КИРОВ Сергей Миронович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Киров, Сергей Миронович (Костриков)
1886-1934) - Большевик с 1904 г., Киров был близким сотрудником Сталина с начала 20-х годов, и в 1926 г. был назначен ленинградским вождем партии в целях борьбы с влиянием прежнего лидера Зиновьева. Его убийство в декабре 1934 г. молодым партийцем Леонидом Николаевым явилось предлогом для развязки кровавых чисток, приведших к полному уничтожению большевистской партии и ликвидации всего поколения большевиков. Троцкий писал: "Убийство Кирова было ничем иным, как побочным продуктом полицейской амальгамы, строившейся Сталиным-Ягодой для того, чтоб обвинить лидеров оппозиции в терроризме" ("Бюллетень оппозиции", # 65, апрель 1938 г., стр. 10).

Источник: Исторический справочник русского марксиста

КИРОВ Сергей Миронович

наст. фамилия – К о с т р и к о в) [15(27) марта 1886 – 1 дек. 1934 ] – деятель Коммунистической партии и Советского государства, пропагандист марксистской теории. Род. в г. Уржуме Вятской губ. (ныне – Кировская обл.). Окончил Казанское механико-технич. училище (1904). С юности – в революц. движении. В 1904 вступил в большевистскую группу Томской с.-д. орг-ции. Участник трех рус. революций. Неоднократно подвергался аресту и тюремному заключению. После Октябрьской революции партия направляла К. на самые ответств. участки борьбы за социализм. В 1917–18 К. создавал Советы на Сев. Кавказе, в 1919 он организовывал оборону Астрахани, в нач. 1920-х гг. возглавлял борьбу большевиков за упрочение Сов. власти в Закавказье. В 1926 К. встал у руководства ленинградской парт. организации. В 1930 К. был избран членом Политбюро ЦК ВКП(б), в 1934 – секретарем ЦК ВКП(б). Злодейски убит в Ленинграде. В период деятельности в Сибири (1904–08) К. в революц. прокламациях призывал рабочих к борьбе, выражал ясную веру, что рабочий класс несет обновление всему миру. Активную пропаганду марксизма К. развернул во Владикавказе (1909–17). В статьях, опубл. в газ. "Терек", К., отстаивая ленинские позиции по ведущим вопросам революц. борьбы, выступал против бурж. индивидуализма ("В единении сила", 1914), раскрывал смысл и значение сектантских движений ("Плоды безвременья", 1913), показывал связь помещичьей власти и церк. идеологии в России ("Эпоха реформ", 1911), боролся с тлетворным влиянием декадентства. В статье "Великий искатель" (1911) К. охарактеризовал идейный путь Белинского, его поиски верной обществ. теории, процесс переработки рус. мыслителем философии Гегеля и Фейербаха и обращения к идеям социализма. Значение идейного творчества Белинского К. увидел в том, что он вывел рус. обществ. мысль "...из темных лабиринтов голой абстракции на торную дорогу реализма" ("Красная Новь", 1939, No 10–11, с. 147), выступив таким образом "предтечей современного научного миросозерцания" (там же, с. 146). В др. выступлении К. полемизировал с кадетом Ф. Родичевым, превращавшим Герцена в бурж. либерала. Ряд статей К. был посвящен Л. Толстому и Горькому. Осн. место в послереволюц. выступлениях К. занимали проблемы строительства социализма. В борьбе за воплощение в жизнь ленинской идеи о возможности построения социализма в одной стране К. разработал ряд положений теории науч. коммунизма. Ведущая идея речей и статей К. – народ как подлинный творец новых обществ. форм. В одном из выступлений 1917 К. говорил: "Нам нужно запомнить, что, как бы ни развивалась революция, ее становой хребет – в революционных рабочих и крестьянских массах" (Избр. статьи и речи, 1957, с. 11). Критерий успехов Коммунистич. партии К. видел в том, насколько ей удается внедрить основы своей политики в умы и сердца самых широких слоев населения. Гарантию успехов партии по коммунистич. воспитанию масс К. видел в полной откровенности партии перед народом (см. тамже, с. 109, 113, 140), а осн. средство этого воспитания – в поднятии широких пластов народа "к участию в государственной работе" (там же, с. 114). "Возможность развернуть широкие творческие силы рабочих и крестьян нашей страны мы имеем полную", – говорил К. в 1921 (там же, с. 125). В сер. 20-х гг., когда вопрос о строительстве социализма в одной стране "из области теоретической перешел в практическую..." (там же, с. 169, см. также с. 220), К. в ряде выступлений развернул марксистский тезис о единстве теории и практики. Еще в выступлении 1924 "Ленин и рабочий класс" К. подчеркивал, что только "сочетание глубочайшего теоретика с не менее глубоким практиком" сделало из В. И. Ленина "огромного, необычайного революционера, какого еще не видел мир" (там же, с. 154). В условиях, когда страна приступила к социалистич. строительству, К. напоминал ленинские указания, что построение нового общества невозможно осуществить, не руководствуясь правильной теорией этого построения. Этим объясняется острота выступлений К. против принижения роли теории в деятельности партии. "...