопросов: «КТО — сообщает ЧТО —по какому КАНАЛУ —КОМУ — с каким ЭФФЕКТОМ?» Эта формула стала основой традиц. деления предметных обл. исследования К. на коммуникатора, содержание и средства К., аудиторию и эффекты воздействия. В формуле Лассуэлла выражен бихевиористский подход к К. как прямому воздействию сообщений коммуникатора на реципиента, к-рый выступает лишь в кач-ве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию. При альтернативном видении сущности К. на первый план выдвигается активность реципиента как равноправного субъекта коммуникативной деятельности. В совр. исследованиях все шире применяются системные модели К., включающие информационные процессы в более широкий соц. контекст. Развивается деятельностный подход при изучении К., подчеркивается активность реципиента в этом процессе и обществ. обусловленность как содержания, так и формы К. Лит.: Соковнин В.М. О природе человеческого общения. Фрунзе, 1974; Дмитриев А.В., Латыпов В.В. Социальная коммуникация // Социология. Основы общей теории. М., 1996; Основы теории коммуникации / Под ред. М.А.Василика. М., 2005; Habermas J. The theory of communicative action. L., 1984. Vol. 12; McQuail D. Communication. L., 1984. Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

коммуникация
КОММУНИКАЦИЯ (от лат. communication — сообщение, передача) — общение, приводящее к взаимопониманию, устанавливающее как личностные отношения, так и тип гибкого социального порядка, восстанавливаемого и видоизменяемого в ходе дискуссии, в противовес не только тоталитарному и анархическому типам порядка, но и жесткости общественного договора. К. — по существу, основание демократии. В экзистенциализме, персонализме проблема К. ставилась как проблема бытия людей, поисков ими выхода из состояния одиночества и дезинтегрированное™. В трудах Ю. Хабермаса К. стала основой новой теории общества и демократии. Она включает в себя когнитивный элемент — приближение к истинному пониманию в ходе дискуссии и взаимодействия и элемент рационального действия, способного разрешить противоречия посредством нахождения согласия или компромисса. Обе эти стороны совмещаются в коммуникативном действии.         Хабермас выделяет различные типы К., образующие три типа демократии: либерализм, республиканизм и делиберативизм. При либерализме государство выступает как аппарат публичного управления, а общество — как основанное на рыночном хозяйстве общение частных лиц; имеется разделение системных, административных функций государственного аппарата и конкуренции как своего рода К. частных лиц по поводу их интересов. Республиканизм — политика, основанная на социализации, рефлексии «жизненного контекста нравов», помогающая людям и группам осознать свою взаимообусловленность, взаимозависимость, неизбежность доброжелательной настроенности друг на друга как носителей права. Этот тип демократии обеспечивает гражданам К. в практике совместных действий в гражданском обществе. Республиканская теория рассматривает значимость К. и не сводит отношения людей к достижению сделки того или иного рода. Но у нее есть недостаток — зависимость от добродетельности нравов коммуницирующих субъектов. Происходит, как говорит Хабермас, этическое сужение политического действия, не позволяющее достичь консенсуса при противоречивости интересов. Третья модель политической К. — делиберативная — учитывает многообразие форм К., при котором совместная воля не является продуктом исключительно морального сознания, но обретает политическую размерность — уравновешивание интересов посредством диалога и нахождения инструментальных решений. Это — политическая модель, в которой преобладает К., дискурсивные правила и формы аргументации, порождаемые стремлением к взаимопониманию и действию, исходящему из структуры языковой К. Такая модель развивается в обществе часто до принципов непосредственной демократии.         Заметное место в анализе К. занимают межкультурные К. людей в процессе взаимопроникновения и взаимодействия культур, а также языковые К. Эта проблематика стала активно развиваться в связи с тем, что глобализация как экономический и информационный процесс не дала позитивных результатов в культуре, не привела к культурной глобализации, за исключением массовой культуры, и обострила проблему межкультурного взаимодействия. При анализе массовой К., которую осуществляют с позиций различных социологических парадигм, исследуются ее институты, отношения собственности в этой сфере, протекание информационных процессов в конкретных странах и в мире в целом. Изучаются также коммуникативные единицы, средства, программы, модели, интенции, влияние деятельности средств массовой информации на формирование массовой культуры, взаимоотношений власти и общества.         В.Г. Федотова

