Коллизия
КОЛЛИЗИЯ
столкновение каких-л. противоположных сил, интересов, стремлений.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Коллизия
столкновение противоположных сил, стремлений или интересов [10]. Возможна и коллизия законов.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
КОЛЛИЗИЯ
от лат. collisio – столкновение) – категория этики и эстетики, означающая столкновение, противоречие и борьбу характеров в иск-ве, интересов, чувства и долга в нравств. поведении. См. Конфликт.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
КОЛЛИЗИЯ
от лат. collisio) - столкновение противоположных сил, стремлений, взглядов, интересов. Коллизия долга - столкновение одного долга с другим, при этом выполнение одного из них исключает выполнение другого: преимуществом обладает тот долг, выполнение которого требует большей моральной энергии (см. Этика, Дилемма).
Источник: Философский энциклопедический словарь
КОЛЛИЗИЯ
лат. col lisio — столкновение) — противоречие н столкновение характеров и обстоятельств в произв. иск-ва (в лит-ре, театре), противоборство между характерами или внутри одного из них, вынуждающее персонажей к поступкам; худож. отражение социально-исторического конфликта реальной действительности. Являясь толчком к действию, К. определяет собой движение сюжета и разрешается в финале произв. Типы разрешения К. различны в зависимости от жанра произв. Понятие «К.» как одно из осн. для теории иск-ва разрабатывал Гегель; обоснование его роли в марксистско-ленин-ской эстетике дано в письмах Маркса и Энгельса к Лассалю. Понятие «К.» близко понятию «конфликт художественный». в советской эстетике используются оба понятия.
Источник: Эстетика: Словарь
Коллизия
проблемная ситуация, складывающаяся в отношениях между членами данной группы, вызванная несовпадением (дивергенцией) интересов, ценностей. взглядов, мировоззренческих позиций, устремлений, ориентаций, способов поведения, либо обусловленная комплексом предубеждений и предрассудков, возникающих на почве расовой, национальной, этнической, религиозной, политической, творческой, психосоциальной или иной несовместимостью. Чревата конфликтом и чаще всего им завершается при отсутствии умелого психолога, руководителя, "дирижера", просто мудрого человека, способного найти выход из ситуации через "соломоново решение" (другие способы выхода здесь как правило бездейственны). В художественных произведениях форма обострившегося отношения между участниками описываемого действия, ведущая к столкновению позиций, борьбе действующих сил, взрыву. В историческом плане может приобретать масштабность и размах, вовлекая в свой круг страны, государства и целые культуры, исповедующие различные религии и конкурирующие между собой за власть над будущим (христианство и гностицизм, крестовые походы).
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
КОЛЛИЗИЯ
(лат. collisio —столкновение, пересечение) —столкновение разнонаправленных (вплоть до противоположности) сил, тенденций, интересов, взглядов. К. как филос. понятие восходит к постановке проблемы общего и частного блага в антич. философии (софисты, Сократ, сократические шк.). Чаще всего термин «К.» употребляется в социологии, юриспруденции (в т.ч. в философии права) и этике. Напр., ест.-правовая теория Гоббса основана на представлении о тотальной К. естеств. прав и интересов индивидов, приводящей к «войне всех против всех». Кант рассматривает «К. морального долга» —ситуацию, когда действующий субъект вынужден одновременно исполнять требования разл. долгов (долга перед семьей и долга перед об-вом и т.п.); исполнению подлежит тот долг, общность крого превышает общность другого. Гегель в «Философии права» утверждает коллизионный характер гражд. об-ва, основанного на противоречивых сословных интересах; гос-во как система полит. власти и законодательства возникает именно с целью разрешения этих противоречий, диалектически соединяя единичное, особенное и общее в рамках правового з-на. Соц. философия классич. либерализма (А.Смит, И.Бентам, Б.Констан), напротив, исходит из принципа первичности индивидуальных интересов и потребностей по отношению к групповым и общегосударственным; политико-правовая система должна закреплять и охранять их, не вмешиваясь в частную жизнь граждан. Такой принцип разрешения К. явл. основанием либертарной политико-юридической мысли в ее противостоянии авторитарным и тоталитарным моделям соц. регуляции. Лит.: Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990; Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995; Классический французский либерализм: Сборник. М., 2000; Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь