Киркегор Серен

Найдено 1 определение
Киркегор (Кьеркегор) (Kierkegaard) Серен
1813-55) Датский философ, богослов и писатель, один из предшественников экзистенциализма. «Для мышления и личности К. характерно столкновение контрастных, несовместимых принципов и жизненных установок, что во многом объясняется ранним влиянием на него, с одной стороны, суровой протестантской семейной атмосферы (с острым ощущением виновности человека перед Богом), а с другой — увлечение немецким романтизмом с его эстетически-эвдемонистским культом наслаждения и подчеркиванием самоценности человеческой личности. Отсюда — характерная для К. любовь к парадоксу, стремление подчеркнуть непримиримость различных типов мировоззрений, выразившееся в романтической склонности писать свои произведения под разными псевдонимами. Основное определение человека, по К., не разум, а существование (экзистенция), и только то мышление, которое исходит из экзистенции и питается ею, может быть подлинным, т. е. экзистенциальным. С этим связана присущая философии и эстетике К. углубленная саморефлексия, своего рода психология, исследующая трагические противоречия души и ее сложные отношения, а нередко и противоборство с окружающим миром. При этом К. обнаружил глубокое понимание диалектики человеческой души и большое писательское дарование. Влиянием своим на скандинавскую литературу К. обязан прежде всего своей книге «Или-или» (1843), где он вскрывает своеобразную логику развития человеческой души, внутренней жизни человека. Парадоксальная структура последней изображена в учении о «стадиях жизни» — эстетической, этической и религиозной. На стадии эстетической цель человеческой жизни — наслаждение, высшее начало для человека — красота, а высшая способность души — воображение, свободная игра фантазии; главная жизненная установка здесь — игровая: человек ни к чему не относится всерьез, кроме собственного удовольствия. Образцом такого рода «эстетически-гедонистической личности» являются для К. герои «Люцинды» Шлегеля. Его критика эстетизма, в сущности, есть критика иенского романтизма, понятого К. «изнутри». Критика романтической иронии как способа «воспарения над действительностью» служит у К. переходом к более высокой — этической стадии развития души, для которой характерна потребность в выборе самого себя, останавливающем «игру воображения» и превращающем индивида в нравственную личность. Однако и этическая стадия не есть высшая: логика развития человеческой души, по К., ведет к преодолению этой стадии, когда человек осознает ничтожность своей конечности по отношению к бесконечному Богу, свою виновность и греховность перед ним и видит путь спасения в «парадоксе веры». При жизни К. его учение не получило широкого распространения. В XX в. оно пережило своеобразный «ренессанс». (Эстетика. Словарь. М., 1989. С. 171-172). Соч.: Entweder — Oder. Koln, Olten, 1960; Страх и трепет. M., 1993; Наслаждение и долг. Киев, 1994. Лит.: Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. М., 1970; Pattison G. Kierkegaard: The Aesthetic and the Religious. N.Y., 1992; Walsh S. Living Poetically: Kierkegaards Existential Aesthetics. University Park, 1994.

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
101.05 кб

Романтический метод как специфический стиль мышления в эстетике Серена Киркегора

Сычева С. Г., Тарнапольская Г. М.
Исследуется соотношение жизни и творчества С. Киркегора, анализируется текст книги "Наслаждение и долг".
Читать PDF
234.43 кб

Драматическая поэма Хенрика Ибсена "Бранд" в свете религиозно-философских воззрений Сёрена Киркегора

А. А. Юрьев
Читать PDF
145.88 кб

97. 02. 001. Подорога В. А. Выражение и смысл: ландшафтные миры философии: Сёрен киркегор, Ф. Ницше,

Андреева И. С.