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

КОММУНИКАЦИЯ
от лат. communicatio – сообщение) – 1) Общение. Ср. коммуникативная функция языка, т.е. функция общения, обмена мыслями. 2) Категория совр. бурж. философии, гл. обр. экзистенциализма и персонализма, обозначающая общение, основывающееся на взаимопонимании, дискуссии. Исторически учение о К. сложилось в противовес доктрине обществ. договора, восходящей к просветительской идеологии. Сторонники принципа К. (К. Ясперс, О. Больнов, Э. Мунье) считают, что обществ. договор в основе своей есть контракт, сделка, покоящаяся на фактич. разобщенности людей. Участники договора взаимно ограничены обоюдными обязательствами; они воспринимают и осознают друг друга лишь в свете этих обязательств, т.е. абстрактно, безлично. Напротив, К. рассматривается как сознательно устанавливаемая взаимозависимость, противоположная договору. "Контакт – вместо контракта" (Ф. Кауфман). Средством установления К. объявляется "дискуссия", в ходе к-рой люди убеждаются, что их разъединяют сознательные установления и общепринятые нормы мышления, но роднит некий внутренне и бессознательно исповедуемый "этос". В прошлом договорные отношения реализовались, по Ясперсу, через систему рыночных связей и их правового регулирования; коммуникативные же контакты выступали как еще не разложившиеся общинные зависимости. В совр. условиях, по мнению Ясперса, договорные отношения, конвенция реализуются в мнимых коллективах "массового общества", к числу к-рых относятся различного типа бурж. социальные объединения (корпорации, группы давления, бюрократизированные институты и т.д.). В отличие от корпоративных объединений с их принудительным характером, К., согласно Ясперсу, должны основываться на тщательно подготовленных интимных контактах и осознанной духовной общности. В развитии экзистенциализма принцип К. появился как попытка преодоления ряда противоречий, к к-рым вело допущение изолированного бытия, экзистенции. Бытие других людей принималось во внимание лишь в качестве условия процесса самосознания, протекающего в изолированном индивиде. "Я один не являюсь самостью для себя, а становлюсь ею во взаимодействии с другой самостью. Коммуникация есть условие также и личного бытия... Поэтому, где есть коммуникация, там есть и одиночество" (Jaspers К., Idee der Universit?t, В., 1923, S. 36). Обществ. отношения, поскольку они носят материальный характер и опосредуются вещами, просто отбрасываются экзистенциалистами как неподлинные. Первичной формой обществ. отношений считались эмпирич. формы прямого контакта сознаний – "беседа", "дискуссия" между двумя лицами. К., согласно Ясперсу, – это "безграничное обоюдостороннее пребывание в беседе" (там же, S. 37). "Подлинная дискуссия... возможна только между двумя людьми, беседующими с глазу на глаз" (там же, S. 38). Объективно учение о К. противостоит марксистскому пониманию коллектива, являясь утонченной формой защиты кастовых и элитарных связей в совр. бурж. обществе. Лит.: Бур ?., Нем. экзистенциализм и рефашизация идеологии в Зап. Германии, "Вопр. философии", 1962, No 12; Jaspers К., Die geistliche Situation der Zeit, ?., 1931; его же, Philosophie, В.–G?tt.–Hdlb., 1948; Bollnow О., Neue Geborgenheit, Stuttg.– K?ln, 1955; Kaufmann F., ?. Jaspers und die Philosophie der Kommunikation, в кн.: Schilpp P. ?., ?. Jaspers, Stuttg., 1957; Peursen C. A. van, Die Kommunikationshaftigheit der Welt, в кн.: M. Heidegger zum siebzigsten Geburtstag, T?bingen, 1959; Jungh?nel G., ?ber den Begriff der Kommunikation bei К. Jaspers, "Dtsch. ?. Philos.", 1961, No 4. Э. Соловьев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КОММУНИКАЦИЯ
лат. communicatio - сообщение, передача) - смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция К. - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Структура простейшей К. включает как минимум: 1) двух участников-коммуникантов, наделенных сознанием и владеющих нормами некоторой семиотической системы, например, языка; 2) ситуацию (или ситуации), которую они стремятся осмыслить и понять; 3) тексты, выражающие смысл ситуации в языке или элементах данной семиотической системы; 4) мотивы и цели, делающие тексты направленными, т.