Колониализм

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Колониализм
период истории человечества, когда основным устремлением ведущих мировых государств было завоевание колоний, их дележ и эксплуатация. Этих государств не так много: Франция, Англия, Италия, Бельгия, Голландия, Испания, Португалия в Европе, Япония в Азии, США в Америке. Иметь колонии считалось прилично и почетно еще несколько десятилетий назад.
Существует представление, что СССР также являлся колониальной империей. В основе такого представления лежит принцип мышления по аналогии, любовь к классификации, порядку и т.п.. Но здесь следует учесть, что научные теории и практические процессы не всегда находятся в соответствии, особенно если мы имеем дело с понятиями единичными. В истории цивилизации Россия является понятием единичным, ее положение и путь среди народов самостоятелен, оригинален и неповторим. Хотя, честно говоря, и в ее истории среди правителей, как, например, в настоящее время, находились и жалкие подражатели Западу - эпигоны, что наносило стране невосполнимый ущерб. Перенимать опыт и эпигонствовать - это далеко не одно и то же.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

КОЛОНИАЛИЗМ
идеология) – политич., экономич., идеологич. и культурное порабощение одних стран, как правило экономически менее развитых, эксплуататорскими классами др. стран. В определенных конкретно-историч. формах К. присущ всем эксплуататорским формациям – рабовладельч. строю, феодализму и капитализму и является перенесением на междунар. арену антагонистич. классовых отношений. Каждая общественно-экономич. формация и даже различные стадии одной и той же формации определяют как конкретные формы К. (см. В. И. Ленин, т. 22, с. 247), так и особенности идеологии К. Колониями в эпоху рабовладельч. строя называли организованные массовые поселения граждан к.-л. гос-ва за его пределами или в малонаселенных окраинах. Наряду с ними существовали колонии иного типа, захваченные с целью прямого насильств. грабежа, обложения податями и обращения в рабство населения этих территорий. Рим. империя была основана на беспощадной эксплуатации завоеванных земель. Идеологи рабовладельцев восхваляли эту захватнич. политику (Полибий, Плиний Младший). В эпоху феодализма колониальные завоеватели действовали вместе с торгово-купеч. элементами. Колонизация осуществлялась в форме грабительских экспедиций крупного масштаба. На амер. материке были основаны колон. владения феодально-абсолютистской Испании и Португалии. Рим. папа и идеологи католицизма санкционировали и обосновывали "право" на захват колонизуемых земель феод. гос-вами. В эпоху капитализма К. расширился до невиданных ранее масштабов и приобрел качественно новый характер, будучи составной частью процесса первоначального капиталистич. накопления. К. порождался погоней за рынками сбыта, источниками сырья, а впоследствии – и за прибыльными сферами приложения капитала. "...Искоренение, порабощение и погребение заживо туземного населения в рудниках, первые шаги к завоеванию и разграблению Ост-Индии, превращение Африки в заповедное поле охоты на чернокожих – такова была утренняя заря капиталистической эры производства. Эти идиллические процессы составляют главные моменты первоначального накопления" (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 754). Возникшая колониальная система основывалась на грубейшем насилии. В условиях империализма весь мир оказался политически и экономически поделенным между горсткой империалистич. держав. "Капитализм перерос во всемирную систему колониального угнетения и финансового удушения горстью "передовых" стран гигантского большинства населения земли" (Ленин В. И., Соч., т. 22, с. 179). Колониальные и зависимые страны стали аграрно-сырьевыми придатками метрополий с типичной колониальной структурой нац. х-ва (однобокая, монокультурная направленность, ориентация на экспорт двух-трех видов сырья и продовольствия, зависимость от мирового капиталистич. рынка). Важнейшие отрасли х-ва колониальных и зависимых стран оказались в руках иностр. монополий, получающих