КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КЛАССИФИКАЦИЯ наук
систематическое распределение по различным категориям. Конт классифицировал науки по степени сложности их объекта: 1) математика, имеющая дело не с реальными объектами, а только с числами; 2) астрономия, имеющая дело с числами и объектами, над которыми мы не властны и чье движение неизменно;
3) физика, имеющая дело с числами и объектами, бесконечно разнообразными и изменчивыми: мы можем воздействовать на них и распоряжаться ими в наших экспериментах;
4) химия к сложности физики добавляет специфические и качественные реакции; 5) биология к сложности химии добавляет феномен жизни; 6) социология, наконец, в добавление ко всему, вводит человеческий элемент. Эта классификация по возрастающей сложности соответствует также хронологическому порядку развития наук: математика представляет собой самую древнюю науку, а социология, или наука о человеке, — самую новую.

Источник: Философский словарь

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
[англ. сlassification of sciences] – 1) по О.Конту – разделение наук в соответствии с их предметом и методами: – на абстрактные, изучающие законы определенных процессов и явлений; и – на конкретные, применяющие эти законы к частным областям. Исходя из принципа возрастающей сложности, О.Конт установил следующий ряд наук: астрономия, физика, химия, биология, социология; 2) классификация наук – группировка наук на основе определенных принципов, отражающая взаимные связи наук на основании определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т.д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук; при этом важную роль играют способы ее изображения (табличные, графические); имеет важное значение для организации научной, учебно-педагогической, библиотечной деятельности.
Науки подразделяют: – по характеру предмета исследования: естественные, технические, гуманитарные, социальные, поведенческие и т.д.; – по способу сбора данных и уровню их обобщения: эмпирические, теоретические, фундаментальные; – по методу исследования: номотетические, идеографические; – по степени практической применимости: чистые и прикладные. В зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки: о природе – естественные; об обществе – гуманитарные и социальные; о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
связь наук, порядок их взаимного расположения в системе научных знаний, обусловленный определенными принципами, к-рые отражают прежде всего свойства и связь объектив, изучаемых различными науками, а также метод их изучения. К. н. бывают формальными (основаны на принципе координации) или диалектическими, содержательными (основаны на принципе субординации). Энгельс (“Диалектика природы”) создал К. н., преодолевающую односторонность предшествующих классификаций (Сен-Симона и Кота, а также Гегеля). Энгельс понимал К. н. как отражение связи и переходов самих форм движения материи; изучаемых отдельными науками, и их материальных носителей (дискретных видов материи) . Он определил ряд наук: механика — физика — химия — биология. Далее (от биологии) через созданную Энгельсом трудовую теорию антропогенеза открывается переход от природы к человеку, к истории, соответственно — от естествознания к общественным наукам и к наукам о мышлении. От механики в др. сторону осуществлен переход к математике. Гл. внимание Энгельс уделил переходам между отдельными науками (соответственно - формами движения), исходя из того, что сущность более высокой формы движения раскрывается через познание ее связи с низшими формами, из к-рых она генетически возникла и к-рые она содержит в себе как подчиненные. В дальнейшем дифференциация наук обусловливала все усиливающуюся их интеграцию, соединение их в одно целое путем возникновения переходных (промежуточных) наук между ранее разобщенными и наук более общего характера, пронизывающих собой остальные науки. Между естествознанием и социальными науками стоят технические науки, между естествознанием и философской наукой стоит математика, а на грани между нею и логикой — математическая логика. Психология связана с осн. областями знания: через зоопсихологию и учение о высшей нервной деятельности — с естествознанием, через языкознание, педагогику, социальную психологию и т. д.— с общественными науками, через логику и теорию познания — с науками о мышлении. Особое место занимает кибернетика, представляющая раздел технических и математических наук, глубоко проникающий в др. науки. С ней соотносимы такие науки-методы, как системный анализ, моделирование и др. Развитие совр. науки внесло коренные изменения в первоначальную схему К. н. Энгельса: возникла новая наука о микромире (субатомная физика — ядерная, квантово-механическая); образовались промежуточные науки (биохимия, биофизика, геохимия и др., напр. бионика); обнаружилось повсюду раздвоение прежних наук (напр., на науки, изучающие макро- и микрообъекты), в результате чего К. н. сейчас уже не может быть однолинейной, а представляет собой сложное разветвление с делением- частных наук на более общие, абстрактные и более конкретные, изучающие формы движения, к-рые имеют свой специфический материальный субстрат (носитель).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Классификация наук
связь наук, их место в системе научных знаний, обусловленное определенными принципами, к-рые отражают свойства и связь объектов, изучаемых различными науками. Принципы К. п., с гносеологической т. зр., могут быть объективными, соответствующими характеру самого предмета наук, и субъективными, зависящими от потребностей человека. Разработав диалектико-материалистические принципы К. н., Энгельс («Диалектика природы») развил К. н., преодолевающую односторонность предшествующих попыток классификации (Сен-Симона и Кон-та, с одной стороны, Гегеля, с др.). Энгельс понимал связь и переходы наук как отражение связи и переходов самих форм движения материи, изучаемых отдельными науками. Для наук о природе он определил ряд: механика — физика — химия — биология. Далее через разработанную Энгельсом трудовую теорию антропогенеза открывается переход от природы к человеку, соответственно — от естествознания к общественным наукам (истории) и к наукам о мышлении. Гл. внимание Энгельс уделил переходам между отдельными науками (соответственно — формам движения), исходя из того, что сущность более высокой формы движения раскрывается через познание ее связи с более низшими, из к-рых она исторически возникла и содержит их в себе как подчиненные. Дальнейшее развитие наук шло так, что их дифференциация обусловливала все нарастающую их интеграцию, соединение их в одно целое путем возникновения переходных (промежуточных) наук между ранее разобщенными и наук более общего характера. Между естествознанием и социальными науками находятся технические науки (включая сельскохозяйственные и медицинские), а между естествознанием и философской наукой стоит математика, причем на грани между ними—математическая логика. Психология связана со всеми тремя областями знания (с природой—через зоопсихологию и учение о высшей нервной деятельности, с об-вом — через языкознание, педагогику, социальную. психологию и т. д., с мышлением — через логику и теорию познания). Особое место занимает кибернетика, представляющая в первую очередь раздел технических и математических наук, неглубоко проникающая в др. науки: естественные (биологию, физиологию), общественные (языкознание, правовые, экономические) и логику, особенно математическую. Развитие совр. науки внесло коренные изменения в первоначальную схему К. н. Энгельса: возникла совершенно новая наука о микромире (субатомная физика — ядерная, квантово-механическая и т. д.); образовались промежуточные науки (биохимия, биофизика, геохимия и др.); обнаружилось повсюду раздвоение прежних наук (напр., на науки, изучающие макро- и микрообъекты), в результате чего К. н. сейчас уже не может быть представлена однолинейно, а требует глубокого и сложного разветвления; возникла необходимость деления наук на более общие, абстрактные, и более частные, изучающие формы движения, к-рые имеют свой специфический материальный субстрат (носитель).

