КЛАЦЕЛЬКЛЕАНФ из Асса

КЛЕАНФ

Найдено 5 определений термина КЛЕАНФ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

КЛЕАНФ

греческий философ (Асе, Троада, ок. 331 — ок. 332 гг. до Р.Х.). Сначала атлет. Вслед за философом Зеноном из Китиона он возглавлял школу стоиков. До нас дошло лишь несколько фрагментов из его произведений, например «Гимн Зевсу».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

КЛЕАНФ

род. 331- ум. 232 до Р. X., Троада, Малая Азия) - древнегреч. философ; учитель Хрисиппа, вместе с ним и Зеноном - основатель Стой. Из его многочисл. соч., кроме гимна Зевсу, являющемуся ценным памятником древ, стоической теологии, сохранились лишь отдельные отрывки.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Клеанф

- стоик, ученик Зенона и преемник его в управлении школой, родом из Троады в Мал. Азии, жил в середине III в. до Р. Хр., был сначала кулачным бойцом; придя в Афины с 4 драхмами, уплатил их Зенону за право слушать его чтение, а по ночам носил воду и месил муку. Из многочисленных его сочинений, кроме мелких отрывков, сохранен Стобеем "Гимн к Зевсу", изданный Sturz (1785), Schwabe (1819), Petersen (1825) и Merzdorf (1835) и несколько раз перев. на нем. язык.

Вл. С.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый словарь по философии

КЛЕАНФ

????????) из Асса в Троаде (р. ок. 330 – ум. ок. 232 до н.э.) – др.-греч. философ, один из основателей (вместе с Зеноном из Китиона и Хрисиппом Киликийским) стоицизма. Учение К. можно только с большим трудом выделить из общестоич. учения, поскольку источники большей частью имеют в виду их всех троих вместе. Как и все стоики, К. разделял философию на логику, физику и этику. Логику К. понимал как учение о слове, разделяя ее на учение об обозначающем (акт смыслового полагания) и обозначаемом (предмет смыслового полагания) (SVF I frg. 483–90, Arnim). Вместе с прочими стоиками К. проповедовал в физике единую материю, к-рая разрежается в тончайший огонь и сгущается в воду и землю (там же, frg. 495), являясь, однако, в то же время мировым логосом или осмысленным словом (там же, frg. 493). Впрочем, у К. была также и тенденция трактовать логос как формообразующий принцип (там же, frg. 496), что до нек-рой степени уже напоминает Платона и Аристотеля. Им же признавалось периодич. воспламенение Вселенной (там же, frg. 497). Телесной сущностью обладает, по К., и человеч. душа, представляющая собой истечение божеств. первоогня (там же, frg. 518–26). Боги и демоны тоже являются силами природы на разных ступенях их развития (там же, frg. 528–47). Однако материалистич. тенденция, роднящая древних стоиков, в т.ч. К., с раннегреч. натурфилософией, в частности с Гераклитом, сталкивалась в учении К. с трактовкой логоса как общемировой цели и как всеобщего провидения (там же, frg. 548–51). Общестоич. концепция чувственного познания (к-рая вполне совмещалась с рационализмом учения о логосе) у К. выступала как учение об отпечатывании вещей на воске души (там же, frg. 484). В области этики К. выставлял обычные для раннего стоицизма учения – о жизни сообразно с природой или, что то же, с разумом, логосом (там же, frg. 552); об искоренении страстей и об отсутствии всяких переходов между мудрецом и глупым или между добродетельным и порочным (там же, frg. 570, 574); весьма ригористич. учение о добродетелях (там же, frg. 563–69) и т.д. Для взглядов К. характерно толкование удовольствия как противоестеств. аффекта, добавление к этике политики, отсутствие учения о космосе как о мировом гос-ве, набожность (заставлявшая его выступать против учения Аристарха Самосского о движении Земли и писать торжественные гимны Зевсу), помещение верховного божества на Солнце и др. Синкретизм мировоззрения К. отражал особенности эпохи эллинизма, когда, с одной стороны, развивалась гос. централизация, осн. на крупном рабовладении, а с другой – индивидуализм, достигший небывалой до того времени распространенности. Первая из этих тенденций эпохи эллинизма отражалась в мировоззрении К. в виде фатализма, космополитизма, приверженности идеям Гераклита об огненном логосе как всеобщем законе и о необходимости; вторая находила выражение в симпатиях К. к индетерминизму, теории свободы воли и кинизму. Соч.: Fragments of Zeno and Cleanthes, ed. А. С. Pearson, Camb., 1891; Stoicorum veterum fragmenta, coll. I. Arnim, V. 1, Lpz., 1921, S. 103–39. Лит.: Poppelreuter H., Die Erkenntnislehre Zenons und Kleanthes, Koblenz, 1891; Paulys Real-Encyklop?die der classichen Altertumswissenschaft, Halbbd 21,Stuttg., 1921, S. 558–74; ?ohlenz ?., Die Stoa, Bd [1–2 ], G?tt., 1948–49. См. также лит. при ст. Стоицизм. А. Лосев. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КЛЕАНФ