е. то, что побуждает субъектов обращаться друг к другу; 5) процесс материальной передачи текстов. Таким образом, тексты, действия по их построению и, наоборот, действия по реконструкции их содержания и смысла, а также связанные с этим мышление и понимание, составляют содержание К. По типу отношений между участниками выделяются межличностная, публичная, массовая К. По типу используемых семиотических средств можно выделить речевую, паралингвистическую (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковую (в частности, художественную) К. До начала 20 в. философский интерес к К. был ограничен, с одной стороны, исследованиями в области происхождения социальных норм, морали, права и государства (теория общественного договора), с другой стороны, наличными средствами организации самой философской К. (проблема диалога). Современный философский интерес к К. определен тем сдвигом, который произведен общим изменением места и роли К. и коммуникативных технологий в различных общественных сферах, интенсивным развитием средств К. ("взрыв К."). Процессы технологизации и автоматизации деятельности позволили перенести "центр тяжести" в общественнных системах с процессов производства на процессы управления, в которых основная нагрузка падает именно на организацию К. С другой стороны, указанные процессы все больше освобождают человека от деятельности, расширяя область свободного времени, которое человек проводит в "клубах", т.е. структурах свободного общения, где основным процессом также является К. по поводу ценностей, идеалов и норм. Тема К., интерсубъективности и диалога становится одной из главных в философии 20 в. Теоретическим фактором, во многом определившим лицо современных исследований К., стал поворот философской и научной рефлексии к действительности языка. Исследования языковых и знаковых структур, развернувшиеся с начала 20 в. в работах философов и логиков (Рассел, Витгенштейн и др.), лингвистов (Соссюр и др.) и семиотиков (Моррис и др.) радикально изменили понимание К. и подходы к ее изучению и организации. Так, например, Витгенштейн начинает рассматривать К. как комплекс языковых игр, имеющих свои семантико-прагматические правила и свои принципиальные ограничения. Если раньше язык полагался просто как средство К., то теперь сама К. погружается в структуры языка, становится пространством в котором развертываются те или иные языковые формы. Такой поворот открыл горизонты для искусственно-технического отношения к организации К. За счет ставшего массовым конструирования языковых и знаково-семиотических средств, К. стала оискусствляться, приобретая различные организованные формы (массовая К., диалог "человек-машина" и т.д.). Другим фактором, определяющим значение темы К., стали критика и кардинальное переосмысление оснований самой философии, разворачивающиеся на протяжении всего 20 в. В поиске новых оснований, именно категории "К." и "диалог" начинают рассматриваться философами как одни из базовых и центральных. При анализе и описании К. необходимо различать: 1) К. в широком смысле - как одну из основ человеческой жизнедеятельности и многообразные формы речеязыковой деятельности, не обязательно предполагающие наличие содержательно-смыслового плана. (Таковы некоторые структуры времяпрепровождения и психологические игры в смысле их реконструкции Э. Берном). 2) Информационный обмен в технологически организованных системах - в этой своей ипостаси К. исследуется футурологами. 3) Мыслекоммуникация как интеллектуальный процесс, имеющий выдержанный идеально-содержательный план и связанный с определенными ситуациями социального действия. 4) Экзистенциальную К. как акт обнаружения Я в Другом. В таком качестве К. - основа экзистенциального отношения между людьми (как отношения между Я и Ты) и решающий процесс для самоопределения человека в мире, в котором человек обретает понимание своего бытия, его оснований. К. становится у Ясперса целью и задачей философии, а мера коммуникативности - критерием оценки и выбора той или иной философской системы. К. оказывается в центре и социальной теории. Так Хабермас, разрабатывая свою теорию коммуникативного действия, рассматривает К. в качестве базового социального процесса. Он обращается к К. как повседневной практике частных жизненных миров и полагает процессы коммуникативной рационализации жизненных миров в качестве структурирующих общественность. Именно развитие коммуникативных практик и коммуникативная рационализация, а не отношения производства, лежат, с точки зрения Хабермаса, в основе современного гражданского общества. Особое направление исследований К. было задано в СМД (системо-мыследеятельностной) - методологии. Здесь К. рассматривается как процесс и структура в мыследеятельности, т.е. в неразрывной связи с деятельностным контекстом и интеллектуальными процессами - мышлением, пониманием, рефлексией. Эта особенность содержания понятия К. в СМД-методологии подчеркнута специально введенным неологизмом "мыслекоммуникация". Мыслекоммуникация полагается связывающей идеальную действительность мышления с реальными ситуациями социального действия и задающая, с одной стороны, границы и осмысленность мыслительных идеализации, а, с другой стороны, границы и осмысленность реализации мыслительных конструктов в социальной организации и действии. См. также: Автокоммуникация, Диалог.
А.Ю. Бабайцев