колоссальные сверхприбыли. Реакц. бурж. идеологи всегда "обосновывали" и поддерживали колониальную экспансию. Апологеты расизма (Гобино, Лапуж) открыто проповедовали антинауч. тезис о биологич. превосходстве белого человека и неполноценности цветных народов. Варварские колониальные экспедиции, истребление целых народов, систематич. грабеж и насилие неизменно прикрывались ссылками на "цивилизаторскую роль белого человека". Расизм взяли на вооружение франц., англ., нем. и амер. империалисты и их идеологи. Англ. реакц. философ X. С. Чемберлен и писатель Дж. Р. Киплинг воспевали "бремя белого человека" и порабощение колониальных народов. В CШA в 19 в. расисты Дж. Фиске, Ч. Стронг, Дж. Берджесс и др. приписывали североамериканцам особые черты, дающие им будто бы право на господство над др. народами. Теория т.н. "психорасизма" исходила из того, что у народов, живущих в различной географич. среде, будто бы неизбежно образуются различия в развитии интеллекта и в психич. качествах. Антинауч. взгляды географич. детерминизма поставили на службу К. представители геополитики [К. Риттер, Ф. Ратцель, К. Хаусхофер (Германия), Бокль (Англия), Челлен (Швеция), Мэхэн (США) и др. ]. Важную роль в идеологич. обосновании К. играла церковь, выдвинувшая еще в 15 в. теорию, согласно к-рой христ. миссионеры имеют право на беспрепятств. проповедь христианства в "языческих" странах. Провозглашенный церковью принцип "провиденциального назначения благ мира сего", означавший, что богатства земли и ее недр должны принадлежать тем, кто умеет извлекать из них наибольшую пользу, т.е. европейцам, служил оправданием колониальных захватов. Эти принципы не претерпели существ. изменений на протяжении веков и содержатся в работах совр. христ. идеологов К. (см. об этом в кн. I. Arnault, Proc?s du c?lonialisme, P., 1958). Одной из распространенных является также теория "ассимиляции", исходящая из антинауч. тезиса о превосходстве "зап. культуры" (R. Monier, Sociologie coloniale, v. 1, P., 1932). Откровенные идеологи К. полностью отвергали идею нац. суверенитета народов Азии и Африки. История развития человечества в 20 в. нанесла сокрушит. удары по идеологии колонизаторов. Великая Октябрьская социалистич. революция разбудила Восток, вовлекла колониальные народы в общий поток освободит. антиимпериалистич. борьбы. Возникновение социализма знаменует наступление эры освобождения угнетенных народов. Образование мировой системы социализма и обострение общего кризиса капитализма создали благоприятные условия для успешного развития нац. освободит. движения, ликвидации вековой отсталости и нищеты, достижения политич. и экономич. самостоятельности колониальных и зависимых народов. В результате широкого нац.-освободит. движения на месте бывших колоний и полуколоний возникли и возникают молодые суверенные гос-ва, народы к-рых стали активными участниками междунар. политики. Крах колониальной системы – второй по своему историч. значению после образования социалистич. системы итог мирового развития. К концу 1962 возникло св. 50 новых суверенных гос-в. В прямой колониальной зависимости осталось 1,5% населения земли. Однако народы подавляющего большинства стран, освободившихся от политич. гнета империализма, продолжают эксплуатироваться капиталистич. монополиями. Большинство этих гос-в еще не вырвалось из мирового капиталистич. х-ва, хотя и занимает там особое место. Империалистич. гос-ва, и в первую очередь США, прилагают немалые усилия к тому, чтобы удержать свои позиции в экономически слаборазвитых странах. "Новыми методами и в новых формах империалисты стремятся сохранить колониальную эксплуатацию народов" (Программа КПСС, 1961, с. 46). Империалисты вмешиваются во внутр. дела этих стран, поддерживают контрреволюц. группировки, марионеточные пр-ва и военнодеспотич. режимы, организуют заговоры, террор, подрывную деятельность, втягивают отд. страны в воен. блоки и развязывают кровавые колониальные войны. Играя на нац. и племенной розни, колонизаторы стараются внести раскол в ряды нац.-освободит. движения. "...