Мы строим такое общество, которое можно будет построить только при том условии, если наша партия сумеет целиком и полностью использовать весь опыт современной человеческой науки... Если мы не будем вооружены до зубов марксистско-ленинской наукой, если мы будем стоять в сторонке от общих знаний человечества... мы будем очень долго путаться и преодолевать малейшие затруднения с громадными осложнениями" (там же, с. 369). Остроту теоретич. споров о возможности победы социализма в одной стране К. объяснял тем, что "строительство социализма в одной стране принимает реальную форму" (там же, с. 192). Поэтому необходимостью, по К., является логически-последоват. развитие тех или иных теоретич. концепций, с тем чтобы выяснить, куда бы привела та или иная теория при ее возможном осуществлении (там же, с. 481, 540, 695). К. призывал к тщательному анализу политически ошибочных позиций: "Ведь политическая ошибка – это не прыщик, который раздавил, смазал йодом – и прошло; тут нужно все изучить, чтобы впредь эта ошибка не повторялась" (там же, с. 178). Своевременное вскрытие и анализ ошибок служит необходимым основанием единства партии в решении принципиальных вопросов социалистич. строительства, а "нет более серьезной опасности для революции, для диктатуры пролетариата, чем нетвердость наших собственных рядов" (там же, с. 232–33). Однако, подчеркивал К., выработка правильной теории, правильной политич. линии – только половина дела. "Хорошо отчеканенное теоретическое положение, лозунг нужно претворить в практику, внедрить в сознание и умы широких слоев рабочего класса, сделать миллионы людей активными проводниками этого лозунга, иначе самый хороший лозунг повиснет в воздухе" (там же, с. 513–14). К. внимательно анализировал обществ. процессы, происходившие в молодом Сов. гос-ве. Исследование процессов, совершающихся в различных слоях общества, во взаимоотношении классов он считал совершенно необходимым делом коммунистов (см. тамже, с. 160, 170, 173, 196, 221, 243 и др.). Развивая ленинскую мысль о том, что социализм – как осуществление тех идеалов, "которые написаны лучшими умами человечества и подлинными защитниками угнетенных..." (там же, с. 125), – "... не построишь только руками коммунистов и комсомольцев, – социализм можно построить только руками всех трудящихся" (там же, с. 305), К., в частности, усматривал в новом отношении рабочих к своему труду "...проблески того, чем должен быть труд в коммунистическом обществе" (там же, с. 594). К. постоянно подчеркивал творч. функции диктатуры пролетариата: "...Когда пролетарская диктатура переходит к своей творческой, положительной работе, она не знает границ своему молодому, возвышенному творчеству..." (там же, с. 462). В социализме К. видел такое общество, "...где действительно будет настоящее царство свободного труда, где будет действительно полное, настоящее равенство, где уничтожится без остатка все то, что называется неравенством между людьми" (там же, с. 463). Исходя из этого, К. и определял задачу теоретич. исследований. Он подчеркивал, что в науч. работе необходимо делать упор на совр. тематику. "Это не значит, – говорил К., – что запретно читать Канта и проч. – это все нужно. Но надо читать то, что действительно сегодня помогло бы нашему социалистическому строительству, чтобы это было прожектором, который освещал бы пути нашего соцстроительства" (там же, с. 596). "Только один путь к будущему, – говорил К., – изучение ленинизма" (там же, с. 157). Соч.: Статьи, речи, документы, т. 1–3, 1935–36; Забытые статьи С. М. Кирова о Толстом (публ. М. Минокина), в кн.: Яснополянский сб. Статьи и материалы 1910–60, Тула, 1960; Мы идем вперед, мы несем священный огонь пролетарской борьбы в своих руках, М., 1960; Черт возьми! Хорошо все-таки жить на свете! Письма Сергея Мироновича Кирова из царской тюрьмы, "Неделя", 1961, 12–18 ноября, No 46, с. 6–7. Лит.: Памяти С. М. Кирова. 1886–1934. [Сб., М. ], 1934; Дрейден С., Киров и искусство, "Звезда", 1939, No 12; Бутырина П., Киров и дружба народов, "Борьба пролетариата", 1940, No 1; Шахнович М., Разоблачение поповщины С. М. Кировым в газете "Терек", "Антирелигиозник", 1940, No 12; Аввакумов С., Сергей Миронович Киров. 1886–1934, Л., 1944; Кондрашев И., Трибун партии, "Агитатор", 1958, No 21; Смирнов П. Г., Публицистическая и литературно-критическая деятельность С. М. Кирова в дооктябрьский период, "Уч. зап. Калининградского гос. пед. ин-та", l959, вып. 6; Пушкарев Г. М., В борьбе за рабочее дело. С. М. Киров в Сибири, Новосиб., 1959; Синяев В. С., О революционной деятельности С. М. Кирова в Томске, в кн.: Революционное движение в Сибири и на Дальнем Востоке, вып. 1, [Томск ], 1960; Мужественный борец за коммунизм, "Правда", 1961, 27 марта, No 86; Завриев Д. С., С. М. Киров на посту сов. полпреда в меньшевистской Грузии, "История СССР", 1961, No 2. Библиография: С. М. Киров в ленинградской печати. 1926–34. Библиографический указатель, М.–Л., 1936; [Захарьина Р. Г. ], С. М. Киров. (1886–1934). (Указатель литературы), М., 1940; С. М. Киров. Краткий указатель литературы, [Л. ], 1947. А. Володин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.