КИНИКИ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Киники
в греческой философии сторонники Антисфена, который в гимназии «Киносарг» проповедовал нетребовательность и умеренность. Признаком более позднего кинизма (Диоген из Синопа) было пренебрежение ко всякой культуре и ко всем обычаям, что временами вырождалось в цинизм.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

КИНИКИ
последователи античной философско-этической школы, утверждающей свободу как высшую ценность бытия, в том числе свободу от нравственных норм и других достижений культуры; они призывали к аскетизму, умению довольствоваться только простыми, естественными радостями жизни, считая это средством достижения духовной свободы.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Киники
представители древнегреческой философской школы (IV в. до н.э.). Основой счастья и добродетели они считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, достижение независимости и внутренней свободы. ............ ? (греч. от прозвища Диогена — «пес», по другому, менее вероятному объяснению, от Кш6аарув

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

КИНИКИ
представители древнегреч. философской (сократической) школы (4 в. до н. э.), последователи Антисфена. Наиболее известный представитель — Диоген из Синода. К. выражали настроения демократических слоев рабовладельческого об-ва. Основой счастья и добродетели они считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы личности.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КИНИКИ
одна из сократических философских школ Древней Греции в IV в. до н. э. Основана Антисфеном. Название происходит от площади в Афинах, где она находилась. Наиболее известный ее представитель - Диоген из Синопа. Ее сторонники считали, что счастье зависит от силы воли человека, призывали учиться у природы жить (как животные), отвергали религию, мораль, право, культуру. Отрицали семью и государство. Проповедовали общность жен и детей. Отличались своим экстравагантным поведением.

Источник: Тематический философский словарь

КИНИКИ
последователи др.-греч. философа Антисфена - основателя кинической школы (4 в. до н. э.). Наиболее известным представителем К. является Диоген из Синопа. К. критиковали учение Платона об идеях как общих сущностях, признавая только единичное. Считали, что достичь счастья и добродетели можно лишь путем отказа от благ цивилизации, богатства, чувственных удовольствий. К. призывали пренебрегать принятыми в об-ве нормами, отвергали и все религ. культы, объявляя их излишними, чисто человеч. установлениями.

Источник: Атеистический словарь

КИНИКИ
(Kyniker) — так называют в греческой философии сторонников Антисфена, который в гимнасии «Киносарг» учил прежде всего избавлению от потребностей и самодостаточности. Более поздний кинизм характеризует (см. Диоген из Синопа) пренебрежение ко всякой культуре и ко всем обычаям, что временами вырождалось в бесстыдство. См. Цинизм. Тексты: F. W. А. Mullach (Hg.). Fragmenta philosophorum Graecorum II, Paris 1867, 1968. (На рус. яз.: Антология кинизма, 1984.)
D. R. Dudley. A. History of Cynicism from Diogenes to the 6th Century A. D., London, 1937 (Repr. 1967); H. NiehuesPröbsting. Der Kynismus des Diogenes und der Begriff des Zynismus, 1979; P Sloterdijk. Kritik der zynischen Vernunft, I—II, 1983.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КИНИКИ
от гр. kunikos, kuon — собака): секта греческих философов, основанная учеником Сократа — Антисфеном (444-365 гг. до Р.Х.). Предположительно школа киников взяла свое название не столько от гимназии в Киносаргах, где преподавалось их учение, сколько от воспоминания Диогена о том, что его также называли по-гречески Кибп — «собака», настолько «элегантными» были его манеры. В действительности школа киников отличается полным презрением к социальным условностям и культом добродетели, отказывающейся от всяческих излишеств. Сегодня мы вспоминаем о внешнем виде киников, характеризуя таким образом всякого индивида, спокойно утверждающего аморальные принципы и полное презрение к условностям. Но мы забываем при этом о позитивном аспекте античного цинизма, предполагавшем аскетическую практику добродетели.

Источник: Философский словарь

Киники
одна из сократических философских школ Древней Греции. Основателем ее стал ученик Сократа Антисфен (444-368 гг. до н.э.), который проповедовал нетребовательность и умеренность, возвращение к простоте естественного состояния и воспитание сильного характера. Учение киников носило преимущественно практический характер, они пропагандировали образ жизни, отвергающий излишества, где потребности сведены к минимуму (аскетизм). Представителем более позднего кинизма был Диоген Синопский, которого Платон называл «Сократом, сошедшим с ума» за то, что сократовские идеи в образе жизни Диогена превратились в одиозное поведение, сопровождаемое атмосферой неуважения к общим нормам, традициям, морали в целом. Киники с вызовом именовали себя «гражданами мира» (термин «космополит» был создан ими), и стремились жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью принимая статус отвергнутых, нищих, юродивых, что, по их мнению, позволяло достичь величайшего блага – духовной свободы. Все виды духовной и физической бедности для киников были предпочтительнее богатства: лучше быть варваром, чем эллином, лучше быть животным, чем человеком. Диоген, живущий, по преданию, в бочке, чья жизнь обросла множеством анекдотов, стал символом кинического бесстыдства и распущенности (отсюда понятие cynici – циники). Явное пренебрежение киников ко всякой культуре, обычаям, всевозможным философским учениям (например, критика ими Платона) в конечном счете действительно вырождалось в откровенный цинизм.

Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.

КИНИКИ
(греч. — собаки) — представители Кинической школы, возникшей в Греции в IV в. до н. э., распространившейся затем на территории Римской империи и просуществовавшей до VI в. н. э. Основатель школы Антисфен. Наиболее ярким представителем школы был Диоген из Синопа. Он не только пропагандировал идеи К., но и подтверждал их своим поведением и стилем жизни, прозван согражданами собакой. Отсюда и название школы — Киническая. В центре внимания находились вопросы этики. Постановку и решение К. моральноэтических проблем невозможно понять без учета особенностей исторической обстановки, сложившейся в Греции в результате Пелопоннесской войны, длившейся с небольшими перерывами почти 30 лет. Итог: разоренные государства, обнищавшее население, безработные люмпены и рабы, готовые выступить в едином союзе против богатых граждан и власти. В этих условиях Антисфен и его последователи предлагают своё, во многом парадоксальное, учение о том, как научиться быть счастливым. Исходный принцип этого учения — совпадение счастья и добродетели. Высшая добродетель, по мнению К., состоит в полном освобождении человека от всех общественных и божественных законов, общепринятых норм поведения, санкционированной обществом системы ценностей и в конечном счете от культуры как таковой. Путь к счастью предполагает воспитание презрения к чувствам удовольствия и наслаждения, поскольку человек попадает в зависимость от тех предметов, с обладанием которыми он связывает эти чувства, и потому он не свободен. Мораль К. строится на признании абсолютной автономии личности: богатство и нищета, жизнь и смерть, здоровье и болезнь не благо и не зло. Счастье заложено в самом человеке и зависит от его сознания и воли. К. отрицали любые формы государственного устройства. Золотой век человечества в прошлом, когда люди жили в единстве с природой, не знали иных законов, кроме естественных, не разделялись на богатых и бедных, не ведали зависти, не стремились к стяжательству. В итоге идеалом К. оказывается человек с набором примитивных потребностей и интересов, живущий вне общества и культуры, которые, по мнению К., органически связаны с рабством и вырождением человеческого рода.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