Колониализм не уходит со сцены после достижения угнетенными народами государственной самостоятельности, – он цепляется за любые возможности, за старые связи, экономические, финансовые, военные и другие рычаги и часто использует разложившиеся и подкупленные им реакционные элементы этих стран для того, чтобы в новом виде, в новых формах продолжать колониальную эксплуатацию. Это обычно и называют неоколониализмом" (Микоян А. И., "Правда", 1962, 15 марта, с. 3). Совр. К. проявляется в постоянных попытках империалистов использовать экономич. трудности слаборазвитых стран для навязывания им кабальных экономич. и политич. требований. Одна из коренных проблем экономически слаборазвитых стран – это проблема пути их дальнейшего развития. Капитализм – это путь нар. страданий. Некапиталистический же путь обеспечивает быстрый подъем экономики и культуры и отвечает интересам абс. большинства нации. В условиях распада колониальной системы при нынешнем соотношении сил на мировой арене и реальной возможности всесторонней поддержки со стороны мировой социалистич. системы широкие перспективы для народов экономически слаборазвитых стран открываются на путях образования и развития гос-в нац. демократии. В совр. условиях империалисты стремятся расширить идеологич. обоснование своей деятельности, приспособить ее к новой обстановке. Идеология К. отражает необходимость для империализма маневрировать и отступать перед лицом нац.-освободит. движения. В условиях, когда нац. государственность завоевала большинство стран Азии и Африки и идея равенства этих стран с др. гос-вами, по крайней мере в юридич. смысле, приобрела междунар. признание, многие прежние теории (расизма и т.п.) могут лишь еще более подорвать позиции империализма в этих странах и поэтому подобные теории в их наиболее откровенной, неприкрытой форме появляются все реже. В довоенный период идеология К. разрабатывалась гл. образом в зап.-европ. странах – метрополиях (Англии, Франции, Голландии), в наст. время идеологич. центром К. являются США. Амер. империализм стремится нажить политич. капитал на ненависти народов Азии, Африки и Лат. Америки к своим прежним поработителям и выступает преим. под флагом "антиколониализма", распространяя лживую легенду, будто США никогда не были колониальной державой. Осн. внимание амер. идеологи К. уделяют социально-экономич. вопросам. Для англ. и франц. идеологов К. в первые послевоен. годы были характерны стремление обосновать политич. господство колониальных держав, разработка вопросов о целесообразных, с т. зр. империализма, путях сохранения политич. позиций колонизаторов в освобождающихся странах (теории многостадийной передачи власти и т.п.). В последнее время англ. и франц. идеологи К. также активно занимаются разработкой социально-экономич. проблем. В целом совр. идеология К. не представляет собой единой концепции, а состоит из ряда разрозненных, часто противоречащих друг другу теорий, положений и линий пропаганды. В выработке этой идеологии активно участвуют не только различные бурж. социологи (начиная с откровенных проповедников расизма и насильств. подчинения народов и кончая представителями "либеральных", реформистских течений), но и правые социалисты. Возрастающее значение в совр. идеологии К. приобретают теории, призванные замаскировать и приукрасить взаимоотношения империализма с экономически отсталыми странами и представляющие империалистов в роли защитников равенства, демократии, свободы, прогресса. Предпринимаются попытки приукрасить историч. прошлое К. (а попутно и мн. черты совр. взаимоотношений империалистич. гос-в с экономически отсталыми странами), представить К. как необходимый этап обществ. развития и в то же время как явление, ускорившее развитие экономически отсталых стран. Обоснованием подобной апологии К. являются различные варианты теории культурной, экономич., политич., религ. и иной "взаимозависимости" и "взаимодействия" [Тойнби, франкель, Хинден (Великобритания), Нортроп (США) ]. Бурж. проповедники этих теорий сознательно смешивают исторически неизбежный процесс экономич. и хозяйств. сближения народов с его насильств. колониалистскими формами в условиях империализма. Они пытаются представить нац.