КЛЕАНФ (????????) из Асса (ок. 331/30 - ок. 232/1 до н. э.), представитель Ранней Стой, ученик Зенона из Кития и его преемник во главе школы.     Жизнь. По традиционной версии, родился (Асе, Троада) в архонтст-во Аристофана (ок. 331/30 до н. э.), умер в архонтство Ясона (ок. 232/1) и прожил, т. обр., ок. 100 лет (SVF 1 477; Lucian. Macrob. 19; ISHerc, col. 28-29). В молодости К. был кулачным бойцом и примкнул к Зенону в более чем зрелом возрасте (ок. 280 - D. L. VII 176); вел аскетически-скромную жизнь, зарабатывая на учебу физическим трудом (там же 168 сл.). После смерти Зенона 32 года возглавлял школу (ISH col. 29), отстаивал норму стоического учения (как сам ее понимал) против слишком смелых нововведений Аристона и Герилла (D. L. VII163; 174) и приобрел известность: египетский царь Птолемей (Филадельф или Эвергет) пригласил К. (вероятно, в 240-х) приехать или прислать кого-либо из учеников (там же 185). Умер К., отказавшись от пищи во время болезни (D. L. VII 176).     Сочинения. К. был автором нескольких десятков сочинений по всем разделам стоического учения (из ранних стоиков больше него написал только Хрисипп). Известны 58 названий: 50 по списку Диогена Лаэртия (VII 174 = S VF I 481), прочие - по другим источникам; время и последовательность написания установить невозможно. В относительно цельном виде до нас дошел «Гимн к Зевсу» (фр. 537), который в поэтической форме выражает квинтэссенцию стоического мироощущения и считается заметным памятником античной гимнографии. Из прочих сочинений наиболее важны были следующие. По логике: «Риторика», «Логика» [«О разуме»] (???? ??? ?????) в 3-х кн., «О чувственном восприятии», «О знании», «О диалектике», «О повелевающем рассуждении» (???? ??? ???????????), «О предикатах» (???? ?????????????), «О неразрешимом»; по физике: «О Зеноновом учении о природе» в 2-х кн., «Физические заметки», «О времени», «Разыскания о Гераклите» в 4-х кн., «Об атомах», «Против Демокрита», «О богах», «Против Аристарха», «О влечении» в 2-х кн.; по этике: «О конечной цели», «О добродетелях», «О надлежащем» в 3-х кн., «О поступках», «О наслаждении», «О законах», «Политик», «О свободе»; прочие: «Увещание» (????????????), «Беседы» (?????????) в 2-х кн., «Любовное искусство», «О воспитании» (???? ??????), «Исследование о древностях» (???????????) и др. Сохранилось немногим более 100 текстов, содержащих цитаты из сочинений К. или изложение его мнений.     Учение. Вопреки сложившейся еще при Зеноне традиции считать К. старательным подражателем, «трудолюбивым, но недаровитым» (D. L. VII 170; 174), он имел самостоятельную позицию по многим пунктам стоической доктрины. Каждую часть философии К. разделил на две - диалектика и риторика, этика и политика, физика и теология - и, возможно, выстраивал учение в порядке логика - этика - физика (SVF 1482). Занимался всеми разделами логики. Уделял много внимания плану выражения (SVF 1485 сл.) и дал одно из школьных определений риторики: «знание того, как правильно говорить» (I 491). В области теории познания разрабатывал учение о «впечатлении», которое представлял (как, вероятно, и Зенон) в виде вещественного отпечатка (I 484). Что касается собственно логики (I 488 сл.)> то К., видимо, разрабатывал теорию «лектон» и специально интересовался модальными высказываниями (в частности, логическим текстом Диодора «повелевающее рассуждение»). Реальные достижения К. в этой области по сохранившимся текстам представить трудно, но он, несомненно, широко использовал силлогизмы для доказательства (напр., 1518; 529).     Физические воззрения К. засвидетельствованы более подробно. Безусловно принимая основоположения Зенона (два начала, элементы и т. д. -1 493 сл.), К. уделил особое внимание космическим процессам (образование мира, воспламенение, космические циклы) и, по-видимому, серьезно интересовался Гераклитом (напр., I 519). Небесные тела К. (единственный в школе) считал конусовидным огнем, а солнце - ведущим началом мира (I 497 сл.; 505 сл.) и выступил с критикой Аристарха Самосского, утверждавшего, что земля не покоится, а вращается по эллиптической орбите (I 500). В учении о мировой симпатии К. впервые четко сформулировал фундаментальный тезис стоической онтокосмологии: симпатия возможна лишь между телесными структурами (I 518). Кроме того, К. имел нечастый в стоической среде интерес к наблюдению живой природы и, по-видимому, признавал в действиях животных определенную логичность (I 515). При достаточно традиционных антропологических взглядах К. полагал, в отличие от Хрисиппа, что все души сохраняются до конца космического цикла (I 522). Мнение Посидония, согласно которому К. допускал самостоятельное существование иррационального начала в душе (I 570 сл.), вряд ли можно считать корректным.     