КИНИКИ
греч. ???????, лат. cynici – циники) – одна из т.н. сократических филос. школ Древней Греции. Кинизм выражал идеологию бедных слоев свободных греков в эпоху кризиса антич. полиса. К. разрабатывали в основном э т и ку, соединяя положение Сократа: "Познай самого себя" с рассуждением софистов: "Что же касается полезных вещей, то те из них, которые установлены законами, суть оковы для человеческой природы, те же, которые определены природой, приносят человеку свободу" (Охуrynch. pap. XI, ed. Hunt, L., 1959, p. XI, No 1364, frg. A, 4, 1–8). Признавая вместе с Сократом, что счастье человека совпадает с добродетелью, К., однако, отвергали внешний человеку божеств. этич. критерий, видели счастье человека в автономии нравств. личности от окружающего социального мира. К. призывали "учиться у природы", "жить как животные", отвергать религию, мораль, право. "Богатства же твои... бросишь в море. Ты не будешь заботиться ни о браке, ни о детях, ни об отечестве... котомка твоя пусть будет полна бобов и свертков, исписанных с обеих сторон. Ведя такой образ жизни, ты назовешь себя более счастливым, чем великий царь" (Лукиан, Продажа жизней, 9; рус. пер., Собр. соч., т. 2, М.–Л., 1935). В теории познания К. продолжали сенсуалистич. линию софистов, отвергали родовое и общее ради индивидуального. Ими разработана теория определения, относящаяся не к общему и не к индивидуальному, а к совокупности индивидуальных предметов. С позиций сенсуализма и примата единичности К. (Антисфен, Диоген Синопский) критиковали "мир идей" Платона. Школа К. основана Антисфеном, учеником Горгия и Сократа. Им заложены этич. и гносеологич. основы учения К. Последователем Антисфена был Диоген Синопский, к-рый резко противопоставлял социальное природному, развивал мысли Антисфена об идеальном обществ. строе (????? ??????). Пропагандируя личным примером крайне опрощенческую форму кинизма, Диоген дал основание считать кинизм скорее образом жизни, чем философией (см. Diog. L. VI 103), что дошло до вашего времени в специфич. значении слова "циник". Ученик Диогена Кратес стал воспитателем Зенона из Китиона (основателя стоицизма). В дальнейшем история кинизма тесно переплетена со стоицизмом. Мн. идеи стоиков (учение о мировом гос-ве, всеобщее равенство, сперматич. логос, сенсуализм и гипостазирование понятия о единичном) непосредственно заимствованы у К. или производны от их идей. С др. стороны, через стоицизм учение К. обогащалось идеями аристотелизма и др. школ, что обнаруживается у поздних К., в частности в утонченной сверхкультурной гипертрофии кинизма у Лукиана. Фрагм.: Fragmenta philosophorum graecorum, Collegit F.W.A. Mullach., v. 2, P., 1881. Лит.: История философии, т. 1, (?. ], 1940, с.146–50; История философии, т. 1, М., 1957, с. 111–12; Дынник ?. ?., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936; Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, М.–Л., 1947; D?mmler F., Antisthenica, Halis, 1882; Вernays J., Lucian und die Kyniker, В., 1879; Schafstaedt H., De Dlogenis epistulis, G?tt., 1892: Capelle W., De Cynicorum epistolis, G?tt., 1896 (Diss.); Gomperz Th., Die Kyniker, "Cosmopolis", 1897, Bd 7, Sept., S. 858–7 ; Jо?l К., Die Auffassung der kynischen Sokratik, "Arch. Gesch. Philos.", 1907, Bd 20, H. 1–2; Geffсken J., Kynika und Verwandtes. Hdlb., 1909; Dudley D., Ahistory of cynicism, L., [1937 ]; H?istad R., Cynic hero and cynic king, Uppsala, 1948; Reither W. H., The origins of the cyrenaic and cynic movements, "Perspectives in Philosophy", 1953, p. 79–90. M. Петров. Ростов-на-Дону.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КИНИКИ
одна из т. н. сократических философских школ Древней Греции. Ее основатели и представители (Антисфен из Афин, Диоген Синопский, Кратет Фиванский и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни. Главное, что от них осталось в сознании последующих поколений, — это не трактаты, которые они писали, а преимущественно анекдоты: бочка Диогена, его просьба к царю Ачександру Македонскому: «Отойди и не засти мне солнца»; брак Кратета, осуществляемый прямо на площади, и т. п.
Примитивность кинического философствования, поражающая при сравнении с виртуозной диалектикой платонизма и аристотелизма, — лишь оборотная сторона стремления всецело сосредоточиться на одной, и притом наиболее простой идее. Мыслить по-кинически — только средство; цель — жить покинически.
Учение киников, созданное в условиях кризиса античного полиса людьми, не имевшими своей доли в гражданском укладе жизни (предтеча кинизма Антисфен был незаконнорожденным), обобщает опыт индивида, который может духовно опереться лишь на самого себя, и предлагает этому индивиду осознать свою извергнутость из патриархальных связей как возможность достичь высочайшего из благ — духовной свободы. Последовав примеру Сократа, киники довели его установки до небывалого радикализма и окружили атмосферой парадокса, сенсации, уличного скандала; недаром Платон назвал Диогена «Сократом, сошедшим с ума». Если Сократ еще демонстрировал уважение к наиболее общим заповедям традиционной патриотической морали, то киники с вызовом именовали себя «гражданами мира» (термин «космополит» был создан ими) и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Именно то положение человека, которое всегда считалось не только крайне бедственным, но и крайне унизительным, избирается ими как наилучшее: Диоген с удовольствием применяет к себе формулу страшного проклятия — «без общины, без дома, без отечества». Киники хотели быть «нагими и одинокими»; социальные связи и культурные навыки казались им мнимостью, «дымом» (в порядке умственного провоцирования они отрицали все требования стыда, настаивали на допустимости кровосмесительства и антропофагии и т. п.). «Дым» нужно развеять, обнажив человеческую сущность, в которой человек должен свернуться и замкнуться, чтобы стать абсолютно защищенным от всякого удара извне. Все виды физической и духовной бедности для киников предпочтительнее богатства: лучше быть варваром, чем эллином, лучше быть животным, чем человеком. Житейское опрощение дополнялось интеллектуальным: в той мере, в какой киники занимались теорией познания, они критиковали общие понятия (в частности, «идеи» Платона) как вредную выдумку, усложняющую непосредственное отношение к предмету
Философия киников послужила непосредственным источником стоицизма, смягчившего кинические парадоксы и внесшего гораздо более конструктивное отношение к политической жизни и к умственной культуре, но удержавшего характерный для киников перевес этики над другими философскими дисциплинами. Образ жизни киников оказал влияние на идеологическое оформление христианского аскетизма (особенно в таких его формах, как юродство и странничество). Типологически школа киников стоит в ряду разнообразных духовных движений, сводящихся к тому, что внутренне разорванное общество восполняет социальную несвободу асоциальной свободой (от йогов и дервишей до современных хиппи). Ист.: Giannantoni G. (ed.) Socratis et Socraticorum Reliquiae, vol. 2. Napoli, 1990, p. 137—587; Антология кинизма, изд. И. M. Нахов. M., 1984,2-е изд.1996.
Лит.; Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969, с. 84—108; Нахов И. М. Киническая литература. М., 1981; Он же. Философия киников. М„ 1982; Dudley D. R. A history of cynicism from Diogenes to the sixth century. L., 1937; Hoistad R. Cynic hero and cynic king. Studies in the cynic conception of man. Uppsala, 1948; Sayre F. The Greek cynics. Bait., 1948; Die Kyniker. Darmstadt, 1986*; Goulel-Cay M.-O. Le cynisme a lepoque imperiale, ANRW II 36. 4, 1990, p. 2720—283.4; Die Kyniker in der modernen Forschung, ed. M. Billerbeck. Amsl., 1991; Downing F. G. Cynics and Christian Origins. Edinburgh, 1992; Le cynisme ancien et ses prolongements, eds. M.-O. Goulet-Caze. R. Goulet. P., 1993; The Philosophy of Cynicism: An Annotated Bibliography, by L. E. Navia, 1995; Navia L. E. Classical Cynicism: A Critical Study, 1996; The Cynics: The Cynic Movement in Antiquity and Its Legacy, ed. R. B. Branham, M.-O. Goulet-Caze. Berkeley—Los Ang.—L., 1997. См. также лит. к ст. Антисфен из Афин, Диоген Синопскии, Кратет Фиванский, Менедем изДампсака, Маним.
С. С. Аверинцев

