КЛАССЫ И ПАРТИИ В ИХ ОТНОШЕНИИ К РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

КЛАССЫ И ПАРТИИ В ИХ ОТНОШЕНИИ К РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ
статья В. И. Ленина, впервые опубликованная 4(17) июня 1909 в газ. «Социал-демократ». Анализируя позиции различных классов и партий на материале прений по смете синода в III Гос. думе, В. И. Ленин выявил социальн. сущность клерикализма, подверг критике усилия буржуазии обновить религию. Революция, отметил В. И. Ленин, рассеяла народнич. и либерал, иллюзию об отсутствии в России почвы для клерикализма. Он существовал в скрытой форме, пока в неприкосновенности было самодержавие. Первые же раны, нанесенные самодержавию в революции 1905, побудили реакц. духовенство к открытой организации в самостоят, политич. силу. В. И. Ленин показал, что клерикализм, прикрывающийся моральными и религ. лозунгами, является орудием политич. власти помещиков и капиталистов, вскрыл социальн. природу и роль клерикализма в об-ве с феод. пережитками, охарактеризовав клерик. третьедумское духовенство как крепостников в рясах, а их политику - как защиту феод. привилегий церкви. Выявляя смысл религ.-обновленч. тенденций периода бурж. демократич. революции 1905 - 1907» превращения православия из феод.-крепостнич. идеологии в идеологию бурж., В. И. Ленин указал на стремление «культурного» капитала организовать религ. воздействие на массы более тонкими, усовершенствованными средствами, вскрыл различие религиозности эксплуатируемых и эксплуататоров, «всю пропасть между лицемерной, рассчитанно-реакционной защитой религии кадетами и примитивной, бессознательной, рутинной религиозностью мужика, в котором условия его жизни порождают - против его воли и помимо его сознания - действительно революционное озлобление против поборов и готовность решительной борьбы с средневековьем» (т. 17, с. 437). В. И. Ленин подчеркнул, что только рабочая партия занимает принципиально антиклерикальную позицию, указывает на реакционную социальную роль религии вообще, заявляет, что «религия есть опиум народа» (с. 438).

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

"КЛАССЫ И ПАРТИИ В ИХ ОТНОШЕНИИ К РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ"
статья В. И. Ленина, впервые опубликованная 4/17 июня 1909 в газ. «Социал-Демократ» (№ 6). В этой работе В. И. Ленин, вторично (после статьи «Об отношении рабочей партии к религии») анализируя результаты прений по смете синода в III Гос. думе, показал, что в России был и все больше организовывался Воинств. клерикализм, требовавший первенств., господств. положения для русской правосл. церкви в гос-ве. В. И. Ленин охарактеризовал представителей духовенства в Думе как крепостников в рясе, а суть их думской политики - как защиту феод. привилегий церкви, как отстаивание средневековья, прикрываемого лицемерными заявлениями о якобы «чисто моральной точке зрения» церковников. Духовенство, отмечал В. И. Ленин, всегда верно служило самодержавию. Но до тех пор, пока самодержавие существовало в целости и неприкосновенности, клерикализм, полагаясь на кнут крепостников, не проявлялся открыто. Как только в самодержавии была пробита рев. пролетариатом и крестьянством первая брешь, клерикализм стал оформляться в самостоят. полит. орг-цию, пытаясь выдать церковь за надпарт. силу. Активизация церковников, т. о., явилась реакцией на рост полит. активности пролетариата и всех демократич. слоев в период революции 1905. В. И. Ленин отмечал также, что в условиях активизации черносотенного клерикализма нужно ясно различать социалистич. антиклерикализм от антиклерикализма буржуазного. Социалисты не только разоблачают антинар. деятельность духовенства, но и вскрывают реакц. характер религии вообще. Отношение же буржуазии к религии и церкви характеризуется стремлением укрепить их. Во имя этого нек-рые представители контррев. буржуазии подчас воюют с крайностями клерикализма. Позицию буржуазии выразил в своей речи в Думе кадет Караулов. Объявляя религию основой нравственности, сокрушаясь, что массы «обезвериваются», он протестовал против союза церкви с черной сотней - во имя укрепления религии. Это, как отмечал В. И. Ленин, отражало «стремление «культурного» капитала организовать оглупление народа религиозным дурманом посредством более тонких средств церковного обмана, чем те, которые практиковал живущий в старине рядовой российский «батюшка»« (Соч. Изд. 5. Т. 17, с. 435).
В отличие от лицемерной, рассчитано реакц. защиты религии кадетами, выступление трудовика-крестьянина Рожкова, хотя и религ. человека, обнаруживало, как отмечал В. И. Ленин, рев. озлобление против церк. поборов и готовность решит. борьбы с средневековьем. Но в целом это выступление было политически бессознательным, не содержало никакой положит, программы, что в сотый и тысячный раз подтверждало истину: «... только идя за пролетариатом, способны русские крестьянские массы свергнуть давящий и губящий их гнет крепостников-землевладельцев, крепостников в рясах, крепостников-самодержавщиков» (там же, с. 438). В. И. Ленин отмечал в статье, что только представитель рабочего класса поднял прения в Думе на действительно принципиальную высоту.
«Религия есть опиум народа»... «Ни одного гроша народных денег этим кровавым врагам народа, затемняющим народное сознание», - этот прямой, смелый, открытый боевой клич социалиста, - писал В. И. Ленин, - прозвучал как вызов черносотенной Думе и отозвался в миллионах пролетариев, которые распространят его в массах, которые сумеют, когда придет время, претворить его в революционное действие» (там же, с. 438). М. Я. Гапочка

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.