КОМЕНСКИЙКоми религиозные верования и обычаи

КОМЕНСКИЙ Ян Амос

Найдено 4 определения термина КОМЕНСКИЙ Ян Амос

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

КОМЕНСКИЙ Ян Амос

1592-1670) - чешек, педагог, философ и писатель, основатель демократич. педагогич. системы, в к-рой выступил с критикой схоластич. формализма. По своим филос. взглядам К. был близок к материали-стич. сенсуализму, однако он не был последоват. материалистом -признавал св. писание (наряду с чувствами и разумом) источником познания. К. считал, что всеобщее образование поможет воспитывать детей в духе гуманизма. Вместе с тем целью воспитания он считал подготовку к вечной жизни.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

КОМЕНСКИЙ (Komensky) Ян Амос

род. 1592 - ум. 1670) - чеш. педагог и филосдф. Рассматривал познание как активный процесс, тесно связанный с разумным обучением. Будучи убежденным в том, что все люди способны к познанию и образованию, считал необходимым дать простым людям доступ к знаниям. Первым в истории педагогики построил систему дидактики ("Magna didactica") как особую науку обучения. Его дидактические принципы (наглядность, постепенность, подражание, упражнение) требовали осмысленного познания законов природы и рационально построенного закрепления знаний. Взгляды Коменского оказали большое влияние на все последующее развитие педагогики. Главные произв.: "Открытая дверь к языкам", 1631; "Великая дидактика", 1657.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

КОМЕНСКИЙ Ян Амос (1592— 1670)

чешский педагог-гуманист и философ, противник схоластической системы обучения. К.— руководитель одной из групп “Моравских братьев”, религиозной протестантской секты, сложившейся в ходе антифеодального движения и национальной борьбы против нем. феодалов и католической церкви. В вопросах мировоззрения приближался к пантеизму. В его сенсуалистической теории познания и в дидактике имеются значительные материалистические тенденции. Познание, по К.,— активный процесс, тесно связанный с разумным обучением. Все люди, утверждал он, способны к познанию и образованию, поэтому простой народ должен получить доступ к знаниям. Впервые в истории педагогики К. построил систему дидактики как особую науку. Его дидактические принципы (наглядность, постепенность, подражание, упражнение) требовали осмысленного познания законов природы и рационально построенного закрепления знаний. Передовые взгляды К. оказали большое влияние на развитие педагогики. Его гл. произв.: “Открытая дверь к языкам” (1631), “Великая дидактика” (1657).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

КОМЕНСКИЙ Ян Амос

28 марта 1592, Нивница — 15 ноября 1670, Наарден, Голландия) — чешский педагог, гуманист и философ. Учился в Герборнском ( 1611—12), Гейдельбергском (1613) университетах; был избран священником (Фульнек, Богемия, 1618), первым епископом (1650) протестантской общины «чешских братьев», вместе с которыми подвергался гонениям; жил в изгнании в городах Польши, Венгрии, Швеции, Голландии. Начиная с 1614 был учителем, ректором в школах, занимался практической педагогикой; всю жизнь боролся за восстановление Чехии и свободу вероисповедания. Получил известность в Европе трудами по педагогике, основанными на философских идеях X. Л. Вивеса и Ф. Бэкона. Стремясь к объединению всех наук о человеке и природе и построению целостной картины мира, Коменский выдвинул проект энциклопедической системы знания — пансофии («Предвестник всеобщей мудрости» — Pansoptuae Prodromus, англ. пер. 1639, рус. пер. 1939). Проект был поддержан в Англии и Франции, английский парламент даже принял постановление об организации ученой коллегии для разработки «Пансофии», но этому помешала гражданская война. Острая сатира на европейское общество времен Тридцатилетней войны содержится в морально-философском трактате Коменского «Лабиринт мира и рай сердца» (1623, рус. пер. 1896).

В ранней работе «Спорные вопросы, собранные в саду философии?» (1613) Коменский, отвечая на вопрос «всякое ли познание берет свое начало у ощущения?», говорит о том, что «нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущении, как нет ничего в вере, чего раньше не было бы в уме», существуют три источника познания: чувства, разум и Священное Писание. С помощью внешних чувств человек воспринимает окружающий его мир, внешние чувства сообщают эти образы внутренним чувствам, а те в свою очередь — духу, который «созерцает, сравнивает и основательно изучает их» («Metlodus linguamm novissima» X, 7) и выражает затем в языке. Принцип наглядности, первичности ощущений воплощается во всех его педагогических работах — «Великой дидактике» (Didactica magna, 1657, рус. пер. 1875—77) — универсальной теории обучения; «Материнской школе» — о воспитании ребенка в первые шесть лет жизни (1633, рус. пер. 1892); «Открытой двери к языкам» (1631, рус. пер. 1892) — энциклопедического учебника латинского языка, переведенного на 16 языков мира, но особенно в «Мире чувственных вещей в картинках» (Orbis sensualium pictus, 1658, рус. пер. 1768) — учебнике латинского языка для начинающих, который стал обязательной учебной книгой по «Уставу народных училищ в Российской империи» (1786). Здесь реализована идея развития внешних органов чувств как главного источника познания у детей; правила перехода от конкретного к отвлеченному, от целого к части и обратно, от простого к сложному. В «Обозрении реформированной во славу Божию физики» (Physicae ad lumen divinum reformatae synopsis, 1633) Коменский говорит о трех началах, лежащих в основе мира, — материи, свете (lux) и духе (Spiritus), в котором Бог сообщает миру идеи, определяющие формирование всех вещей. Одна из последних его работ — «Всеобщий совет человеческому роду об улучшении человеческих дел» (De rerum humanarum emendatione consultati catholica ad genus humanum, 1666) — грандиозный проект улучшения общественной жизни и междунароных отношений через установление всеобщего мира и веротерпимости, выравнивания экономического и культурного уровня всех народов, всеобщего обучения и воспитания, одинакового для всех людей. Идеи Коменского оказали громадное воздействие на все последующее развитие европейской педагогики.

Соч.: Opera didactica oinnia, 1657; в pvc. пер: Избр. педагогические соч., т. 1-3. М., 1939-41.

Лит.: KpacHtWCKuii А. А. Ян Амос Коменскпи. М., 1953; ЛордкипанидзеД. О. Ян Амос Коменскпи. 1592—1670. 2-е изд. М., 1970; Hornstem H. Weisheit und Bildung. Studien zur Bildungslehre des Comenius. Dusseldorf, 1968.

Л. А. Микешина

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме КОМЕНСКИЙ Ян Амос — 0

Найдено научныех статей по теме КОМЕНСКИЙ Ян Амос — 0

Найдено книг по теме КОМЕНСКИЙ Ян Амос — 0

Найдено презентаций по теме КОМЕНСКИЙ Ян Амос — 0

Найдено рефератов по теме КОМЕНСКИЙ Ян Амос — 0