КИРТАН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КИРТАН(А)
или санкиртана (прославление, восхваление) — одна из форм духовной практики в индуизме. В первую очередь под К. имеется в виду коллективное воспевание имени Бога последователями бхакти, сопровождаемое танцами. Оно может происходить в виде шествия по улицам, в таком случае К. носит характер проповеднической миссии. Практики К. есть во всех направлениях индуизма, однако большее распространение они получили в вишнуизме. К. связана с развитием бхакти. В зависимости от области и времени распространения бхакти выделяются различные виды К. В кришнаизме практики К. стали особенно популярны в результате деятельности Чайтаньи. Во время К. практикующие спонтанно выражают свои религиозные чувства, доходящие подчас до экстатического восторга. Последователи Общества Сознания Кришны разделяют свою санкиртану на малую мридангу (хождение по улицам с воспеванием имен Бога под барабан-мридангу) и большую мридангу (распространение вероучительных книг, прежде всего трудов Прабхупады). Прабхупада утверждал, что печатание и распространение подобных книг — самая важная часть К., поскольку таким путем расширяется знание о Кришне и люди, покупающие эти книги, незаметно для себя вовлекаются в служение Богу.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

КИРТАН (КИРТАНА)

        (восхваление) — форма религ. песнопения. Предположительно восходит к буддийским песням и, возможно, к "Гитаговинде". Интенсивно развивается в движении бхакти, особенно в Ассаме, Бенгалии, Ориссе. Начиная с Чайтаньи, К. используется наряду с танцами в кач-ве осн. формы ритуального почитания Кришны (санкиртан). Возникает множество стилей и вариантов К., в т. ч. большие композиции, состоящие из сольных номеров, хоровых рефренов и иногда — драматич. вставок. В нама-К. на разные лады воспеваются имена Кришны, в лила-К. — эпизоды кришнаитского мифа. В Тамилнаде К. получили развитие в XVII—XVIII вв. в кач-ве составных частей музыкально-поэтических драматич. представлений (также называемых К.), в к-рых в основном воспевался Шива и его приверженцы-бхакты, хотя существуют К. о Раме и др. божеств, персонажах. В Махараштре К. представляют собой сложное единство прозаич. и поэтич. частей. Прозаические состоят в рассуждениях на опред. тему. Ею могут быть: конкретная философская или нравственная категория, добродетельный поступок, то или иное деяние мифологич. персонажа или поэта-проповедника и т. д. Просветительско-дидактич. вступление сопровождается поэтич. иллюстрацией-песнопением под аккомпанемент традиц. музыкальных инструментов. Исполняются обычно гимны-абханги поэтов традиции бхакти. К. всегда однозначно отвечают на вопрос: "Как надо себя вести?" и представляют наглядную манифестацию идей бхакти.
И. Глушкова,
А. Дубянский

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Похожие термины:

  • НАМА-КИРТАНА

            песнопение, в к-ром восхваляются имена бога. См. КИРТАН (КИРТАНА).