-освободит. движение как явление, противоречащее ходу истории, а политич. суверенитет – как историч. анахронизм. В то же время, умалчивая о насильств. подавлении колонизаторами любого волеизъявления колониальных народов, идеологи К. выдвигают тезис о том, что господство иностранцев способствовало распространению в колониях "идеалов демократии и независимости". Наряду с этим мн. идеологи К. утверждают, что колонизаторы обеспечивают "мир и порядок" в подвластных им территориях. Ссылаясь на якобы неподготовленность народов колоний к самоуправлению, апологеты К. выдвигают т.н. теорию вакуума, согласно к-рой преждевремен-ный уход колонизаторов порождает якобы вакуум власти, что будто бы приводит к политич. хаосу и впоследствии к новому порабощению народа (Бернс, Кинг, Хинден). Подобные теории служат не только идеологич. прикрытием и оправданием совр. колониальных войн, но и обоснованием постоянных попыток империалистов подчинить освободившиеся страны своему политич. влиянию. Бурж. экономисты также широко проповедуют различные формы экономич. взаимозависимости. Опираясь на теорию сравнит. издержек произ-ва, они стремятся преподнести однобокое развитие нар. х-ва слаборазвитых стран как неотъемлемую черту любого прогрессивного междунар. разделения труда. Согласно этим теориям, нынешняя структура нар. х-ва и внешнеэкономич. отношений якобы обеспечивает отсталым странам Азии, Африки и Лат. Америки наибольшие выгоды и благоприятно влияет на их экономич. развитие. Стремясь обелить К., его защитники дают извращенную трактовку причин экономич. отсталости стран Азии, Африки и Лат. Америки. Замалчивая пагубное воздействие господства колонизаторов, идеологи К. обосновывают положение слаборазвитых стран различными геополитич. и неомальтузианскими рассуждениями, а также апологетич. теорией "порочных кругов бедности", согласно к-рой эти страны бедны потому, что они мало производят, а мало производят потому, что они бедны и не могут увеличивать капиталовложений. В действительности, империалистич. грабеж колоний и зависимых стран американскими и др. монополиями является одним из гл. препятствий для их быстрого экономического развития. Одной из форм апологии К. является утверждение, будто империализм ныне переродился, и К. (к-рый трактуется как чисто политич. явление) якобы больше не существует. Представляя завоеванную в результате нац.-освободит. борьбы политич. независимость как добровольный "дар" империализма, бурж. и правосоциалистич. апологеты К. говорят о наступлении новой эры во взаимоотношениях между империалистич. державами и слаборазвитыми странами [Эллиот, Стейли, Лайнбергер, Хазард (США), Стрейчи, Хинден (Великобритания) ]. Ныне якобы существует широкое совпадение интересов империалистов и народов экономически отсталых стран, их совместная заинтересованность в экономич. развитии стран Азии, Африки и Лат. Америки. Одно из центр. мест в идеологии совр. К. занимает антикоммунизм, к-рый призван расколоть и ослабить единый нац. фронт освободит. движения. "В нем смыкаются империалистическая идеология с идеологией феодальных, проимпериалистических элементов и реакционных групп буржуазии стран, освободившихся от колониального ига" (Программа КПСС, с. 54). Ссылкой на борьбу против "коммунистич. опасности" империалисты оправдывают наступление против широких нар. масс, против всех прогрессивных сил и ведущих борцов за независимость в слаборазвитых странах. Идеологи К. выступают против прогрессивных сторон национализма и поддерживают его реакц. тенденции, стремятся склонить нац. буржуазию к компромиссу с империализмом. Антикоммунистич. выступ-ления, переплетающиеся с постоянными выпадами против стран социалистич. лагеря, служат идеологич. прикрытием политики сколачивания агрессивных воен. блоков и нередко оправданием насильств. захвата отд. важных стратегич. районов. Осн. знаменосцем антикоммунизма является американский империализм, выступающий в роли руководящей силы современного К. Возрастающее значение в идеологии К. занимает вопрос о дальнейших социально-экономич. путях развития слаборазвитых стран. Осн. работы бурж. социологов, историков и экономистов направляются на проповедь рецептов развития этих стран по капиталистич. пути. Бурж. социологи пытаются доказать, что предпосылкой быстрого экономич. развития является создание благоприятных условий для частного предпринимательства [Ростоу, Райт, Стейли (США) и др. ]. Под этим углом зрения подробно разбираются вопросы права, религии, экономики, политики и т.