КИРЕНАИКИ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КИРЕНАИКИ
см. СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
 

Источник: Новейший философский словарь

КИРЕНАИКИ
(Kyrenaiker) — представители греческой философской школы, последователи Аристиппа из Кирены.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КИРЕНАИКИ
сторонники древнегреч. (сократической) философской школы (Сев. Африка, 5 в. до н. э.), основанной Аристиппом из Кирены и проповедовавшей гедонизм, отождествлявшие счастье с чувственными наслаждениями. К.— выразители идеологии рабовладельческой аристократии.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КИРЕНАИКИ
одна из сократических школ, основанная в IV в. до н.э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Ее сторонники считали природу непостижимой, а наслаждение - целью жизни ( счастье - это совокупность наслаждений). Богатство - не благо, а только средство для получения наслаждения. Человек должен стремиться избегать зло и жить без боли и огорчений.

Источник: Тематический философский словарь

КИРЕНАИКИ

школа): греческая философская школа (V-IV вв. до Р.Х.). Основана Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Хотя до нас не дошло ничего из его сочинений, мысль Аристиппа часто цитируется Платоном, Ксенофоном и Аристотелем. Для философии киренаи-ков характерна трансформация сократовской максимы: «познай самого себя» — в систему, близкую гедонизму, в которой значимы лишь удовольствия, доставляемые нам чувствами.

Источник: Философский словарь

КИРЕНАИКИ
др.-греч. филос. школа, основанная Аристиппом из Кирены (435-360), учившим о достижении наслаждения (гедо-не) через практику и господство над своими желаниями. К. свойственны субъективизм и крайний скептицизм. Представители К. — Федор Атеист, Эвгемер, Карнеад, Гегесий, Анникерид. Гедонизм К. сливается с эпикуреизмом и впоследствии используется гуманистами и франц. атеистами 18 в. в борьбе против морали религ.

Источник: Атеистический словарь

Киренаики
Основателем школы киренаиков был ученик Сократа Аристипп из Кирены. Единственным, в чем можно быть уверенным, он считал ощущение; единственным благом – удовольствие; единственным временем – настоящее. Отсюда его симпатичная, но недалекая мудрость, которую можно скорее назвать искусством наслаждаться, чем искусством быть счастливым. Учение киренаиков чем‑то напоминает эпикуреизм, возникший раньше самого Эпикура, но это эпикуреизм, замкнутый в рамки тела и настоящего. Это субъективистский сенсуализм (мы познаем не вещи, а впечатление, которое они на нас производят) и сиюминутный гедонизм; скорее эстетика (от aisthesis – ощущение), чем этика. Киренаики вполне могли избрать в качестве своего лозунга призыв Горация «Carpe diem!» («Лови момент!») или максиму Оскара Уайльда (130): «Не счастье, а удовольствие!» Пожалуй, они слишком уж легко отказались от вечности и духа.
С приходом Гегезия (131) школа впала в абсолютный пессимизм. Удовольствия редки и слабы, а настоящее длится долго. Выход – в самоубийстве, что и в самом деле проповедовал Гегезий, или в размышлении, на которое требуется время. Но душа умеет наслаждаться, и ее наслаждения гораздо острее телесных наслаждений. Эта идея вдохновит Эпикура, заставив его пойти дальше киренаиков.

Источник: Философский словарь.