Источник: Новейший философский словарь

КОММУНИКАЦИЯ
тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен. К. (несущую в этимологии индоевропейский корень "mei" - меняться, обмениваться) следует отличать и от диалога, поскольку его целевой причиной является слияние личностей, участвующих в нем, и от общения, ибо последнее имеет дело прежде всего с общими механизмами воспроизводства социального опыта и порождения нового. Между тем, вопросы, связанные с К., исторически поднимались и развивались в рамках проблематики диалога и общения.
Классическая линейная модель коммуникативного акта подразумевает адекватную передачу информации от адресанта к адресату. В соответствии с этой моделью адресант кодирует некоторую информацию знаковыми средствами той знаковой системы, которая используется в данной форме К. Для усвоения информации от адресата требуется обратная процедура представления содержания - декодирования. Линейная модель коммуникации обладает по крайней мере двумя существенными недостатками: во-первых, она исходит из возможности непосредственного получения информации, а во-вторых, она неизбежно субстантивирует содержание. Такой трактовке К. противостояла феноменология (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти, Б. ВальденАельс, А. Шютц, Бергер, Лукман и др.), развивавшая идеи интерсубъективности и жизненного мира. В современной феноменологии подчеркивается, что традиционная диалогика, восходящая к Платону, распространенная еще во времена Гердера и Гумбольдта в понятии "сообщение" и пронизывающая нашу научную и всенаучную повседневность, предполагает как само собой разумеющееся участие в целом. Но всеобщее, выражающееся в сообщении, с необходимостью приводит к существованию кого-то, кто говорил бы от его имени, что влечет за собой логоцентризм. Тем самым общее в диалоге лишает своего противника всякой возможности возразить и заставляет его в конечном счете замолчать. По мнению Б. Вальденфельса, Э. Гуссерлю принадлежит первая попытка мыслить интерсубъективность, не полагаясь на предустановленный коммуникативный разум. В своем анализе феноменологического опыта Гуссерль предлагает исходить не из совместного опыта, но из опыта Чужого, хотя при этом все же пытается доказать, что Чужой конструируется на почве Собственного. Для решения этого вопроса феноменология предлагает два методических подхода: эйдетическую и трансцендентальную редукцию. В эйдетической редукции Чужое включается в архитектонику "сущностных структур", поднимающуюся над Собственным и Чужим. Чужое как Чужое остается за скобками, следовательно, К. с ним оказывается невозможной. Трансцендентальная редукция включает редукцию в некоторый "смысловой горизонт", простирающийся от Собственного до Чужого, что заставляет в конечном итоге умолкнуть последнего. Вальденфельс находит возможным объединение позиций феноменологии (Мерло-Понти) и этнометодологии (Леви-Стросс), и доказывает, что К. между Собственным и Другим осуществима на территории интеркультурного опыта, не опосредованного неким всеохватывающим третьим, где Собственное постоянно поверяется Другим, а Другой - Собственным. Необходимо принять Чужое в качестве того, на что мы отвечаем и неизбежно должны ответить, т. е. как требование, вызов, побуждение, оклик, притязание и т. д. "Всякое всматривание и вслушивание было бы отвечающим всматриванием и вслушиванием, всякие речь или действие были бы отвечающим поведением".
Диалогический характер К. и опосредованность ее социальностью была уже предвосхищена М. Бахтиным. Согласно последнему, любое высказывание является ответом, реакцией на какое-либо предыдущее и, в свою очередь, предполагает речевую или неречевую реакцию на себя. Он отмечал, что "сознание слагается и осуществляется в знаковом материале, созданном в процессе социального общения организованного коллектива". Сходные соображения развивал Л. С. Выготский: "Первоначальная функция речи - коммуникативная. Речь есть прежде всего средство социального общения, средство высказывания и понимания". Коммуникативную функцию знаковый материал сохраняет даже в тех случаях, когда используется лишь как средство для построения логических конструкций. Знаки сохраняют коммуникативный потенциал даже тогда, когда организуют сознание субъекта, не выходя за его пределы и выполняя экспликативную функцию. Такая внутренняя самоорганизация сознания, по Выготскому, происходит в результате интериоризации внешних знаковых процессов, которые, уходя в глубь субъекта, принимают форму его "внутренней речи", образующей основу вербального мышления. Вместе со знаковой коммуникацией в сознание субъекта проникает диалог других размышляющих субъектов, что способствует рождению у него размышления.
Создатель теории коммуникативного действия Ю. Хабермас продолжил линию Дж. Мида и Э. Дюркгейма, подходы которых сменили парадигму целенаправленной деятельности, продиктованную контекстом философии сознания, на парадигму коммуникативного действия. Понятие "коммуникативного действия" Хабермаса открывает доступ к трем взаимосвязанным тематическим комплексам: 1) понятию коммуникативной рациональности, противостоящей когнитивно-инструментальному сужению разума; 2) двухступенчатой концепции общества, которая связывает парадигму жизненного мира и системы; 3) наконец, теории модерна, которая объясняет сегодняшние социальные патологии посредством указания на то, что коммуникативно-структурированные жизненные сферы подчиняются императивам ставших самостоятельными, формально организованных систем действия.