Источник: Новая философская энциклопедия

КИНИКИ
одна из сократических школ в Др. Греции, отождествлявшая добродетель и благо, практиковавшая природную простоту жизни, такую естественную минимизацию потребностей, когда различие между удовольствием и страданием теряет этическую значимость. Ее основателем считается ученик Сократа Антисфен. Самым ярким и более всех прославившим киническую идею учеником Антисфена был Диоген из Синопа. Из известных К. следует еще назвать ученика последнего Кратста и его жену Гиппархию (оба происходили из богатых аристократических родов); Кратет был учителем Зенона из Китиона. Название школа получила от места преподавательской деятельности Антисфена — гимнасии Киносарг (букв. — «Зоркий пес»), по другой версии — от слова собака, т.к. оппоненты Антисфена и его последователей называли их образ жизни собачьим; последние не рассматривали это как оскорбление, охотно обыгрывали сравнение с собакой, принимали его как самообозначение; Антисфен называл себя истинным псом, на могильном камне Диогена ученики изобразили собаку. Школа эта существовала в 4-3 вв. до н.э., возродилась в 1-3 вв. н.э. и тесно смыкалась с морализирующим стоицизмом. Тогда же были созданы «Письма киников» (фиктивные письма, приписываемые Диогену, Кратету, Мениппу). К. сводили философию к этике, не признавая за физикой и логикой самостоятельной личностно формирующей роли. Общие им всем взгляды могут быть резюмированы в следующих тезисах: а) «предельная цель есть жизнь, согласная с добродетелью» (Диоген Лаэртский, VI, 104), счастье тождественно добродетели; б) добродетели можно научить, и для нее не требуется ничего, кроме силы духа; в) путь к добродетели и способ добродетельной жизни — самоограничение, когда человек живет в простоте и ни в чем и ни в ком не нуждается; К. презирали богатство, славу, общественные условности, вели крайне неприхотливый образ жизни, создали собственную нищенскую «униформу»: короткий двойной плащ на голое тело, нестриженые волосы, посох, сума; г) добродетель проявляется в поступках и не нуждается в особых знаниях. К. в строгом смысле не утверждали, что добродетели довольно для счастья. Их мысль другая и более глубокая: помимо добродетели нет никакого иного блага, к-рое отвечало бы критерию самодостаточности как специфическому признаку счастья. Точно так же опрощение само по себе не было для них самоценной формой счастливой жизни. К. считали, что природа выше обычая, не признавали никаких условностей, лежащих в основе представлений о стыде и приличии, закон называли городской прихотью. Но это не значит, будто они призывали вернуться «назад к природе». Их цель не удовлетворение природных потребностей индивида, а его автаркия: Диоген жил не в лесу, а на городской площади.
В отношении к наслаждениям они были оппонентами киренаиков; и Антисфену, и Диогену приписывают крылатое выражение о том, что лучше сойти с ума, чем наслаждаться. Добродетель, по мнению К., есть достояние, к-рого никто не может отнять, способность довольствоваться немногим — кратчайший путь к ней.
В этом духе следует понимать знаменитую сцену, когда Александр Македонский изъявил желание выполнить любую просьбу Диогена, а тот, занятый склеиванием книжных листов, попросил лишь о том, чтобы царь не загораживал ему солнца: ограничивая потребности, К. добиваются той самой внутренней независимости и свободы, к-рую властители стремятся достичь путем неограниченного удовлетворения потребностей. Согласно античным преданиям, Александр и Диоген осознавали соразмерность их личностных притязаний: однажды Александр подошел к Диогену и сказал: «Я великий царь Александр». «А я собака Диоген», ответил философ. Александру также приписывают слова: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном» (Диоген Лаэртский, VI,60,32). К. вошли в историю философии и культуры дерзостью речей и поступков, эпатирующим поведением (напр., Диоген жил в заброшенной бочке, служившей ранее емкостью для воды, Кратет с Гиппархией могли прилюдно исполнять супружеские обязанности).
В этом нельзя видеть, как полагали некоторые их современники, только превращенную форму тщеславия и гордости. На самом деле речь идет об особом типе философствования. Конкретизируя мысль Сократа о невозможности намеренного зла, К. рассматривали этические суждения в их нравственно обязывающем значении. Они исходили из того, что добродетель человека обнаруживается в поступках, а не в словах. Далее, в отличие от Платона, к-рый сводил добродетель к общим идеям, они подчеркивали ее опытное происхождение. Гиппархия поставила в тупик Феодора с помощью следующего софизма: «Если в чем-то нет дурного, когда это делает Феодор, то в этом нет дурного, и когда это делает Гиппархия; когда Феодор колотит Феодора, то в этом нет дурного, стало быть, когда Гиппархия колотит Феодора, в этом тоже нет дурного» (Диоген Лаэртский. VI,97). Конкретный поступок не умещается в общее правило, он единичен и в этом смысле содержит свою меру в себе; добродетели нельзя научиться, ее можно практиковать. К. не признавали общих моральных идей, кроме идеи о тождестве добродетели и блага, они считали ложными взгляды, к-рые видели благо в чем-то ином, помимо добродетели. Остроумная экстравагантность их суждений и поступков была предметной демонстрацией этой установки. Идея К. о самодовлеющем значении добродетели блокировала важнейшие источники этической теории, связанные с другими частями философии (физикой и логикой), а также с содержательными различиями реальных благ и образов жизни. Она по сути дела оставляла своим приверженцам только возможность практически упражняться в добродетели. Это предопределило судьбу учения К.
В теоретической части оно растворилось в этике стоицизма (стоики очень продуктивно использовали, напр., мысли К. о том, что добро прекрасно, зло безобразно, а все остальное безразлично, что добродетель — одна).
В нормативной части оно трансформировалось в анархиствующие формы социальной критики и нравственного эпатажа, потерявшие связь с кинической школой или вульгаризировавшие се до такой степени, что само слово «киник» (циник) приобрело негативный смысл и в этом качестве стало нарицательным. Настаивая на различии между школой К. и киническими мотивами в мышлении и нравах, следует вместе с тем подчеркнуть, что только благодаря школе мы можем идентифицировать кинизм как особый пласт культуры. Л и т.: Антология кинизма. М.: Наука, 1984; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [VI]. М.: Мысль, 1979; Нахов ИМ. Философия киников. М.: Наука, 1982. А.Л.Гусейнов.

