КИЮНКЛАГЕС Людвиг

Клагес

Найдено 2 определения термина Клагес

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

КЛАГЕС

Klages), Людвиг (10 дек. 1870 – 1956) – нем. бурж. идеолог профашистского толка. Философия К. представляет собой один из наиболее реакционных вариантов т.н. философии жизни. Согласно осн. тезису К., существует космич. жизнь, к-рая открывает себя в поступках людей, в действиях животных, а также в жизни растений. В то же время он считает, что в предшеств. истории космич. жизнь никогда не была в состоянии развиваться правильным образом, т.к. из-за несчастного космического случая со времен Анаксагора дух всегда выступал в качестве мешающего фактора. Поэтому возникает задача – оттеснить дух и дать душе развиться. По мнению К., Ницше первый показал, чем в сущности является душа или же жизнь: это бессознательная жизнь, дионисийская, оргиастическая. В этой связи К. пытается доказать, что путь науч. прогресса оказался для человека роковым, т.к. дух, разум (под к-рым он понимал всякое науч. исследование, стремление к познанию вообще) все более оттесняли подлинную сущность человека – душу. Т.о., К. изображает науч. исследование как святотатство (как "гнусность"), к-рому должен быть положен предел. Что такое душа или космич. жизнь, этого, по К., нельзя выразить в логич. форме, но можно приблизительно описать как противостоящий духу ритм жизни. Соответственно этому он утверждает, будто в философии не играет большой роли размышление о том, что представляет собой душа, ибо задача философии заключается не в познании, но в распространении знания о таинствах. Поскольку же философии следует заниматься таинствами и мифами, постольку предпочтение следует отдавать не мышлению, но фантазии или созерцанию. Время нужно постигать как "поток, направленный из будущего в прошлое". Эти реакц. черты учения К. сделали его непосредств. предтечей нем. фашизма, идеологи к-рого неоднократно признавали это. В ФРГ филос. мифология К. все еще пользуется признанием. Это находит свое выражение, напр., в том, что за последние годы его книги вновь издавались. Соч.: Die psychologischen Errungenschaften Nietzsches, 2 Aufl., Lpz., 1930; Vom Wesen des Rhythmus, 2 Aufl., Z.–Lpz., 1944; Der Mensch und das Leben, Jena, 1944; Vom kosmogonischen Eros, 5 Aufl., Stuttg., 1951; Die Grundlagen der Charakterkunde, 11 Aufl., Bonn, 1951; Der Geist als Widersacher der Seele, Bd 1–3, 3 Aufl., M?nch. – Bonn, 1954; Mensch und Erde, 6 Aufl., Stuttg., 1956. M. Бур. ГДР.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Клагес

Людвиг Кл?гес (Klages) (1872-1956) нем. философ. Изучал химию, физику и философию в Мюнхене. Сотрудничал в “Листках об искусстве” Стефана Георге. В 1905 организовал в Мюнхене семинар по изучению средств выражения, к-рый в 1919 перенес в Кильхберг, близ Цюриха. В 1900 К. защитил дис. по химии, после чего жил как лицо свободной профессии. 1900 К. называл годом рождения своей философии. К. пришел к мысли о борьбе между духом и жизнью, считая, что все его исследования — следствие этого открытия, легшего в основу его гл. филос. труда “Дух как противник жизни” (1929-33). Мировоззрение К. складывалось под влиянием Т. Лессинга, называвшего дух “могильщиком жизни”. Позднее опр. значение для системы взглядов К. имели Ницше, в к-ром К. видел романтика, Бахофен, открывший матриархат, “юность человечества”. Своим предшественником К. называл К. Г. Каруса, нем. психолога-натурфилософа эпохи романтизма, разработавшего “учение о бессознательном”. К. стал известен после выхода статьи “Человек и земля” (1913). Исследуя диалектику отношения души и духа, К. писал, что человеч. личность развивается из инстинктивно-творч. жизненной основы и из целеустремленно систематизирующего духа. К жизненной основе принадлежат тело и душа, самым тесным образом соединенные друг с другом. Но в это единство жизненной основы вторгается извне дух и пытается “лишить тело души, лишить душу тела, и, т.о., убить в конце концов всю сколько-нибудь достижимую для него жизнь”. Вторжение духа К. пытается объяснить историей развития души и установить посредством точного анализа ступени непредвзятого видения, созерцания, наблюдения, затем формирования образа, представления, концепции и далее отделения их от понятия вещи. Все в целом представляет собой чудовищный процесс извращения перводействительности. Дух — холодный, “мертвящий рассудок”. Сущность истор. человека заключается в чреватых бедами противоречиях между духом и душой, свойственных только человеку. Поиск их гармонии — неотъемлемая задача философии. Выживание человечества зависит от самоконтроля и самоограничения духа. Дух приобретает ценность, если он служит жизни, но разрушает ее, если подчиняет себе. Соотношение духа и души на заре человеч. цивилизации было гармоничным. Путь к возврату и очищению К. видит в обращении к первоосновам, первоистокам, в растворении в безличной основе. К. внес большой вклад в исследование отношений между человеческим Я и миром, способствовал развитию знания о взаимодействии духа и жизни в человеке — и об их единении, и разрушит. противоборстве, проводя сугубо детализированные исследования высочайшего уровня, не уступающие эксперимент. результатам видных биологов. Большой вклад внесли труды К. в общую психологию, в исследования отношений человеческого Я с миром. Темой филос. размышлений К. явилось также отношение человека к процессам, происходящим в неорганич. сфере, к-рую он рассматривал как проявление первичной или космич. жизни, а также к процессам в органич. жизни, к микрокосмосу индивидуальной жизни. К. занимался языкознанием, стилистикой и графологией, исследовал их специфич. проблемы, выясняя их глубинные основы; особую роль сыграл в характерологии, выделяя осн. принципы определения характера, раскрывая структуру личности. К. обосновал научность графологии, сделав ее учением о почерке как выражении души и неповторимой индивидуальности. Исследования К. в области психологии языка, его взгляды на сущность языка как на средство выражения ситуации переживания имеют сегодня большое значение для изучения межличностных коммуникаций, процесса перевода и методики обучения иностр. языкам. Актуальность и ценность филос. исследований К. в том, что, выступая против механистич. мышления, он устанавливает внутр. связи между природой и культурой, явлениями и структурами. К. пробуждал интерес к жизни, защищал исконные жизненные ценности и отвергал все враждебное жизни. Вопреки обвинениям в симпатии к нацизму, К. не признавал его. Соч.: Handschrift und Charakter. Lpz., 1917; Vom Kosmogonischen Eros. Munch., 1922; Der Geist als Wider-sacher der Seele. Bd. 1-3. Lpz., 1929-32; Goethe als Seelenforscher. Ebd., 1932; Die Sprache als Quell der Seelenkunde. Z., 1948; Die Grundlagen der Charakterkunde. Bonn,1964. Ф.А. Федорова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено схем по теме Клагес — 0

Найдено научныех статей по теме Клагес — 0

Найдено книг по теме Клагес — 0

Найдено презентаций по теме Клагес — 0

Найдено рефератов по теме Клагес — 0