Рациональными, по Хабермасу, можно назвать, прежде всего, людей, которые располагают знанием, и символические выражения, языковые и неязыковые коммуникативные и некоммуникативные действия, которые воплощают в себе какое-то знание. Наше знание имеет пропозициональную структуру, т. е. те или иные мнения могут быть представлены в форме высказываний. Коммуникативная практика на фоне определенного жизненного мира ориентирована на достижение, сохранение и обновление консенсуса, который покоится на интерсубъективном признании притязаний, могущих быть подвергнутыми критике. Все используемые в социально-научных теориях понятия действия можно свести к четырем основным: 1) понятие "теологического действия", которое подразумевает, что актер достигает своей цели, выбирая сулящие успех средства и надлежащим образом применяя их; 2) понятие "регулируемого нормами действия"; 3) понятие "драматургического действия", соотносящегося с участниками интеракции, образующих друг для друга публику, перед которой они выступают; 4) понятия коммуникативного действия "соотносятся с интеракцией по меньшей мере двух владеющих речью, способных к действию субъектов, которые вступают (с помощью вербальных или экстравербальных средств) в межличностное отношение. Актеры стремятся достичь понимания относительно ситуации действия с тем чтобы согласно координировать планы действия и сами действия". В этой модели действия особое значение приобретает язык. При этом, полагает Хабермас целесообразно использовать лишь те аналитические теории значения, которые сосредоточиваются на структуре речевого выражения, а не на интенциях говорящего.
По Хабермасу, общество следует постигать одновременно как систему и как жизненный мир. Концепция, опирающаяся на такой подход, должна представлять собой теорию социальной эволюции, которая учитывает различия между рационализацией жизненного мира и процессом возрастания сложности общественных систем. Жизненный мир предстает горизонтом, в рамках которого уже всегда находятся коммуникативно действующие. Этот горизонт в целом ограничивается и изменяется структурными изменениями общества.
Хабермас отмечает, что теория капиталистической модернизации, реализуемая средствами теории коммуникативного действия, относится критически как к современным социальным наукам, так и к общественной реальности, которую они призваны постигать. Критическое отношение к реальности развитых обществ обусловлено тем, что они не используют в полной мере тот потенциал научения, которым располагают в культурном отношении, а также тем, что эти общества демонстрируют "неуправляемое возрастание сложности". Возрастающая сложность системы, выступая как некая природная сила, не только крушит традиционные формы жизни, но и вторгается в коммуникативную инфраструктуру жизненных миров, уже подвергшихся значительной рационализации. Теория модерна непременно должна при этом учесть то, что в современных обществах увеличивается "пространство случайности" для интеракций, освобожденных от нормативных контекстов. Своеобразие коммуникативного действия становится практической истиной. В то же время, императивы ставших самостоятельными подсистем проникают в жизненный мир и на путях мониторизации и бюрократизации принуждают коммуникативное действие приспосабливаться к формально-организованным сферам действия даже тогда, когда функционально необходим механизм координации действия через взаимопонимание.
В неклассической философии К. рассматривается в аспекте продвижения к принципиально неизвестному результату. К системному комплексу условий для К., по Ж. Деррида, примыкает письмо, которое он называет архиписьмом. Архиписьму имманентно непонимание и искажение, оно существует не для манифестации уже имеющихся идей. Поэтому не может быть К. до конца чистой и успешной, не искажающей восприятия истины, как и не может быть истины без лжи и заблуждения. Поиск Деррида устремлен к корневым чувственным основаниям знака, его фактуре, его архиприродному самопроизвольному источнику. Классическое определение знака через оппозицию означаемое/означающее - плод центрированной геометрической модели знака эпохи рационализма, в которой первый член оппозиции всегда рассматривается как более существенный и ценный. Деррида же исходит из принципиального отсутствия означаемого, трансцендентного языку, отрицает тождество между мышлением и бытием. Письмо представляет собой бесконечное взаимодействие цепочек, означающих, следов, замещающих отсутствующее означаемое. Знаки при этом не имеют, безусловно, прямого и фиксируемого соответствия с обозначаемой предметностью, не обладают статусом присутствия и действуют самостоятельно в отсутствии сознания автора. Деррида подчеркивает, что К. не обращена к сознанию автора как источнику значений, скорее она порождает эти значения в его уме и автор сам конструируется в процессе письма. Письмо освобождает речь от узости сигнальной функции посредством письменного запечатления речи в графике и на поверхности, чья сущностная характеристика - быть бесконечно передаточным.
Одновременно письмо открывает доступ к коммуницированию с Иным, ибо данный подход к письму позволяет обнаружить в нем маргинальные смыслы, ранее находившиеся в подавленном состоянии. Тем самым открываются дополнительные каналы в К. с прошлым.