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

КИНИКИ
КИНИКИ (греч. ?? ???????, лат. cynici - циники), школа киников, одна из т. н. сократических философских школ; основателями считаются, по разным данным, сократик Антисфен Афинский и Диоген Синопский. Киническое движение просуществовало не менее 800 лет, с 4 в. до н. э. по 4 в. н. э.; поскольку традиция была почти прервана в период 2-1 вв. до н. э. и затем возобновлена, можно говорить о двух периодах в истории кинизма: раннем (древнем) и римском.     Название школы происходит от прозвища Диогена ???? - «пес», по другому объяснению - от афинского гимнасия «Киносарг» (??????????), где занимался с учениками Антисфен. Большинство исследователей признают, что учеба Диогена Синопского у Антисфена является позднейшей легендой с целью утверждения непрерывного школьного преемства от киников к Сократу. (В признании этого преемства были со своей стороны заинтересованы стоики, стремившиеся возвести непрерывную цепочку к Сократу от Зенона через Кратета: Сократ - Антисфен - Диоген - Кратет Фиванский - Зенон из Кития).     Основные представители. С киническим направлением традиционно связывают деятельность Антисфена, Диогена Синопского, Кратета Фиванского, Гиппархии, Метрокла из Маронеи, Биона Борисфенита, Фи-лиска Эгинского, Менедема из Лампсака, Монима из Сиракуз, Онесикрита, Телета из Мегары, Мениппа из Гадары; в эпоху Римской империи -Деметрия Киника, Демонакта, Лукиана из Самосаты, Эномая из Гадары, Гераклия Киника, против которого писал имп. Юлиан, большой почитатель киников древних. О том, что кинизм продолжал свое существование и позднее, можно сделать вывод на основании замечания Августина о том, что в его время из всех греческих школ остались только киники, перипатетики и платоники (С. Acad. Ill 19, 42).     Источники. Из оригинальных кинических сочинений сохранились стихотворные фрагменты Кратета Фиванского, фрагмент сочинения Онесикрита, цитируемый Страбоном, диатрибы Телета («О явлении и сущности», «Об автаркии», «Об изгнании», «О бедности и богатстве», «О том, что удовольствие не является целью жизни», «О превратностях судьбы», «Об апатии»), фрагменты диатриб Биона Борисфенита и сочинения «Обличение обманщиков» Эномая из Гадары. Не во всем достоверные сведения о киниках содержатся в доксографической литературе (Диоген Лаэртий, Евсевий Кесарийский, словарь Суда), псевдоэпиграфике (письма Диогена, Кратета, Мениппа), романтизированное восприятие кинизма представлено в диатрибах стоика Эпиктета, некоторых речах Диона из Прусы и Максима Тирского, трактатах и речах имп. Юлиана. Свидетельства о древних киниках собраны Габриеле Джанантони (GIANNANTONI, SSR И).     У киников не было авторитетного канона сочинений. Этому в немалой степени способствовали отсутствие института школы (с Киносаргом не связывают деятельность или обучение ни одного из киников) и сам характер учения: предпочтение устного слова, тяга к художественной литературе, маргинальным жанрам, анекдоту, пародии. Излюбленные жанры кинической литературы: диалог, диатриба, сборники изречений-хрий, сатиры, письма; практически не известно трактатов, тем более комментариев или учебников; единственное произведение в жанре «воспоминаний» было написано основателем Стой Зеноном Китийским («Воспоминания о Кратете», в подражание Ксенофонту). Поскольку киники признавали авторитет Диогена Синопского, посвященная ему устная традиция (попытки ее документировать были предприняты достаточно рано: Метрокл из Маронеи составил первый сборник изречений Диогена, Ь. L. VI 41) может считаться общешкольным каноном, постепенно сложившимся в результате идеализации образа того, кто воспринимался в традиции основателем школы.     Киническая философия. Радикально-асоциальные установки киников (отказ от соблюдения принятых в полисе моральных норм и правил поведения, странничество, нищенство, эпатаж) часто препятствовали некоторым античным авторам признавать киников философской школой (ср. D. L. VI 103, мнение Гиппобота; Варрон полагал, что киники не составляют школы, но представляют лишь особый стиль жизни, совместимый с любой школой, ар. Aug. Civ. D. XIX 1), однако это было, скорее, исключением, и даже поздние неоплатоники говорят о «философах-киниках» наряду с прочими (см. Amm. In Cat. 2, 2-7; Elias. In Cat. Ill, 1-32). Часто философские установки киников приходится реконструировать на основании только биографической литературы, что оправдано в той мере, в какой киническая школа была школой в смысле определенного умонастроения, а киническая философия -своеобразным киническим образом жизни (????? / ?????? ??? ????), причем язык этой философии не был ограничен устным или письменным словом, но включал и алогичный язык жестов, одежды, образов. Объединявший киников в единое духовное явление стиль жизни имел наглядное выражение в знаменитом «костюме киника»: короткий двойной плащ на голое тело («трибон»), длинные волосы и борода, посох странника, босые ноги, котомка нищего через плечо («пера»).     