КИРЕНАИКИ
(др.-феч. - Kvpirvaucoi) - одна из сократических школ в Др. Греции (4-3 вв. до н.э.), известная обоснованием и проповедью гедонизма как этического принципа. Ее основателем считается ученик Сократа Аристипп из Кирены (отсюда происходит название школы). Сведения о жизни Аристиппа скудны; древние авторы изображают его самодостаточным человеком, к-рый умел наслаждаться, не становясь рабом наслаждений; он первым из учеников Сократа стал брать деньги за преподавание. Основные представители школы — дочь Аристиппа Арета, ее сын Аристипп Младший, Гегесий, Феодор, Анникерид. Принято думать, что К. сводили философию к этике, считая физику и логику ихтишними для счастливой жизни. Секст Эмпирик приводит также другое мнение, согласно к-рому физика и логика входят в качестве двух последних отделов в структуру этики К., состоящую из пяти частей: о целях деятельности («о том, что следует избирать и чего следует избегать» - Секст Эмпирик, VII,11), об аффектах, о поступках, о причинах, о достоверностях. К. исходили из того, что единственно истинным, достоверным и постижимым для человека являются его внутренние состояния, ощущения (в этом вопросе они испытали влияние софистов). Ощущения подразделяются на легкие, мягкие (удовольствие) и резкие, бурные (боль, страдание). Удовольствие есть благо, к нему надо стремиться, страдание (неудовольствие, боль) есть зло, его надо избегать. Отсутствие удовольствия и страдания не является ни благом, ни злом. Специфика К. состояла не в том, что они считают удовольствие благом, а в том, что они не признавали иного блага, кроме удовольствия. По мнению К., удовольствие не зависит от способа удовлетворения: «Наслаждение является благом, даже если оно порождается безобразнейшими вещами...» (Диоген Лаэртский, 11,88). Одно наслаждение не отличается от другого, оно измеряется только интенсивностью и является благом в качестве телесного состояния. Наслаждение нельзя понимать как отсутствие боли, оно представляет собой положительное переживание, точно так же отсутствие наслаждения не равнозначно боли — «боль и наслаждение являются движением, между тем как отсутствие боли или наслаждения не есть движение: отсутствие боли даже напоминает состояние спящего» (Диоген Лаэртский, 11,89). Тождественное благу наслаждение привязано к настоящему, воспоминание блага или его ожидание не ведут к наслаждению, т.к. движение души со временем угасает. К. проводят различие между элементарным, простым и очевидным удовольствием как целью деятельности и счастьем, представляющим собой интегральное состояние, возникающее в результате сложения многих удовольствий. К счастью, считают они, стремятся не ради него самого, а ради отдельных частных удовольствий, из к-рых оно состоит. Диоген Лаэртский передает эпизод: когда слуга, несший на плечах мешок с деньгами, пожаловался, что ему тяжело, Аристипп сказал, чтобы тот выбросил лишнее и оставил столько, сколько может нести. По мнению К., источником многих страданий и человеческих конфликтов являются ложные мнения и искусственные страсти наподобие страсти к обогащению. Отсюда - гедонистическая программа жизни, требующая стремиться к наслаждению ради него самого. Однако принцип наслаждения в качестве путеводной нити человеческого поведения дает сбои, по крайней мере, в двух пунктах: некоторые удовольствия, во-первых, сами по себе, естественным образом связаны со страданиями и, во-вторых, через установление и обычай сопряжены с дурной славой и наказаниями, с к-рыми нельзя не считаться. Поэтому необходимы знания, к-рые даются философией и другими науками и позволяют правильно ориентироваться в мире удовольствий. Признание роли знания связывает К. с Сократом. И в этом же пункте обнаруживается их отличие от Сократа: знание для них имеет служебную функцию и ценно не само по себе, а как средство оптимизации наслаждений. Но и мудрец наслаждается не постоянно, а по большей части; точно так же, как уделом невежды не являются одни страдания. Идея разумного наслаждения, наслаждения, опосредованного философским и иным знанием, является противоречивой и свидетельствует о невозможности последовательного этического гедонизма. Таково основное содержание учения К., заложенное Аристиппом. Гегесий и его сторонники акцентировали внимание на анархистских и пессимистических аспектах гедонизма. Они считали, что для тех, кто мерит жизнь наслаждением, теряют значимость различия между бедностью и богатством, рабством и свободой, для них не имеют никакого обязывающего смысла благодарность, дружба, благодеяние. Поскольку тело исполнено страданий, счастье совершенно неосуществимо и потому «предпочтительны как жизнь, так и смерть» (Диоген Лаэртский, 11,94). У Гегесия была книга «О самоубийстве воздержанием от пищи». Рассказывают, что после проповедей Гегесия некоторые слушатели кончали жизнь самоубийством, а его самого прозвали адвокатом смерти. Феодор был известен отрицанием расхожих мнений о богах, за что получил прозвище «Безбожника»; его книга «О богах» повлияла на Эпикура. Наряду с богами он отрицал фетиш отечества, релятивировал также представления о краже, блуде, святотатстве, полагая, что разумный человек при случае может со всем этим не считаться. Анникерид признавал самостоятельное значение социальных ценностей — дружбы, благодарности, почтения к родителям, служения отечеству. Так, друг представляет для человека ценность не только из-за пользы от него, но также из-за возникающего при этом доброго чувства. И Гегесий, и Анникерид, и Феодор имели своих последователей. К. утратили значение самостоятельной философско-этической традиции после Эпикура, в учении к-poro свойственный К. пафос нравственной суверенности единичного индивида и гедонизм как этический принцип получили более адекватное и аргументированное воплощение. Вместе с тем опыт К. повлиял на восприятие эпикуреизма и в значительной степени явился причиной его вульгаризации. Слово «гедонизм» вошло в общекультурную лексику как обозначение склонности (часто безобразной) к чувственным удовольствиям. Сочинения К. не дошли до нас. Основными источниками сведений о них являются Диоген Лаэрте кий (11,86-104) и Секст Эмпирик (VII, 11,190-200). А.А.Гусейнов

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Похожие термины:

  • КИРЕНСКАЯ ШКОЛА, киренаики

    древнегреческая гедонистическая философская школа 4— 1-й четверти 3 в. до н. э., возводившая свое учение к сократику Аристшту из Кирены. К Киренской школе принадлежали, в частности: дочь Аристиппа Ар