КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
[от лат. cognitio — знание, познание] — психологическое направление. Становлению К. п. в максимальной степени способствовал американец У. Найссер. Программа всех когнитивистских теорий, а в них, как известно, акцент делается на проблемах знания, научения, мышления, состоит в понимании человека как рационального существа. При этом, как правило, надо делать различие между европейскими и американскими авторами. Для первых человек — прежде всего Думатель и лишь во вторую очередь Делатель. Такова, например, позиция известного швейцарского психолога Ж. Пиаже, основателя генетической психологии и известного знатока проблем мышления и речи ребенка. Для когнитивистов американской чеканки человек — это Рациональный Делатель, интеллект которого выступает гарантом его жизненного успеха. Найссер отмечал, что К. п. — прямой результат развития информатики и всего комплекса с ней взаимосвязанных наук. Не опасаясь преувеличений, можно утверждать, что К. п. — это психология ментальности, наиболее органично соответствующая статусу информационного общества. В философском отношении К. п. является вполне закономерным результатом развития американской аналитической философии с ее желанием все поставить под огонь рационального анализа. 1. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. 2. Андерсен Дж. Р. Когнитивная психология. М., СПб., 2002. 3. Солсо Р. С. Когнитивная психология. М., 2002.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
от лат. cognitio - знание, познание). Оформление этого направления в психологии обычно связывают с именем амер. ученого У. Найссера, опубликовавшего в 1967 кн. под одноименным названием (Neisser U. Cognitive Psychology. N.Y., 1967), которая стала в определенном смысле программной. Возникновение К.п. в значительной степени обусловлено стремлением преодолеть скептицизм в отношении роли внутренней организации психических процессов, характерный для доминировавшего в США необихевиоризма. Вместе с тем К.п. унаследовала от последнего убежденность в значимости лабораторных исследований, а также отношение к проблематике научения и памяти как принципиально важной для понимания мышления и поведения. К числу важнейших принципов К.п. относится трактовка человека как существа, активно воспринимающего, перерабатывающего и продуцирующего информацию, руководствующегося в своей мыслительной деятельности определенными когнитивными схемами, правилами, стратегиями. Для К.п. характерна также специфическая направленность исследований, выражающаяся в движении от понимания сложного феномена к пониманию простого (в отличие, напр., от бихевиоризма, для которого типична противоположная исследовательская стратегия: понять сложный процесс на основе предварительного изучения простых); рассмотрение активности индивида как иерархически организованной. Существенное влияние на развитие понятийного аппарата К.п. оказали теория информации и исследования в области искусственного интеллекта. Первоначально основной задачей когнитивного подхода было изучение преобразования информации, происходящее с момента поступления сигнала в органы чувств до получения целостного образа предмета или ситуации. При этом сторонники К.п. исходили из уподобления мышления человека тем процессам переработки информации, которые протекают в вычислительном устройстве (так называемая "компьютерная метафора"). Сейчас все больше осознается ограниченность подобной аналогии. Однако использование сложных динамических информационных моделей для описания мыслительных процессов сыграло и продолжает играть значительную позитивную роль. Стремление выявить и описать закономерности преобразования информации в процессе ее восприятия, переработки и хранения дало возможность использовать в К.п. определенные математические формализмы, а также привело к появлению в ее языке таких понятий, как сигнал, фильтр, информационный поток, различные виды памяти и т.п. Еще одной сферой, оказавшей большое влияние на стиль когнитивного подхода, явились исследования в области структурной лингвистики, в частности в области трансформационных грамматик, разработанных Хомским. К.п. переживает определенные трудности, связанные с обилием моделей, предлагаемых для интерпретации различных аспектов мыслительного процесса, и отсутствием достаточных оснований для аргументированного выбора среди них. В настоящее время К.п. рассматривается как часть более общей, междисциплинарной "когнитивной науки", исследующей мыслительные процессы на стыке концепций и методик психологии, лингвистики, информатики, нейрофизиологии, антропологии и философии.
И.А. Бескова
Найссер У. Познание и реальность. М., 1981; Солео Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
И.А. Бескова
Найссер У. Познание и реальность. М., 1981; Солео Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
Источник: Современная западная философия: словарь