Источник: Философский словарь. 1963

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
способ упорядочивания множества наук на основе  реализации  социальной  потребности  найти  взаимосвязь  и  системную целостность наук. В истории науки существовало  несколько попыток классифицировать науки. Первую попытку предпринял Аристотель, разделив науки на три группы: теоретические, практические и поэтические. В средние века этой проблеме уделили внимание  арабские мыслители: аль-Кинди выделил три ступени научного знания (первая – логика и математика, вторая –  естественные науки, третья – метафизика, определив философию как «знание обо всем»); аль-Фараби классифицировал науки по четырем разделам (первый – наука о языке, второй – логика, третий – математика, наука о звездах, физическая география и др., четвертый – естественные науки и метафизика); Авиценна все  знания подразделил на теоретические и практические. В средневековье в Европе сложилась система наук («свободные искусства) – грамматика, диалектика и риторика – «тривиум» наук, и арифметика, геометрия, астрономия и музыка – «квадриум» наук, над которыми возвышалась «верховная наука» – теология. В Новое время интерес к классификации наук проявил Ф. Бэкон, взяв за основу несколько критериев: 1) объект изучения  – природа, человек, Бог; 2) познавательные способности человека – память,  разум,  воображение  и  вера.  Наличие  памяти  обеспечивает  появление истории, разума – философии, воображения – поэзии, веры – теологии. Представители французского Просвещения в рамках своей «Энциклопедии» выделяли математику, физику, химию, физиологию. Сен-Симон предложил классификацию наук по аналогии с классовой структурой  общества: рабовладельческо-феодальное общество – теология, капитализм – позитивизм. Фундаментальную классификацию наук предложил Гегель, разделив «реальную философию» на «философию природы» и  «философию духа», при этом «философию природы», в свою очередь, разделил на механику, физику и органическую физику, а «философию духа»– на субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность)  и абсолютный дух (искусство, религия, философия). В XIX в. О. Конт  разделил все науки на теоретические и прикладные, а теоретические науки, в свою очередь, разделил на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки представил в виде ряда наук, построенных по степени абстрактности и сложности, причем движение шло от абстрактного к конкретному и от простого к сложному: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социология. При этом философии, как нау-ки, не было. Современный подход, принятый в отечественной философии, основан на идее Ф. Энгельса классифицировать науки по формам движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная) и опирается на следующие принципы: а) каждая форма движения материи имеет свой материальный носитель; б) каждая высшая форма движения материи есть синтез низших; в) высшие формы движения  материи нельзя  свести к низшим. На этих же принципах продолжали разрабатывать классификацию  науки  отечественные  философы Б.М.  Кедров и  А.А.  Бутаков. Согласно Б.М. Кедрову,  наука – это ложный и разветвленный организм, который схематически можно представить в двух срезах – вертикальном и горизонтальном. Вертикальный срез представлен науками, выражающими ступени все более полного и глубокого знания одного и того же предмета (естествознание, технознание, человекознание). В рамках вертикального измерения выделяют фундаментальные и прикладные науки, точные и неточные. Горизонтальный описывается последовательным усложнением объекта науки. Но в целом сложная структура наук основана на формах движения материи. Осмысление необходимости разграничения естественных и социальных наук приходит в XIX в. В. Дильтей предложил разделить все науки на две большие группы: науки о природе и науки о духе. Эту же цель преследовали В. Виндельбанд и Г. Риккерт, предложив классификацию наук на основе методов исследования, при этом науки делятся на номотетические (ориентированные на открытие законов) и идиографические (описывающие события). В настоящее время наиболее признанной считается классификация наук, построенная на основе предмета исследования: науки о природе (естествознание), науки об обществе (социально-гуманитарное знание), науки об искусственно созданных объектах (технические науки), науки о  здоровье человека (медицинские  науки),  науки  о  количественных  отношениях  объективного  мира (математические науки). При этом каждая из областей науки может конкретизироваться  по  отдельным  дисциплинам, где  уместна  классификация по  формам движения материи. Кроме того, в современной науке для классификации применяется критерий удаленности от практики и все науки подразделяются на фундаментальные (цель постижения истины) и прикладные (цель – практическое применение).