В отсутствие школьной институции и авторитетных текстов обучение кинической философии в ранний период происходило благодаря общению учителя с учеником, который непосредственно убеждался в преимуществе кинического образа жизни. После философского «обращения» следовал резкий разрыв с прежней жизнью, домом и отечеством, ученик принимал новую внешнюю атрибутику («надевал костюм киника») и начинал жить по-новому, подражая учителю в искусстве автаркии, свободы и обличения порока (киники считали, что их философия проста и следует природе, так что после уяснения азов ей можно обучиться самостоятельно) - так, Диоген оставил прошлую жизнь, Кратет бросил обеспеченный дом в Фивах, имущество и распустил слуг, а Гиппархия, бросив все, стала женой Кратета; ее брат Метрокл оставил учебу в Ликее, распустил слуг и стал последователем Кратета. Переход к кинизму был более плавным для выходца из социальных низов Монима из Сиракуз; обретя свободу, бывший раб стал киником, стал носить сразу три котомки и начал писать книги. Другой ученик Кратета, Менипп, также был из рабов и также свое обращение отметил литературным творчеством, изобретя жанр произведения «наполовину смешного, наполовину серьезного» (?????????????), Менипповой сатиры.     Киники и Сократ. На связь киников с Сократом уже в Античности указывали неоднократно: 1) родоначальником школы вместе с Диогеном считался сократик Антисфен; 2) Платон называл Диогена Синопского «сумасшедшим Сократом»; 3) когда Зенон из Кития, прочтя в Афинах «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта, захотел найти его последователей, ему указали на Кратета Фиванского. Киники могут быть отнесены к сократической традиции в той мере, в какой их связывает с Сократом 1) обращенность к этической проблематике; 2) учение о тождестве добродетели и знания; 3) критицизм: установка на спор и опровержение оппонента; 4) внешний простецкий вид. Самоосознание киников как последователей Сократа имело одним из следствий систематическую критику Платона (то же впоследствии у стоиков), ибо платонизм воспринимался как искажение истинно сократовского учения.     Кинический дискурс отличало морализаторство, признание целью жизни добродетель (ср. D. L. VI 104), всякое отклонение от которой воприни-малось как порок. По Диогену Селевкийскому, кинизм — это «кратчайший путь к добродетели» (VII 121). Добродетель же - в разуме, порок - в неразумии. Традиционная, хотя и упрощенная постановка вопроса о добродетели сочеталась у киников с неприятием всякой традиции. Диоген Синопский призвал «переоценить ценности» того общества, которое не способно жить по разуму и добродетели вплоть до полного отвержения, вместе с его законами, которые не служат справедливости, и вместе с образованием, науками (геометрией, музыкой и т. д.) и школьной философией, которые занимают душу бесполезными вещами. Исходная линия кинического философствования была продолжением известного из истории софистики противопоставления «природы» и «закона». Киники выбрали природу и отвергли закон, трактуя его как совокупность тех ложных ценностей, которые подлежат переоценке. В эллинистических монархиях новой постклассической эпохи киникам осталось право быть свободными лишь ценой своего гражданского статуса, и они им воспользовались, выбрав асоциальную свободу в несвободном обществе.     Единственное известное произведение кинической литературы, посвященное изложению социально-политических идей - «Государство» Диогена Синопского (реплика на платоновское). Диоген проповедовал, что людям следует брать пример у животных, живущих более целесообразно и просто; им следует отказаться от оружия, денег и прочих бесполезных вещей; ввести общность жен и детей, допустить полную сексуальную свободу, инцест и даже каннибализм (последний обосновывался тем, что тело человека состоит из тех же элементов, что и растения и прочие тела, употребимые в пищу, D. L. VI 79). Достойные примеры подражания киники находили не только у животных, но и у варваров: были популярны индийские гимнософисты (см. Онесикрит) и скифы, особенно Анахарсис, которому в кинической среде приписали серию фиктивных писем, пропагандирующих основы кинизма. Был востребован и жанр утопии: Кратет написал гекзаметрическую поэму про остров-государство «Пера», населенный счастливыми и ни в чем не нуждающимися людьми. Идеал самодостаточности, автаркии, был одним из ведущих в системе ценностей кинизма. С ним было связано требование обходиться минимумом для удовлетворения насущных нужд, отказ от привычных вещей (зачем изобилие в еде, когда достаточно хлеба с водой для утоления голода и жажды, зачем жить в доме с крышей, если укрыться можно и в большой бочке, зачем пить из чашки, когда можно из ладони, и т. д.). Кинический образ жизни включал суровые аскетические требования, воздержность, твердость духа (апатия).     