К., по Ж. Делезу, происходит на уровне событий и вне принудительной каузальности. При этом имеет место скорее сцепление непричинных соответствий, образующих систему отголосков, повторений и резонансов, систему знаков. События - это не понятия, и приписываемая им противоречивость (присущая понятиям) есть результат их несовместимости. Первым теоретиком алогичных несовместимостей, полагает Делез, был Лейбниц, ибо то, что он назвал совозможным и несовозможным, нельзя свести лишь к тождественному и противоречивому. Совозможность не предполагает в индивидуальном субъекте или монаде даже наличия предикатов. События первичны по отношению к предикатам. Два события совозможны, если серии, формирующиеся вокруг сингулярностей (см. "Сингулярность") этих событий, распространяются во всех направлениях от одной к другой; и несовозможны, если серии расходятся в окрестности задающих их сингулярностей. Схождение и расхождение - всецело изначальные отношения, покрывающие изобильную область алогичных совместимостей и несовместимостей. Лейбниц применяет правило несовозможности для исключения одного события от другого. Но это несправедливо, когда мы рассматриваем чистые события и идеальную игру, где расхождения и дизъюнкция как таковые утверждаются. Речь идет об операции, согласно которой две вещи или два определения утверждаются благодаря их различию. Здесь имеет место некая позитивная дистанция между различными элементами, которая связывает их вместе как раз в силу различия (как различия с врагом не отрицают меня, а утверждают, позволяя быть собранным перед ним). Теперь несовозможность - это средство К. В этом случае дизъюнкция не превращается в простую конъюнкцию. Делез называет три различных типа синтеза: коннективный синтез (если..., то), сопровождающий построение единичной серии; конъюнктивный синтез (и) - способ построения сходящихся серий; и дизъюнктивный синтез (или), распределяющий расходящиеся серии. Дизъюнкция действительно бывает синтезом тогда, когда расхождение и децентрирование, задаваемые дизъюнкцией, становятся объектами утверждения как такового. Вместо исключения некоторых предикатов вещи ради тождества ее понятия, каждая вещь раскрывается навстречу бесконечным предикатам, через которые она проходит, утрачивая свой центр - т. е. свою самотождественность в качестве понятия или Я. На смену исключения предикатов приходит К. событий. Делез предлагает различать два способа утраты личной самотождественности, два способа развития противоречия. В глубине противоположности коммуницируют именно на основе бесконечного тождества, при этом тождество каждого из них нарушается и распадается. На поверхности, где размещены только бесконечные события, каждое из них коммуницирует с другим благодаря позитивному характеру их дистанции и утвердительному характеру дизъюнкции. Все происходит посредством резонанса несоизмеримостей - точки зрения с точкой зрения; смещения перспектив; дифференциации различий, - а не через тождество противоположностей.
Такому пониманию "машины" К., ориентированной на постороннее сотворение нового, противостоит концепция координации практик габитусом П. Бурдье. Она подразумевает строго ограничивающую порождающую способность, пределы которой заданы историческими и социальными условиями, отсекающими создание непредсказуемого нового. Теория практики выдвигает тезис, во-первых, о том, что объекты знания не пассивно отражаются, а конструируются, и, во-вторых, принципы такого конструирования являются системой структурированных и структурирующих предрасположенностей или габитусом, который строится в практике и всегда ориентирован на практические функции. Среда, ассоциируемая с определенным классом условий существования, производит габитусы, т. е. системы прочих прио6peтенных предрасположенностей, выступающих в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления, объективно приспособленные для достижения определенных результатов, но не предполагающие сознательной нацеленности на эти результаты. Развивая лейбницевскую логику взаимного влияния событий, Бурдье под габитусом понимает такой имманентный закон, который является предпосылкой не только для координации практик, но также для практик координации. Поправки и регулирования, которые сознательно вносят сами агенты, предполагают владение общим кодом. Попытки мобилизации коллектива, согласно теории практики, не могут увенчаться успехом без минимального совпадения между габитусом мобилизующих агентов (пророков, лидеров и т. д.) и предрасположенностями тех, кто узнает себя в их практиках или речах, и, помимо всего того, без группообразования, возникающего в результате спонтанного соответствия предрасположенностей. Необходимо принимать во внимание объективное соответствие, устанавливаемое между предрасположенностями, которые координируются объективно, поскольку упорядочиваются более или менее идентичными объективными необходимостями. Для определения отношения между групповым габитусом и индивидуальным габитусом (который неотделим от индивидуального организма и социально определен и признан ими, легальный статус и т. д.) Бурдье предлагает считать групповым габитусом (который есть индивидуальный габитус постольку, поскольку он выражает или отражает класс или группу) субъективную, но не индивидуальную систему интернализированных структур, общих схем восприятия, концепций и действий, которые являются предпосылками всякой объективации и осознания, а объективная координация практик и общее -мировоззрение могли бы быть основаны на абсолютной безличности и взаимозаменяемости единичных практик и убеждений.
Отличия между индивидуальными габитусами заключаются в своеобразии их социальных траекторий, которым соответствуют серии взаимно несводимых друг к другу хронологически упорядоченных детерминант. Габитус, который в каждый момент времени структурирует новый опыт в соответствии со структурами, созданными прошлым опытом, модифицированным новым опытом в пределах, задаваемых их избирательной способностью, привносит уникальную интеграцию опыта, статистически общего для представителей одного класса (группы), а именно интеграцию, управляемую более ранним опытом. Ранний опыт несет особое значение, поскольку габитус имеет тенденцию к постоянству и защищен от изменений отбором новой информации, отрицанием информации, способной поставить под сомнение уже накопленную информацию, если таковая представляется случайно или по принуждению, но в особенности уклонением от такой информации.
С. А. Азаренко