п. Признавая неизбежность участия гос-ва в экономич. жизни освободившихся стран, идеологи К. усиленно проповедуют необходимость всемерного ограничения его роли и передачи важнейших отраслей экономики в руки частного капитала. Бурж. идеологи отвергают в принципе политику национализации важнейших отраслей и выступают за максимальную свободу деятельности частного и иностр. капитала. Особое внимание уделяется проблеме индустриализации экономически отсталых стран. Империалисты, пытаясь сохранить зависимость слаборазвитых стран от поставок осн. средств произ-ва из империалистич. гос-в, стремятся помешать подлинной индустриализации этих стран, направить их развитие на создание второстепенных отраслей легкой, а не тяжелой пром-сти и машиностроения. В этой связи проводится клеветнич. кампания и против опыта индустриализации в социалистич. странах. Ряд идеологов К. проповедует необходимость оказания экономич. помощи слаборазвитым странам [Боулсс, Стассен, Ростоу (США) ] с целью удержания этих стран в зависимости от империалистич. держав. Эта помощь преподносится как конкретный носитель "нового" отношения империалистов к экономически отсталым странам, как средство, способное облегчить социально-экономич. трудности развития этих стран по капиталистич. пути. В действительности же империалистч. "помощь" – это средство эксплуатации и орудие закабаления экономически отсталых стран. Рост сил социализма и демократии, небывалый подъем и размах нац.-освободит. движения обусловливают в совр. условиях неодолимость процесса крушения К., к-рый мечется в попытках отсрочить свою гибель. В одних случаях предпочтение отдается идеологии и политике частичных уступок, маневров и реформ, в других – верх берут идеология и политика воен. авантюр, неприкрытого насилия. В целом совр. К. выступает как сочетание и переплетение обеих этих тенденций. В совр. идеологии К. в большей мере, чем в реальной политике империализма, предпочтение отдается "либеральным" реформистским течениям. Реальная политика, проводимая империалистич. державами в отношении экономически отсталых стран (непрекращающиеся колониальные войны, вмешательство во внутр. дела, систематич. грабеж и т.п.), показывает, что "... империализм остается главным врагом и главным препятствием на пути решения общенациональных задач, стоящих перед молодыми суверенными государствами и всеми зависимыми странами" (там же, с. 46). Совр. идеология К. отражает глубокий кризис, переживаемый империализмом в период, когда социалистич. система показывает свое преимущество над капитализмом, а народы Азии, Африки и Лат. Америки усиливают борьбу за полную ликвидацию К. Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс о колониальной системе капитализма. [Сб. ], М., 1959; В. И. Ленин о национальном и национально-колониальном вопросе, М., 1956; Хрущев Н. С., Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии, [М. ], 1956; его же, О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–65 годы, М., 1959; его же, Свободу и независимость всем колониальным народам, решить проблему всеобщего разоружения!, М., 1960; его же, За новые победы мирового коммунистического движения, М., 1961; его же, Отчет ЦК КПСС XXII съезду партии, М., 1961; его же, О Программе КПСС, М., 1961; Документы совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 года, М., 1957; Документы Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, Москва, ноябрь 1960 года, М., 1960; Программа КПСС, М., 1961; Варга Е. С., Основные вопросы экономики и политики империализма (после второй мировой войны), 2 изд., М., 1957; Васильева В. Я., Распад