Антигедонизм киников был доведен ими до того предела, где их современники усматривали безумие (Диоген говорил: «Я предпочел бы безумствовать, чем наслаждаться»). В соединении представления о ложности всякого стыда (ибо это всего лишь требование «закона») и установки на борьбу с удовольствиями можно искать объяснение некоторым особенно скандальным деяниям киников, в частности браку (?????????) на площади Кратета и Гиппархии. Чувственное удовольствие, учили киники, безразлично, его нужно полностью исключить из всех поступков (даже тех, что связаны с переживанием удовольствий), но в таком случае не остается причин скрывать и супружеское соединение, согласное с природой. Т. обр., хотя приверженцы кинизма проповедовали воздержность и аскетизм, с точки зрения норм нравственности, с которыми они не считались, их поведение было безнравственнее и распущеннее, напр., проституции, которую клеймил Диоген.     Киники имели славу безбожников, критиков государственных культов и обрядов (в римский период Эномай из Гадары только за антирелигиозную направленность своего сочинения «Обличение обманщиков» воспринимался как киник). Судя по имеющимся фрагментам, киники выступали главным образом против многочисленных суеверий. Для них религия была порождением «закона», «обычая», а не «природы» (ср. слова Антисфена о том, что люди придумали множество богов, тогда как по природе существует один). В кинизме было распространено почитание героя Геракла как покровителя бедняков (и покровителя Киносарга), в несколько более позднее время — также богини Тихе (????).     Свобода речи (????????) - одна из примет кинического дискурса. Это было усвоенное киниками право говорить резко, невзирая на авторитеты, хлестко, насмешливо и часто приниженно о вещах важных. Диоген считал парресию главным своим достижением в философии. Связанные с привычкой к обличению психологические опасности емко выразил Гален, назвав кинизм «кратчайшим путем к тщеславию» (Galen. De peccat. dign., t. 5, p. 71 K?hn); отношение к киникам Галена, как и многих других авторов (ср., напр., Apul. Flor. 7, 10-13), было обусловлено прежде всего неприятием ки-нической убежденности в бесполезности всех наук, мешающих, по их мнению, увидеть главный предмет философии - человека.     Свобода говорить в кинической системе ценностей была неразрывно связана со свободой жить независимо от условных рамок государства (в котором они часто не были полноправными гражданами). Киники ввели в философский словарь новый термин, назвав себя «космополитами», гражданами не отдельного города, но «космополиса», всего мира (термин впоследствии подхватили и развили в своем учении стоики). Почти все киники, по сообщениям историков, совершали далекие путешествия во все концы известного грекам мира, во время которых могли в полной мере применять свое аскетическое искусство жить согласно природе.     Кинизм послужил непосредственным источником стоицизма, смягчившего кинические парадоксы и внесшего более конструктивное отношение к политической жизни и к умственной культуре, но удержавшего характерный для киников перевес этики над другими философскими дисциплинами. Образ жизни киников оказал влияние на идеологическое оформление христианского аскетизма (особенно в таких его формах, как юродство и странничество).     Источники: GIANNANTONI, SSR I, 19902, p. 137-587 (cap. V: Antisthenis, Diogenis, Cratetis et Cynicorum veterum reliquiae); Teletis reliquiae. Ed. O. Hense. Tub., 1909 (Hldh., 1969); Антология кинизма. Изд. подг. И. M. Нахов. M., 1984 (19962).     Лит: Dudley D. R. A history of cynicism from Diogenes to the sixth century, L., 1937; HoistadR. Cynic hero and cynic king. Studies in the cynic conception of man. Uppsala, 1948; Sayre F. The Greek cynics. Bait., 1948; Rankin H. D. Sophists, Socratics and Cynics. L., 1983; Die Kyniker. Darmst., 1986; Goulet-Caz? M.-O. L´asc?se Cynique. P., 1986; Eadem. Le cynisme ? l´?poque imp?riale, - ANRW II 36, 4, 1990, S. 2720-2833; Die Kyniker in der modernen Forschung. Ed. M. Billerbeck. Amst., 1991; Downing F G. Cynics and Christian Origins. Edinb., 1992; Le cynisme ancien et ses prolongements. Ed. by M.-O. Goulet-Caz?, R. Goulet. P., 1993; Navia L. E. Classical Cynicism: A Critical Study. 1996; The Cynics: The Cynic Movement in Antiquity and Its Legacy. Ed. by R. B. Branham, M.-O. Goulet-Caz?. Berk.; L. Ang.; L., 1997; D?ring К. Antisthenes, Diogenes und die Kyniker der Zeit vor Christi Geburt, - GGPh, Antike 2. 1, 1998, S. 267-321; ЛОСЕВ, ИАЭ П. Софисты. Сократ. Платон. M., 1969, с. 84-108; Нахов И. М. Киническая литература. М., 1981; Он же. Философия киников. М., 1982.     Библ.: The Philosophy of Cynicism: An Annotated Bibliography. Ed. by L. E. Navia. 1995. См. также лит. к ст. Антисфен, Диоген Синопский, Кратет Фиванский, Менедем из Лампсака.     М. А. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
481.82 кб

