Кольридж, Сэмюэл Тейлор

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Кольридж Сэмюэль Тейлор
(1772-1834) - английский поэт, философ и критик. Ранний рационализм Кольриджа сменился мистической религией, сформировавшейся под влиянием Якоба Бёме и Баруха Спинозы. Его проповеди были направлены против ортодоксального протестантизма в пользу спиритической религиозности, не ограничивающейся рамками библейского откровения.

Источник: Новые религиозные движения.

Кольридж, Сэмюэл Тейлор

(20 окт. 1772 – 25 июля 1834) – англ. поэт-романтик, философ-идеалист и эстетик. В молодости восхищался идеями франц. революции. В 1798–99 изучал в Германии философию нем. классич. идеалистов, к-рую пропагандировал в издаваемом им журнале "Друг" (1809–10). К. не создал самостоятельного, цельного учения и был неустойчив в своих филос. воззрениях, тяготея к объективному идеализму пантеистич. типа и мистицизму. Решающее влияние на его филос. взгляды оказали натурфилософия и эстетика Шеллинга, а также пантеистически истолкованный спинозизм. В истории англ. философии К. был ранним предшественником неогегельянства (Керд, Грин и др.). К, принимал активное участие в политич. жизни, борясь против торийской политики Питта с либеральной позиции вигов. Нек-рые представители совр. бурж. литературоведения рассматривают К. как одного из предшественников совр. модернистских эстетич. теорий и направлений в литературе (см., напр., Salinger L. G., Coleridge: poet and philosopher, в кн.: From Blake to Byron. Pelican guide to English literature..., v. 5, L., 1957, p. 194; Read H., Coleridge as critic, L., 1949, p. 22, 30). Соч.: Aids to reflection in the formation of a manly character, L., 1825; Essays on his own times, v. 1–3, L., 1850; Works, [t. 1–6 ], L., 1885–94; Treatise on method, L., 1934; The philosophical lectures (1818–19), L., 1949; Collected letters, v. 1–2, Oxf., 1956; Confessions of an inquiring spirit, L., [1956 ]. Лит.: Елистратова ?. ?., Наследие английского романтизма и современность, М., 1960, гл. третья (с. 197–242); Schanck N., Die sozialpolitischen Anschauungen Coleridges..., Bonn, 1924; Muirhead .J. H., Coleridge as philosopher, L., 1930; Winkelmann E., Coleridge und die Kantische Philosophie, Lpz., 1933; W?nsche W., Die Staatsauffassung Samuel Taylor Coleridges, Lpz., 1934; Coburn K., Inquiring spirit. A new presentation of Coleridge..., L., 1951; ?uсelle J., L´id?alisme en Angleterre de Coleridge a Bradley, Nch?t., 1955. Б. Быховский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Кольридж, Сэмюэл Тейлор

21 октября 1772, Оттерри Сент Мери, Девоншир, Англия25 июля 1834, Хайгет, близ Лондона) — английский поэт-романтик, теоретик искусства и философ. Учился в Кембриджском университете, но оставил его до окончания курса. Входил в объединение поэтов-романтиков «Озерная школа» (вместе с У. Вордсвортом и Р. Саути). В философии первоначально был сторонником линии классического британского эмпиризма, однако затем увлекся Платоном и, наконец, немецкой классической философией, которую специально изучал в Германии (1798—99). На него оказала влияние теория познания Канта, в особенности разделение на чувственность, рассудок и разум, и кантовское учение о бессознательной деятельности гения. У Шеллинга Колридж позаимствовал представление об искусстве как главном виде человеческой деятельности, а также идею единства человека, природы и духа. Слава Колриджа как эстетика была связана прежде всего с его циклом лекций о Шекспире и критикой основ классицистской эстетики. Свои философские взгляды изложил в «Литературной биографии» (Biographia Literaria, 1817), а также в «Теории жизни». По Колрнджу, Мировой дух является двигателем вселенной и порождает человеческое сознание и природу. Отсюда возникает органическое единство природы (представляемого) и сознания (представляющего). Индивидуализация природы достигает своего высшего пункта в человеке. Процесс познания мира начинается с самопознания субъекта. Эстетику Колридж трактовал как науку о жизни, в центре которой учение о прекрасном, познаваемом интуитивно. Колридж сближает прекрасное и морально доброе и подробно исследует роль вкуса в понимании этого единства. В целом высшие проявления искусства должны быть символическими, изображающими внутреннюю форму явления. В символе совпадают субъективное и объективное, сознательное и бессознательное. Роль поэта — быть посредником между природой, человеком и Богом. Как философские, так и эстетические воззрения Колриджа включали элементы мистицизма. Идеи Колриджа в значительной мере подготовили широкое распространение немецкого идеализма в академической среде британских университетов, начавшееся в середине 19 в.
Соч.: The Complete Works. L.—N. Y, 1897; Literary Remains. L., 1836; Miscellanious Criticism. L.—N. Y., 1936; Shakespearean Criticism, v. 1-2. L.-N.Y., 1960; Избр.труды. M., 1987. Лит.: MuirheadJ. H. Coleridge as Philosopher. L., 1930; Read H. Coleridge as Critic. L., 1949; Hanson L. The Life of S. T. Coleridge. N. Y, 1962.
A. Грязное

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
221.42 кб

2018.02.023. ГАЙТ М. МОРЕХОД. ПУТЕШЕСТВИЕ С СЭМЮЭЛЕМ ТЕЙЛОРОМ КОЛЬРИДЖЕМ. GUITE M. MARINER. A VOYAGE

Красавченко Т.Н.