колониальной системы империализма, М., 1958; Гречев ?. ?., Колониальная политика США после второй мировой войны, М., 1958; Последние колонии в Азии. [Сб. статей ], М., 1958; Лемин И. М., Экономическая сущность современного колониализма, "Проблемы востоковедения", 1959, No 4; его же, Политическое содержание современного колониализма, там же, 1960, No 1; Коллонтай В., Правые социалисты и колониализм, в кн.: Правые социалисты – против социализма, М., 1960; Проблемы индустриализации суверенных слаборазвитых стран Азии, М., 1960; Разбуженный Восток. Записки сов. журналистов о визите Н. С. Хрущева в Индию, Бирму, Индонезию, Афганистан, кн. 1–2, [М., 1960 ]; Аграрно-крестьянский вопрос в суверенных слаборазвитых странах Азии, М., 1961; Аграрные реформы в странах Востока. [Сб. статей ], М., 1961; Брутенц К. Н., Против идеологии современного колониализма, М., 1961; Mодржинская Е. Д., Идеология современного колониализма, М., 1961; Национально-освободительное движение в Латинской Америке на современном этапе, М., 1961; Рабочее движение в капиталистических странах (1959–61 гг.), М., 1961; Фитуни Л. А. и Щетинин В. Д., Проблемы помощи экономически слаборазвитым странам, М., 1961; Шабад Б. ?., Идеологические основы современного колониализма, М., 1961; Черняк Е. Б., Новейшая реакционная историография колониализма, "Новая и новейшая история", 1961, No 5; Айдит Д. Н., Уроки истории Коммунистической партии Индонезии, [пер. с индонез. ], М., 1961; Алжирская коммунистическая партия в войне за национальную независимость, [пер. с франц. ], М., 1961; Кастро Ф., Речи и выступления, пер. с исп., М., 1960; Рока Блас, Куба – свободная территория Америки, пер. с исп., М., 1961; Неру Д., Автобиография, пер. с англ., М., 1955; Нкрума К., Автобиография, пер. с англ., М., 1961; Сукарно, Индонезия обвиняет. Сб. статей и речей, пер. с индонез. и англ., М., 1956; Секу Туре, Независимая Гвинея, пер. с франц., М., 1960; Гудзима Канэсабуро, Современный колониализм, пер. с япон., М., 1960; Баран П., К экономической теории общественного развития, пер. с англ., М., 1960. Осн. труды совр. идеологич. защитников К. – Maunier R., Sociologie coloniale, v. 1–2. P., 1932–36; Fjlliet J., Le droit de colonisation..., P., 1933; Labouret H., Colonisation, colonialisme, d?colonisation, P., 1952; Northrop F. S. C., The taming of the nations..., N. Y., 1952; Asian nationalism and the West..., ed. by W. L. Holland, N. Y., 1953; Frankel S. H., The economic impact of under-developed societies, Oxf., 1953; Staley E., The future of underdeveloped countries, N. Y., 1954; Richmond A. H., The colour problem..., Harmondsworth, [1955 ]; Kohn H., Nationalism, its meaning and history, Princeton – N. Y., 1955; Adam ?h. R., Modern colonialism: institutions and policies, N. Y., 1955; Race relations in world perspective, Honolulu (Hawaii), 1955; The political economy of American foreign policy, ?. Y., [1955 ]; Nationalism and progress in free Asia, ed. by Ph. W. Thayer, Balt., 1956; Coggle B. J., Byrnes J. P. K., Christian social ethics. L., [1956 ]; Вurns А. С., In defence of colonies, L., [1957 ]; Idea of colonialism, ed. by R. Strausz-Hup?, H. W. Hazard, 1958; Kindleberger P. Ch., Economic development, N. Y., 1958; Schonfield ?., Attack on world poverty, [N. Y. ], 1960; Nurkse R., Problems of capital formation in underdeveloped countries, N. Y., 1960; ?oselitz ?. F., Sociological aspects of economic growth, N. Y., 1960; его же, Theories of economic growth, [?. ?. ], 1961. В. Коллонтай, Е. Модржинская. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Похожие термины:

  • ДУХОВНЫЙ КОЛОНИАЛИЗМ

    империалистическая система идеологического воздействия на массовое сознание и социальную психологию народов стран Азии, Африки и Латинской Америки в целях обоснования, оправдания и закрепления
  • КОЛОНИАЛИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ

    распространение моделей культуры (как правило, одной из западных культур) среди других контактирующих с нею культур, что ведет к вытеснению и замене исконных автохтонных моделей, к искажению ценн