Источник: Современный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
167.63 кб

Философский текст как философская коммуникация

Зубова М. В.
В статье рассмотрена сущность философского текста.
Читать PDF
62.02 кб

Виртуализация как социальная трансформация и коммуникация

Моисеева Агнесса Петровна, Мазурина Ольга Анатольевна, Перепелкин Олег Александрович
Проанализирован процесс виртуализации как комплекс социальных изменений основой которых является идеально-фантазийная, имажинативная реальность, сознательное и инженерно-сфокусированное конструирование условных феноменов.
Читать PDF
276.86 кб

Язык, общение, коммуникация

Дьяков А. В.
Читать PDF
212.49 кб

Созерцание, рефлексия и коммуникация в современной культуре

Пржиленский В. И.
Исследуются основные детерминанты и метафизические основания спекулятивного мышления, выступающего одним из наиболее влиятельных течений в культуре современного Запада. Особое внимание уделяется идеям М.
Читать PDF
432.98 кб

Тело другого: коммуникация и непрерывность

Журавлев Игнатии Владимирович
Читать PDF
210.69 кб

Всероссийский научный семинар «Модели рассуждений 5: аргументация, коммуникация, общество» (г. Светл

Косачева К. Ю.
Читать PDF
267.90 кб

Коммуникация как глобальная проблема современного мира

Шаповалов Виктор Федорович
Читать PDF
107.00 кб

98. 03. 010. Бунью Д. Коммуникация и истина. Bougnoux D. communication et vérité//&eacut

Филиппов С. В.
Читать PDF
1.42 мб

Смысл и коммуникация

Васюков В. Л.
Читать PDF
257.42 кб

Аргументация, коммуникация, рациональность

Брюшинкин В. Н.
Статья подготовлена в ходе осуществления проекта Российского гуманитарного научного фонда № 07-03-00593а «Исследование рациональности аргументации». Рассматривается проблема рациональности аргументации.
Читать PDF
116.80 кб