Киники-парадоксологи - радикальные софистики

Кучковский Павел Валерьевич
В этом компаративистском анализе мы видим свою задачу показать идейную преемственность, существующую между софистами и киниками и зафиксированную значительным числом авторитетных авторов.
Читать PDF
375.96 кб

Экзистеициая смерти в античной философии: киники, стоики, Плотин

Гагарин А.С.
В статье исследуются античные корни философского отношения к смерти (в период от кинической и стоической философии до Плотина). Античные мыслители показали, что смерть является средством самоидентификации.
Читать PDF
98.95 кб

Антисфен: киник или аристократ?

Протопопова Ирина, Гараджа Алексей
Рецензия на диссертацию: Kennedy, William John, ed. (2017) Antisthenes’ Literary Fragments: Edited with Introduction, Translations, and Commentary.
Читать PDF
104.96 кб

2003. 02. 040. Танк Дж. Эстетика киников в трактовке М. Фуко. Tanke J. J. cynical aesthetics: a them

Мордвинцева Л. П.
Читать PDF
187.29 кб

Социолингвистические аспекты философской риторики киников

Найман Евгений Артурович
Данная статья посвящена анализу особенностей кинической коммуникации и проблем ее интерпретации. В работе осуществляется попытка использования социологической теории самовыражения И.

Похожие термины:

  • ДИОГЕН-КИНИК из Синопа

    греч. философ, ученик Антисфена — основателя кинической школы (Клиники); довел воззрения своего учителя до самых крайних выводов. Как и Антисфен, он признавал только единичное, критикуя учение Пла
  • ДИОГЕН КИНИК

    413- 323 г. до н. э.) - греческий философ, мизантроп; испытывал презрение к богатству, жил в бочке, удалясь от людей. В ясный полдень он появился в Афинах с фонарем и объяснил: “Ищу человека»