Источник: Философия науки и техники: словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
501.76 кб

Прогрессивная классификация наук

Гибадуллин Артур Амирзянович
Статья посвящена вопросам классификации наук и их разделов. Предложена классификация, учитывающая прогресс науки.
Читать PDF
206.31 кб

Систематика знания и модели классификации наук

Денисова Любовь Владиленовна
Рассматриваются модели классификаций научного знания, возникшие в классической философии, от Аристотеля до наших дней.
Читать PDF
313.37 кб

Античные классификации наук: общая характеристика

Степанова Нина Анатольевна
В статье рассматриваются основы классификации наук периода античности, исследуются методологические принципы классификаций Платона и Аристотеля, христианских теологов Аврелия Августина и Василия Великого.
Читать PDF
491.23 кб

Философские подходы к классификациям наук: биология

Столярова О.Е.
В статье рассматривается феномен классификации наук как предмет философского исследования. Что происходит на объектном и на метауровнях дисциплинарных классификаций науки?
Читать PDF
170.42 кб

Проблема Л. Флориди и классификация информационных наук

Седякин В.П., Корнюшко В.Ф., Филоретова О.А.
В данной работе авторами предложен подход к классификации информационных наук. Рассмотрена проблема определения понятия информации в научной литературе, описаны основные свойства социальной информации.
Читать PDF
162.63 кб

Классификация определений охлократии в общественных науках

Тартыгашева Галина Владимировна, Комбаев Алексей Викторович
В данной статье авторы анализируют основные подходы к определению понятия «охлократия» в рамках общественных наук и социальной практики.
Читать PDF
185.84 кб

О генезисе методов классификации и типологии в истории науки

Хачатрян А. А., Хачатрян Э. А.
Важность и необходимость методов типологии и классификации для науки была очевидна еще на самых ранних этапах ее становления.
Читать PDF
479.42 кб

Дисциплинарные классификации и нормативное регулирование науки

Касавин И.Т.
В статье намечаются ключевые аспекты философского рассмотрения дисциплинарных классификаций в различных науках (с опорой на различные российские научные классификаторы).
Читать PDF
119.66 кб

Об исследованиях по классификации наук Абу Абдаллахом ал-Хорезми

Рахманкулов Д. Л., Кимсанова Ф. Б.
Рассматривается классификация наук Абу Абдаллаха ал-Хорезми «Мафатих ул улум», который является фундаментальным справочником, дающим сведения о большом количестве точных и естественных наук того времени.
Читать PDF
137.77 кб

Проблема классификации наук (феноменологический подход к решению)

Разеев Данил Николаевич
В статье предложена краткая реконструкция взглядов основателя феноменологии Э. Гуссерля (1859-1938) на проблему классификации наук.
Читать PDF
284.31 кб

Место психологии в монистических и дуалистических классификациях наук XIX в

Фёдоров Александр Александрович
Рассматриваются статус и положение психологии в основных классификациях наук XIX в. Анализируются монистические и дуалистические классификации наук.
Читать PDF
427.19 кб

Проблема референции как проблема эмпирической классификации в классической науке

Зуев В.В.
Проблема референции как проблема эмпирической классификации выражается в отсутствии жесткой связи между именами, существенными признаками и объ ектами.
Читать PDF
457.13 кб

Проблема классификации типов адаптации в естественных и социальногуманитарных науках

Субботина Надежда Дмитриевна
Анализируются подходы к классификации типов адаптации в естественных и социальногуманитарных науках.
Читать PDF
175.16 кб

Проблема всеобщей науки и классификации наук в ранних текстах Г. В. Лейбница 1666—1669 гг.

Осминская Наталья Александровна
Статья посвящена реконструкции модели всеобщей науки, разработанной Г.В. Лейбницем в текстах раннего периода творчества, и выявлена связь с этой моделью различных классификаций наук, предложенных им в допарижский период.
Читать PDF
286.97 кб

Классификация «Спорных государств» в современной политической науке: основные подходы и инновации

Силаева Зоя Владимировна
Статья посвящена изучению типового разнообразия нового феномена «спорных государств» в современной мировой политике.

Похожие термины: