Китайская мифологическая культура

Найдено 1 определение
Китайская мифологическая культура
обычно связывается с влиянием различных систем сознания и культа. Выделяются: древнекитайская, даосская, буддийская и другие. Древнекитайская культура в основном реконструируется по фрагментам древних произведений. К ним относятся «Шуцзин» (14-11 вв. до н. э.), «Ицзин» (8-7 вв. до н. э.), «Шань хай цзин» (4-2 вв. до н. э.) и другие. Самые глубокие корни мифосознания уходят в тотемическую) культуру. Первобытные жители Китая основу своей культуры видели в легендарных растительно-животных предках. Свой образ жизни создавали на основе тех традиций, которые восходили к содержанию и символам тотемов. Так, племена «иньцы» считали своим тотемом ласточку, племена «ся»" змею. Усложнение культурного содержания постепенно привело к трансформации змеи в дракона, персонажа универсального для всей Древней культуры, в особенности. Востока. Дракон повелевает водой, грозой, дождем. В подземном царстве он связан с потусторонними силами. С утверждением царской власти дракон становится символом государя. Распространенным культурным персонажем можно считать прародительницу Нюй-ва, которая часто представляла собой получеловека-полудракона (змею). Она считалась создательницей всех вещей и людей. В данном отношении характерен «земной» характер культа Китая, в нем слабо выражен космический сюжет, в отличие от других древних культур (Веды, Библия и т. д.). Приближается к божеству Нюй-ка мужской персонаж Пань-гу. Он участвует в отделении неба от земли. Они сначала пребывали в состоянии хаоса, подобного содержимому яйца. По мере роста Пань-гу осуществляется организация природы. Вздох божества вызывает рождение ветра, выдох — ветер и дождь; открытые глаза создают день, закрытые -ночь и т. д. Культурный Герой Фу-Си изобретает гадательные триграммы, учит плести сети, охотиться, ловить рыбу, готовить на огне мясо и т. д. Иногда Фу-Си выступает как брат и супруг Нюй-вы, они спасаются от потопа и становятся основой возрождения людей. Распространены сюжеты лунарных и солярных мифов. Они концентрируются в календарной культуре. В частности, в Китае был создан календарь, выражающий время через детализированное развитие сельскохозяйственного цикла, связанного с производством зерновых. Так, в этом календаре «зерно» набухает, сбрасывает шелуху, выпускает росток и т. д. Кроме этих способов освоения природы характерными являлись представления о пяти звездных дворцах. В них одновременно были выражены созвездия, стороны света, символы жизни, различные духи. По мере усложнения общества возник культ Тянь (неба), который одновременно являлся культом о пяти мифических государях. Иногда система была трехчленной. В этом культе была реализована сложная схема мира и традиционного ритуала. Они включали очень большое число символов, которые переплетались удивительным образом. В начале нашего летоисчисления философия даосизма превращается в религию. В этой культурной традиции были объединены многие элементы древней культуры. Так, культурный герой Хуан-ди становится первым бессмертным родоначальником и покровителем этой традиции. В. даосизме складывается культура, направленная на продление жизни и обретение бессмертия. В средние века получил развитие поиск средств для продления жизни путем применения алхимии, развития психофизических технологий, направленных на использование сексуальной активности, дыхательных упражнений, систем йоги, эффекта избирательного питания и т. д. Основными персонажами даосских представлений стали бессмертные гении, например, истории о «восьми бессмертных». В деятельности этой восьмерки описывается их покровительство прогрессиям, различными искусствами, творение чудес, другие культурные функции. Представления об идеальной, райской жизни раскрывались через образ гор, плавающих в океане. Даосизм включил в себя множество функций, поэтому в его пантеоне насчитывается несколько тысяч персонажей, которые подчиняются трем основным: Лао-цзы (основатель философии дао), Хуан-ди и Пань-гу. Одновременно с философией дао возникает другое мощное философски-культурное направление конфуцианство. Оно названо но имени основателя (VI в. до н. э.) Конфуция. В отличие от даосизма, конфуцианство вошло в историю как система этически-культового плана. В ней выразилась политико-государственная общественная основа. Те культурные технологии, которые предлагались конфуцианством, были направлены на совершенствование людей в их этически организованном служении традиционному обществу. Многие исследователи находят в этом учении много общего с современной легимитимно-государственной идеологией и практикой. Китайский буддизм проникает из Индии в первые века н. э. Он обогащается китайской традицией, например, морально-этическими доктринами почитания старших, служению империи и т. д. Под влиянием буддизма в Китае развиваются взгляды на жизнь после смерти. Так, считалось, что после смерти душа попадает к желтому источнику, где существовало царство мертвых и ад. В Китае возникла самая стойкая традиционно-государственная культура, которая просуществовала вплоть до середины XIX века.

Источник: Человек и общество. Культурология