Особенно большое внимание К. уделял теологии (которую выделял в самостоятельный раздел философии) и предложил собственные аргументы в пользу существования богов: способность души предчувствовать грядущее, полезность окружающего мира, грозные явления и знамения, а также красота и упорядоченность неба и небесных светил; наконец, различные природы неравны по совершенству, и, следовательно, должна быть мыслима максимально совершенная, которая и будет богом. В предельном космическом плане бог - это душа мира, всеохватывающий огненный эфир (I 528 сл.), в ипостаси судьбы промыслительно направляющий все мировые процессы (I 548 сл.). Блестящим выражением теологических воззрений К. является «Гимн к Зевсу», свидетельствующий о его поэтической одаренности и необычной для Ранней Стой религиозности (ср. I 538). В нем К. называет Зевса «отцом» (?????), «величайшим царем» (?????? ????????), всесильным, славнейшим и многоименным, творцом (???????) природы, управляющим (????????) всем по закону, своею волей движущим мирозданием. Мы, люди, - порожденье (?????) бога, его подобие (??????). Упоминая о пороках, которыми наполнена жизнь смертных людей, не внимающих общему священному закону, К. называет причинами этого состояния незнанье, заботу о теле, стремление к наслаждениям и распутству, что оборачивается лишь новыми страданиями. Завершается гимн прошением богу Зевсу освободить человека от власти незнанья, указать путь к вечной мудрости. Самая прекрасная награда как для смертных, так и для бессмертных - воспевать общий закон, следуя правде.     К сфере теологии относились и изыскания К. в области физической алле-горезы, где он развил основоположения, намеченные Зеноном: мифологическая аллегория получила статус научного метода, превратившего мифы традиционной религии в составную часть пантеистической конструкции, в рамках которой отдельные боги понимаются как проявления отдельных функций единого Зевса-пневмы (порой с сопутствующими этимологиями их имен, напр.: Геракл - «напряжение» (?????) мироздания (I 514), Аполлон (солнце) - «совершающий восход то из одних, то из других мест» и т. д. -1 540 сл.).     ВэтикеК. в основном следовал сложившейся при Зеноне школьной доктрине, внося отдельные уточнения и разъяснения принципиально важных формулировок. Возможно, именно он добавил слова «с природой» в формулу «жить согласно с природой» (III 12) и, в отличие от Хрисиппа, предлагал иметь в виду «природу» целого (I 555); считал, в противоположность Хрисиппу, что однажды обретенную добродетель нельзя утратить (I 568). Особое значение К. придавал внутренней моральной рефлексии: истинно добродетельное действие совершается из полноты нравственного убеждения; судья человеку - его совесть (I 579 сл.). Несомненна резкая антигедонистическая направленность этического учения К. (I 552 сл.; 574). Вслед за Зеноном он также придавал важное значение практической этике (паренетике - I 582 сл.), из которой впоследствии развилась позднестоиче-ская моралистика. Наконец, с К., видимо, берет начало школьная рефлексия относительно развития стоической доктрины.     Самым значительным учеником К. был его преемник Хрисипп.     Фрагм.: S VF I 463-619; The Fragments of Zeno and Cleanthes. With introd. and notes by A. C. Pearson. L., 1891; I Frammenti degli Stoici Antichi. Ordinati, trad, e annot. da N. Festa. Vol. II. Bari, 1935; Watanabe A. T. Cleanthes, Fragments. Text and Commentary. Un. of Illinois, 1988 (Diss.); СТОЛЯРОВ, Фрагменты. Т. I, 1998; Клеанф. Гимн к Зевсу. Пер. М. Е. Грабарь-Пассек, -Античные гимны. М., 1988, с. 175-176.     Лит.: Verbeke G. Kleanthes van Assos. Br?ssel, 1949; Meerwaldt J. D. Cleanthes I, -Mnemosyne 4, 1951, 40-69; Solmsen F. Cleanthes or Posidonius? The Basis of stoic physics. Amst., 1961; Marcovich M. Zum Zeus-Hymnos des Kleanthes, -Hermes 94, 1966, S. 254-307; Dragona-Monachou M. Calcidius as an authority on Cleanthes´ Theodicy, -Philosophic* 3, 1973, p. 262-306; Barreau H. Cl?anthe et Chrysippe face au maitre-argument de Diodore, -Les Sto?ciens et leur logique, ?d. J. P. Brunschwig P., 1978, p. 21^0; Kleywegt A. Cleanthes and the vital heat, - Mnemosyne 37, 1984, 94-102; Thorn J. С. Cleanthes´ Hymn to Zeus. T?b., 2005.     А. А. СТОЛЯРОВ

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме КЛЕАНФ — 0

Найдено научныех статей по теме КЛЕАНФ — 0

Найдено книг по теме КЛЕАНФ — 0

Найдено презентаций по теме КЛЕАНФ — 0

Найдено рефератов по теме КЛЕАНФ — 0