Коммуникация в процессах социализации

Стриганкова Елена Юрьевна
Представлен современный уровень философской рефлексии взаимосвязи процессов коммуникации и социализации.
Читать PDF
183.56 кб

Коммуникация кинематографа b семиотике Ю. М. Лотмана: философско-антропологический анализ

Постникова T. B.
The article presents an analysis of communicative function of a cinematography that is based on the works of Yu. Lotman. In the research Yu. Lotman uses the model of communicative act messager-messagerecipient.
Читать PDF
0.00 байт

Рациональная коммуникация как проблема эпистемологии

Порус В. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Рациональная коммуникация как проблема эпистемологии

Порус В.
Читать PDF
168.39 кб

Российский философский журнал: институция и коммуникация (Санкт-Петербург, 19-20 ноября 2010 г. )

Демин М. Р., Мочалова И. Н.

Похожие термины:

  • КОММУНИКАЦИЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ И ДРАМАТИЧЕСКАЯ

    Франц. COMMUNICATION NARRATIVE ET DRAMATIQUE, англ. NARRATIVE AND DRAMATIC COMMUNICATION, нем. DRAMATISCHE KOMMUNIKATION. В соответствии с теорией коммуникации, коммуникацию в любом повествовательном тексте можно представить следующим образом
  • КОММУНИКАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

    от лат. communico—связываю, общаюсь) — функционирование иск-ва в об-ве, в процессе к-рого оно выступает как специфическая эстетическая деятельность и средство общения. В общении людей посредством иск-
  • ИСКУССТВО И МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

    от лат. communico— связываю, общаюсь).— Распространение средств М. к.— периодической печати, звукозаписи, кино, радио, телевидения и др.—существенно изменило худож. жизнь об-ва в XX в. Эти средства позво
  • КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

    процессы социального взаимодействия, в ходе которых происходит обмен информацией. В результате возникают, изменяются различного рода социо-культурные объекты.
  • МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

    широкое и систематичное распространение определенной информации через печать, телевидение, радио, кино, интернет и др. средства массовой коммуникации с целью активного воздействия на мнения и оц
  • КОММУНИКАЦИЯ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ

    процесс общения и взаимодействия, осуществляемый между представителями различных культур или культурных сообществ.
  • КОММУНИКАЦИЯ НЕВЕРБАЛЬНАЯ

    передача информации посредством неязыковых средств через визуальный, слуховой, вкусовой, обонятельный и осязательный каналы.
  • Коммуникация межгрупповая

    взаимодействие между людьми. Она обусловлена их принадлежностью к различным культурным группам и не зависит от их межиндивидуальных связей и личностных характеристик.
  • Коммуникация межличностная

    взаимодействие индивидов, полностью обусловленное их межличностными связями и индивидуальными характеристиками.
  • НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

    совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов развития науки, способа осуществления взаимодействия исследователей и экспертизы полученных резул
  • КОММУНИКАЦИЯ в науке

    совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов; необходимое условие развития н
  • обманная коммуникация

    Большинство аспектов коммуникации между людьми может приводить к непониманию — просто по причине отсутствия единого и однозначного способа интерпретации. Существуют тонкие механизмы, способны
  • КОММУНИКАЦИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ

    речевое общение людей в процессе их совместной деятельности, проявляющееся в устной (голосовой) и письменной (неголосовой) формах.
  • Коммуникация социокультурная

    процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре з
  • КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

    склонность, способность, предрасположенность к общению, коммуникации, к установлению связей.
  • КОММУНИКАНТ

    любая из сторон процесса коммуникации, участник коммуникации.
  • Коммуникатор

    лицо, группа лиц или организация, от которых непосредственно исходит информация в коммуникативном процессе.
  • МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

    в менеджменте науки и образования: процесс эффективного донесения информации о процессе или идее до целевой аудитории.
  • Коммуникативная теория общества и рациональности. Этика дискурса

    Идея "коммуникации", т.е. взаимодействия людей как основы общественной реальности и соответственно исходной предпосылки философии и ее отдельных разделов, высказывалась еще в учениях и концепция
  • Н.Луман: Общество как коммуникативная система

    Всю логику функционалистского исследования Луман подчиняет поиску структур, управляющих поведением личностей и социальных систем, а также механизма автономного действия каждой из подсистем общ