КЛЕАРХ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КЛЕАРХ

сер. 4 — нач. 3 в. до н. э.) — греческий философ-перипатетик, ученик Аристотеля. Большая часть свидетельств о его сочинениях известна из Афинея. Тематика сочинений — психология, общественная мораль, естественные науки. Таковы «О паническом страхе», «О воспитании», «О дружбе», «Вопросы любви», «Жизни», «Гергитий», «Паремии», «О сне», «О загадках», диалог «Аркесилай», «О речных наносах», «О водных животных» и др. Излагаемая в трактате «О сне» философская генеалогия (от магов к индийским гимнософистам и иудеям), возможно, возникла под влиянием «Индики» Мегасфена, сближающего иудеев и брахманов; однако открытие в 1966 греческой надписи в Ай-Хануме (Афганистан), датируемой началом 3 в. до и. э., где говорится о некоем Клеархе, который выгравировал на стеле копию дельфийского списка изречений греческих мудрецов, позволяет думать о самостоятельном знакомстве Клеарха с Индией. Последующая оценка Клеарха как перипатетика крайне высока у Иосифа Флавия (Adv. Ар. 122,176se fr. 6) и Афинея (XV, 701 с = fr. 64). Критикует его Плутарх: « чрезвычайно далек от Перипата» (De facie 2,920 f = fr. 97). Подтверждением этого высказывания могут послужить фрагменты таких сочинений, как «Похвальная речь Платону» и «О математических рассуждениях в «Государстве» Платона», свидетельствующие о склонности Клеарха к популярным формам платонизма в духе Гераклида Понтийского.
Фрагм. и свидетельства: WehrU Fr. (hrsg.) Die Schule des Aristoteles, Hctl 111. Basel-Stutig., 1969.
Лит.: Moraux P„ Clearque de Soles, disciple dAristote.— «Les Etudes Classiques», 1950, 8, p. 22—26; Wehrt! Fr. Der Peripatos bis zum Beginn der romischen Kaiserzeit.— OOP, Die Philosophie der Antike, hrsg. v. H. Flaschar, Bd. 3, 1983, S. 547-551; HadotP., Rapin C. Les textes litteraires grecs de la Tresorerie dA Khanoum.— «Bulletin de Correspondance Hellenique» 1987, 111, p. 225-266; PedechP. Clearque le Philosophe.— Au miroir de la culture antique. Rennes, 1992, p. 385—391; Schneider J.-P. Clearque de Soles.— Goulet R. (ed.) Dictionnaire des philosophes antiques, t. 2. P., 1994, p. 415-420.
A. В. Нахимова

Источник: Новая философская энциклопедия

КЛЕАРХ

(сер. 4 - нач. 3 в. до н. э.), философ-перипатетик, ученик Аристотеля. Большая часть свидетельств о его сочинениях известна из «Пирующих софистов» Афинея. Тематика сочинений - психология, общественная мораль, естественные науки. Таковы «О паническом страхе», «О воспитании», «О дружбе», «Вопросы любви», «Жизни», «Гергитий», «Паремии», «О загадках», диалоги «О сне» и «Аркесилай», «О речных наносах», «О водных животных» и др. В «О сне» К. изображает пересказанный от лица Аристотеля диалог с ученым евреем Гиперохидом из Келесирии, настоящим «эллином не только по языку, но и душою» (Jos. С. Apion. I, 22, 176-183 = fr. 6 Wehrli). К. называет иудеев потомками философов из Индии, «каланов», получивших именование по новому месту своего обитания - Иудее. Согласно Диогену Лаэртию, К. называл «гимнософи-стов» (то же, что «каланы», по имени гимнософиста Калана, — FGrH II В, по. 134, fr. 17) потомками «магов» (D. L., prooem. 9 = fr. 13 W), т. е. жрецов зо-роастрийского культа. Возможно, излагаемая К. философская генеалогия -от иранских магов к индийским гимнософистам и иудеям - возникла под влиянием «Индики» Мегасфена (был в Индии между 303 и 288), сближающего иудеев и брахманов. Открытие в 1966 греческой надписи в Ай-Ханум (древняя Бактрия, ныне Афганистан), датируемой нач. 3 в., где говорится о некоем К., который выгравировал на стеле копию дельфийского списка изречений греческих мудрецов (см. Семь мудрецов), позволяет думать и о самостоятельном знакомстве К. с Индией. Последующая оценка К. как перипатетика крайне высока у Иосифа Флавия (С. Apion 22, 176 = fr. 6) и Афинея (XV, 701 с = fr. 64). Критикует К. Плутарх (De facie 2, 920 f = fr. 97): «[К.] чрезвычайно далек от Перипата». Это высказывание подтверждается рядом сохранившихся фрагментов: такие сочинения, как «Похвальная речь Платону» и «О математических рассуждениях в "Государстве" Платона» свидетельствуют о склонности К. к популярным формам платонизма и сближают его с Гераклидом Понтийским. Прокл в «Комментарии на "Государство"» (In Remp. Il, 122,22 Kroll) приводит еще один фрагмент из диалога «О сне», согласно которому Аристотель знакомится со своим собеседником-иудеем, заинтересовавшись его умением «изъять» душу из тела спящего мальчика с помощью волшебной палочки - «извлекающего душу жезла», и ввести ее в тело обратно, при этом мальчик мог рассказать все, что произошло; описанное К. гипнотическое воздействие доказывало самостоятельное, отдельное от тела существование души - мнение, которое автор приписал Аристотелю в его малоазий-ский период преподавания в Ассе, 347-345 (сценическая дата диалога), но не вполне ясно, разделял ли всерьез сам. Фрагм.: WEHRLI, Die Schule III. Klearchos, 1969. Лит.: Lewy H. Aristotle and the Jewish Sage According to Clearchus of Soli, - HThR 31, 3, 1938, p. 205-235; Moraux P. Cl?arque de Soles, disciple d´Aristote, - ?tClass 8, 1950, p. 22-26; Wehrli F. Der Peripatos bis zum Beginn der r?mischen Kaiserzeit, - GGPh, Antike 3, S. 547-551; HadotP, Rapin С Les textes litt?raires grecs de la Tr?sorerie d´A?´Khanoum, -BullCorrHell 111, 1987, p. 225-266; P?dech P. Cl?arque le Philosophe, -Au miroir de la culture antique. Rennes, 1992, p. 385-391; Schneider J.-P. Cl?arque de Soles, - DPhA II, 1994, p. 415-420. A. В. ПАХОМОВА, M. A. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь