КОГАНКогерентная теория истинности

КОГЕНЫ

Найдено 3 определения термина КОГЕНЫ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

КОГЕНЫ

иуд. жрецы-священники, обслуживавшие вместе с левитами храм Яхве в Иерусалиме.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

КОГЕН (Герман)

немецкий философ (Косвиг, 1842 — Берлин, 1918). Основатель Марбургской школы, один из главных представителей неокантианства. Большая часть его произведений представляет собой критический комментарий мысли Канта. Он написал «Кантовскую теорию опыта» - (1871), рефлексия которой направлена на первую часть «Критики чистого разума» Канта. «Логика чистого знания» направлена на «Аналитики»— вторую часть того же произведения Канта, «Этика чистой воли» (1904), «Эстетика чистого ощущения» (1912) и «Понятие религии в системе философии» (1915), «Размышления об иудаизме» (1924) направляют его рефлексию к моральной и религиозной философии, которая приходит на смену его эстетике и теории познания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

КОГЕН

Cohen), Герман (4 июля 1842 – 4 апр. 1918) – нем. философ-идеалист, глава марбургской школы. С 1873 – доцент, а с 1876 – проф. в Марбурге, в 1912 переехал в Берлин. К. в качестве исходного пункта своих исследований взял "трансцендентальный метод" Канта. Отвергая материалистические элементы кантовской философии, он последовательно выводил из чистой мысли не только априорные формы чувственности и рассудка, но и сам предмет познания. "Вещь в себе" у К. превращается лишь в формальный принцип, в некую задачу познания. Он один из первых среди неокантианцев пытался создать на основе трансцендентализма и априоризма кантовского учения чисто гносеологич. философию. Под последней он понимал такое филос. учение, которое не признает никаких независимых от познания предпосылок ("System der Philosophie", Tl 1 – "Logik der reinen Erkenntnis", 1902). Предметом его философии является, с одной стороны, т.н. культурное сознание, объединяющее в себе всевозможные области познания, гл. обр. две большие сферы – науки о природе и науки о духе, и, с др. стороны, "чистая мысль", или "принцип первоначала", – осн. принцип идеализма К. "Культурное сознание", по К., представляет собой единую науч. картину мира в целом, к-рая воссоздается только на основе всех науч. знаний. "Культурное сознание" якобы является единственным предметом познания. Этот предмет познания особый (трансцендентальный), независящий от окружающей человека материальной действительности. Он, согласно К., не имеет аналога в действительности, т.е. не выражает собой ощущаемого и воспринимаемого мира. Для познания, говорит К., важно не то, существует ли единичный атом в действительности или нет, а то, насколько достаточна гипотеза (идея) атома для решения новых науч. проблем. "Принцип первоначала" в когеновской философии являет собой то идеальное первоначало, или начало в чистой мысли, к-рое, по К., может служить не только действит. основой единства всей системы науч. знания – "культурного сознания", но и единств. источником, порождающим этот трансцендентальный предмет познания. Идеалистич. толкование данных физико-математич. науки привело К. к ошибочному выводу о том, что действит. содержание знания дается не извне, а создается самой мыслью. Последние достижения физико-математич. науки якобы доказывают идеальный характер основного содержания науки. Тот факт, что ощущения обусловливаются движением чувственно невоспринимаемых бесконечно малых величин – атомов, электронов и т.д., приводится К. в качестве доказательства его мысли, что в основе мира лежит нечто нечувственное, идея, гипотеза – математич. понятие бесконечно малого. "Таким образом, – пишет К., – понятие бесконечно малого, как единство, представляющее в себе и созидающее из себя все реальное, устраняет материалистическую атомистику" ("Das Prinzip der Infinitesimal-Methode und seine Geschichte", В., 1883, S. 135–36). Ленин в своей работе "Материализм и эмпириокритицизм" раскрыл действит. связь между естеств. науками и нек-рыми течениями филос. идеализма, в т.ч. и неокантианства. Он показал, что идеалистич. выводы об исчезновении материи являются результатом неверного истолкования новейших достижений естеств. науки конца 19 – нач. 20 вв. Крутая ломка старых принципов физики, до тех пор считавшихся неизменными и незыблемыми, выявила их относительность и недолговечность и породила тем самым среди ряда ученых мнение, что вообще не может быть никакой объективной истины. Нек-рые математики при исследовании мира бесконечно малых величин абстрагировались от них как от реальности, старались представить их число логически. Чистые понятия, концепты заменяли им реальные элементы, их действит. отношения. К. стремился подвести филос. фундамент под эту идеалистич. тенденцию. В своей философии К. пытался доказать, что методологич. основоположения естественных и общественных наук содержатся в "чистой мысли" и "чистой воле", не зависящих от всяких объектов и субъектов. Если в системе естеств. наук центр. место у К. принадлежит чистой мысли – логич. строению сознания, то для обществ. наук роль логики играет этика. Подобно тому, как логика устанавливает категории для наук о природе через математику, так и этика определяет регулятивные идеи для наук о культуре через юриспруденцию ("System der Philosophie", Tl 2 – "Ethik des reinen Willens", 1904). Кант говорил, что в естествознании столько науки, сколько там математики, К. добавляет, что в обществ. дисциплинах столько науки, сколько там юриспруденции. Выступая против марксизма, К. выдвинул свое учение "этического социализма", в к-ром ратовал за осуществление т.н. идеального гос. устройства "правового государства", отвечающего абс. идее гос-ва. Существующие в действительности классовые гос-ва – "государства насилия", по К., будут совершенствоваться под влиянием культурного и нравств. прогресса и постоянно приближаться к своему идеалу. Однако абс. идеалы чужды действительности, а потому и действительность не может обещать их осуществление. Этич. идеалы, по утверждению К., могут рассматриваться в качестве возможной действительности лишь в том случае, если существует бог. Соч.: Kants Begr?ndung der Ethik, В., 1877; Kants Theorie der Erfahrung, 2 Aufl., В., 1885; Kants Begr?ndung der ?esthetik, В., 1889; Religion und Sittlichkeit, В., 1907; Der Begriff der Religion im System der Philosophie, [Giessen ], 1915; System der Philosophie, Tl 3, Bd 1–2 – ?sthetik des reinen Gef?hls, 2 Aufl., В., 1923; J?dische Schriften, Bd 1–3, В., 1924. Лит.: Селитренников А. М., Новая система панлогизма, M., 1910; Яковенко Б., О теоретической философии Германа Когена, "Логос", кн. 1, 1910; Трубецкой Е. Н., Метафизические предположения познания, М., 1917; Каган М. И., Герман Коген, в сб.: Научные известия, т. 2, М., 1922; Ситковский ?., Неокантианство, в кн.: Из истории философии XIX века, [М. ], 1933; Natorp P., Hermann Cohen als Mensch, Lehrer und Forscher, Marburg, 1918; Kinkel W., Hermann Cohen. Einf?hrung in sein Werk, Stuttg., 1924. Б. Григорьян. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме КОГЕНЫ — 0

Найдено научныех статей по теме КОГЕНЫ — 0

Найдено книг по теме КОГЕНЫ — 0

Найдено презентаций по теме КОГЕНЫ — 0

Найдено рефератов по теме КОГЕНЫ — 0