КЛЕША

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КЛЕША
Санскр.) Любовь к жизни, но буквально "страдание и
несчастье". Привязанность к существованию, и почти то же, что
Кама.

Источник: Теософский словарь

КЛЕША
санскр.), килеса (пали) — загрязнение, осквернение, моральное падение, «три пламени» (ненависть, вожделение, иллюзия), к-рые должны быть преодолены на пути к освобождению. Н. А. Канаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

КЛЁШИ
(санскр. klesa, пал. kilesa — мучения, отягощения) — основные глубинные предрасположенности сансарного сознания, обеспечивающие перевоплощения и страдание, на искоренение к-рых обращена стратегия аскетической практики (ср.Доши).
В «Йога-сутрах»(И.З) К. определяются через перечисление как неведение (avidya), эгоцентризм (asmita), влечение (raga), отвращение (dvesa) и привязанность к жизни (abhinivesa). К. могут быть в «дремлющем», ослабленном, «прерванном» и активном состояниях (II.4). Единственное духовное начало (пуруша), не затрагиваемое К. в принципе — это божество Ишвара (1.24). Преодоление К. начинается уже на первых стадиях йоги: аскеза, изучение Веды, сосредоточенность на Ишваре («йога действия») предназначены для одновременного развития сосредоточения и ослабления К. (11.2). Борьба с К. и завершается, соответственно, на завершающих стадиях сосредоточения. На стадии «облако дхармы», совпадающей практически с «освобождением», К. исчезают вместе с кармой (IV.30).
В «Йога-бхашье» Вьясы К. — ложные наполнители сознания. Они усиливают функционирование трех гун, поддерживают их трансформации, «расширяют поток причин и следствий», опираются друг на друга и вызывают «созревание» кармы. Разрушение же К. на завершающей стадии йоги Вьяса сравнивает с лишением способности к прорастанию семян, прокаленных на огне. Йогическое учение о К. учитывается и развивается в других брахманистских даршанах. Так, по Бхасарваджне Ишвара способен помочь в устранении К., к-рые сводятся им к влечению, ненависти и «ослеплению» (moha). Буддисты предлагают несколько иной список К.: влечение, отвращение, самомнение, неведение, скептицизм и ложные взгляды. Очевидно, однако, что две последние К. вполне укладываются в четвертую. По другой буддийской классификации, в К. включаются все основные проступки, совершаемые телом, словом и умом, но в этом случае они уже не глубинные факторы сознания, а только их «эмпирическая» актуализация. Л и т.: BalslevA. The Notion of Klesa, and Its Bearing on the Yoga Analysis of Mind // Philosophy East and West. 1991. 41. P. 77-88. В.К.Шохин

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Похожие термины:

  • КЛЕША КИЛЕСА

    пали. Аффект. Страдание. Болезнь. Скверна. Омраченность. Возбудитель. Вызывая загрязненность изначально чистого (шуддха) и счастливого (шубха) сознания, клеша выступают как одна из причин бытия и ка